Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся





Скачать 73.53 Kb.
НазваниеСущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся
Дата публикации25.06.2013
Размер73.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся



Общество требует от человека новых качеств. Прежде всего, это способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу.

В современных социально-экономических условиях усиливается роль исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы. Исследовательская деятельность в наибольшей степени содействует формированию творчески мыслящей, конкурентоспособной личности.

Цели исследовательской деятельности:

1.                      привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;

2.                      развитие творческих способностей и познавательных интересов;

3.                      углубление общеобразовательной подготовки;

4.                      развитие личностных качеств учащихся.

Функции исследовательского подхода.

Существует несколько функций исследовательского подхода и все они находятся во взаимодействии: 

  воспитание познавательного интереса;

  создание положительной мотивации учения и образования;

  формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

  развитие интеллектуальной сферы личности;

  формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;

  развитие познавательной активности и самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

  во введении общих и частных методов исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

  в организации учебной и внеурочной образовательной и поисково-творческой деятельности;

  в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

  в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Ведущими методами являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы.

Общие методы исследования:

Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение.

Теоретические методы исследования: абстрагирование, формализация.

Комплексные методы исследования: анализ синтез, моделирование.

Виды исследовательской деятельности.

Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Приобщаясь к исследовательской работе, учащимся следует двигаться по своеобразной лесенке: от простого к сложному, от определения и фиксации конкретной проблемы до создания научных работ, от учебно-исследовательской к научно-исследовательской деятельности.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Исследовательский подход является одним из способов познания окружающего мира. Этот метод познания связан с интеллектуальной деятельностью человека. Приобщение учащихся к исследованию начинается с мотивации.

Именно на этой стадии каждый ученик должен увидеть конкретные результаты своей деятельности. Прежде исследовательская деятельность ученика должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, во-вторых, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, решая понятные для него творческие задачи.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД).

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.» [1, 3]

Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.» [1, 27] В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока: личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли); познавательные (общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и т.д.), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.д.), действия постановки и решения проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)). Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели:

http://festival.1september.ru/articles/590761/img1.gif

Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Ведь в настоящее время не все учебно-методические комплекты содержат задания, направленные на их формирование.

Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации, как в учении, так и в повседневной жизни.

Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

Можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

1. Выделение и постановка проблемы.

2. Выработка гипотез.

3. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).

4. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).

5. Представление результатов исследовательской деятельности.

Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconВиды деятельности
«Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся»
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся icon1. Причины возникновения конфликтов
Переговоры по разрешению конфликтов, сущность, виды и функции переговор
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном...
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconИсследовательская деятельность учащихся
В настоящем материале сделана попытка обозначить основные виды творческой деятельности в области гуманитарных наук и показать основные...
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предпринимательская деятельность: сущность и содержание (признаки, функции, виды предпринимательства, модели предпринимательского...
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconКонкурс исследовательских работ для учащихся 5-11 кл
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся icon1. Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и...
Тема Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и функциям денег на современном этапе
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconЭтап проектной или исследовательской деятельности
Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность...
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconТопонимика села Северного как объект исследовательской деятельности учащихся
Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся, М., 2002.] Психологи отмечают, что умственная деятельность...
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconСодержание Введение Кредит, его сущность и функции Формы и виды кредита...
Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц»
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: обобщить знания учащихся о понятии функции, аргумента, функции вида y= kx, y= kx + b, y= x2, y= kx2, y= x3, y= kx3, ввести...
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconНаименование раздела программы Тема урока (этап проектной или исследовательской...
Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность...
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся iconСпецкурс «Основы исследовательской деятельности»
Поэтому курс «Основы исследовательской деятельности» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск