Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения»





НазваниеПрограмма регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения»
страница1/2
Дата публикации24.06.2013
Размер251 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа
  1   2
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГАОУ ДПО «Белгородский институт повышения

квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

Программа регионального эксперимента

на 2012 – 2015 учебные годы

по проблеме:
«Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации ФГОС общего образования нового поколения»

БЕЛГОРОД - 2012

Актуальность исследования.
Основное требование, предъявленное к системе образования в документах Стратегии модернизации образования,1 состоит в том, что школа должна перейти из традиционной установки на формирование исключительно «знаний, умений, навыков к воспитанию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях открытого общества.

Обновленное содержание образования на основе образовательных стандартов нового поколения – одна из целевых установок современного образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: «Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов».

Основным образовательным результатом в парадигме нового Стандарта является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

В связи с этим, отличительной особенностью нового Стандарт является:

- Во-первых, его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Ответом на данную проблему стало развивающее обучение. Как отмечает Н.С. Якиманская - развивающие обучение предлагает создание условий для овладения школьными предметами умственной деятельности2. Реализация системы развивающего обучения обеспечивает не только формирование учебной деятельности и соответствующее развитие учащихся, но и усвоение умений и навыков на уровне лучших классов традиционного обучения, полностью отвечающем требованиям госстандарта Российской Федерации.

-Во-вторых, в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС) – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроках ученикам главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

В науке и педагогической практике все больше сторонников находит мыследеятельностная педагогика (Ю.В.Громыко), которая является продолжением теории развивающего обучения В.В.Давыдова. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности. Идея состоит в том, что дети исследуют принципы построения их мышления в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов - метапредметов.

Необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую образовательную практику связана с тем, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов, а традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития других сфер практики, в первую очередь промышленности. Метапредметность в значительной степени направлена на формирование целостного, обобщенного, соизмеримого с практикой жизнедеятельности и основанного на ценностном восприятии содержания образования.

Данный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

Готова ли традиционная педагогика предложить механизмы развития мышления школьников, таких способностей, как воображение, рефлексия, понимание, осмысление? А способна ли обучить самоорганизации учебной деятельности, выработать способность к коммуникации и т.п.?

Педагогическая теория и практика утверждает, что не способна и не готова, поскольку не занимается изучением механизмов и процессов, которые лежат в основе развития (формирования) мыслительных способностей и организации собственной учебной деятельности школьника.

На сегодняшний день анализ содержания и организации образовательного процесса в школах показал, что существует ряд проблем:

-большинство учащихся не владеет необходимыми способностями для усвоения знаний, что порождает неразрешимое противоречие между массовостью среднего образования и интеллектуальным потенциалом учащихся;

-урок остается основной, а чаще единственной формой организации учебного процесса учащихся на протяжении всех лет обучения в школе;

– так же, как в начальной школе, учитель сам решает, чему учить, как учить, определяет объем домашних заданий, выдвигает критерии оценки, контролирует и оценивает действия учащихся;

– для учащихся отсутствует реальный выбор (вариативность) в содержании и в организационных формах образования. Вариативность в лучшем случае есть на уровне школы, учителя, но никак напрямую не связана с учащимися;

-движение учащихся в учебном материале происходит в одном темпе и по одной общей траектории. Понятия осваиваются преимущественно репродуктивно и с одной («единственно правильной») точки зрения. Учительские контрольно-оценочные действия ориентированы, в основном, на результативную сторону обучения. Понимание и применение понятий ограничено сложившимися рамками школьных дисциплин: проценты изучают на уроках математики (а на уроках химии затрудняются их применить), орфографические правила используют в диктанте, но не в ответах на зачете по географии… Знания, «разложенные по полочкам», не становятся основой компетентности школьников, они не применяются за пределами тех ситуаций, в которых были освоены 3.;

– разрыв средств в профессиональной деятельности педагога: дидактики, методики и антропологии, преобладают вербально-репродуктивные способы обучения. Учитель в лучшем случае может владеть активными формами и методами обучения, но не способами учения учащихся;

-современные социально-экономические условия, практика освоения системы развивающего обучения в массовой школе в последние 5 лет говорят о том, что реализация целостной концепции развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, к сожалению, в целой школе пока невозможно;

-проблема диагностики планируемых результатов обучения, их динамики на современном этапе развития образования и др.

Заметим, что основная проблема, связанная с освоением системы развивающего обучения, заключается в том, что значительная часть учителей (до 60%) испытывают серьезные трудности при реализации того типа педагогической деятельности, особенно на организационно-коммуникативном уровне. Есть основания полагать, что источником этих трудностей являются, прежде всего, недостатки в организационно-методическом сопровождении деятельности учителей по программам развивающего обучения, что в свою очередь в значительной степени обусловлено явно недостаточной разработанностью вопросов, связанных с педагогической деятельностью учителя.

С целью формирования индивидуального субъекта учебной деятельности (учащегося, способного учить самого себя) необходимо изменить подходы к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса в школе, в первую очередь, за счет освобождения его от указанных дефектов.

Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Желание найти ответы на эти и другие вопросы привели нас к необходимости поиска такой образовательной парадигмы, которая бы способствовала преодолению барьера между академическим, вербальным, дискретным знанием и чувственно-предметным целостным восприятием мира. Главной целью нашего исследования является выстраивание (именно выстраивание на старом фундаменте, а не создание) системы образования (не в глобальном смысле) на основе глубокого анализа существующих парадигм развивающего обучения и идеи метапредметного подхода.

Представление об актуальности темы эксперимента и степени ее разработанности дают основание для формулировки основной проблемы исследования. Она определяется противоречием между объективной потребностью в новом содержании и формах организации процесса обучения в условиях реализации ФГОС общего образования и неполнотой обоснования методического сопровождения этой деятельности в рамках сложившейся системы образования.

Вышесказанное обусловило необходимость разработки механизмов сопровождения развивающего обучения в рамах реализации ФГОС общего образования нового поколения на региональном уровне в экспериментальном режиме.

Объект исследования – организационно-методические условия, обеспечивающие эффективное внедрение ФГОС нового поколения посредством развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях на территории области.

Предмет исследования – образовательный процесс в начальной и основной школе построенный на основе развивающего обучения.

Целью исследования является практическое обоснование организационно-методического сопровождения эффективности реализации ФГОС общего образования средствами внедрения развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях на территории области.

Задачи исследования:

1. Изучение в теории и практики идеи и опыт реализации развивающего обучения и метапредметных технологий в процессе обучения, с целью выявить их практическую значимость.

2. Обоснование и апробация системы организационно-методических условий внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений развивающего обучения и метапредметных технологий, обеспечивающих преемственность реализации ФГОС общего образования.

3. Разработка и апробация методического сопровождения деятельности педагога.

4. Разработка образовательных программ, курсов для обучающихся как дополнение основных базовых учебных предметов (естественно-математического цикла) на основе метапредметности содержания.

5. Разработка алгоритмов метапредметного и системно-деятельностного учебного занятия.

6. Разработка системы критериев и индикаторов эффективности внедрения развивающего обучения в условиях реализации ФГОС общего образования.

7. Разработка практико-ориентированной системы подготовки педагогических кадров к внедрению развивающего обучения в условиях реализации ФГОС общего образования.

9. Отбор оптимальных методов развивающего обучения в условиях реализации ФГОС нового поколения.

8. Создание на базе экспериментальных площадок муниципальных лабораторий «Системно-деятельностной педагогики».

Гипотеза исследования: использование развивающего обучения в условиях реализации ФГОС общего образования будут эффективной, если:

- содержание, методы и формы организации обучения прямо ориентированы на закономерности развития развитие ученика как субъекта учения;

- осуществлен переход от учебно-предметного ЗУН-овского содержания образования, построенного на освоении «основ наук», к основанному на выращивании и развитии универсальных умений, способов освоения мира;

-созданы условия для получения ребенком опыта поиска собственного интереса и опыта разнообразного выбора;

-в содержании учебных программы будет сохраняться преемственность;

- посредством учебной деятельности формировать у учащихся способности (анализ, мышления, понимания, коммуникации, действия, планирование и рефлексия) для дальнейшего саморазвития, самообучения, самовоспитания;

- обеспечивается комплексное, научно-методическое сопровождение разработки и реализации метапредметного и развивающего содержания образования;

-в преподавании традиционных учебных предметов учащимся будут демонстрировать процессы становления научных и практических знаний посредством использование метапредметных технологий и т.п.

Методологические основы исследования и разработанность проблемы.

Изучение образовательной ситуации проводилось на основе анализа законодательных актов, документов по организации системы общего образования, региональной программы развития общего образования, научно-педагогической литературы, периодической печати по проблеме эксперимента, а также результатов экспертной оценки внедрения ФГОС начального общего образования в школах Белгородской области.

Теоретико-методологической основой исследования явились ведущие положения общенаучной теории систем, философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности процессов и явлений; философская трактовка деятельности как способа познания и преобразования действительности, теории развивающего обучения, а также системно-деятельностный и метапредметный подходы.

Развивающее обучение – это целостное педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.

Теория развивающего обучения берёт начало в недрах психологической науки в работах А. Дистервега, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского; исследования, связанные с изучением развития ребенка (эксперимент Пиаже), различных уровней и типов его мышления (Л.С. Выготский. А.Н. Jlеонов, С.Л. Рубинштейн) и других физических функций (С.Б. Ананьев. Г.С. Костюк, А.А. Люблинская, НА. Менчинская и др.); в процессе создания психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец) вошло в практику начальной школы в результате проведения двух фундаментальных исследований на проблеме взаимосвязи обучения и развития(50-60 -е. годы – первый этап).

На втором этапе (в 70-е гг.) на основе этой концепции по заказу Министерства просвещения СССР был разработан проект системы развивающего начального обучения (труды В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, Э. В. Ильенкова, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской). В рамках концепции развивающего обучения разработаны технологии, отличающиеся целевыми ориентирами, особенностями содержания и методики.

Наконец, после некоторого перерыва, обусловленного рядом известных обстоятельств, в конце 80-х гг. начался период освоения системы массовой общеобразовательной школой. К началу 1996/97 учебного года в эту работу только в Российской Федерации включилось по неполным данным около 7000 учителей начальных классов. Это означает, что система развивающего обучения в настоящее время превратилась из проекта в реальность, стала фактом российского школьного образования.

В концепциях этих учёных обучение и развитие представлены как взаимосвязанные стороны одного процесса, в котором обучение по отношению к развитию является движущей силой совершенствования психики ребёнка.

Вопросы развития детей в процессе обучения рассматривались также крупнейшими психологами, физиологами, методистами, такими как П. П. Блонский, С. Ф. Жуйков, А. В. Запорожец, З. И. Калмыков, А. Р. Лурия, А. А. Люблинская, М. И. Махмутов, В. В. Репкин, Н. С. Рождественский, Г. К. Селевко, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская.

Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина—В.В.Давыдова, внедренное в практику школьного обучения, получило всестороннюю интерпретацию в работах Л.И.Айдаровой, А.К.Марковой, В.В.Рубцова, А.3.Зака, В.В.Репкина, М.М.Разумовской, Г. Г. Граник и др. Сама идея развивающего обучения кратко воплотилась в экспериментальных системах обучения Д. Н. Богоявленского, С.Ф.Жуйкова, М.Ф. Косиловой, И.Я. Каплуновича, Б.Е.Хае ва, а также в опыте работы Т.В.Некрасовой, Г.Н.Кудиной, Р.Г.Мильруда и др.

Развитие и апробация системы Д. Б. Эльконина— В.В.Давыдова продолжаются и в настоящее время:

-Концепция построения и организации подростковой школы в образовательной системе Д.Б.Эльконина—В.В.Давыдова, апробация ведется Международной Ассоциацией «Развивающее обучение» и Открытым институтом «Развивающее образование», идея заключается в переходе от обобщенного отражения объектов к опробованию границ управления их «поведением» – центральное преобразование способа действия в основной школе РО.

В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования: исследования известных отечественных ученых-педагогов и психологов по проблемам компетентностного и метапредметного подходов в образовании (В.И. Болотов, Н.В. Громыко, Э.Э. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, С.В. Степанов, А.В. Хуторской и др.); идеи мыследеятельностной педагогики (Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, Т.М. Губанова).

В последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации фгос начального общего образования
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconГрафик проведения общероссийских конкурсов
«Методическое сопровождение процесса введения фгос нового поколения в практику оу спо/нпо.»
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconГрафик проведения общероссийских конкурсов
«Методическое сопровождение процесса введения фгос нового поколения в практику оу спо/нпо.»
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconОбразовательная программа основного общего образования (2 ступень...
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; фгос нового поколения, Уставом школы и другими документами. Программа...
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организационно-методическое сопровождение деятельности дошкольных образовательных учреждений в условиях реализации фгт
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» icon«Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания...
Изучить основные приоритеты воспитательной деятельности в системе образования в условиях реализации фгос
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconПриказ 15. 06. 12 г. № «О создании и полномочиях координационного...
В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения на основании приказа моин РФ «Об утверждении...
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconМетодическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном...
Ки и переходу на стандарты нового поколения. Содержательные приоритеты стандарта нового поколения обозначены в национальной инициативе...
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconОрганизация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения
Е федеральных государственных образовательных стандартов (фгос) второго поколения приоритетом начального общего образования становится...
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconПлан работы районного методического объединения учителей начальных...
Цель: методическое сопровождение педагога в условиях введения и реализации фгос ноо
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconМетодические рекомендации по организации работы методических объединений...
Фгос ООО. Поэтому важнейшим направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях...
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое объединение учителей первой ступени обучения в 2012- 2013 учебном году работает над темой «Повышение эффективности и...
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема: Системно деятельностный подход в условиях развивающего обучения как основа фгос общего образования
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» icon«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведен на семинаре по теме Формирование компетентностей учащихся в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова...
Программа регионального эксперимента на 2012 2015 учебные годы по проблеме: «Организационно-методическое сопровождение развивающего обучения в условиях реализации фгос общего образования нового поколения» iconОсновная образовательная программа по введению фгос на период 2012 2015 годы
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск