Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов»





Скачать 72.87 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов»
Дата публикации03.07.2015
Размер72.87 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Военное дело > Конспект
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» 6 кл.

Разработала Литашова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ Зареченская ООШ г. Калязина Тверской области

Цели и задачи:

  • рассказать о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны;

  • показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;

  • выявить ведущие темы и мотивы лирики военного времени;

  • продолжить работу по обучению анализу лирического текста;

  • развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;

  • поэтические сборники

Эпиграф:
Пламя

ударило в небо! -

Ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте

на помощь…» -

Родина.

Славы

никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого:

Я

или

Родина.


Самое лучшее

и дорогое –

Родина.

Горе твоё –

это наше

горе,

Родина.

Роберт Рождественский
Ход урока


  1. Организационный момент. Рефлексия. (Слайд № 2)

  2. Музыка.

  3. Слово учителя.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Прошло более шестидесяти лет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война,

Но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени своя память.

Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить…

Мы знаем о той войне из книг, фильмов, воспоминаний. Но особенно точно чувства людей, переживших боль, горечь поражений и радость победы, передаёт поэзия.

Казалось бы, на войне не до искусства, но без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить. И поэзия была самым популярным жанром в эти годы.


  1. Сообщение темы урока, его целей и задач (слайд № 3), чтение и определение основной мысли эпиграфа (слайд № 4).

  1. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворениями о Великой Отечественной войне, поговорим о роли поэзии в эти годы, проследим, какие чувства, мотивы были определяющими в военной лирике, продолжим обучение анализу лирического текста, обучению выразительному чтению.

  2. В работе на уроке мы будем использовать следующие литературоведческие термины (слайд № 5):

  • тема произведения;

  • идея;

  • проблема;

  • мотив;

  • композиция;

  • эпитет;

  • метафора;

  • олицетворение;

  • антитеза;

  • аллитерация;

  • анафора;

  • инверсия



5.Работа в тетрадях.

По ходу урока учащиеся записывают в тетради тему урока, эпиграф, имена поэтов, названия изучаемых стихотворений.
6.Реализация домашнего задания.

Дома вы прочитали стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины» и Д.Самойлова «Сороковые».

Вопросы и задания.

  • Какая тема и мотив объединяют эти стихотворения? (Тема войны, мотив дороги, пути)

  • Подберите синонимы к слову дорога. (Путь, тропа, тропинка)

  • Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? (Движение вперёд – победное, назад – отступление)

  • Определите переносное значение слов дорога, путь. (Жизненный путь человека, поколения, путь страны в историческом развитии)

  • Путь человека в жизни и страны могут быть различны?

7. Звучит фрагмент песни А.Новикова и Л.Ошенина «Эх, дороги».

Учитель. Эта песня была написана в ноябре 1945 года композитором А.Новиковым и поэтом Л.Ошаниным. Слова и музыка этой песни доходили до сердца каждого слушателя. Эта песня – воспоминание о пройденных дорогах войны. Давайте и мы с вами пройдём этими трудными дорогами.
Проблемный вопрос, на который мы должны будем ответить в ходе работы, звучит так: «Какое чувство, выраженное в стихотворениях К.Симонова и Д. Самойлова, двигало русскими людьми, сумевшими одержать великую победу, и как поэтам удалось донести его до читателя?» (Слайд № 6)
8. К.Симонов (1915 – 1979). «Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины…» (Слайд № 7)

  • Сообщение учащихся о К.Симонове.

  • Чтение стихотворения (аудиозапись авторского исполнения).

  • Вопрос на общее восприятие стихотворения.

Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало популярным в народе? (В нём не просто говорится о войне, о её трудностях, стихотворение передаёт переживания, боль и стыд бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу наполнено лиризмом, искренностью).

  • Вопросы для работы в парах.

  1. Какие картины войны изображает поэт?

  2. Как создаётся образ русской земли?

  3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.

  • Учитель. Стихотворение «Ты помнишь, Алёша…» об отступлении, о горьком и тяжёлом пути назад. И всё же наряду с чувствами боли, переживания звучит вера в то, что настанет момент, когда русские войска будут двигаться вперёд. Как автору удалось это передать? (В стихотворении передано чувство гордости за русскую землю, за русский народ, а значит, и любовь к ней. Невозможно отдать родную землю на растерзание врагам).


9. Д.С.Самойлов (1920 – 1990). «Сороковые» (Слайд № 8)

  • Учитель. Чувство любви к Родине, гордость за неё, тревога за судьбу России были наиболее остро осознаны в годы Великой Отечественной войны. Поэты жили вместе с народом, в своих произведениях они предавали его боль и радость, гнев и любовь.

Война закончилась, но боль не утихла. Шире и глубже понять трагедию тех лет можно было лишь спустя годы.

  • Сообщение учащихся о Д.Самойлове.

Д.Самойлов – поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушёл на фронт. Самым известным его стихотворением стало стихотворение «Сороковые». Это произведение о войне, о юности, о мечтах и испытаниях. Но написано оно не во время войны, не на фронте. Почти два десятилетия спустя поэт вспомнил «сороковые, роковые». С высоты зрелого возраста вспоминает поэт себя, «худого, весёлого и задорного», вспоминает с тёплой грустью.

  • Чтение стихотворения наизусть (учащийся).

  • Анализ стихотворения.

Проблемный вопрос:

Как в стихотворении выражен мотив пути, пути человека, пути поколения, пути страны в годы войны? Как через этот мотив автор выражает основную мысль стихотворения? Какую?

Вопросы для работы в парах (3мин. на обдумывание).

  1. Какова композиция стихотворения? На какие три части можно его разделить? Какие картины можно нарисовать, читая каждую часть?

  2. Приведите примеры аллитерации в стихотворении, определите её роль.

  3. Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные в стихотворении, определите их роль.

  4. Как меняется лексический строй по ходу стихотворения? Назовите ключевые слова каждой его части. Какова роль лексического повтора?

  5. Приведите примеры инверсии, анафоры, определите их роль.

  6. Как меняется интонация стихотворения? Объясните постановку многоточия, восклицательных знаков.

Стихотворение анализируем по смысловым частям, рассматривая все их особенности.
Композиция стихотворения: 7 строф, 3 смысловые части.

1 часть (1 и 2 строфы) (Слайд № 9)

Создаётся общий вид, широкая панорама, временная и пространственная. Передано движение («перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «кочуют с запада к востоку»). Ощущение космической широты («Просторно. Холодно. Высоко»).

Аллитерация – повтор согласных звуков р, к, г (горе, рок).

Эпитеты сороковые, роковые, военные, фронтовые, похоронные, эшелонные, просторно, холодно, высоко передают ощущение тревоги, общей боли, вселенского горя.

Инверсия «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные».

Односоставные предложения выражают ощущения холода, неустроенности в этом мире.

Многоточие (размышление, переход к новой части, к новому кадру).

Обще настроение торжественной трагедийности.

2 часть (3, 4, 5, строфы) (Слайд № 10)

Создан образ лирического героя, стоящего на полустанке «в своей замурзанной ушанке». Каков же этот герой?

Эпитеты худой, весёлый, задорный (молодость, беззаботность), «я на белом свете» (сопричастность с миром).

Лексика меняется, становится конкретной, появляются разговорные слова (замурзанной).

Герой – обычный человек, простой парень.

Анафора – повтор союза И – соединяет военные воспоминания в одну череду.

Общее настроение оптимизма, свойственное молодости («И всё на свете понимаю»), ироническая усмешка над собой.

3 часть (7 и 8 строфы)(Слайд № 11)

Конкретной картины нарисовать нельзя.

Аллитерация (р, к, г)

Эпитеты меняются: военные – свинцовые, фронтовые – пороховые (герой прошёл войну, узнал, что такое порох и свинец).

Олицетворение «Война гуляет по России» (противоестественность).

Ключевые слова война, беда, мечта, юность, Россия. Местоимение мы вместо я во 2 части (лирический герой олицетворяет собой целое поколение, судьба которого была исковеркана войной).

Интонация.

1 предложение ( !) – трагедия.

2 предложение (! )– непонимание, недоумение.

3 предложение (!..) – осознание истинной трагедийности пришло намного позже, наводит на грустные размышления.

4 предложение (…) – размышления, воспоминания.

5 предложение (!) - антитеза, так не должно быть!

В настроении уже нет ни усмешки, ни высокой трагедийности, остаётся спокойное, чуть грустное понимание пережитого столкновения мечты и беды, юности и войны.
Обращение к проблемному вопросу(слайд № 12). В стихотворении показан жизненный путь отдельного человека во время войны, этот путь он прошёл вместе со своим поколением, вместе со своей Родиной.

Выразительное чтение стихотворения.

Учитель. Война – это великая трагедия, трагедия страны и каждого отдельного человека. Несопоставимы понятия молодость и война. Но разве могли эти безусые мальчишки не встать на защиту своей страны?
Звучит стихотворение Игоря Карпова «Уходили мальчики» (учащийся читает наизусть).
10.Итог урока.

Обращение к эпиграфу(слайд № 13).

Учитель. Русский народ смог одержать победу в Великой Отечественной войне потому, что им двигало чувство огромной любви к Родине, потому что весь народ, от мала до велика, встал на её защиту, не отделяя свою судьбу от судьбы Родины, переживая вместе с ней горечь поражений и радость Великой Победы. Русские поэты очень точно и ярко смогли выразить чувства русских людей, сумевших с честью пройти суровые дороги войны.

(Звучит музыка)

11. Оценивание работы учащихся.

12. Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение Д. Самойлова «Сороковые» наизусть.

2. Написать сочинение – анализ «Моё любимое стихотворение

о Великой Отечественной войне».

3. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.

13. Рефлексия. (Слайд № 14)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» iconКонспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» iconТема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков....
Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» iconКонспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была...
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» icon«Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов»
Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они...
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» icon«Великая Отечественная война: 65 лет памяти»
«Великая Отечественная война: 65 лет памяти» : результаты областного исследования / Волгогр обл юнош б-ка; инновац метод отд.; сост....
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» iconКонспект учебного занятия по теме «Рукопашный бой»
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» iconНачальная общеобразовательная школа №992 «излучина» Конспект развивающего...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» iconКласс: 7 Зачёт №3 «Великая Отечественная война в художественной литературе». 1
Опишите день жизни бойца Николая Стрельцова (М. Шолохов «Они сражались за Родину»)
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» iconРабочая программа
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» icon«Осень в творчестве русских композиторов»
Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на...
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» iconКонспект урока по теме: Ода Горация «к мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 вв
Цели урока: познакомить учащихся с переводом оды Горация; совершенствовать навыки сопоставительного анализа лирического произведения;...
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» iconОбраз Наполеона в стихотворениях поэтов и писателей 19 века
Воронежской области» конкурс «Литературный лабиринт» (Отечественная война 1812 года в русской литературе) Реферат на тему: «Образ...
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» iconУроку. Рабочий лист (для групп 1-2) Тема урока
Великая Отечественная война (1941—1945) — война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии,...
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великая Отечественная война в русской литературе. В,В,Быков «Обелиск», К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой». В. П. Некрасов «В окопах...
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» iconДомашнее задание на 12 января 2013 года
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск