Скачать 195.9 Kb.
|
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова Географический факультет «Утверждено» ______________________ ФИО _______________________ Подпись ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Наименование дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии»по направлению подготовки 021600.62 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» 1. Цели и задачи освоения дисциплины Основными целями освоения дисциплины «Дистанционные методы в гидрометеорологии» являются:
Для достижения данной цели необходима реализация следующих задач:
2. Место дисциплины в структуре ООП Данная дисциплина входит в модуль «Методы получения и анализа гидрометеорологической информации» общепрофессионального цикла базовой части ООП по направлению «Гидрометеорология». Изучение курса базируется на предварительном усвоении студентами материала следующих дисциплин: высшей математики с основами математического анализа, общей физики, общей химии, общего землеведения, картографии, аэрокосмических методов, метеорологии и климатологии, физической метеорологии, гидрологии. На основе знаний, полученных в рамках данной дисциплины, базируются следующие дисциплины, входящие в ООП «Гидрометеорология»: спутниковая метеорология, синоптическая метеорология, мезометеорология, климатология, теория климата. Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Дистанционные методы в гидрометеорологии» с другими частями ООП определяется следующей совокупностью компетенций, необходимых для освоения данной дисциплины: Студент должен: знать: общие эколого-географические дисциплины, основы гидрометеорологии (общие представления об атмосфере, океане и водах суши), общую физику, высшую математику с основами математического анализа, основы геодезии и картографии, аэрокосмические методы исследований; уметь: использовать основные аэрокосмические методы исследования с целью дешифрирования космических снимков, полученных с ресурсных спутников, выполнять эколого-географическое описание регионов, решать простейшие задачи математического анализа; владеть: навыками программирования на любом из основных языков (FORTRAN, С++, PYTHON); навыками работы в одном из основных программных пакетов, позволяющих выполнять обработку рядов данных (EXCEL, STATISTICA, MATLAB); первичными навыками дешифрирования космических снимков. 3.Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: готовность использовать современные методы обработки и интерпретации гидрометеорологической информации в профессиональной деятельности (ПК-5) В результате освоения дисциплины, студент должен: знать: теоретические основы и методические принципы получения информации о значениях гидрометеорологических величин дистанционными методами измерений с искусственных спутников Земли, с самолетов-лабораторий, наземных радиолокационных станций, лазерных и других оптических установок; посредством акустического зондирования атмосферы, океана и гидросферы; возможности дистанционных методов обнаружения загрязняющих веществ на морских акваториях и водных объектах суши, а также в атмосфере (в случае лесных пожаров, извержений вулканов, промышленных выбросов и аварий); уметь: определять методами дистанционных измерений физические и морфологические характеристики водных объектов (скорость и направление течения, содержание взвешенных веществ их характер, температуру и соленость воды, фронтальные зоны, характер фитопланктона в пресных и соленых водоёмах, диагностировать пространственные особенности паводков и половодий, ледовую обстановку); определять методами дистанционных измерений физические характеристики атмосферы (температуру и влажность, водность, геометрию и морфологию облачного покрова, скорость ветра); владеть навыками получения данных дистанционного зондирования, методами их статистической обработки (в том числе, автоматизированной) с применением современных программных средств (GRADS, FORTRAN, IDL, FERET и др.); методами их анализа и навыками использования результатов данного анализа в научных, прикладных и производственных целях. 4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 академических часов, дисциплина преподается в 5 семестре 2 часа в неделю. Аудиторная нагрузка составляет 36 часов, из них лекционных – 18 часов, семинарских – 18 часов. Самостоятельная работа студентов составляет 36 часов. Форма отчётности - зачёт Распределение часов по разделам дисциплины и видам учебной работы
4.2. Содержание дисциплины. Введение. Принципы деления методов измерений на контактные, телеметрические и дистанционные. Дистанционные методы пассивной и активной локации. Гидрометеорологические величины, измеряемые дистанционно. Типы используемых для измерений искусственных спутников Земли, требования, предъявляемые к их орбитам для решения конкретных задач. Частоты электромагнитного излучения. Роль дистанционных наблюдений в современной гидрометеорологии, их место в Глобальной системе наблюдений. Точность дистанционных наблюдений Раздел 1. Излучение, поглощение и рассеяние электромагнитных волн в мутной среде Законы излучения Планка, Кирхгофа, Стефана-Больцмана, Вина. Понятия об излучательной и поглощательной способности различных тел и сред, радиояркостной и радиационной температуре. Смысл абсолютно чёрного тела. Серые и селективные поверхности и среды. Локализация и свойства линий и полос поглощения в газах, их изменчивость. Основные газы, поглощающие и излучающие электромагнитные волны, проблемы учёта влияния на измерения «промежуточного слоя атмосферы». Раздел 2. Дистанционные измерения в видимом и в ультрафиолетовом диапазонах. Солнечная радиация как средство пассивной локации. Оптико-фотографические и телевизионные исследования облачности, пылевых скоплений, лесных пожаров, наводнений, промышленных выбросов в атмосферу и в водоемы, водной растительности, взвесей, донных отложений. Раздел 3. Дистанционные измерения в инфракрасном участке спектра. Уходящая от Земли радиация. Измерение температуры верхней границы облаков, поверхности суши, океана и поверхности водных объектов суши, содержания в воздухе водяного пара, концентрации парниковых газов. Раздел 4. Измерения в микроволновом диапазоне средствами пассивной локации. Микроволновой диапазон измерений. Определение солености морской воды, влагосодержания почвы, водности облаков. Индикация плавучего льда, образования пены, и морского волнения. Определение скорости приводного ветра на основе данных о морском волнении. Раздел 5. Измерения в микроволновом диапазоне средствами активной локации. Активная локация. Радиолокаторы на спутниках и самолетах. Всепогодные измерения степени морского волнения, идентификация морских льдов, индикация изменений ледниковых покровов в горах, в Гренландии и Антарктиде. Раздел 6. Доплеровские системы наблюдений. Эффект Доплера. Доплеровские радиолокаторы и лидары. Измерение с помощью доплеровских локаторов высоты облаков и интенсивности осадков, сравнение с наземными наблюдениями. Восстановление на основе лидарных данных профилей температуры и влажности воздуха, и их сравнение с данными радиозондирования. Восстановление профилей аэрозолей и загрязняющих веществ. Раздел 7. Поляризационные измерения. Поляризация. Отраженное поляризованное излучение. Получение информации о микрофизической структуре облаков, фазе продуктов конденсации, их форме и характеристиках аэрозольных частиц. Раздел 8. Определение скорости ветра по смещению в атмосфере оптических неоднородностей. Использование системы геостационарных спутников для определения скорости ветра по смещению облаков, неоднородностей в полях влажности и т.п. Сравнение полученных величин с результатами радиозондирования и с другими данными метеорологических измерений. Раздел 9. Акустические методы зондирования океана и атмосферы. Акустическая томография океана, анализ получаемых данных. Акустическое зондирование атмосферы. Использование акустического зондирования для изучения пограничного слоя атмосферы, построения вертикальных профилей температуры, влагосодержания и компонент скорости ветра и их сравнение с результатами радиозондирования. Раздел 10. Дистанционные методы измерений и современные проблемы мониторинга. Роль дистанционных методов при мониторинге опасных явлений (лесные и степные пожары, наводнения и др.). Экологический мониторинг. Использование космической информации для мониторинга дрейфа айсбергов, динамики морских льдов, описания покровного оледенения. Актуальные проблемы дистанционного зондирования, пути их решения. Использование результатов дистанционных данных в задаче гидродинамического прогноза погоды. Усвоение данных дистанционных измерений в современной системе глобального анализа гидрометеорологических данных. 4.3. Аннотация Основной целью дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» является формирование четкого представления об основных методах дистанционных наблюдений в метеорологии, океанологии и гидрологии; о их точности и об алгоритмах обработки; получение навыков простейшей обработки данных дистанционных наблюдений с помощью различных программных средств. Курс состоит из вводной части (Введение) и 10 разделов («излучение, поглощение и рассеяние электромагнитных волн в непрозрачной среде», «дистанционные измерения в видимом и в ультрафиолетовом диапазонах», «дистанционные измерения в инфракрасном участке спектра», «измерения в микроволновом диапазоне средствами пассивной локации», «измерения в микроволновом диапазоне средствами активной локации», «доплеровские системы наблюдений», «поляризационные измерения», «определение скорости ветра по смещению в атмосфере оптических неоднородностей», «акустические методы зондирования океана и атмосферы», «дистанционные методы измерений и современные проблемы»). Изучение курса базируется на предварительном усвоении студентами материала следующих дисциплин: высшей математики с основами математического анализа, общей физики, общей химии, общего землеведения, картографии, аэрокосмических методов, метеорологии и климатологии, физической метеорологии, гидрологии. На основе знаний, полученных в рамках данной дисциплины, базируются следующие дисциплины, входящие в ООП «Гидрометеорология»: спутниковая метеорология, синоптическая метеорология, мезометеорология, климатология, теория климата. Дисциплина преподаётся в 5 семестре, ее общая трудоёмкость составляет 72 часа (2 зачётные единицы). 5. Рекомендуемые образовательные технологии В процессе преподавания дисциплины «Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии» применяется лекционно-семинарско-зачётная система обучения. В рамках лекционной составляющей данной дисциплины применяются такие виды лекций, как вводная, обзорная и проблемная. В рамках семинарских занятий каждый обучающийся делает доклад по определенной теме, остальные обучающиеся и преподаватель в обязательном порядке задают вопросы докладчику, обсуждают его доклад. Также по каждому из десяти разделов курса обучающиеся выполняют по одной практической работе по чтению и обработке данных дистанционных наблюдений в электронном виде, визуальной оценке изображений облачности, морской поверхности, водных объектов суши, речных долин и состояния деятельной поверхности по спутниковым снимкам. Итоговый зачет суммируется из результатам посещаемости лекций и семинаров, из оценки качества сделанных докладов и активности обучающихся на семинарских занятиях, а также из результатов практических работ, промежуточных контрольных работ и коллоквиумов. 6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Рекомендуется проводить промежуточную аттестацию по результатам семинарских занятий и итогам самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов направлена на подготовку докладов, а также на выполнение практических заданий. По каждому из десяти разделов преподаватель оценивает результаты работы студентов по зачётной системе («зачёт», «незачёт»). Итоговый зачёт проставляется только в том случае, если обучающийся получил «зачёт» по всем 10 разделам. Примерные темы докладов к семинару.
Перечень контрольных вопросов и заданий.
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Литература а) основная. Вельтищев Н.Ф., Семенченко Б.А. Дистанционные методы измерений в гидрометеорологии. М.изд. МГУ, 2005г. 129с. б) дополнительная. Герман М.А. «Спутниковая метеорология» Л. ГИМИЗ, 1975 г., 367 с. Довиак Р., Зорнич Д. Доплеровские радиолокаторы и метеорологические наблюдения. Л., Гидрометеоиздат, 1988. Калинин Г.П., Курилова Ю.В., Колосов П.А. «Космические методы в гидрологии». Л. ГИМИЗ, 1977г. 184 с. Кондратьев К.Я. «Спутниковая климатология» Л.ГИМИЗ,1973г. 261с. Кондратьев К.Я., Поздняков Д.В. «Оптические свойства природных вод и дистанционное зондирование фитопланктона.» Л.Наука,1988, 178с. Лаврова О. Ю., Костяной А. Г., Лебедев С. А. и др. Комплексный спутниковый мониторинг морей России /— М.: ИКИ РАН, 2011.— 480 с. Лаппо С.С., Арманд Н.А., Волков А.М. и др. «О концепции развития космической океанологии в России на 1996- 2015 гг» «Исследование Земли из Космоса» № 2, 1997г. с. 70 -80. Павлов Н.Ф. Аэрология, радиометеорология и техника безопасности. Л., Гидрометеоиздат, 1980. Радиолокационная метеорология и активные воздействия. Санкт-Петербург, 2012. Руководство по использованию спутниковых данных в анализе и прогнозе погоды. Л., Гидрометеоиздат, 1982. Тимофеев Ю.М. Глобальная система мониторинга параметров атмосферы и поверхности. Санкт-Петербург, 2010. Информационное обеспечение Фотокопии телевизионных снимков с орбитальных ИСЗ, атлас снимков с геостационарного спутника в период АТЭП. Ресурсы системы ГИС-метео: оперативные карты, снимки из Космоса, нефанализ. Итернет-ресурсы: http://www.aviso.oceanobs.com/en/data/products.html (содержатся данные об аномалии уровня морской поверхности, абсолютной динамической топографии, волнения ветра, течения. http://oceancolor.gsfc.nasa.gov/ (содержатся океанографические данные) http://disc.sci.gsfc.nasa.gov/giovanni/overview/index.html (большой портал гидрометеорологических данных) http://disc.sci.gsfc.nasa.gov/services/NetCDF (большой портал гидрометеорологических данных) http://lance-modis.eosdis.nasa.gov/cgi-bin/imagery/realtime.cgi (гидрометеорологические данные в видео диапазоне) http://sst.jpl.nasa.gov/SST/ (данные о температуре поверхности океана) Статьи по анализу гидрологических явлений: http://istina.imec.msu.ru/accounts/profile/Kravtsova/ http://istina.imec.msu.ru/accounts/profile/labutinaia/ http://istina.imec.msu.ru/accounts/profile/olgatut/ http://scanex.ru/ (информация об исследованиях динамичных процессов в гидрологии – русловые процессы, русловые деформации, устьевые процессы, изменение морского края дельты, динамики гидрографической сети; cтатьи, посвященные анализу затопления пойм при паводках, половодьях и катастрофических наводнениях; мониторинг ледовых явлений на реках; мониторинг ледников) http://d33.infospace.ru/d33_conf/sb2012t1/258-268.pdf/ (снег, запасы воды в снеге, температура снега) 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная аудитория на 30 мест с мультимедийным проектором для проведения лекционных занятий; компьютерный класс с доступом в Интернет. Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта МГУ по направлению подготовки 021600 «Гидрометеорология». Программа одобрена на заседании кафедры метеорологии и климатологии Протокол №___ от ______20__г. Заведующий кафедрой профессор Кислов А.В. ____________________________ подпись Разработчики: Вельтищев Н.Ф., профессор географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Торопов П.А., доцент географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Семенченко Б.А., доцент географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Эксперты: Вильфанд Р.М., директор ФГБУ Гидрометеоцентр РФ Угрюмов А.И., профессор ГОУ ВПО Российский государственный гидрометеорологический Университет. |
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Агроклиматология»... «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Спутниковая... «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр» | ||
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Мезометеорологические... Целью освоения дисциплины является получение базовых сведений по теории, данным наблюдений, численному моделированию и прогнозу мезомасштабных... | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Микроклиматология»... Целью настоящего курса является освоение студентами закономерностей формирования различных микроклиматов под влиянием неоднородностей... | ||
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Численные методы... Изучение курса базируется на предварительном усвоении студентами материала базовых метеорологических дисциплин: физической метеорологии,... | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Синоптическая... Изучение курса базируется на предварительном усвоении студентами материала базовых метеорологических дисциплин: физической метеорологии,... | ||
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Новейшие отложения Севера» География уровня высшего профессионального образования бакалавриата с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Авиационная... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: курсов «Физика»,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины мелиорация для подготовки бакалавров... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология», утверждённого... | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии... | ||
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Климаты земного... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Физическая... | Рабочая программа учебной дисциплины физика для подготовки бакалавров... Фгос впо по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология», по профилю «Агрометеорология», утверждённого приказом Министерства... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Ооп) первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриат) по направлению подготовки 020400 – Биология в части | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Гидрометеорологические... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Физической... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Фгос впо) по данному направлению подготовки и рекомендуемой вузам для использования при разработке основных образовательных программ... | Рабочая программа учебной дисциплины «наименование дисциплины» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос впо) по направлению подготовки... |