МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА Раздел 1 МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА Основные понятия методической системы Анализ урока бурятского языка - основной источник знаний о качестве образования в школе, о психолого-педагогических и методических возможностях учителя, это средство изучения и обобщения педагогического опыта, часть научно-методического исследования. В процессе анализа урока рассматриваются его компоненты с целью повышения эффективности и результативности учебного занятия. Дифференцированное обучение - форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, объединенных общими качествами, либо это часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. Дифференцированный подход - 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта их особенностей; 2) комплекс методических, психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих обучение в группах. Индивидуальное обучение - такая форма, модель организации учебного процесса, при которой либо учитель взаимодействует лишь с одним учеником, либо один ученик взаимодействует лишь со средствами обучения (книга, словарь, таблица, компьютер и т.п.). Инновационные модели обучения - целенаправленно организованные ситуации развития личности. Инновационное обучение предполагает создание условий для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условий сотрудничества и сотворчества. Например: технология индивидуализации обучения; технология программированного обучения; технология уровневой дифференциации; игровые технологии; проблемное обучение; компьютерные технологии и др. Интегративный подход к обучению бурятскому языку - создание единого курса, в котором изучение системы языка возможно только на основе сближения морфологии и синтаксиса, стилистики и синтаксиса, стилистики и лексической, морфологической и синтаксической синонимики. На первый план выдвигаются вопросы употребления языковых средств в художественной речи, использования определенных словообразовательных, синтаксических, композиционных структур. Коммуникативный подход - создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения; выслушивает и понимает альтернативные точки зрения; уважительно отстаивает свою позицию в диалоге; формирует истинную точку зрения. Коммуникативно-деятельностный подход - создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик превращается в деятеля на уроке, самостоятельно ориентируется в деятельности учения и выбирает собственные способы учебного материала. Учитель корректирует зону ближайшего развития ученика, уровень его продвижения в теме. Компетенция - совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся, которые обеспечивают практическое овладение языком. Языковая компетенция - это знания, умения и навыки, обеспечивающие способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства. JIингвистическая компетенция - это знания основ науки о языке, знания о языке как о системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом. Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения, обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым. Культуроведческая компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики бурятского языка, овладения бурятским речевым этикетом. Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний и умений школьников. Составным компонентом контроля является проверка. Критерий оценки - это мерило, средство, на основании которого производится измерение, определение или классификация знаний, умений и навыков школьников. Единые критерии оценки знаний и умений по орфографии, пунктуации, грамматике и развитию речи зафиксированы в методическом положении «Нормы оценки знаний, умений и навыков». Критерий эффективности обучения - численный показатель переменной, которая подвергается изменению в процессе управления учением. Методическая система - это совокупность дидактических элементов (цель обучения бурятскому языку, содержание обучения бурятскому языку, методы и приёмы обучения языку и речи, методические принципы обучения родному языку, средства обучения и организационные формы), находящихся в тесных связях друг с другом, которые образуют определенную целостность. Метод обучения - компонент методической системы, отвечающий на вопрос как учить? Это дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, в ходе которой осуществляется организация и регулирование деятельности учащихся. Обученность - характеристика психического развития ученика, которые сложились в результате всего хода обучения. Обученность включает имеющийся уровень знаний, а также способы и приёмы их приобретения (умение учиться). Уровни обученности: 1. Узнавание объектов и явлений. 2. Репродуктивная деятельность по восприятию информации. 3. Использование знаний для продуктивной практической деятельности по ранее усвоенному образцу. 4. Продуктивная деятельность. Обучаемость - характеристика психики ученика, которые составляют резервы его развития. Это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Принципы обучения - исходные теоретические положения, руководствуясь которыми учитель выбирает: 1) дидактический материал; 2) методы и приёмы его изучения; 3) организацию обучения. В основе преподавания родного языка лежат фундаментальные методические положения, определяемые социально-психологическими функциями языка и лингвистической спецификой языка. Выделяются следующие стратегические и тактические принципы методики бурятского языка. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Развитие речи - ведущий принцип преподавания бурятского языка. Развитие речи учащихся осуществляется в единстве с активизацией их мыслительной деятельности, развитием мыслительных способностей школьников. Развитие речи учащихся осуществляется через раскрытие эстетической функции языка, через раскрытие изобразительно-эстетической значимости лингвистических элементов. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Принцип предпочтительного использования индукции как способа мышления в процессе изучения отдельных явлений и категорий. Принцип взаимосвязи отдельных уровней языка в процессе их изучения в школе при обязательном познании внутренней системы единиц и законов каждого уровня. Принцип опоры на единицы речи при изучении отдельных уровней языка и на единицы языка - в работе над различными жанрами речи. Из закономерностей усвоения родной речи, открытых Л.П.Федоренко*, вытекают следующие принципы: 1. Принцип внимания к материи языка (учитель отбирает такой дидактический материал, который учит ребёнка управлять своим речедвигательным аппаратом, учит слушать и слышать звучащий текст, подражать образцам звучащей речи, воспроизводить в собственной речи особенности звучащего текста); 2. Принцип понимания языковых значений (учитель отбирает дидактический материал, обеспечивающий понимание учениками лексических и грамматических значений тех единиц, с которыми детям приходится работать на уроке); * См.: Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики русского языка. - Курск, 1995 3. Принцип развития выразительности речи (учитель отбирает дидактический материал, который помогает ребёнку выражать своё эмоциональное состояние, предоставляет возможность вникнуть в существо поэтического строя речи, учит оценивать окружающий мир средствами родного языка); 4. Принцип развития чувства языка (учитель отбирает дидактический материал, способствующий запоминанию традиций употребления); 5. Принцип сопоставления устной и письменной речи (учитель отдает предпочтение устному анализу языковых явлений, устной работе по образцам, подбору и составлению собственных примеров, только затем предлагает школьникам перейти к выполнению письменной работы). Проблемное обучение - система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия школьников в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления. Проблемно-поисковый подход - создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик решает созданную учителем проблемную ситуацию; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности. Продуктивное обучение - система методов и приёмов, при которой учащийся самостоятельно применяет знания в новой учебной ситуации. Репродуктивное обучение - система методов и приёмов, обеспечивающая деятельность ученика по образцу, по алгоритму. Самоанализ урока - мысленное сравнение проведенного урока с теоретической моделью с целью оценить конечный результат своей деятельности. Умение проводить самоанализ урока - профессионально значимое качество учителя. Содержание образования - совокупность, перечень основных теорий, законов, закономерностей, понятий, научных факторов и т.п. из определённой области знаний, подлежащих усвоению учащимися. Содержание обучения - это то, чему надо учить на уроке бурятского языка (система лингвистических знаний, терминов, понятий языка науки), это система умений и навыков, определяемых программой, способы деятельности с изучаемым грамматическим материалом, а также средства коммуникации, при помощи которых педагог организует освоение обучающимися содержания образования. Средства обучения - компонент методической системы. Это то, с помощью чего учить, носитель учебной информации (слово, учебная книга, словарь, слайд, видеофильм, компьютерные и др. средства обучения). В средствах обучения сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения. Форма обучения - организационная сторона обучения, форма воплощения его дидактического замысла. Цель обучения - лидирующий компонент методической системы. Это то, зачем учить, планируемый результат обучения, достижение которого в ходе процесса обучения является обязательным. В обучении бурятскому языку реализуются образовательная, развивающая и воспитательная цели, которые достигаются одновременно. Цель обучения бурятскому языку определена государством - обеспечить языковое развитие учащихся, помочь овладеть речевой деятельностью. Эффективность - с дидактической точки зрения показатель того, как в процессе учебной деятельности конкретные результаты преобразуются в результаты, имеющие социальную значимость. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ Образовательные цели: усвоение науки, основ знаний о языковой системе; осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний; овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах. Развивающие цели: развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха; овладение приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации; овладение приёмами учебной деятельности; понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы. Воспитательные цели: воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию; воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову; формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ 1. По источнику получения знаний: словесные (лекция, беседа, рассказ и т.п.); практические (упражнения);
наглядные (иллюстрирование, демонстрация).
2. По уровню активности познавательной деятельности: объяснительно- иллюстративный (беседа, сообщение учителя, чтение учебника); репродуктивный (анализ языковых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов) проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической, грамматической задачи); эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ); исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней во взаимосвязи и взаимодействии).
3. По функциям: методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, лекция, иллюстрирование); методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор); методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений, преобразование языкового материала); методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование, подбор синонимов, изложение, сочинение, монологическое высказывание); методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (диктант, лабораторная работа, контрольная работа) СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ Дидактический материал (языковые понятия и термины, входящие в программу обучения, а также тексты); Методы усвоения учащимися дидактического материала (усилия и действия учащихся, выполняемые ими с целью усвоить языковую теорию и научиться владеть ею); Материальные средства обучения: учебные комплекты; аппаратура технических средств обучения; кабинеты бурятского языка, контрольно-обучающие устройства, компьютерные программы. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКЕ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА Видеофильмы — служат для обучения построению рассуждения, рассказа, воспитывают положительное отношение и интерес к урокам бурятского языка. Перфокарты - служат для организации контроля за орфографическими навыками учащихся. Раздаточно- изобразительный материал - предназначен для самостоятельной работы, эффективно способствует формированию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков школьников. Репродукции картин, фотографии - предназначены для подготовки самостоятельного высказывания в устной или письменной формах. Схемы и опорные конспекты — создают условия для свертывания рассуждения, автоматизации умения, помогают формированию у учащихся отвлечённых обобщений, способствуют запоминанию конкретного правила. Таблицы (языковые, речевые, таблицы-схемы) - облегчают запоминание конкретного языкового и речевого материала, трудного с точки зрения правописания, употребления, произношения. Транспаранты для графопроектора - служат для отражения динамической картины какого-либо языкового процесса, для зрительного восприятия движения или действия, прослеживания логического хода- раскрываемого языкового явления. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ 1. Уроки, выделяемые в соответствии с психолого- педагогическими этапами усвоения материала: Урок объяснения нового материала; Урок закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений); Повторительно-обобщающий урок; 2. Уроки, выделяемые на основе ведущего метода: Урок-лекция (оформление сведений о языке); Урок-семинар; Урок-практикум; Урок-зачет; 3. Уроки развития речи: Урок подготовки изложения; Урок подготовки сочинения; Урок анализа текста; Урок обучения устным монологическим высказываниям; 4. Уроки вспомогательного характера 5. Нетрадиционные уроки: Нетрадиционные уроки
Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях (бурятский язык и литература, иностранный язык, изобразительное искусство, история, география, биология, музыка); Уроки в форме соревнований: лингвистический конкурс, эстафета (лингвистический бой), турнир филологов, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина; Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: лингвистическое исследование, анализ филологических материалов, исторический комментарий, интервью, репортаж, рецензия; Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, урок-откровение, урок-презентация; Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, телемост, «живая газета», устный журнал; Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок от инопланетян; Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, заседание учёного совета. Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия, урок-путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж. Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут.
|