Скачать 61.32 Kb.
|
Учитель истории: Терёхина И.Н. Тема урока: « Отечественная война 1812 года.» Цели: познакомить учащихся с ходом Отечественной войны 1812 года, с героической обороной российского населения; выяснить в чём заключался её народный характер. раскрыть историческое значение Отечественной войны; продолжить формирование навыка работы с картой, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, сравнивать; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа. Оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная карта «Отечественная война 1812 года», отрывок из фильма С.Бондарчука «Война и мир» о Бородинском сражении, веб -узел «Отечественная война 1812 года.» Предварительная подготовка: сильные учащиеся получают дополнительное домашнее задание подготовить сообщение «Герои-партизаны: Д.Давыдов, Фигнер, В. Кожина» Ход урока. I. Организационный момент. 1. Приветствие. 2. Сообщение темы и целей. II. Проверка домашнего задания. Игра «Исторический ринг» по внешней политике 1801-1812 годов. Приглашаются двое учащихся, которые друг другу по очереди задают вопросы по датам и краткому содержанию событий; два рефери (из числа учащихся) следят за правильностью ответов и результаты пишут сразу на доску. Другим учащимся класса можно следить за правильностью, подглядывая в учебники. III. Изучение нового материала.
Союз с Александром I был для Наполеона лишь временным маневром, облегчающим Франции путь к мировому господству. Добившись власти почти над всей континентальной Европой, французский император более не нуждался в поддержке России. Teпepь она стала уже преградой для осуществления его дальнейших планов. "Через пять лет, - говорил он, - я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее". В поход на Россию шла «вся Европа»: французы составляли только половину «Великой армии», остальная ее часть – это поляки, немцы, австрийцы . Против Наполеона Россия могла выставить чуть более 300 тыс. солдат. На рассвете 12 (24) июня 1812 года солдаты наполеоновской армии переправились через Неман и вторглись на территорию Российской империи. Русская армия была разбита на три части: первой армией командовал М. Б. Барклай-де-Толли, второй - П. И. Багратион, третьей- А. П. Тормасов. Цель Наполеона: разбить русские армии поодиночке, посадить на русский престол правителя-марионетку, нанести через территорию России смертельный удар по Англии, отобрав у нее Индию. Император покинул армию, передав командование Барклаю-де-Толли. Перед отъездом он написал манифест, призывавший к созданию народного ополчения. Под Смоленском соединились две русские армии. Несмотря на это город удержать не удалось, но и французы потеряли 20 тысяч солдат. Многие были недовольны руководством Барклая-де-Толли, и русское общество потребовало от царя назначения главнокомандующем М.И. Кутузова. Александр I, подписав указ о назначении главнокомандующем, сказал: «Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки». Армия ликовала, солдаты сразу сложили поговорку « Едет Кутузов бить французов». Но М.И. Кутузов, приехав в армию, увидел, что она не готова к генеральному сражению и дал приказ об отступлении. И только под Бородином он решил дать генеральное сражение. Кутузов расположил свои силы между Новой и Старой Смоленскими дорогами. Наполеону навязывалось фронтальное сражение между деревнями Горки и Утица. Здесь Кутузов построил глубокоэшелонированную оборону . 26 августа 1812 года в 5 часов утра началось Бородинское сражение. (рассказ про Бородинское сражение идёт под отрывок фильма С. Бондарчука «Война и мир») Самые ожесточённые бои развернулись вначале на Багратионовых флешах. Они длились более 6 часов. Флеши были захвачены французами в середине дня. Также очень ожесточенные бои происходили на батарее Раевского. Русские герои штыковыми ударами несколько раз отбрасывали французов, и только к концу дня противнику удалось захватить центральную батарею. Но уже вечером Наполеон приказал отвести свои силы на исходные позиции. "Из всех моих сражений, - вспоминал Бонапарт, - самое ужасное то, которое дал я под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми". Потери российской армии составляли 44 тыс. человек, у французов погибло 60 тысяч солдат. На совете в Филях Кутузов принял решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии. Наполеон был счастлив, он думал, что это победа. Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар Она готовила пожар Нетерпеливому герою. А это было начало поражения. Начались метания Наполеона с заключением мира, пока он не понял одного. Никто мир с ним заключать не будет. А в это время его армия таяла на глазах, от действий партизан. Выступление учеников с сообщением о партизанском движении. Наполеон не решается зимовать в Москве. Он решает отступать по неразорённой Калужской дороге, но на пути ему встаёт окрепшая русская армия, и полководец сворачивает на им же самим разорённую Смоленскую дорогу. А при переправе через Березину Наполеон теряет ещё 30 тысяч солдат, бросает армию и бежит в Париж. В декабре генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов докладывает царю: « Война закончилась за полным истреблением противника». Так закончилась Отечественная война, в которой весь народ поднялся на защиту своей страны, начиная от прославленных генералов, заканчивая обыкновенными крепостными крестьянами, которых дворяне не считали за людей. III. Закрепление нового материала.
В тексте допущено 6 ошибок. Те, кто желает получить отметку « 5» должен найти и исправить все 6 ошибок. Те дети, которые желают получить «4» должны найти и исправить 5 ошибок, ну а кому достаточно отметки «3», должен найти всего 3 ошибки. Целью Наполеона было дать соединиться русским армиям, чтобы разгромить их единым ударом. В начале августа произошло крупное сражение под Смоленском, ставшее одной из героических страниц в истории России. Французы в этой битве потеряли половину своей армии. Вскоре после Смоленского сражения Александр I назначил главнокомандующим своего любимца М.И. Кутузова. Кутузов спланировал дать генеральное сражение под Бородином. Самой первой приняла бой батарея Раевского, затем упорные бои завязались на Багратионовых флешах. В результате русская армия проиграла сражение, и император принял решение, оставить Москву и отвести армию под Тарутино. Пока русская армия набирала сил, французов постепенно уничтожали партизаны. Самыми известными партизанами были: И. Сусанин и Д. Давыдов. (Если учащиеся обнаружат, что ошибок больше, это даст им дополнительные бонусы при оценивании).
-Назовите и покажите реку, которую должны были перейти французы при вторжении в Россию. -Покажите и назовите места дислокации 1-ой, 2-ой, 3-ей армий. Назовите главнокомандующих этих армий. -Назовите и покажите место соединения 1-ой и 2-ой армии. -Покажите и назовите место генерального сражения, которое решил дать М.И. Кутузов. Кто выиграл эту битву? - Покажите Смоленскую и Калужскую дороги? Почему было необходимо заставить Наполеона отступать именно по Смоленской дороге. Назовите и покажите реку, которую должны были перейти французы при бегстве из России. IV. Итог урока. -Назовите цели Наполеона в Отечественной войне 1812 года. - Почему Александр I так противился назначению М.И. Кутузова главнокомандующим армией? - Почему М.И. Кутузов после Бородинского сражения настоял на сдаче Москвы? -Какова роль русских партизан в победе над Наполеоном? -Почему войну 1812 года называют народной, отечественной? V. Домашнее задание. На отметку «3» п.56 На отметку «4» п.56 и письменно ответить на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?». На отметку «5» п.56, письменно ответить на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?» и составить картосхему Бородинского сражения. |