Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр»





Скачать 195.9 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр»
Дата публикации11.08.2015
Размер195.9 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Географический факультет


«Утверждено»

______________________

ФИО

_______________________

Подпись


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии»


по направлению подготовки 021600.62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Основными целями освоения дисциплины «Дистанционные методы в гидрометеорологии» являются:

  • формирование представления о задачах, возможностях и проблемах современных дистанционных методов измерений в гидрометеорологии, об их точности и надёжности;

  • получение знаний о физических основах основных методов дистанционных наблюдений в метеорологии, океанологии и гидрологии суши;

  • формирование представления об алгоритмах обработки данных дистанционных измерений;

  • получение навыков простейшей обработки данных дистанционных наблюдений с помощью различных программных средств;

Для достижения данной цели необходима реализация следующих задач:

  • ознакомление с основными понятиями и законами теории излучения и теории переноса электромагнитных волн в атмосфере и океане;

  • ознакомление с основными особенностями измерений радиационных потоков в видимом, ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах;

  • ознакомление с особенностями активных и пассивных радиолокационных измерений в микроволновом диапазоне, анализ уравнения радиолокации;

  • изучение методов акустического зондирования атмосферы и океана;

  • ознакомление с алгоритмами обработки данных дистанционных наблюдений и восстановления гидрометеорологических характеристик по данным дистанционных измерений


2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина входит в модуль «Методы получения и анализа гидрометеорологической информации» общепрофессионального цикла базовой части ООП по направлению «Гидрометеорология». Изучение курса базируется на предварительном усвоении студентами материала следующих дисциплин: высшей математики с основами математического анализа, общей физики, общей химии, общего землеведения, картографии, аэрокосмических методов, метеорологии и климатологии, физической метеорологии, гидрологии. На основе знаний, полученных в рамках данной дисциплины, базируются следующие дисциплины, входящие в ООП «Гидрометеорология»: спутниковая метеорология, синоптическая метеорология, мезометеорология, климатология, теория климата.

Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Дистанционные методы в гидрометеорологии» с другими частями ООП определяется следующей совокупностью компетенций, необходимых для освоения данной дисциплины:

Студент должен:

знать: общие эколого-географические дисциплины, основы гидрометеорологии (общие представления об атмосфере, океане и водах суши), общую физику, высшую математику с основами математического анализа, основы геодезии и картографии, аэрокосмические методы исследований;

уметь: использовать основные аэрокосмические методы исследования с целью дешифрирования космических снимков, полученных с ресурсных спутников, выполнять эколого-географическое описание регионов, решать простейшие задачи математического анализа;

владеть: навыками программирования на любом из основных языков (FORTRAN, С++, PYTHON); навыками работы в одном из основных программных пакетов, позволяющих выполнять обработку рядов данных (EXCEL, STATISTICA, MATLAB); первичными навыками дешифрирования космических снимков.
3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

готовность использовать современные методы обработки и интерпретации гидрометеорологической информации в профессиональной деятельности (ПК-5)

В результате освоения дисциплины, студент должен:

знать: теоретические основы и методические принципы получения информации о значениях гидрометеорологических величин дистанционными методами измерений с искусственных спутников Земли, с самолетов-лабораторий, наземных радиолокационных станций, лазерных и других оптических установок; посредством акустического зондирования атмосферы, океана и гидросферы; возможности дистанционных методов обнаружения загрязняющих веществ на морских акваториях и водных объектах суши, а также в атмосфере (в случае лесных пожаров, извержений вулканов, промышленных выбросов и аварий);

уметь: определять методами дистанционных измерений физические и морфологические характеристики водных объектов (скорость и направление течения, содержание взвешенных веществ их характер, температуру и соленость воды, фронтальные зоны, характер фитопланктона в пресных и соленых водоёмах, диагностировать пространственные особенности паводков и половодий, ледовую обстановку); определять методами дистанционных измерений физические характеристики атмосферы (температуру и влажность, водность, геометрию и морфологию облачного покрова, скорость ветра);

владеть навыками получения данных дистанционного зондирования, методами их статистической обработки (в том числе, автоматизированной) с применением современных программных средств (GRADS, FORTRAN, IDL, FERET и др.); методами их анализа и навыками использования результатов данного анализа в научных, прикладных и производственных целях.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 академических часов, дисциплина преподается в 5 семестре 2 часа в неделю. Аудиторная нагрузка составляет 36 часов, из них лекционных – 18 часов, семинарских – 18 часов. Самостоятельная работа студентов составляет 36 часов. Форма отчётности - зачёт
Распределение часов по разделам дисциплины и видам учебной работы





п/п


Раздел, тема


Семестр

Всего

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации













Лекции

Семинары

Самостоятельная работа.




1.

Введение

5




1




2

Тестирование

2.

Излучение, поглощение и рассеяние электромагнитных волн в мутной среде

5




2

2

4

Зачет по семинару

3.

Дистанционные измерения в видимом и в ультрафиолетовом диапазонах.

5




2

2

4

Зачет по семинару

4.

Измерения в микроволновом диапазоне средствами пассивной локации.

5




2

2

4

Зачет по семинару

5.

Измерения в микроволновом диапазоне средствами активной локации

5




2

2

4

Зачет по семинару

6.

Доплеровские системы наблюдений

5




2

2

4

Зачет по семинару

7.

Поляризационные измерения

5




2

2

4

Зачет по семинару

8.

Определение скорости ветра по смещению в атмосфере оптических неоднородностей

5




2

2

4

Зачет по семинару

9.

Акустические методы зондирования в океане и атмосфере.

5




2

2

4

Зачет по семинару

10.

Дистанционные методы измерений и современные проблемы мониторинга

5




1

2

2

Зачет по семинару




ИТОГО:




72

18

18

36

Зачёт



4.2. Содержание дисциплины.

Введение.

Принципы деления методов измерений на контактные, телеметрические и дистанционные. Дистанционные методы пассивной и активной локации. Гидрометеорологические величины, измеряемые дистанционно. Типы используемых для измерений искусственных спутников Земли, требования, предъявляемые к их орбитам для решения конкретных задач. Частоты электромагнитного излучения. Роль дистанционных наблюдений в современной гидрометеорологии, их место в Глобальной системе наблюдений. Точность дистанционных наблюдений

Раздел 1. Излучение, поглощение и рассеяние электромагнитных волн в мутной среде

Законы излучения Планка, Кирхгофа, Стефана-Больцмана, Вина. Понятия об излучательной и поглощательной способности различных тел и сред, радиояркостной и радиационной температуре. Смысл абсолютно чёрного тела. Серые и селективные поверхности и среды. Локализация и свойства линий и полос поглощения в газах, их изменчивость. Основные газы, поглощающие и излучающие электромагнитные волны, проблемы учёта влияния на измерения «промежуточного слоя атмосферы».
Раздел 2. Дистанционные измерения в видимом и в ультрафиолетовом диапазонах.

Солнечная радиация как средство пассивной локации. Оптико-фотографические и телевизионные исследования облачности, пылевых скоплений, лесных пожаров, наводнений, промышленных выбросов в атмосферу и в водоемы, водной растительности, взвесей, донных отложений.
Раздел 3. Дистанционные измерения в инфракрасном участке спектра.

Уходящая от Земли радиация. Измерение температуры верхней границы облаков, поверхности суши, океана и поверхности водных объектов суши, содержания в воздухе водяного пара, концентрации парниковых газов.
Раздел 4. Измерения в микроволновом диапазоне средствами пассивной локации.

Микроволновой диапазон измерений. Определение солености морской воды, влагосодержания почвы, водности облаков. Индикация плавучего льда, образования пены, и морского волнения. Определение скорости приводного ветра на основе данных о морском волнении.
Раздел 5. Измерения в микроволновом диапазоне средствами активной локации.

Активная локация. Радиолокаторы на спутниках и самолетах. Всепогодные измерения степени морского волнения, идентификация морских льдов, индикация изменений ледниковых покровов в горах, в Гренландии и Антарктиде.
Раздел 6. Доплеровские системы наблюдений.

Эффект Доплера. Доплеровские радиолокаторы и лидары. Измерение с помощью доплеровских локаторов высоты облаков и интенсивности осадков, сравнение с наземными наблюдениями. Восстановление на основе лидарных данных профилей температуры и влажности воздуха, и их сравнение с данными радиозондирования. Восстановление профилей аэрозолей и загрязняющих веществ.
Раздел 7. Поляризационные измерения.

Поляризация. Отраженное поляризованное излучение. Получение информации о микрофизической структуре облаков, фазе продуктов конденсации, их форме и характеристиках аэрозольных частиц.
Раздел 8. Определение скорости ветра по смещению в атмосфере оптических неоднородностей.

Использование системы геостационарных спутников для определения скорости ветра по смещению облаков, неоднородностей в полях влажности и т.п. Сравнение полученных величин с результатами радиозондирования и с другими данными метеорологических измерений.
Раздел 9. Акустические методы зондирования океана и атмосферы.

Акустическая томография океана, анализ получаемых данных. Акустическое зондирование атмосферы. Использование акустического зондирования для изучения пограничного слоя атмосферы, построения вертикальных профилей температуры, влагосодержания и компонент скорости ветра и их сравнение с результатами радиозондирования.
Раздел 10. Дистанционные методы измерений и современные проблемы мониторинга.

Роль дистанционных методов при мониторинге опасных явлений (лесные и степные пожары, наводнения и др.). Экологический мониторинг. Использование космической информации для мониторинга дрейфа айсбергов, динамики морских льдов, описания покровного оледенения. Актуальные проблемы дистанционного зондирования, пути их решения. Использование результатов дистанционных данных в задаче гидродинамического прогноза погоды. Усвоение данных дистанционных измерений в современной системе глобального анализа гидрометеорологических данных.
4.3. Аннотация

Основной целью дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» является формирование четкого представления об основных методах дистанционных наблюдений в метеорологии, океанологии и гидрологии; о их точности и об алгоритмах обработки; получение навыков простейшей обработки данных дистанционных наблюдений с помощью различных программных средств. Курс состоит из вводной части (Введение) и 10 разделов («излучение, поглощение и рассеяние электромагнитных волн в непрозрачной среде», «дистанционные измерения в видимом и в ультрафиолетовом диапазонах», «дистанционные измерения в инфракрасном участке спектра», «измерения в микроволновом диапазоне средствами пассивной локации», «измерения в микроволновом диапазоне средствами активной локации», «доплеровские системы наблюдений», «поляризационные измерения», «определение скорости ветра по смещению в атмосфере оптических неоднородностей», «акустические методы зондирования океана и атмосферы», «дистанционные методы измерений и современные проблемы»). Изучение курса базируется на предварительном усвоении студентами материала следующих дисциплин: высшей математики с основами математического анализа, общей физики, общей химии, общего землеведения, картографии, аэрокосмических методов, метеорологии и климатологии, физической метеорологии, гидрологии. На основе знаний, полученных в рамках данной дисциплины, базируются следующие дисциплины, входящие в ООП «Гидрометеорология»: спутниковая метеорология, синоптическая метеорология, мезометеорология, климатология, теория климата. Дисциплина преподаётся в 5 семестре, ее общая трудоёмкость составляет 72 часа (2 зачётные единицы).

5. Рекомендуемые образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» применяется лекционно-семинарско-зачётная система обучения. В рамках лекционной составляющей данной дисциплины применяются такие виды лекций, как вводная, обзорная и проблемная. В рамках семинарских занятий каждый обучающийся делает доклад по определенной теме, остальные обучающиеся и преподаватель в обязательном порядке задают вопросы докладчику, обсуждают его доклад. Также по каждому из десяти разделов курса обучающиеся выполняют по одной практической работе по чтению и обработке данных дистанционных наблюдений в электронном виде, визуальной оценке изображений облачности, морской поверхности, водных объектов суши, речных долин и состояния деятельной поверхности по спутниковым снимкам. Итоговый зачет суммируется из результатам посещаемости лекций и семинаров, из оценки качества сделанных докладов и активности обучающихся на семинарских занятиях, а также из результатов практических работ, промежуточных контрольных работ и коллоквиумов.
6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Рекомендуется проводить промежуточную аттестацию по результатам семинарских занятий и итогам самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов направлена на подготовку докладов, а также на выполнение практических заданий. По каждому из десяти разделов преподаватель оценивает результаты работы студентов по зачётной системе («зачёт», «незачёт»). Итоговый зачёт проставляется только в том случае, если обучающийся получил «зачёт» по всем 10 разделам.

Примерные темы докладов к семинару.

  • Прогноз по спутниковым телевизионным снимкам перемещения и эволюции тропических циклонов и полярных мезоциклонов.

  • Нефанализ в тропической и умеренной зонах Земного шара и его использование в задачах синоптической метеорологии.

  • Изучение пограничного слоя атмосферы с помощью акустического зондирования.

  • Аэрозольно-оптическая толщина атмосферы по результатам лазерного зондирования.

  • Методы дистанционного обнаружения линей, гроз, града и шквалов.

  • Точность восстановления характеристик облачности (балла, водности, морфологической структуры) по спутниковым данным.

  • Восстановление компонентов радиационного баланса Земли по спутниковыми данным и сравнение с наземными наблюдениями.

  • Изучение озонового слоя Земли с помощью дистанционных методов измерения.

  • Проблемы восстановления поля осадков по спутниковым данным.

  • Восстановление вертикальных профилей ветра дистанционными методами.

  • Анализ скорости приводного ветра и морского волнения на основе спутниковых данных.

  • Восстановление температуры поверхности океана по спутниковым данным и сравнение с результатами контактных наблюдений

  • Концентрация и пространственное распределение фитопланктона в Мировом океане по спутниковым данным.

  • Исследование морских течений на основе спутниковых данных.

  • Изучение структуры морских льдов и их динамики на основе дистанционных измерений

  • Изучение синоптической изменчивости различных частей Мирового океана на основе спутниковых данных.

  • Применение дистанционных методов для оценки экологического состояния морей и гидрологических объектов суши

  • Проблемы изучения формирования речных пойм и динамики речных долин по данным аэрокосмических съемок и спутниковых снимков.

  • Измерение влажности почвы дистанционными методами.

  • Изучение снежного покрова по спутниковым данным и прогноз слоя стока половодья.

  • Мониторинг половодий по спутниковым данным.

  • Применение дистанционных методов для изучения колебаний уровня воды в водохранилищах.

  • Анализ катастрофических паводков и наводнения по спутниковым данным.

  • Картографирование динамики речных дельт на основе космических снимков.

  • Мониторинг горных ледников по спутниковым данным

  • Использование спутниковых данных для задач мониторинга селеопасных районов.

  • Мониторинг покровного оледенения Гренландии и Антарктиды по спутниковым данным.


Перечень контрольных вопросов и заданий.

  • Чем принципиально отличаются контактные, телеметрические и дистанционные методы?

  • Перечислить носители, которые являются платформами для установки аппаратуры, предназначенной для дистанционных измерений в гидрометеорологии.

  • Каковы требования к аппаратуре, предназначенной для пассивной локации в видимом диапазоне атмосферы, наземных и ресурсных объектов?

  • В каком участке спектра находятся «окна прозрачности»?

  • Что называется «радиояркостной температурой»? Привести формулы.

  • В каких пределах меняется излучательная способность суши и морской поверхности в микроволновом диапазоне, от чего она зависит?

  • Перечислите основные алгоритмы восстановления осадков по пассивным микроволновым измерениям, поясните их основу и укажите на недостатки.

  • Найдите на предлагаемых телевизионных снимках из Космоса облачные образования, отражающие основные виды циркуляции атмосферы на уровне верхней границы облаков.

  • Что представляют собой радиолокационные системы бокового обзора? Перечислите их достоинства и недостатки.

  • От чего зависит распространение электромагнитных волн в атмосфере содержащей продукты конденсации? Как найти необходимый для измерений на земной поверхности частотный диапазон?

  • Напишите и поясните уравнение радиолокации.

  • Какие характеристики атмосферных взвесей определяются поляризационными измерениями?

  • В чём сущность акустического зондирования атмосферы?

  • Изложить суть метода лазерного зондирования атмосферы.

  • Изложить суть метода акустического зондирования океана

  • На предлагаемых космических снимках найти мощные очаги кучево-дождевой облачности.

  • Используя космические снимки, найти и описать фронтальную облачность

  • Прочитать и визуализировать любые глобальные спутниковые данные, записанные в электронном виде в формате NetCDF

  • Прочитать и визуализировать любые глобальные спутниковые данные, записанные в электронном виде в формате GRIB или GRIB2

  • На основе спутниковых данных о влагозапасе снежного покрова посчитать слоя стока половодья в пределах конкретного речного бассейна

  • Проанализировав предлагаемый космический снимок или аэрофотоснимок, оценить основные параметры речной долины

  • Дана суточная сумма осадков, полученная по спутниковым данным, и осадки, полученные по станционным измерениям. Данные записаны в электронном виде. Используя любой программный пакет (MATLAB, SERFER, GRADS) оценить точность спутниковых данных (отклонения от станционных значений по тестовой области и в точках станций, ошибку пространственной дисперсии).

  • Дана температура поверхности океана, полученная по спутниковым данным, и по измерениям на сети ARGO. Данные записаны в электронном виде. Используя любой программный пакет (MATLAB, SERFER, GRADS) оценить точность спутниковых данных (отклонения от станционных значений по тестовой области и в точках станций, ошибку пространственной дисперсии).

  • Используя любую ГИС-технологию, оценить площадь, занятую морскими льдами на предлагаемом снимке.


7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Литература

а) основная.

Вельтищев Н.Ф., Семенченко Б.А. Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии. М.изд. МГУ, 2005г. 129с.
б) дополнительная.

Герман М.А. «Спутниковая метеорология» Л. ГИМИЗ, 1975 г., 367 с.

Довиак Р., Зорнич Д. Доплеровские радиолокаторы и метеорологические наблюдения. Л., Гидрометеоиздат, 1988.

Калинин Г.П., Курилова Ю.В., Колосов П.А. «Космические методы в гидрологии». Л. ГИМИЗ, 1977г. 184 с.

Кондратьев К.Я. «Спутниковая климатология» Л.ГИМИЗ,1973г. 261с.

Кондратьев К.Я., Поздняков Д.В. «Оптические свойства природных вод и дистанционное зондирование фитопланктона.» Л.Наука,1988, 178с.

Лаврова О. Ю., Костяной А. Г., Лебедев С. А. и др. Комплексный спутниковый мониторинг морей России /— М.: ИКИ РАН, 2011.— 480 с.

Лаппо С.С., Арманд Н.А., Волков А.М. и др. «О концепции развития космической океанологии в России на 1996- 2015 гг» «Исследование Земли из Космоса» № 2, 1997г. с. 70 -80.

Павлов Н.Ф. Аэрология, радиометеорология и техника безопасности. Л., Гидрометеоиздат, 1980.

Радиолокационная метеорология и активные воздействия. Санкт-Петербург, 2012.

Руководство по использованию спутниковых данных в анализе и прогнозе погоды. Л., Гидрометеоиздат, 1982.

Тимофеев Ю.М. Глобальная система мониторинга параметров атмосферы и поверхности. Санкт-Петербург, 2010.


Информационное обеспечение

Фотокопии телевизионных снимков с орбитальных ИСЗ, атлас снимков с геостационарного спутника в период АТЭП.

Ресурсы системы ГИС-метео: оперативные карты, снимки из Космоса, нефанализ.

Итернет-ресурсы:

http://www.aviso.oceanobs.com/en/data/products.html (содержатся данные об аномалии уровня морской поверхности, абсолютной динамической топографии, волнения ветра, течения. http://oceancolor.gsfc.nasa.gov/   (содержатся океанографические данные)

http://disc.sci.gsfc.nasa.gov/giovanni/overview/index.html  (большой портал гидрометеорологических данных)

http://disc.sci.gsfc.nasa.gov/services/NetCDF (большой портал гидрометеорологических данных)

http://lance-modis.eosdis.nasa.gov/cgi-bin/imagery/realtime.cgi  (гидрометеорологические данные в видео диапазоне)

http://sst.jpl.nasa.gov/SST/ (данные о температуре поверхности океана)

Статьи по анализу гидрологических явлений:

http://istina.imec.msu.ru/accounts/profile/Kravtsova/

http://istina.imec.msu.ru/accounts/profile/labutinaia/

http://istina.imec.msu.ru/accounts/profile/olgatut/

http://scanex.ru/ (информация об исследованиях динамичных процессов в гидрологии – русловые процессы, русловые деформации, устьевые процессы, изменение морского края дельты, динамики гидрографической сети; cтатьи, посвященные анализу затопления пойм при паводках, половодьях и катастрофических наводнениях; мониторинг ледовых явлений на реках; мониторинг ледников)

http://d33.infospace.ru/d33_conf/sb2012t1/258-268.pdf/ (снег, запасы воды в снеге, температура снега)

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория на 30 мест с мультимедийным проектором для проведения лекционных занятий; компьютерный класс с доступом в Интернет.

Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта МГУ по направлению подготовки 021600 «Гидрометеорология».
Программа одобрена на заседании кафедры метеорологии и климатологии

Протокол №___ от ______20__г.

Заведующий кафедрой профессор Кислов А.В. ____________________________

подпись
Разработчики:

Вельтищев Н.Ф., профессор географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Торопов П.А., доцент географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Семенченко Б.А., доцент географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Эксперты:

Вильфанд Р.М., директор ФГБУ Гидрометеоцентр РФ

Угрюмов А.И., профессор ГОУ ВПО Российский государственный гидрометеорологический

Университет.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины: «Агроклиматология»...
«Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр»
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины: «Спутниковая...
«Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр»
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины «Мезометеорологические...
Целью освоения дисциплины является получение базовых сведений по теории, данным наблюдений, численному моделированию и прогнозу мезомасштабных...
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины «Микроклиматология»...
Целью настоящего курса является освоение студентами закономерностей формирования различных микроклиматов под влиянием неоднородностей...
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины «Численные методы...
Изучение курса базируется на предварительном усвоении студентами материала базовых метеорологических дисциплин: физической метеорологии,...
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины «Синоптическая...
Изучение курса базируется на предварительном усвоении студентами материала базовых метеорологических дисциплин: физической метеорологии,...
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины «Новейшие отложения Севера»
География уровня высшего профессионального образования бакалавриата с присвоением квалификации (степени) «бакалавр»
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины: «Авиационная...
Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: курсов «Физика»,...
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconРабочая программа учебной дисциплины мелиорация для подготовки бакалавров...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология», утверждённого...
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»...
Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии...
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины: «Климаты земного...
Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Физическая...
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconРабочая программа учебной дисциплины физика для подготовки бакалавров...
Фгос впо по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология», по профилю «Агрометеорология», утверждённого приказом Министерства...
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Ооп) первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриат) по направлению подготовки 020400 – Биология в части
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины: «Гидрометеорологические...
Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Физической...
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Фгос впо) по данному направлению подготовки и рекомендуемой вузам для использования при разработке основных образовательных программ...
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» iconРабочая программа учебной дисциплины «наименование дисциплины»
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос впо) по направлению подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск