Скачать 69.85 Kb.
|
Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей. Одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств. Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формирование чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия. Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребёнком сенсорных представлений. Необходимо обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи В результате проверок усвоения детьми знаний и умений, которые проводились, мы пришли к выводу: дети овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в различных видах самостоятельной деятельности применять те знания и навыки, которые получают на занятиях. К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождения различий между ними. Им не всегда удаётся справиться с заданиями: выстроить ряд предметов по принципу увеличения или уменьшения, какого либо признака, обследовать внешние признаки предмета и описать их. Одно из средств образовательной работы является дидактическая игра. Однако её решение состоится в том случае, если дети овладели с помощью воспитателя игровыми умениями, играми с правилами. Именно воспитатель формирует игровые умения, учит правилам, способам взаимодействия. И только тогда, когда он увидит, что дидактическая игра преобразовалась в подлинно самостоятельную игру, можно вести речь о её использовании для решения различного рода учебных задач, в частности для закрепления учебного материала. Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются по существу ведущими средствами обучения. Действительно, дидактическая игра представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребёнок обучается играя. Большинство дидактических игр имеет сенсорное содержание, так как педагогика подметила потребность самой детской природы в слове, звуке, краске, цвете. Дидактическая игра как тип обучения прошла большой путь развития и достигла наибольшего совершенства среди других дидактических способов работы с маленькими детьми. В истории дошкольной педагогики сенсорика занимала одно из центральных мест. Были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый малыш, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Очень важно дидактически правильно вести ребёнка по пути организации его собственного сенсорного опыта. Эта область воспитания требует хорошей его организации, так как ребёнок находится постоянно под впечатлением непрерывных хаотических воздействий - световых, звуковых и т. д. Внешний мир «не устроен» для сенсорного воспитания ребёнка. Сенсорный опыт может быть организован только в деятельности. Каждый вид дидактических игр и материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями. В игре ребёнок стремится научиться тому, что он ещё не умеет. Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать самому. Эта радость - залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Она играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребёнка. Конспект дидактической игры на восприятие цвета «Воздушные шары» Цель: Обратить внимание детей на цвет предмета. Учить подбирать предметы одинакового цвета. Воспитывать у детей доброжелательность, сочувствие. Развивающая среда: Наклеенные на картон узкие полоски цветной бумаги (6-7) цветов, круги такого же цвета. Ход игры
- Ребятки, какие вы молодцы, помогли игрушкам найти свои шарики. Игру можно усложнить, поменяв у детей ниточки от воздушных шаров. Конспект дидактической игры, развивающей осязательное восприятие формы объёмных предметов «Отгадай, что в мешочке» Цель: Выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узнавать предмет, как привык ребёнок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения. Развивающая среда: Небольшие игрушки контрастной формы (кубики, шарики, игрушечная посуда, машинка и т.д.). Мешочек из плотной ткани. Ход игры:
Напоминаю остальным детям, что нужно сидеть тихо и ни в коем случае не подсказывать и не мешать Мише самому отгадывать загадку. Когда ребёнок берёт мешочек с игрушкой и начинает через ткань ощупывать её, советую ребёнку держать предмет в обеих руках, левой держать предмет, а правой ощупывать его пальцами.
- Молодец, Миша, правильно угадал. Давайте ребятки, похлопаем Мише в ладошки. Затем выбирается другой ребёнок, и игра продолжается. При повторении игры, можно использовать другие предметы более сложной формы. Конспект дидактической игры на зрительное восприятие формы «Найди свой домик» Цель: Продолжать учить детей различать формы геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), цвета. Развивающая среда: блоки Дьенеша, три обруча. Ход игры: На лесной полянке лежат три обруча, в них находится по одной геометрической фигуре. Предлагаю детям рассмотреть обручи с фигурами и объясняю детям, что в обруче, например с красным кругом, живут все красные круги, а в обруче с синим квадратом - все синие квадраты и т. д. А для того чтобы попасть в домики, нужны «ключики». По форме и цвету «ключика» дети находят свои домики. - Ребятки, у меня есть «чудесный мешочек», в котором находятся «ключики» (геометрические фигуры). Дети по очереди достают себе из мешочка «ключики», идут гулять по «лесу», по моему сигналу дети бегут к домикам и занимают их. - Ребятки, посмотрите, а ваши «ключики» подходят к фигуркам, которые живут в домике? (Дети сравнивают свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике). Игру можно усложнить, предложив детям поменяться «ключиками». Конспект дидактической игры, развивающей восприятие качеств величины «Собери яблоки» Цель: Закреплять умение детей сортировать предметы по величине путём примеривания их с образцом. Материал: яблоки-образцы разной величины (двух размеров: большие и маленькие), две корзины - большая и маленькая, дерево с яблоками двух размеров. Ход игры:
Затем раздаю детям яблоки-образцы и предлагаю детям найти на дереве такие же яблоки. Дети находят нужные яблоки, путём примеривания к образцу. Найденные яблоки предлагаю детям разложить в соответствующие корзинки. - Молодцы, ребятки, все яблоки собрали. Игру можно усложнить, добавив ещё один предмет средней величины. Литература:
|
Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста... Основная цель – сохранение и укрепление здоровья обучающихся, путем оптимизации их питания в маоу гимназии №32 | Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к... Психологические особенности детей раннего возраста | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенности развития детей раннего возраста. Конспект (Н. М. Аксарина «Воспитание детей раннего возраста») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | План работы городского методического объединения проблемная группа... Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста | ||
«Развитие вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста... | Гуторова Инна Васильевна г. Никополь 2013 г. Содержание Вступление 4 Дидактические игры на урок Дидактические игры на уроках русского языка и чтения как средство активизации внимания и повышенного интереса к предметам 6 | ||
Конспект психологического тренинга «Проблемы воспитания детей раннего возраста» Она разработана в соответствии с существующим государственным стандартом и учитывает как современный, так и дореволюционный опыт... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мдк 01. 02. Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пм 01 мдк 01. 02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих... | 2 Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и... | ||
Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... Мдк. 01. 02. Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кроха : программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк учреждения / [Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д.... |