СОВРЕМЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ
В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Что такое учебное занятие в системе ДО? Занятие в УДОД – это все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п.
Занятие в УОДОД характеризуется двояко: и как организационная форма обучения, и как временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его особенности.
Как основная организационная форма, занятие целиком починяется всем закономерностям процесса обучения. Как в целостном отрезке процесса обучения, в занятии взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения, ожидаемые результаты и др.
Чем отличается занятие в дополнительном образовании от урока школе?
В отличие от школьного урока оно менее регламентировано, более свободное в чередовании форм работы, насыщено различными видами деятельности, имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Занятие в системе ДО прежде всего направлено на развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров и т.п.).
Для достижения обучающимися определенного уровня образованности, Логинова Л.Г. видит предназначение педагога ДО (дополнительного образования) в готовности прохождения познавательного процесса в сотворчестве с обучающимися. «Миссия педагога не в том, чтобы привести детей к заранее известным результатам, но в умении и готовности вместе с ними пройти «путь» познания, результаты которого не предопределены. В этом суть педагогики сотворчества». Главное в образовательном процессе – успешность (или неуспешность) как результат педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно личностного роста каждого ребенка.
Автономно ли каждое занятие?
Занятие в ОУДОД не возникает случайно. Каждое занятие является запланированным и проводится педагогом ДО в соответствии с учебно-тематическим планом реализуемой образовательной программы. Только последовательность и поступательность образовательного процесса может привести к достижению планируемых результатов. Каждое занятие должно рассматриваться как органичная часть целостного образовательного процесса. Педагог должен четко представлять место конкретного занятия на пути достижения конечного результата, его связь с предыдущим и последующим занятиями.
На основе каких принципов строится занятие?
Организация и содержание занятия в детском объединения интегрируется вокруг основных принципов обучения. Принципы – это научная платформа теории обучения, обоснование педагогической значимости и общественного смысла процесса обучения. Основные принципы были сформулированы еще Я.А.Каменским, и в дальнейшем, усовершенствованы Е.Н.Медынским для внешкольного образования:
Научности ( все сообщаемые учебные сведения должны находится в полном соответствии с современной наукой);
Природосообразности – (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
Последовательности и систематичности – (линейная логика процесса от частного к общему)
Доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
Прочности;
Сознательности и активности;
Наглядности ( привлечение различных органов чувств детей к восприятию)
Индивидуального подхода (учет индивидуальности в условиях коллективной работы);
Заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
Обеспечение отбираемой информации.
Каковы условия эффективности учебного занятия?
Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:
– комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);
– адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям
детского коллектива;
– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
– четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
– наличие благоприятной психологической атмосферы;
– активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности,
включение каждого ребенка в деятельность);
– полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами;
- учет государственных санитарно - гигиенических норм;
- временной и здоровьесберегающий режим занятия для различных возрастных категорий детей.
Каковы основные виды занятий в ДО?
Собственно обучающие занятия. Они преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету.
В результате собственно обучающего занятия происходит усвоение детьми знаний, формирование и развитие навыков и умений.
Общеразвивающие и воспитательные занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. К примеру, «огоньки» и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагают образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.
Что такое тип занятия?
Тип занятия определяется уровнем освоения темы ( от познания до присвоения и применения). Хотя единый подход к классификации занятий не выработан, среди обучающих занятий можно выделить следующие:
1. Учебные занятия по передаче знаний.
2. Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.
3. Учебные занятия закрепления знаний и навыков.
4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.
5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).
6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.
Как сформулировать тему занятия?
Тема должна соответствовать учебно-тематическому плану образовательной программы и отражать содержание конкретного занятия.
Например: «Японский сувенир – как отражение культуры, быта и традиций народа».
Как правильно поставить цель занятия?
Общепринято в науке, что цель – это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.
В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом – уровень обученности, развитости и воспитанности личности ребенка. Поэтому цели занятия ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться только к передаче обучающимся готовых выводов науки и “целям организации” занятий – “изучить такой-то объем нового материала”, “повторить такие-то разделы программы” и т.п. Такая постановка цели в современном образовании несостоятельна.
Цель занятия должна отличаться конкретностью, содержать образовательный, развивающий и воспитательный компонент.
В настоящее время востребованным становится не столько объем конкретных знаний, сколько формирование общечеловеческих компетентностей – информационных, коммуникативных, социальных и др.
Достичь за одно занятие личностных изменений не реально, в отличие от конкретной образовательной задачи, - следовательно, цели развития и воспитания могут иметь долгосрочный характер и ставиться на несколько занятий. Сложность заключается в объемном смысле, сформулированном в одной, двух фразах.
Например: цель занятия – “Обобщить и систематизировать знания о народной игрушке, закрепить навыки ее изготовления, развивать аккуратность и целеустремленность”.
Цель занятия реализуется через решение задач, которые ставятся к занятию в целом или к каждому этапу конкретно.
Что первично – цели и содержание или метод?
Цели и содержание делают метод, а не наоборот.
Метод – это способ достижения цели. В педагогике это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. В методе находят отражение цели, содержание, принципы, формы обучения. Методы оказывают заметное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации. Именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.
Содержание обучения придает методу ту или иную направленность, характеризующую его сущность. Содержание обучения выдвигает к методам определенные требования, которые должны обеспечивать:
Активность работы учащихся, сохранение их учебной мотивации;
Глубокое понимание учащимися изучаемого материала и прочное его усвоение;
Формирование умения оперировать новыми знаниями;
Предупреждение перегрузки учащихся.
Как правильно выбрать метод?
Для того, чтобы правильно выбрать метод, необходимо ответить на следующие вопросы:
Способствует ли метод решению поставленной задачи?
Соответствует ли метод содержанию занятия?
Позволяет ли метод обеспечить индивидуальный подход в обучении?
Соответствует ли метод реальной возможности его использования?
Что необходимо подготовить к занятию?
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс:
раздаточный материал;
аудио, видео, электронное и др. сопровождение занятия;
продумывается методика наиболее продуктивного использования наглядного материала;
продумывается деятельность детей;
определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии;
определяется объем и форма самостоятельной работы;
продумываются «разгрузочные» паузы;
разрабатывается конспект занятия (см. Приложение 1).
Какова структура учебного занятия?
В целом учебное занятие любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов:
организационного
проверочного
подготовительного
основного
контрольного
рефлективного (самоанализ)
итогового
информационного.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей и типа занятия.
Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
Каждый этап занятия решает определенную задачу:
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), диагностика усвоения, выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
4 этап: основной.
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Содержание этапа: целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.
Содержание этапа: применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или их обоснованием.
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
Содержание этапа: применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Содержание этапа: распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5 этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Содержание этапа: используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6 этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.
7 этап: рефлективный.
Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание этапа: может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Содержание этапа: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Какие формы организации деятельности обучающихся наиболее продуктивны в системе ДО?
Практикум, творческая лаборатория, защита проекта, беседа, экскурсия (очная и виртуальная), игра, интегрированное занятие, выездное занятие, соревнование, смотр, викторина, праздник, концерт, выставка, культпоход, КВН и др.
|