Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по безопасности жизнедеятельности
Опасность и безопасность. Опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации. Виды, источники, причины возникновения опасностей.
Классификация опасных ситуаций по критериям риска и уровню управления. Вероятностная оценка и прогнозирование событий опасного типа.
Системы, методы и принципы обеспечения безопасности.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение национальной безопасности. Основные угрозы национальной безопасности.
Основные характеристики состояния национальной безопасности Российской Федерации: стратегические национальные приоритеты и интересы.
Законодательство Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Федеральные целевые программы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Система и организация подготовки населения России в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Военная доктрина Российской Федерации и законодательство в области обороны.
Вооруженные силы Российской Федерации: история создания, организационная структура, виды.
Обеспечение безопасности прохождения военной службы. Профилактика стрессов и правонарушений в период прохождения военной службы.
Гражданская оборона Российской Федерации: структура и задачи.
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Защитные сооружения гражданской обороны.
Организация мероприятий в области гражданской обороны в образовательном учреждении, задачи учителя основ безопасности жизнедеятельности.
Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России. Экологические проблемы современности.
Организация школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности.
Современные социологические теории насилия, конфликтов, безопасности.
Причины, виды и субъекты социальных конфликтов.
Мировые проблемы безопасности и процессы глобализации.
Социальная реабилитация и социальная адаптация к новым проблемам и жизненным трудностям.
Психологические особенности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях разного типа.
Психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Психология стихийного массового поведения.
Опасные и чрезвычайные ситуации социального происхождения: виды, закономерности проявления и развития.
Терроризм: источники угрозы и методы террора. Основные способы противодействия террористическим актам. Алгоритм поведения при возникновении угрозы террористического акта.
Алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания: физиологические, психологические и социальные последствия. Профилактика аддиктивного поведения.
Виды и категории преступлений. Причины, динамика и статистика преступности.
Криминогенные ситуации в местах проживания, причины их возникновения, правила безопасного поведения и обеспечения личной безопасности.
Федеральные и региональные программы борьбы с преступностью. Системы обеспечения безопасности населенного пункта.
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера, их классификация.
Средства и методы коллективной и индивидуальной защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.
Алгоритмы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера.
Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера: классификация, закономерности проявления.
Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения.
Алгоритмы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Информационная безопасность, ее место в системе национальной безопасности Российской Федерации.
Основы государственной политики в Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности.
Законодательство Российской Федерации в области информационной безопасности. Основные факторы и ключевые проблемы информационной безопасности.
Защита деловой информации и сведений, составляющих служебную, коммерческую, государственную тайну.
Защита интеллектуальной собственности. Методы и средства защиты электронной информации.
Информационные технологии и здоровье. Негативные последствия глобальной информатизации общества и образования.
Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий.
Классификация, причины, стадии развития и последствия пожаров.
Обеспечение пожарной безопасности в общеобразовательном учебном заведении. Действия, администрации и учителей при возникновении пожара; эвакуация учащихся.
Основы охраны труда и безопасности на производстве. Вредные и опасные производства и факторы.
Особенности организации охраны труда в образовательном учебном заведении. Соблюдение правил безопасности при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий.
Планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений.
Работа с персоналом школы и родителями учеников по повышению культуры безопасности.
Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов, правила поведения и меры по обеспечению безопасности.
Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и методы их предотвращения. Действия водителя и пассажиров при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций на дороге.
Правила безопасного поведения пассажиров железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Действия сотрудников и пассажиров при возникновении аварийных ситуациях.
Инфекционные заболевания, их особенности. Механизмы передачи инфекционных заболеваний. Иммунитет, виды иммунитета.
Меры профилактики инфекционных заболеваний.
Последовательность действий при оказании первой помощи в неотложных состояниях.
Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности.
Здоровье и здоровый образ жизни: физиологический, психологический и социальный аспекты.
Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни.
Физическая культура и ее оздоровительное значение в аспекте безопасности жизнедеятельности.
Факторы, влияющие на здоровье.
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности как учебная и научная дисциплина. Проблемы и пути ее развития на современном этапе.
Научные и организационно-педагогические основы обучения обучающихся безопасности жизнедеятельности.
Цели и задачи курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: базовый и профильный уровни подготовки обучающихся.
Объем, структура и обязательный минимум содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в начальной, основной и средней школе.
Компетентностный подход в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Сущность понятий «компетентность», «компетенция».
Дидактические нормативы построения учебной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Анализ существующих учебных программ и учебников по курсу.
Составьте перечень нормативно-правовой документации и Федеральных Законов регламентирующих деятельность учителя основ безопасности жизнедеятельности.
Формирование компетентности обучающихся в области безопасности жизнедеятельности и требования к оценке качества подготовки выпускников начальной, основной и средней школ по курсу ОБЖ.
Цели, задачи, объем и характеристика содержания разделов курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Типы, виды, функции и способы реализации межпредметных связей в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Разработайте урок для обучающихся 7 класса с использованием межпредметных связей по теме «ЧС природного характера: землетрясение».
Структура, характеристика, достоинства и недостатки различных типов уроков. Разработайте конспект традиционного урока для обучающихся 8 класса по теме «Современные средства массового поражения и последствия их применения».
Формы организации обучения в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Разработайте план-конспект экскурсии для обучающихся 6 класса по теме «Обеспечение безопасности в повседневной жизни: опасные места в микрорайоне».
Разработайте сравнительную таблицу «Традиционные и современные методы и технологии организации учебно-познавательной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности».
Сформулируйте педагогические требования к проведению контрольных мероприятий в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических свойств традиционных и современных образовательных средств учебного назначения.
Разработайте структурную модель методического и материального обеспечения учебного процесса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Осветите методику оценки материально-технической базы кабинета ОБЖ.
Технические средства обучения в рамках курса ОБЖ, задачи, способы использования в учебном процессе, правила обеспечения безопасности при их эксплуатации. Разработайте памятку для обучающихся при работе с аудио-, видео-, мультимедиа- и интерактивными техническими средствами.
Сформулируйте требования по организации работы учителя основ безопасности жизнедеятельности с родителями обучающихся: пропаганда знаний, методы и приемы обучения родителей в области безопасности жизнедеятельности.
Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности в повседневной жизни. Разработайте план-конспект урока для обучающихся основной школы по теме «Дорожно-транспортная безопасность».
Методика организации занятий по подготовке обучающихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера. Разработайте конспект урока для обучающихся 5 классов по теме «ЧС социального характера: Как не стать жертвой преступления».
Методика проведения занятий по гражданской обороне. Разработайте план-конспект урока для обучающихся 7 класса по теме «Эвакуация населения при возникновении пожара в многоквартирном доме».
Методика проведения учебных сборов на базе воинских частей. Роль учителя основ безопасности жизнедеятельности в организации взаимодействия с военными комиссариатами для постановки обучающихся на воинский учет.
Методика проведения «Дня защиты детей». Разработайте конспект двухдневного мероприятия «День защиты детей».
Разработайте алгоритм подготовки учителя основ безопасности жизнедеятельности к проведению уроков в 11 классе с использованием социально-психологических технологий по теме «Семья и брак».
Образовательные новации в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: цели, задачи, способы внедрения, критерии оценивания результатов внедрения педагогических новшеств.
Формирование практических умений и навыков обучающихся в рамках курса ОБЖ. Разработайте способы организации практико-ориентированных уроков по теме «Оказание медицинской помощи».
Разработайте годовой тематический план профориентационной работы учителя основ безопасности жизнедеятельности с обучающимися в выпускных классах.
Духовно-нравственное, этико-эстетическое и патриотическое воспитание обучающихся в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Разработайте конспект внеурочного мероприятия для обучающихся основной школы по теме «Великая Отечественная война: День Победы».
Сформулируйте требования к организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с использованием «метода проектов».
Сформулируйте требования к обеспечению информационной безопасности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности для обучающихся: начальной, основной и средней школ.
|