Скачать 43.55 Kb.
|
Шмакова Алла Владимировна, учитель русского языка и литературы Тема урока: Знаки препинания в СПП. Цель урока:
Оборудование: - Таблица-схема «Типы придаточных предложений», карточки по теме «Типы придаточных предложений», карточки-схемы; - текст романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; - компакт-диск П.И.Чайковского «Времена года». Ход урока: 1. Организационный момент: - сообщение темы и цели урока. 2. Вступительное слово учителя: Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Горького «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», потому что сегодня мы вспомним о великих православных праздниках, которые по времени совпали с вашими зимними каникулами: Рождество, Святки, Крещение. 3. Первый этап нашего урока - работа с текстом: Вам необходимо: - прочить текст; - указать номера СПП; - пользуясь таблицей, определите тип придаточных предложений; - составить к ним схемы, распределяя по таблице. - Подобные задания встречаются в материалах ЕГЭ. 1. Рождество Христово – самый большой православный праздник. 2. В сочельник, около 7-ми часов вечера, начинается Рождественская служба, которая продолжается приблизительно три часа. 3. После богослужения официально начинается Рождество. 4. При встрече люди приветствуют друг друга, потому что хотят поздравить с праздником. 5. Обыкновенно вся семья бывает в церкви. 6. Хозяйке иногда приходиться оставаться дома, чтобы приготовить праздничный стол. 7. Если по каким-то причинам невозможно идти в церковь, ждут «первую звезду». 8. Когда она появится на небе, настает праздник. 9.Обыкновенно, этот святой вечер посвящается семье и близким родственникам. 10.После ужина все идут к елке за подарками.11. Кажется, что небо стало ближе. 12. Вся природа погружается в сон. 13.А в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше. 14. Когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло. 15. Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... 16. И это чудо происходит!.. Учитель: После Рождества начинаются Святки, которые праздновались на Руси ярко и торжественно. Святочные обряды по устоявшемуся языческому обычаю представляли собой заклинания на весь год и гадания. Цель гаданий — узнать о будущем. Девушки же гадали о суженом, о замужестве. Этот таинственный, красивый обряд гадания нашел отражение в произведениях русских классиков. Вспомним пушкинскую Татьяну. - Чтение отрывка из главы 5 (IV) романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. По старине торжествовали В их доме эти вечера: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали И им сулили каждый год Мужьев военных и поход. Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны… 4. Следующим этапом урока будет работа с карточками: - Спишите, расставьте знаки препинания; - определите тип придаточного; - составьте схему предложения. (Каждое предложение записывается с комментированием)
Когда ж падучая звезда По небу темному летела И рассыпалася…
Пока звезда еще катилась, Желанье сердца загадать…
Предчувствий горестных полна, Ждала несчастий уж она. Святки всегда сопровождались заклинательно-величальными песнями в честь бога Коляды. Из следующего текста вы узнаете о том, как проходили колядки. 5. Самостоятельная работа: - Выписать из текста только СПП. В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца. В ночь на Коляду жгли костры, вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам в вечернее время и по ночам ходили колядующие, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году. Достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. 6. Работа у доски отдельных учащихся: Графический диктант: - составить предложение по схемам: [ ], (потому что…). (Если…), [ ]. [ , (которые…), ]. [ ], (чтобы…). П.И.Чайковский в своем музыкальном цикле «Времена года» ярко отразил настроения людей, состояние природы в этот период. Послушайте пьесу «Январь». 7. Наблюдение народа за природой в это время отразились в пословицах и поговорках: Зима не лето – в шубу одета. Январь – году начало, зиме середка. Январь – Месяц лютый, спрашивает: как обутый. Если первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков. О чем открытому небу помолишься, то сбудется. Если в Крещенье в полдень синие облака, будет урожай. Коли в Крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи. Все ли предложения из приведенных пословиц и поговорок являются СПП? 8. Подведение итогов урока: - Назовите типы придаточных в СПП; - Как определить тип придаточного?
(Хотя…), [ ]. [ ], (когда…). [ , (которые…), ]. (Чтобы…), [ ]. с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий, Самую Главную Весть - родился Спаситель мира! |
Тесты на компьютере. (Два ученика выполняют тест на компьютере) определить... Спп с несколькими придаточными, знаки препинания в сложных предложениях, грамматическую основу в сложных предложениях | Урок русского языка 9 класс Тема урока: Закрепление по теме «Сложноподчиненные предложения» Обучающие: закрепление умений находить придаточные предложения в спп, определять их вид, правильно расставлять знаки препинания;... | ||
Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них ... | Конспект урока тема урока «Знаки препинания в бессоюзном сложном... Цель урока: формирование знаний учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении | ||
Урок русского языка Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными» Зачитывание выписанных в тетради примеров спп с придаточными определительными и изъяснительными. Работа учащегося у доски по карточке.... | Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени Спп с придаточной места и времени, правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях, отличать придаточные места от придаточной... | ||
Урока Тема урока Цель урока Введение. Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце... | Тема урока: «Сложное предложение» Цель урока: научить отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных, ставить знаки препинания в них | ||
Тест итогового контроля (1 курс, 2 семестр) Спп с несколькими придаточными, знаки препинания в сложных предложениях, грамматическую основу в сложных предложениях | «Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях» Цель занятия: повторить материал о союзном сложном предложении, уметь находить союзные сложные предложения в устной и письменной... | ||
Нашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в... Слово учителя. Тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в них». Эпиграфом нашего урока мы возьмем китайскую... | Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | ||
Практикум по русскому языку в 7 классе: "Вводные слова и предложения.... Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме Тема «Причастие» Урок №4 «Причастный оборот и знаки препинания при нём» | ||
Тема урока: знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны) | Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема: «Знаки препинания... Тема: Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке. На изучение темы отведено 6 уроков |