Скачать 72.87 Kb.
|
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» 6 кл. Разработала Литашова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ Зареченская ООШ г. Калязина Тверской области Цели и задачи:
Оборудование:
Эпиграф: Пламя ударило в небо! - Ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» - Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: Я или Родина. Самое лучшее и дорогое – Родина. Горе твоё – это наше горе, Родина. Роберт Рождественский Ход урока
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Прошло более шестидесяти лет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, Но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени своя память. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить… Мы знаем о той войне из книг, фильмов, воспоминаний. Но особенно точно чувства людей, переживших боль, горечь поражений и радость победы, передаёт поэзия. Казалось бы, на войне не до искусства, но без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить. И поэзия была самым популярным жанром в эти годы.
5.Работа в тетрадях. По ходу урока учащиеся записывают в тетради тему урока, эпиграф, имена поэтов, названия изучаемых стихотворений. 6.Реализация домашнего задания. Дома вы прочитали стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины» и Д.Самойлова «Сороковые». Вопросы и задания.
7. Звучит фрагмент песни А.Новикова и Л.Ошенина «Эх, дороги». Учитель. Эта песня была написана в ноябре 1945 года композитором А.Новиковым и поэтом Л.Ошаниным. Слова и музыка этой песни доходили до сердца каждого слушателя. Эта песня – воспоминание о пройденных дорогах войны. Давайте и мы с вами пройдём этими трудными дорогами. Проблемный вопрос, на который мы должны будем ответить в ходе работы, звучит так: «Какое чувство, выраженное в стихотворениях К.Симонова и Д. Самойлова, двигало русскими людьми, сумевшими одержать великую победу, и как поэтам удалось донести его до читателя?» (Слайд № 6) 8. К.Симонов (1915 – 1979). «Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины…» (Слайд № 7)
Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало популярным в народе? (В нём не просто говорится о войне, о её трудностях, стихотворение передаёт переживания, боль и стыд бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу наполнено лиризмом, искренностью).
9. Д.С.Самойлов (1920 – 1990). «Сороковые» (Слайд № 8)
Война закончилась, но боль не утихла. Шире и глубже понять трагедию тех лет можно было лишь спустя годы.
Д.Самойлов – поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушёл на фронт. Самым известным его стихотворением стало стихотворение «Сороковые». Это произведение о войне, о юности, о мечтах и испытаниях. Но написано оно не во время войны, не на фронте. Почти два десятилетия спустя поэт вспомнил «сороковые, роковые». С высоты зрелого возраста вспоминает поэт себя, «худого, весёлого и задорного», вспоминает с тёплой грустью.
Проблемный вопрос: Как в стихотворении выражен мотив пути, пути человека, пути поколения, пути страны в годы войны? Как через этот мотив автор выражает основную мысль стихотворения? Какую? Вопросы для работы в парах (3мин. на обдумывание).
Стихотворение анализируем по смысловым частям, рассматривая все их особенности. Композиция стихотворения: 7 строф, 3 смысловые части. 1 часть (1 и 2 строфы) (Слайд № 9) Создаётся общий вид, широкая панорама, временная и пространственная. Передано движение («перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «кочуют с запада к востоку»). Ощущение космической широты («Просторно. Холодно. Высоко»). Аллитерация – повтор согласных звуков р, к, г (горе, рок). Эпитеты сороковые, роковые, военные, фронтовые, похоронные, эшелонные, просторно, холодно, высоко передают ощущение тревоги, общей боли, вселенского горя. Инверсия «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные». Односоставные предложения выражают ощущения холода, неустроенности в этом мире. Многоточие (размышление, переход к новой части, к новому кадру). Обще настроение торжественной трагедийности. 2 часть (3, 4, 5, строфы) (Слайд № 10) Создан образ лирического героя, стоящего на полустанке «в своей замурзанной ушанке». Каков же этот герой? Эпитеты худой, весёлый, задорный (молодость, беззаботность), «я на белом свете» (сопричастность с миром). Лексика меняется, становится конкретной, появляются разговорные слова (замурзанной). Герой – обычный человек, простой парень. Анафора – повтор союза И – соединяет военные воспоминания в одну череду. Общее настроение оптимизма, свойственное молодости («И всё на свете понимаю»), ироническая усмешка над собой. 3 часть (7 и 8 строфы)(Слайд № 11) Конкретной картины нарисовать нельзя. Аллитерация (р, к, г) Эпитеты меняются: военные – свинцовые, фронтовые – пороховые (герой прошёл войну, узнал, что такое порох и свинец). Олицетворение «Война гуляет по России» (противоестественность). Ключевые слова война, беда, мечта, юность, Россия. Местоимение мы вместо я во 2 части (лирический герой олицетворяет собой целое поколение, судьба которого была исковеркана войной). Интонация. 1 предложение ( !) – трагедия. 2 предложение (! )– непонимание, недоумение. 3 предложение (!..) – осознание истинной трагедийности пришло намного позже, наводит на грустные размышления. 4 предложение (…) – размышления, воспоминания. 5 предложение (!) - антитеза, так не должно быть! В настроении уже нет ни усмешки, ни высокой трагедийности, остаётся спокойное, чуть грустное понимание пережитого столкновения мечты и беды, юности и войны. Обращение к проблемному вопросу(слайд № 12). В стихотворении показан жизненный путь отдельного человека во время войны, этот путь он прошёл вместе со своим поколением, вместе со своей Родиной. Выразительное чтение стихотворения. Учитель. Война – это великая трагедия, трагедия страны и каждого отдельного человека. Несопоставимы понятия молодость и война. Но разве могли эти безусые мальчишки не встать на защиту своей страны? Звучит стихотворение Игоря Карпова «Уходили мальчики» (учащийся читает наизусть). 10.Итог урока. Обращение к эпиграфу(слайд № 13). Учитель. Русский народ смог одержать победу в Великой Отечественной войне потому, что им двигало чувство огромной любви к Родине, потому что весь народ, от мала до велика, встал на её защиту, не отделяя свою судьбу от судьбы Родины, переживая вместе с ней горечь поражений и радость Великой Победы. Русские поэты очень точно и ярко смогли выразить чувства русских людей, сумевших с честью пройти суровые дороги войны. (Звучит музыка) 11. Оценивание работы учащихся. 12. Домашнее задание. 1. Выучить стихотворение Д. Самойлова «Сороковые» наизусть. 2. Написать сочинение – анализ «Моё любимое стихотворение о Великой Отечественной войне». 3. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению. 13. Рефлексия. (Слайд № 14) |
Конспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9... Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | Тема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков.... Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа | ||
Конспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была... Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... | «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов» Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они... | ||
«Великая Отечественная война: 65 лет памяти» «Великая Отечественная война: 65 лет памяти» : результаты областного исследования / Волгогр обл юнош б-ка; инновац метод отд.; сост.... | Конспект учебного занятия по теме «Рукопашный бой» Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской... Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | Начальная общеобразовательная школа №992 «излучина» Конспект развивающего... Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | ||
Класс: 7 Зачёт №3 «Великая Отечественная война в художественной литературе». 1 Опишите день жизни бойца Николая Стрельцова (М. Шолохов «Они сражались за Родину») | Рабочая программа Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | ||
«Осень в творчестве русских композиторов» Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на... | Конспект урока по теме: Ода Горация «к мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 вв Цели урока: познакомить учащихся с переводом оды Горация; совершенствовать навыки сопоставительного анализа лирического произведения;... | ||
Образ Наполеона в стихотворениях поэтов и писателей 19 века Воронежской области» конкурс «Литературный лабиринт» (Отечественная война 1812 года в русской литературе) Реферат на тему: «Образ... | Уроку. Рабочий лист (для групп 1-2) Тема урока Великая Отечественная война (1941—1945) — война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Великая Отечественная война в русской литературе. В,В,Быков «Обелиск», К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой». В. П. Некрасов «В окопах... | Домашнее задание на 12 января 2013 года Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... |