Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»





Скачать 56.02 Kb.
НазваниеИзображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»
Дата публикации03.07.2015
Размер56.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Тема урока: Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Цели урока.

Обучающие: познакомить с лирикой о Великой Отечественной войне; показать значение поэзии в годы Великой Отечественной войны, познакомить с боевыми подвигами и военными буднями, описанными в стихах о войне.

Развивающие: развивать умение анализировать лирическое произведение, развивать навык исследовательской работы.

Воспитательные: продолжить работу по военно-патриотическому воспитанию.
Оборудование: портреты поэтов, запись песни «Священная война», иллюстрации на тему Великой Отечественной войны, фонохрестоматия.
Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

С каждым годом все дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего на смерть, и подвиг народа-труженика, ковавшего эту победу в тылу. Скоро мы будем отмечать 65-летие Великой Победы. Победа над фашизмом была спасением для всего мира.

II. Подготовка к восприятию темы.

- Что вы знаете об этой войне?
1. Выступление учащихся (опережающее задание).
2. Чтение учебника (с. 164)
3. Слово учителя.

Весь советский народ поднялся на защиту Родины. В боях с захватчиками советские воины проявляли чудеса героизма.

Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя-фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, пробирающийся по разбитой дороге, партизанская землянка, блиндаж.

Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.

4. Запись песни «Священная война» (слова В.Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова). На экране слайды о Великой Отечественной войне.

III. Слово учителя о Д. Самойлове.

Поэтом фронтового поколения является Давид Самойлов. Как и многие сверстники, он ушел на фронт и прошел через всю войну. «Сороковые, роковые» вторглись в юность поэта, вырвали из привычной жизни. Столкновение мечты и беды, юности и войны – в этом трагедия военного поколения.
2. Чтение стихотворения «Сороковые», исполняет заслуженный артист России Борис Галкин.
3. Анализ стихотворения (учебник, с.166-167). Беседа с классом.

- Каким настроением проникнуто стихотворение Д. Самойлова «Сороковые»?

- Особой грустью.

- Поэт вспомнил «сороковые» почти 20 лет спустя. Это позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет. Как показана картина войны в этом стихотворении?

- Атмосферу войны автор передает немногими деталями: это «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», а также «погорельцы», которые кочуют с запада к востоку.

- Какие эпитеты использует поэт для описания 1940-х?

- «Сороковые» – это и «роковые», и «военные», и «фронтовые», и «свинцовые», и «пороховые».

- Как каждый из них передает суть происходящего?

- «Роковые», потому что они выпали на долю целого поколения, сломали судьбы миллионов людей. «Свинцовые и пороховые», потому что несли гибель людям. «Военные и фронтовые», потому что эти годы совпали с Великой Отечественной войной, когда решалась судьба Отечества.

- С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя?

- Возмужавший поэт, пройдя все испытания войны, с удовольствием вспоминает свою молодость, безмятежность, готовность в любой ситуации радоваться жизни:

Да, это я на белом свете.

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете.

И у меня мундштук наборный.

- События в стихотворении «Сороковые» описываются то в прошедшем, то в настоящем времени. Почему автор использует такой прием?

- Военные годы поэт описывает в настоящем времени. Он будто снова переживает их. И только в предпоследней строфе, в которой автор говорит о переосмыслении военных лет «потом»:

И лишь потом в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

употреблено прошедшее время.
4. Устное сочинение учащихся.

IV. Слово учителя о М. Исаковском.

В годы Великой Отечественной войны М. Исаковский находился в эвакуации в городе Чистополь. Создал стихи и песни, получившие всеобщее признание: «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои...» и другие. Ряд стихотворений написан в связи с изгнанием немецких войск из городов и деревень Смоленщины («Освобождение Ельни», «Здравствуй, Смоленск», «Есть во Всходском районе...» и др.). Сразу же после войны написано стихотворение, ставшее известной песней («Враги сожгли родную хату»). В большинстве своём они повествовательны и тесно связаны с традицией народного песенного творчества.

2. Чтение стихотворения М Исаковского «В прифронтовом лесу» (с.165-166)
3. Сравнительный анализ стихотворений Д. Самойлова и М. Исаковского.

- Чем, помимо темы войны, стихотворение М.Исаковского близко стихотворению Д. Самойлова?

- Герои стихотворения М. Исаковского тоже молоды. В стихотворении также сталкиваются мечта и беда, юность и война.

- В стихотворении «Сороковые» Д. Самойлов ведет рассказ от первого лица («я»). И только в конце стихотворения появляется другая форма – «мы». В стихотворении М. Исаковского «В прифронтовом лесу» другой образ – «мы». Какое это имеет значение для понимания каждого текста?

- В стихотворении Д. Самойлова герой один: юноша, воспринимающий себя частичкой своего поколения. Лирический герой стихотворения М. Исаковского «В прифронтовом лесу» рассказывает о себе и о своих друзьях. И только во второй и в последней строфе он представлен отдельно от них.

- В каком времени описываются события в стихотворении М. Исаковского?

- В первых двух строфах, где рассказывается о военных буднях, автор использует глаголы настоящего времени. Основная часть – воспоминания о мирной довоенной жизни, которая уже в прошлом, используется прошедшее время. А в 7-10 строфах автор употребляет глаголы будущего времени и повелительного наклонения. Герой понимает, что всех ждет, но бойцы готовы стоять насмерть

За все, чем жили мы вчера,

За все, что завтра ждем.

- Стихотворение М. Исаковского стало широко известной песней. Как вы думаете, почему?

- Оно о том, почему наш народ победил: он защищал родную землю, все то, что было дорого каждому.

V. Запись песни на слова М. Исаковского «В прифронтовом лесу». Слайды о Великой Отечественной войне.
VI. Рефлексия.

- Чем вам запомнился сегодняшний урок?
VII. Домашнее задание

Напишите сочинение- миниатюру о жизни ваших близких в годы войны.

Рассказ очевидца тех событий можно записать в форме интервью.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СУЗЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

КОНКУРС

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» (МЕТОДИЧЕСКИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ)


НОМИНАЦИЯ

«И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ, МИР ВЕЧНЫЙ, МИР ЖИВОЙ».

КОНКУРСНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
учителя русского языка и литературы Ишуткиной Валентины Викторовны

МОУ «Суземская СОШ №1»

242190 пгт. Суземка Брянской области

Тел. 2-12-67; 2-21-15

Факс 2-14-62

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconДоклад «О ходе обеспечения жильем Ветеранов Великой Отечественной войны»
Президента Российской Федерации от 09. 01. 2010 №30) в Исполнительном комитете г. Казани активно ведутся работы по обеспечению жильем...
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconПроблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в...
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских...
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconКокшетау Балкибекова Камила 8 «Б» класс Учитель: Игонина А. А. Сочинение....
События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое, отделяемое стремительным бегом времени. Но годы не только...
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconКонспект по теме «Литература периода Великой Отечественной войны»
М. Шолохов говорил, отмечая напряжённую, поистине героическую работу писателей во время войны: «Была у них одна задача: лишь бы слово...
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconУрок города в 7 Х классах 19. 11. 2004 года классный руководитель...
Цель: воспитание патриотизма, уважения подвига русского народа, проявленного в годы во войны
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconКлассный час «Подвиги детей во время Великой Отечественной войны» Цели
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» icon"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе"
Через 6 лет, в 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня будем говорить о героях этой...
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconПлан мероприятий по подготовке и проведению празднования в Шумерлинском...
Улучшение социально-экономических условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий и военной службы
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconПлан-конспект урока начало Великой Отечественной войны
Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии...
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconМосковский метрополитен в годы Великой Отечественной войны
Каждый из нас пользуется Московским метрополитеном. Но не все знают о большой роли столичной подземки в годы Великой Отечественной...
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconЦель: Обобщить и расширить знания об истории Великой Отечественной...
М. Шолохов говорил, отмечая напряжённую, поистине героическую работу писателей во время войны: «Была у них одна задача: лишь бы слово...
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconВпервые был сорван гитлеровский план «молниеносной войны» Начался...
А какое событие произошло во время Великой Отечественной войны в ходе операции «Уран»?
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великой Отечественной войны, тружеников тыла военных лет и вдов погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной...
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» icon«Вклад моей семьи в Победу СССР в Великой Отечественной войны». На...
Музей существует с 2003 года. Паспортизирован в 2006 году. Свидетельство под №11100
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconКавказские Минеральные Воды в годы Великой Отечественной войны
Цель работы: показать роль и значение кавказских Минеральных Вод в годы Великой Отечественной войны, как городов – госпиталей в лечении...
Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; М. В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» iconТульские поэты периода Великой Отечественной войны о героической обороне города Тулы
Известные советские поэты о героической тульской земле в годы Великой Отечественной войны


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск