Статья – MedvedevaMA8 war doc





Скачать 236.66 Kb.
НазваниеСтатья – MedvedevaMA8 war doc
страница1/2
Дата публикации04.03.2016
Размер236.66 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Военное дело > Статья
  1   2
Защита окружающей среды во время вооруженных конфликтов / Медведева М.А. // Studii Juridice Universitare (Молдавия). 2008. № 3-4. С. 153-164; Источник: страница МИРмпОС http://mield.narod.ru/ [разрешение на размещение Вт., 22 октября 2013, 0:51 +03:00] статьяMedvedevaMA8_war.doc – 115 КБ.
Защита окружающей среды во время вооруженных конфликтов.

Медведева М.А1.
Международное гуманитарное право (далее – МГП) считается по своей сути антропоцентрическим, т.к. направлено, прежде всего, на охрану отдельных категорий населения во время вооруженных конфликтов. Международный Комитет Красного Креста (далее – МККК) начинал свою деятельность именно с целью уменьшения страданий гражданского населения. Тем не менее, реалии сегодняшнего дня таковы, что окружающая человека чреда также требует охраны и защиты во время вооруженных конфликтов, могущих причинить ей необратимый и серьезный ущерб. В связи с этим международное сообщество разработало определенные правила поведения во время вооруженных конфликтов, ограничивающих средства и методы ведения военных действий с целью предотвращения нанесения ущерба окружающей среде (далее – ОС). Цель нашего исследования – проанализировать существующую договорную практику государств в данной сфере, определить основные проблемные моменты в его функционировании и осуществлении, а также перспективы и дальнейшие тенденции развития данной сферы.

Воздействие на окружающую среду издавна использовалось военными формированиями в качестве средства достижения военного преимущества и покорения противника. Так, истории, в том числе библейской, известны такие случаи, как засоление почв вокруг Карфагена римлянами во время Третьей пунической войны, разделение вод Красного моря во время исхода израильского народа под руководством Моисея из Египта. Ветхий Завет и Коран налагали некоторые ограничения на средства ведения военных действий с целью охраны окружающей среды: в первом случае запрещалось уничтожать плодоносные деревья, во втором – запрещалось уничтожать всякое дерево и растение, за исключением случая острой военной необходимости. Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» утверждал, что право народов запрещает отравление воды2. В Средние века существовали правила о не нанесении вреда гражданским объектам во время войны и невозможности признания их законной военной целью. Второй Латеранский собор в 1139 г. постановил, чтобы определенная категория лиц, а также домашние животные «оставались в мире на все времена»3, таким образом установив принцип ассилии во время вооруженных конфликтов. Во время Семилетней войны Фридрих Прусский предупреждал свои войска о необходимости проявления особой заботы с тем, чтобы не причинить вред лесным зонам, домам, полям и садам, фруктовым деревьям и всей собственности частных владельцев и фермеров. Кодекс Либера 1863 г., разработанный в результате Гражданской войны в США, разрешал такой метод ведения войны как голод, однако делал ударение на том, что объектом нападения могут быть только объекты, представляющие законную военную цель4.

В XXI ст. также известны случаи нанесения значительного экологического ущерба территории одного или более государств в ходе военных действий. Достаточно лишь вспомнить экологические последствия бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 г. (в том числе радиоактивное заражение ОС), войны в Индокитае 1965-1973 гг. (использование США «римских плугов», гербицидов и химических агентов для уничтожения лесов, растительности, посевов с целью лишить противника возможности укрыться, а также использование химикатов для повышения уровня осадков с целью лишить противника возможности передвигаться), войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг., в бывшей Югославии 1999 г., в Афганистане 2001 г., в Ираке 2003 г. В результате войны в Персидском заливе иракские военные во главе с С.Хуссейном намеренно слили около 8 млн. баррелей нефти в Залив, подожгли нефтедобывающие платформы, разрушили нефтеперерабатывающие предприятия, вследствие чего был нанесен колоссальный ущерб ОС Кувейта, Ирана, Турции, Иордании, Саудовской Аравии в виде образовавшихся нефтяных озер, сажи и дыма, гудроновых корок, кислотных дождей. Значительный ущерб ОС был нанесен также в результате военной операции союзных войск. Хотя правительство Ирака оправдывало свои действия принципом военной необходимости (с целью пресечь наступление противника), однако все мировое сообщество осудило действия Ирака и квалифицировало их как грубое нарушение норм МГП. Свидетельство тому – Резолюция СБ ООН 687 от 1991 г. об ответственности Ирака за вторжение в Кувейт, а также деятельность Комиссии ООН по компенсации, которая завершила рассмотрение всех жалоб категории F4 - жалоб по поводу ущерба ОС, нанесенных в результате вторжения Ирака в Кувейт. Из 168 жалоб Комиссия удовлетворила 109, а из требуемых в совокупности 84 млрд. дол. компенсации присудила к выплате 5 млрд. дол. из специально созданного Фонда.

В ходе военной операции в Косово в 1999 г. НАТО наносили бомбовые удары по химическим и нефтеперерабатывающим заводам, в результате чего воды Дуная, флора и фауна, почва и воздух на этой территории были заражены нефтью и токсичными химическими веществами. Загрязнение имело трансграничный характер, поскольку коснулось ОС Греции, Албании, Македонии. ООН создала специальную группу экспертов из представителей ЮНЕП, Центра ООН по народонаселению (англ. - Habitat), а также стран-членов ЕС и МНПО, которая представила свой заключительный доклад, оценивающий последствия войны для ОС. Группа пришла к выводу, что хотя последствия являются крайне негативными, однако конфликт в Косово не породил экологическую катастрофу в Балканском регионе5. Отчет установил, что экологические последствия военных действий были спровоцированы «хроническими источниками загрязнения», а не бомбовыми ударами6. Безуспешными оказались также попытки привлечь НАТО к ответственности за нарушение норм МГП, устанавливающих защиту ОС во время вооруженного конфликта перед Международным трибуналом для бывшей Югославии. Комитет, специально созданный для проверки правомерности бомбардировки Югославии, заключил, что это достаточно сложная задача – доказать, что кумулятивный стандарт Дополнительного протокола достигнут7.

Обратимся к нормам обычного и договорного МГП, предусматривающих прямо или косвенно защиту ОС во время вооруженных конфликтов.

1) Обычное МГП. Общепринято, что основными принципами МГП, имеющими силу международно-правового обычая, являются следующие (они же имеют прямое отношение к ООС во время вооруженных конфликтов):

А) Принцип военной необходимости – комбатант может применять любые средства и способы ведения военных действий, необходимые для покорения противника, однако на том условии, что такие методы не запрещены правом войны8. Принцип нашел отражение в Санкт-Петербургской декларации 1868 г., IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. (ст.23). Иными словами, должна существовать законная военная цель, иначе военные действия по отношению к любой государственной или частной собственности, в частности, полей, лесов, посевов, водных бассейнов, культурных сооружений и других объектов, представляющих исторический, культурный или природоохранный интерес, будут считаться противоправными. Некоторые авторы предлагают расширить сферу действия указанной статьи Гаагской конвенции, включив в нее объекты, представляющие общий интерес для человечества: атмосферу, мигрирующие виды, литосферу, моря и океаны9.

В 2005 г. МККК завершил исследование, посвященное определению норм МГП, которые приобрели характер международного обычая. Хотя данное исследование не носит характера юридически обязательного документа, однако его значение для кодификации и прогрессивного развития МГП тяжело переоценить. Обычно-правовым назван принцип различия, который включает, в свою очередь, принцип различия между гражданскими объектами и военными целями, принцип принятия превентивных мер с целью охраны гражданских объектов, принцип особой защиты религиозных объектов, культурных ценностей, сооружений и установок повышенной опасности, окружающей природной среды. Таким, который имеет обычно-правовое происхождение, назван также принцип, согласно которому запрещено использовать такие виды оружия, как биологическое, химическое оружие, а также гербициды при соблюдении определенных условий10.

Б) Принцип пропорциональности – запрещает методы ведения военных действий, способных привести к случайной гибели гражданского населения или ранению гражданских лиц, нанесению вреда гражданским объектам, или нанесение таких последствий, которые были бы чрезмерными по сравнению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу11.

В) Принцип гуманности или оговорка Мартэнса – население и воюющие стороны пребывают под защитой принципов международного права, которые выплывают из установившихся обычаев между цивилизованными нациями, законов человечности и требований общественного сознания12. Данный принцип содержится в преамбуле IV Гаагской конвенции, а также во всех Женевских конвенциях. После войны в Персидском заливе МККК и ГА ООН объявили о применимости оговорки Мартэнса к защите ОС. Более того, МККК выступает за применение принципа предосторожности к защите ОС во время вооруженных конфликтов.

Г) Принцип не причинения излишних и чрезмерных страданий, закрепленный в Санкт-Петербургской декларации и в Гаагском положении 1899 г., в равной степени относится и к причинению чрезмерного ущерба ОС.

2) Договорное МГП. Перечислим основные положения международных договоров, прямо или косвенно направленных на защиту ОС во время вооруженных конфликтов.

А) IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. в ст.23 определила:
«Кроме ограничений, установленных особыми соглашениями, воспрещается:

...

д) употреблять оружие, снаряды или вещества, способные причинить излишние страдания;

...

ж) истреблять или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев, когда подобное истребление или захват настоятельно вызывается военною необходимостью ...».
Ст.22 запрещает сторонам пользоваться неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю. Ст.46 запрещает конфискацию частной собственности. Ст.55 говорит о том, что государство, занявшее область, должно признавать за собой лишь права управления и пользования по отношению к находящимся в ней общественным зданиям, недвижимости, лесам, сельскохозяйственным угодьям, оно обязано сохранять основную ценность этих видов собственности и управлять ими согласно правилам пользования. Ст.56 предоставляет особую защиту церковным, образовательным учреждениям, а также историческим памятникам. Открытым остается вопрос, является ли ОС государства частью его собственности.

Б) Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г. В 1969 г. ГА ООН приняла резолюцию 2603 как ответ на применение США химических веществ (гербицидов) в войне с Вьетнамом, в которой провозгласила, что Протокол 1925 г. запрещает применение в вооруженных конфликтах какого-либо химического агента, способного возыметь токсическое воздействие на человека, животные или растения (химическое вещество, газообразное, жидкое либо твердое), а также какого-либо биологического агента (живые организмы, способные причинить болезни или смерть человека, животных или растений). Тем не менее, на сегодняшний день существуют различные мнения по поводу сферы охвата Протокола, тем более, если учесть, что он принимался в то время, когда забота об ОС во время вооруженных конфликтов, не приобретала столь важного значения.

В) Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. содержит ст.53, устанавливающей, что всякое уничтожение оккупирующей державой движимого или недвижимого имущества, являющегося индивидуальной или коллективной собственностью частных лиц или государства, общин, либо общественных или корпоративных организаций, которое не является абсолютно необходимым для военных операций, воспрещается. Ст.147 к серьезным нарушениям МГП относит незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью. Снова нерешенным вопросом остается, относится ли к собственности объекты, представляющие общественное благо: водные ресурсы, земли и воздух.

Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г. содержит нормы, прямо нацеленные на ООС во время вооруженных конфликтов. Так, ст.35 содержит формулировку:
«Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.»
Ст.55 содержит несколько иную формулировку:
«1. При ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов и средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.

2. Причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий запрещается».
Ст.35 и 55 отличаются тем, что, во-первых, ст.35 запрещает намеренное применение методов и средств военных действий, могущих причинить ущерб ОС, тогда как ст.55 налагает на государства обязательства проявить заботу и надежную осмотрительность в деле ООС во время вооруженных конфликтов; во-вторых, ст.35 нацелена на охрану отдельного объекта – ОС в силу ее значимости и собственной ценности, а ст.55 нацелена на охрану ОС постольку, поскольку это необходимо для охраны и защиты жертв войны – гражданского населения, т.е. отображает антропоцентрический подход.

Данные положения Протокола критикуют из-за чрезмерной абстрактности и неконкретности формулировок «обширный, долговременный и серьезный ущерб», которые не определены в документе. Такая формулировка, воплощающая кумулятивный стандарт, предусматривает слишком высокий пороговый уровень, что снижает эффективность и реальность защиты ОС во время вооруженных конфликтов13. Более того, фраза «или, как можно ожидать, причинят» ставит под сомнение законность применения всякого оружия, которое разрешено обычным МГП. Некоторые авторы считают, что в данном случае мы имеем дело с попыткой закрепить принцип предосторожности в МГП14. В иных ситуациях достижение порога «обширный, долговременный и серьезный ущерб» может находиться в противоречии с принципами МГП. Например, представим ситуацию: с целью воспрепятствовать врагу совершить нападение на мирное население на другом конце охраняемого национальным или международным правом леса, воюющие противной стороны применили тактику выжженной земли для воспрепятствования дальнейшему продвижению врага. Или иной пример: войска передвигаются не по населенным пунктам, что чревато случайным обстрелам и человеческими жертвами, а по экологически важным землям. Такие действия будут оправданы с точки зрения принципов военной необходимости, пропорциональности или гуманности, однако буду запрещаться в силу факта нарушения ст.35 и 55 Протокола15. С другой стороны, воюющие стороны могут злоупотребить принципом военной необходимости с целью оправдания причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба. Эти доводы послужили одним из поводов отказа США ратифицировать Протокол. С другой стороны, некоторые авторы считают, что Протокол нацелен, преимущественно, на ограничение применения лишь оружия массового уничтожения в ходе войны, что подтверждается комментарием МККК, написанном им в предисловии к проекту Протокола, где говорится о проблемах, касающихся атомного, бактериологического и химического оружия16. То же подтверждается и принципом 26 Стокгольмской декларации, связывающей проблему ООС во время войны с проблемой применения оружия массового уничтожения.

Если последствия нападения не подпадают под определение «обширный, долговременный и серьезный ущерб», это не означает, что оно правомерно, поскольку может нарушать иные принципы МГП (пропорциональности, различия, гуманности, военной необходимости)17.

Другие нормы Протокола направлены на ООС лишь косвенно, в основном путем охраны гражданского населения от последствий войны. Так, ст.54 запрещает нападение на объекты, необходимые для выживания гражданского населения (в том числе, сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения и снабжения питьевой воды, ирригационные сооружения). При этом запрет не действует, если этого требует настоятельная военная необходимость. Ст.56 предусматривает особую защиту установок и сооружений, содержащих опасные силы: плотины, дамбы и атомные электростанции, - даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами. Особая защита прекращается в отношении плотин и дамб только в том случае, если они используются каким-либо образом, отличающимся от их нормального функционирования, и для регулярной существенной и непосредственной поддержки военных операций; в отношении атомных электростанций – только в том случае, если они вырабатывают электроэнергию для регулярной существенной и непосредственной поддержки военных операций. Список таких объектов в ст.56 является исчерпывающим, однако непонятно, почему подобные положения нельзя применить по отношению к нефтевым танкерам, нефтеплатформам, а также сооружениям по производству химического и биологического оружия18. МАГАТЭ приняло ряд резолюций (№№ 407 (1983), 425 (1984), 444 (1985), 475 (1987), 533 (1990)), запрещающих атаку на ядерные установки в связи с возможным радиоактивным заражением. ГА ООН также приняла подобную резолюцию 45/58J в 1990 г. США критикуют данное положение Протокола на том основании, что плотины, дамбы и атомные электростанции уже находятся под защитой принципа пропорциональности, и предоставление им дополнительной защиты только спровоцирует врага использовать данные объекты в военных целях.

Протокол содержит процедуру соблюдения и осуществления его положений в виде ст.85 о пресечении нарушений Протокола (п.п.а), b) и c) п.3), которыми являются, среди прочего, неизбирательное нападение на гражданские объекты, нападение на установки и сооружения, содержащие опасные силы.

Дополнительный протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера не содержит каких-либо норм, направленных на ООС.

Г) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. – второй документ после Дополнительного протокола І к Женевским конвенциям, непосредственно нацеленный на ООС. Она запрещает враждебное использование природной среды в качестве средства ведения войны. Конвенция была разработана в рамках Комитета по разоружению, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1976 г. и открыта для подписания в Женеве 18 мая 1977 г. Государства-участники Конвенции обязуются не прибегать к военному или любому иному враждебному исполь­зованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику (ст. 1, п. 1). Кроме того, каждое государство-участник обязуется не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств или международную организацию к осуществлению деятельности такого рода (ст. 1, п. 2). К средствам воздействия на природную среду относятся такие средства, которые служат для изменения – путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства (ст. 2). Использование средств воздействия на природную среду запрещается, по смыслу статьи 1, при наличии трех условий одновременно, а именно: если такое использование является враждебным; приводит к разрушениям, нанесе­нию ущерба или причинению вреда другому государству-участнику; имеет широкие, долгосрочные или серьезные последствия. Последнее требование, в свою очередь, не является кумулятивным (как это предусмотрено в Дополнительном протоколе І к Женевским конвенциям), что означает: для привлечения к ответственности достаточно существования лишь одного из перечисленных последствий (широких, или долгосрочных, или серьезных). Таким образом, защита ОС по Конвенции выше защиты по Протоколу. В пояснительных документах, которые разрабатывались параллельно с Кон­венцией, но не были включены в нее, уточняются условия, касающиеся широких, долгосрочных и серьезных последствий, упоминаемых в статье 1. Так, последствия считаются: 1) широкими, когда они охватывают пространство площадью несколько сот квадратных километров; 2) долгосрочными, когда они продол­жаются в течение нескольких месяцев или одного времени года (для сравнения: в подготовительных документах к Дополнительному протоколу І к Женевским конвенциям указан период в несколько десятилетий, что значительно снижает уровень защиты); 3) серьезными, когда они приводят к серьезным или ощутимым нару­шениям, либо причиняют серь­езный или ощутимый вред здоровью человека, природным и экономическим ресурсам или иным богатствам. В пояснительных документах приво­дится также неполный перечень явлений, которые могут быть результатом использования средств воздействия на природную среду. Это - землетрясения, цунами, нарушение экологического равновесия в том или ином регионе, изменение атмосферных условий (облачность, осадки, циклоны и ураганы), изменение климатических условий, океанических течений, состояния озонового слоя и ионосферы.

Конвенция является документом, принятым на перспективу, поскольку в 70-е гг. ХХ ст. еще не были осуществлены научные разработки по возможному управлению природными процессами с мирной или военной целью. Сегодня, когда такие эксперименты ведутся, более того, разрабатывается основанное на них оружие, Конвенция – явление чрезвычайно актуальное. Например, падающие на Землю астероиды и метеориты с помощью лазера можно использовать с военной целью – направить на территорию противника. То же относится к возможности образовывать дыры в озоновом слое для получения большой порции ультрафиолетового излучения. Манипулируя атмосферой, гидросферой и литосферой, можно вызвать различные природные явления и направить их в нужное русло: ураганы, снегопады, ливни, цунами, землетрясения, наводнения и т.д. Среди наиболее грандиозных исследовательских (пока исследовательских!) проектов назовем проект HAARP (англ. - High Frequency Active Auroral Research Program), программа высокочастотных активных авроральных исследований) - американский научно-исследовательский проект по изучению полярных сияний. История создания связывается с именем Николы Теслы. Проект запущен весной 1997 года, в Гаконе, штат Аляска. Официально комплекс ионосферных исследований построен для изучения природы ионосферы, ее физических и электрических свойств. Предполагается использование HAARP для обнаружения подводных лодок и подземной томографии недр планеты. Некоторые научные и общественные деятели и организации выражают озабоченность в том, что HAARP может быть использована для деструктивной деятельности (как геофизическое, ионосферное или плазменное оружие). Например, они утверждают, что HAARP может быть использован так, чтобы в выбранном районе была полностью нарушена морская и воздушная навигация, блокированы радиосвязь и радиолокация, выведена из строя бортовая электронная аппаратура космических аппаратов, ракет, самолётов и наземных систем. В произвольно очерченном районе может быть прекращено использование всех видов вооружения и техники. Интегральные системы геофизического оружия могут вызвать масштабные аварии в любых электрических сетях, на нефте- и газопроводах. Энергия излучения HAARP может быть использована для манипулирования погодой в глобальном масштабе, для нанесения ущерба экосистеме или её полного разрушения. HAARP может быть использовано как психотропное оружие. Благодаря ему можно будет использовать технологию направленного луча смерти, которая способна разрушить любые цели на огромных расстояниях; наводить с большой точностью невидимый луч на отдельных людей, вызывая рак и другие смертельные болезни; погрузить в сон целые населённые пункты или привести жителей в состояние такого эмоционального возбуждения, что они прибегнут к насилию друг против друга. Защитники проекта HAARP выдвигают следующие контраргументы: количество энергии, излучаемой комплексом, является ничтожно малой по сравнению с энергией, получаемой ионосферой от солнечной радиации и грозовых разрядов; возмущения в ионосфере, вносимые излучением комплекса, исчезают достаточно быстро; нет никаких серьёзных научных обоснований для таких возможностей применения HAARP, как уничтожение всех видов вооружения, сетей электроснабжения, трубопроводов, глобальное манипулирование погодой, массовое психотропное воздействие и т. п. Создатели проекта утверждают, что приняты все необходимые меры по безопасности и защите людей и ОС от возможных негативных последствий, например, проведена оценка экологического воздействия в соответствии с нормами Закона США о национальной политике в области ОС.

Иной пример - запуск супер ускорителя протонов (Большого адронного коллайдера) возле Женевы 10 сентября 2008 года. Ученые надеются, что Большой адронный коллайдер поможет им дать ответы на неразрешимые вопросы общей теории относительности и квантовой теории поля, понять, как взаимодействуют между собой материя и энергия. Он представляет собой гигантский магнит в виде вакуумного кольца диаметром 30 км, расположенного под землей на глубине 100 метров. Устройство построено совместными усилиями стран Европы, объединившихся в едином научном центре, получившем название ЦЕРН. Несмотря на многообещающие научные открытия, существует риск нанесения непоправимого и серьезного ущерба всей экосистеме планета Земля, поскольку никто точно не может прогнозировать как поведет себя коллайдер в будущем.

Положения Конвенции применяются и в том случае, когда вооруженный конфликт как таковой отсутствует. При этом виновными будет как нападающая сторона, применившая запретную технологию, так и защищающаяся сторона, также применившая такую технологию.

При этом Конвенция не препятствует использованию средств воздействия на ОС в мирных целях (например, с целью борьбы с изменением климата или с разрушением озонового слоя). В договорном праве такое воздействие не запрещено, и оно регулируется обычно-правовыми нормами. ЮНЕП совместно с ВМО в 1980 г. разработала и рекомендовала для применения государствами «Положения, касающиеся сотрудничества между государствами в области воздействия на погоду»19.

Механизм соблюдения Конвенции включает следующие положения. Любое государство-участник, конста­тирующее, что какое-либо другое государство-участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из Конвенции, может подать жалобу в Совет Безопасности ООН. На основании такой жалобы Совет Безопасности имеет право предпринять расследование (ст. 5, п. З и 4). Кроме этого, предусмотрено создание Консультативного комитета экспертов с функцией проводить фактическое расследование обстоятельств какого-либо дела.

После войны в Персидском заливе по ходатайству Иордании ГА ООН включила в повестку дня вопрос о рассмотрении 56-й сессии «Защита окружающей среды во время вооруженного конфликта». Иордания как одна из наиболее пострадавших государств утверждала, что Конвенция 1977 г. оказалась неадекватной для решения подобных проблем и что ГА ООН должна рассмотреть вопрос о принятии новой конвенции. Однако Шестой комитет постановил, что нет смысла разрабатывать новый документ, а усилия государств должны быть нацелены на имплементацию уже существующих. В результате ГА ООН ограничилась принятием резолюции 47/37 в 1992 г., отобразив выводы Комитета по данному вопросу20.

Д) Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г. в ст.5 указывает, что если государство-участник считает, что не сможет уничтожить или обеспечить уничтожение всех противопехотных мин в определенные сроки, оно может обратиться к совещанию государств-участников или конференции по рассмотрению действия Конвенции с просьбой увеличить промежуток времени, установленный для полного уничтожения таких противопехотных мин, на срок до десяти лет. При этом в просьбе следует подробно изложить основания для предлагаемого продления, включая описание гуманитарных, социальных, экономических и экологических последствий этого продления. Каждое государство-участник обязано представить Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций информацию о состоянии программ, связанных с уничтожением противопехотных мин, включая подробные данные о методах, которые будут использованы в целях осуществления процесса уничтожения, местоположении всех объектов, где будет осуществляться уничтожение, и применимых нормах безопасности и экологических нормах, которые необходимо будет соблюдать.

Е) Протокол ІІІ к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. запрещает превращать леса или другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты, или когда сами являются военными объектами.

Ж) Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. определяет, что защита культурных ценностей включает охрану и уважение этих ценностей. Ст. 3 определяет понятие охраны культурных ценностей: Стороны обязуются подготовить еще в мирное время охрану культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможных последствий вооруженного конфликта, принимая меры, которые они считают необходимыми. Ст. 4 определяет уважение культурных ценностей: Стороны обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Стороны обязуются, кроме того, запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей.

Кроме положений об общей защите, Конвенция содержит нормы о специальной защите. Под специальную защиту может быть взято ограниченное число укрытий, предназначенных для сохранения движимых культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, центров сосредоточения культурных ценностей и других недвижимых культурных ценностей, имеющих очень большое значение, при условии: а) что они находятся на достаточном расстоянии от крупного индустриального центра или любого важного военного объекта, представляющего собой уязвимый пункт, например, аэродрома, радиостанции, предприятия, работающего на национальную оборону, порта, значительной железнодорожной станции или важной линии коммуникаций; b) что они не используются в военных целях. Специальная защита предоставляется культурным ценностям путем внесения их в "Международный Реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой". Отличительный знак Конвенции представляет собой щит, заостренный снизу, разделенный на четыре части синего и белого цвета (щит состоит из квадрата синего цвета, один из углов которого вписан в заостренную часть щита, и синего треугольника над квадратом; квадрат и треугольник разграничиваются с обеих сторон треугольниками белого цвета).

Однако в настоящее время незначительное количество культурных ценностей прошло процедуру внесения в Международный реестр (территория Ватикана, убежище Альт Аусзее в Верхней Австрии, 6 убежищ культурных ценностей в Нидерландах, центральное убежище Оберридер Штоллен в Германии).

Протокол I к Гаагской конвенции 1954 г. обязывает Стороны предотвращать вывоз с территории, оккупированной ею во время вооруженного конфликта, культурных ценностей, определенных в Конвенции, взять под охрану те культурные ценности, которые ввезены на ее территорию прямо или косвенно с любой оккупированной территории, а также по прекращении военных действий вернуть культурные ценности, находящиеся на ее территории, компетентным властям ранее оккупированной территории. Протокол II к Гаагской конвенции 1999 г. значительно дополнил и модифицировал положения Конвенции с целью повышения эффективности данного международно-правового режима. Например, определены меры предосторожности в ходе нападения, меры предупреждения последствий военных действий. Глава 3 устанавливает усиленную защиту (вместо положений Конвенции об особой защите): культурные ценности могут быть взяты под усиленную защиту, если они отвечают следующим 3 условиям: 1) они являются культурным наследием, 2) охраняются благодаря принятию на национальном уровне надлежащих правовых и административных мер, признающих их исключительную культурную и историческую ценность, и обеспечивают защиту на самом высоком уровне, 3) не используются для военных целей или прикрытия военных объектов и соответствующая Сторона сделала заявление в подтверждение того, что они не будут использоваться подобным образом. Такая усиленная защита предоставляется культурным ценностям с момента включения их в Список всемирного наследия, находящегося под усиленной защитой. В рамках ЮНЕСКО был создан Комитет по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, который разработал Проект Руководящих принципов осуществления Второго протокола 1999 г. к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., предусматривающие, среди прочего, принципы и порядок номинации объектов для их включения в Список.

3)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья – MedvedevaMA8 war doc icon1. Основные понятия информатики. Устройство и принцип работы персонального...
...
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconТема урока: Устаревшие слова
Маршрутные листы (techcar doc), рабочие листы (techcar doc или techcar doc) — на каждого ученика
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconКурсовая doc
«Қазмұнайгаз» барлау өндіру акционерлік қоғамының қаржылық тұрақтылығын талдау. Диплом doc
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconАбсолютная монархия в Англии и ее особенности doc
Автоматизированные информационные системы: сущность, функции, структурные элементы doc
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconПушкин doc, полное имя файла стало F:\Литература\Поэты\xix\Пушкин...
В некотором каталоге хранился файл Пушкин doc. После того как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог...
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В некотором каталоге хранился файл Вьюга doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга doc переместили в созданный...
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В некотором каталоге хранился файл Вьюга doc. В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга doc переместили в созданный...
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconЗакон российской федерации о безопасности 2 Раздел I. Общие положения...
Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования 5
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconКаково полное имя сохранённого файла?
Файл, полное имя которого было C:\doc\MyReferat doc, сохранили в подкаталоге referat корневого каталога диска Н. Каково полное имя...
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconРабочая программа рабочая программа doc 22 II. Методические указания...

Статья – MedvedevaMA8 war doc iconРеферат 5 2 Статья
Статья «Градостроительный кодекс принят. Будет ли он способствовать расцвету российских городов?» 6
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«What I would tell young people from English-speaking counties about Great Patriotic War»
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconУрок 28 «The future of England»
Лексический материал: to kill, to execute, the great Plague, to destroy, the Civil War, hour, century, to catch, charlatan, parliament,...
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconФайла заявки участника должно содержать фамилию участника, например...
Фио авторов и названия организаций. Название файла должно содержать фамилию участника, например – Иванов-тезисы doc
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconКак написать реферат Несколько не
Клише: «Материалом для написания реферата послужили например: статья «…» на сайте …, книга «…» автора …, статья … в журнале …»
Статья – MedvedevaMA8 war doc iconЛитература cyberwar: War in the Fifth Domain // Economist, The. July, 2010
Приведены меры, предпринимаемые Правительством РФ в целях повышения уровня защиты военных инфраструктур рф, в первую очередь информационных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск