Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока





Скачать 201.25 Kb.
НазваниеПоложени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока
Дата публикации12.08.2014
Размер201.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. АЧИНСКА



Утверждаю

Начальник управления образования
_____________Стрельцова Е.В.


П О Л О Ж Е Н И Е

о городском инновационном комплексе

по оптимизации урока

в массовых общеобразовательных учреждениях г. Ачинска

2010г.
1.Ачинский городской инновационный комплекс (далее – комплекс) – объединение учреждений, служб, коллективов и отдельных профессионалов для координации усилий в поиске путей оптимизации процесса обучения с целью повышения качества обучения школьников в городской системе общего образования.

2.Предназначение комплекса – создание единой системы научного, методологического, методического, контрольно-аналитического, нормативного обеспечения процесса вовлечения коллективов школ в непрерывное повышение качества обучения школьников.

3. Определение комплекса

Комплекс - есть сложная (многоплосткостная) соорганизация образовательных учреждений, управления образования г. Ачинска, структур повышения квалификации и науки края, обеспечивающая наличие следующих процессов:

  • разработка, перенос и многократное массовое применение процедур оптимизации уроков в общеобразовательных учреждениях;

  • вовлечение всех членов педагогических коллективов учреждений – участников комплекса в перемены и опривычивание новых подходов к оптимизации урока в каждодневной работе;

  • подготовка всех педагогов и управленцев комплекса по указанной тематике в рамках существующих образовательных программ и разработку новых программ (модулей);

  • работа межшкольной методической сети по переносу опыта, консультированию и перепроектированию уроков в различных кооперациях педагогов, педагогов-наставников, сетевых методистов;

  • разработка на внутришкольном и муниципальном уровнях управленческих механизмов вовлечения коллективов в перемены по улучшению качества педагогического труда,

  • разработка и внесение новых элементов (содержания и методики оценки, анализа) в системы контрольно-аналитических процедур и оценки качества образования школьников, документов нормативного регулирования, а также опривычивание новых управленческих действий на всех уровнях.

4. Цель создания комплекса

Данный комплекс создается с целью разработки и апробации механизмов вовлечения коллективов школ городской образовательной сети в деятельность по достижению высокого качества обученности школьников за счет выявления и создания новых методических и управленческих ресурсов.

5. Структура и состав комплекса

Комплекс состоит из работников (учителей, директоров, завучей, руководителей метод.объединений, классных руководителей) образовательных учреждений сети г. Ачинска, сотрудников лаборатории дидактики взрослых КИПК, специалистов и методистов управления образования г. Ачинска.

Основными структурными единицами комплекса являются:

  • Образовательное учреждение - педагогическая площадка городского инновационного комплекса ( далее – инновационная площадка),

  • Управление образования г. Ачинска,

  • Сетевые методические объединения и группы, возглавляемые сетевыми методистами, работающими в школе-партнере, либо в межшкольном методическом объединении учителей-предметников и сетевыми педагогами-наставниками (консультирующими и несущими ответственность за адресную проф.поддержку двух-трех педагогов, в том числе не из своей школы) .

  • Координационный совет представителей комплекса,

  • Лаборатория дидактики взрослых КИПК.

Состав и число инновационных площадок определяется координационным Советом комплекса. Новые участники выбираются из числа образовательных учреждений, выразивших готовность к повышению качества образования учащихся средствами оптимизации урока на основе орг.диалога и прошедшие процедуру согласования в координационном Совете комплекса.

Функционально штат комплекса представлен: учителями, учителями-наставниками, сетевыми методистами по предметной области, сетевыми методистами школ-партнеров, сетевыми учителями-наставниками, директорами, завучами, классными руководителями, преподавателями по программам повышения квалификации, специалистами и методистами информационно-методического отдела городского управления образования, научным руководителем, научными консультантами.

6. Деятельность инновационных площадок осуществляется по следующим линиям преподавательских работ:

- совершенствование уроков на основе орг.диалога и других элементов, указанных во временном Положении об уроке (;

- корректировка собственной системы преподавания с изменением соответствующих компонентов и оптимизация урока;

- включение в общешкольный процесс совершенствования и оптимизации уроков с ориентацией на ожидаемый результат через процессы взаимного консультирования, анализа и перепроектирования.

и управленческих работ:

- вовлечение всех педагогов и администраторов, обеспечивающих обучение на 1 и 2 ступенях в процесс оптимизации уроков;

- создание и реализация системы методического сопровождения, позволяющей педагогам улучшить свою систему преподавания с минимальными психологическими издержками;

- координация усилий с другими площадками и субъектами комплекса в области педагогического наставничества, обмена опытом, перепроектирования занятий;

- разработка и реализация управленческого механизма вовлечения всего коллектива в процессы улучшения преподавания и опривычивания новых подходов в организации уроков;

- разработка и реализация системы внутришкольного и внешнего мониторинга эффективности уроков (включая качество обучения учащихся)

Участниками инновационной площадки являются: весь коллектив педагогов и учащихся, администрация школы-участницы.

7. Управление и организация работ

Комплекс как общественно-государственное объединение управленцев, ученых, методологов, методистов и педагогов осуществляет деятельность в соответствии с данным положением и программными документами. Основным программным документом является дорожная карта работ (состав и структура карты приведены в приложении 2). Содержание очередных программных документов согласуется и уточняется на сборах представителей всех структурных единиц и педагогических площадок комплекса.

Промежуточные результаты работы комплекса ежегодно рассматриваются начальником управления образования по представлению Координационного совета Комплекса, научного руководителя, научных консультантов.

Научное руководство осуществляет лаборатория дидактики взрослых Краевого института повышения квалификации по следующим направлениям:

  • Оптимизация урока на основе орг.диалога учащихся.

  • Программы повышения квалификации по вопросам совершенствования и оптимизации современного урока.

  • Модель вовлечения педагогов в перемены (методический и управленческий аспекты).

  • Система диагностики новых результатов обучения.

  • Программирование и анализ деятельности городского инновационного комплекса.

  • Способы и средства формирования умения учиться и иных универсальных способов учебных действий.

Лаборатория обобщает, систематизирует и описывает результаты деятельности по основным направлениям (см. п.3); экспертирует материалы школ (директоров, завучей, методистов, педагогов), консультирует участников по вопросам описания опыта и проведения мероприятий в комплексе, обеспечивает научное и научно-методическое сопровождение, либо осуществляет по аналогичным вопросам разработку основных положений и документов.

Научное консультирование деятельности специалистами РАО и АПСН проводится с целью повышения научного уровня разработок осуществляемых лабораторией (персоналии см. приложение 2).

Координацию взаимодействия всех субъектов осуществляет – Координационный Совет комплекса, возглавляемый заместителем начальника управления образования г. Ачинска. В состав Координационного совета входят: представители управленческих команд и коллективов педагогов школ, руководитель информационно-методического отдела УО, сетевые методисты, координатор от информационно-методического отдела, специалист управления образованием, научный руководитель. Представители соответствующих структур оповещают коллективы о содержании работы Координационного совета..

Состав Координационного совета может изменяться в зависимости от основных задач и этапов работы комплекса. Численный состав координационного совета не может быть менее 9 чел.

Методическая поддержка деятельности педагогов по оптимизации урока осуществляется посредством сети со следующей структурой:

  • Межшкольная сеть















  • Внутришкольная сеть реализуется, благодаря деятельности завучей, работе школьных метод.объединений, деятельности педагогов-наставников.

  • Деятельность сетевых педагогов – наставников является новым возникающим элементом методической сети комплекса. Развитие этой линии связано с поддержкой инициатив неформального взаимодействия педагогов разных школ по вопросу оптимизации. Выделения в этом взаимодействии позиции наставника, оказание моральной, методической и возможно материальной ( по результатам) поддержки инициативам подобного рода.

Координирует методическую работу оргуправленческая группа, в которую входят все сетевые методисты, научный руководитель (в дистанционном режиме), руководитель (сотрудник) ИМО управления образования. Руководство группой осуществляется по принципу выборности сроком на 3 мес. из числа сетевых методистов, на основе большинства голосов.

Вся методическая сеть представляет собой сложную координацию деятельности: сетевых предметных метод.объединений, школьных методические объединений, сетевых учителей-наставников, учителей-консультантов., завучей в области методической работы, информационно-методического отдела управления образования.

Предназначение деятельности сетевого методиста в оказании помощи руководству школы в создании целостной системы методического сопровождения процессов вовлечения всего коллектива школы в оптимизацию уроков. Сетевым методистом может являться завуч (либо учитель – в отдельных случаях) школы, ведущий методическую работу в школе, где он не осуществляет свою основную деятельность. Сетевой методист помогает завучу в методической работе, анализирует проблемы невключенности педагогов, корректирует план методической работы для оптимальной реализации целей комплекса, помогает организовать и координирует работу сетевых учителей-наставников, обеспечивает методическую поддержку педагогов в части проектирования и анализа уроков.

Сетевой методист в предметном межшкольном методическом объединении учителей обеспечивает процесс передачи опыта по совершенствованию уроков конкретной предметной области, как в рамках общих требований к совершенствованию и оптимальности урока, так и в аспекте предметных методических требований.

Информационное обеспечение осуществляется через сайты КИПК (http://moodle.kipk.ru/course/view.php?id=56), управления образования (http://edu-ach.ru/innova/gik), школ комплекса, е-mail, информационная группа, под руководством специалиста управления образования (сайты, информ. ресурсы)

Программирование и планирование деятельности

Программирование и анализ деятельности осуществляется в очно-дистанционном режиме.

Программирующие мероприятия осуществляются на сборах представителей комплекса.

В период между общими сборами значимые управленческие решения принимаются на заседаниях Координационного совета комплекса.

В период между заседаниями Совета оперативное управление комплексом осуществляет организационно-управленческая группа. Ее состав определяется ключевыми задачами на год.

8. Материально-техническое и финансовое обеспечение комплекса

Финансирование инновационных площадок, входящих в комплекс осуществляется за счет:

  • бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование образовательных учреждений системы образования города Ачинска;

  • средств спонсоров, предприятий, физических лиц;

  • доходов от платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых в школе.

Образовательному учреждению, входящему в состав городского комплекса:

  • предусматриваются надбавки руководителю образовательного учреждения, в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах и поощрениях руководителям муниципальных образовательных учреждений г. Ачинска;

  • предусматриваются надбавки к ставке (должностному окладу) заработной платы педагогическим и иным работникам, участвующим в инновационной деятельности в соответствии с действующим Положением о надбавках и доплатах на основании приказа руководителя образовательного учреждения из средств образовательного учреждения. В случае если работник принимает участие в нескольких экспериментальных или инновационных проектах, надбавка назначается за работу в одном из них по выбору работника.

Оплата труда научного руководителя, научных консультантов, сетевых методистов комплекса осуществляется по трудовому договору за счет средств:

- образовательных учреждений, входящих в комплекс;

- управления образования;

- городской программы «Кадры».

Комплекс создает базу данных и видео-архив уроков, сборники материалов, которые хранятся в ИМО и лаборатории дидактики КИПК

Видеокамеры и иные технические средства, приобретаются за счет средств образовательных учреждений, а также тех учреждений, на баланс которых они ставятся.

9. Порядок изменения состава

Решение о включении новых педагогических площадок в состав комплекса принимает начальник управления образования, на основании ходатайства Координационного Совета либо научного руководителя комплекса.

Решение о выходе педагогических площадок из состава комплекса принимает начальник управления образования на основании ходатайства Координационный Совет комплекса либо научного руководителя комплекса в случае прекращения деятельности площадки либо при неоднократном невыполнении программных решений, если данные факты занесены в протоколы заседания Координационного Совета.

10. Порядок прекращения деятельности комплекса.

Деятельность инновационного комплекса прекращается в случае:

• прекращения деятельности всех педагогических площадок;

• невыполнения комплексом своего предназначения.

Решение о прекращении деятельности комплекса принимает начальник городского управления образования, при согласовании с научным руководителем и Координационным Советом комплекса..

12. Порядок завершения деятельности комплекса

Городской инновационный комплекс расформировывается как организованность в системе общего образования г. Ачинска в случае выполнения им своего предназначения.

Приложение 1

Уровни ответственности за результаты деятельности комплекса
I. Уровень функциональной ответственности

Директор школы

осуществляет планирование на ожидаемый результат и контроль за реализацией планов по всем направлениям согласно целям комплекса,

разрабатывает систему внутришкольного контроля за качеством уроков и результатами обучения,

разрабатывает ( совместно с другими директорами) модель преодоления сопротивления переменам (вовлечения в перемены) и реализует ее

осуществляет разработку внутришкольных локальных актов, способствующих работу коллектива по оптимизации уроков и достижению более высоких показателей качества обучения.

Согласует свою работу с научным руководителем

Завуч школы

Планирует и реализует методическую работу в школе, контролирует работу педагогов школы по реализации планов работы в предметных метод.объединениях и работы с учителями-наставниками и анализирует качество уроков, помогает педагогам в перепроектировании уроков, проводит методические дни и недели передачи опыта. Согласует свою работу с научным руководителем

Сетевой методист в школе

Помогает завучу в организации методической работы в школе – партнере. Обеспечивает консультационную работу, постановку и перепроектирование уроков, проводит групповые и индивидуальные консультации. Доводит руководителей школы и педагогов до понимания особенностей работы по оптимизации уроков. Способствует опривычиванию новых подходов в системе работы педагогов. Работа планируется по полугодиям. Согласует свою работу с научным руководителем.

Сетевой методист по предметной области

Совместно с педагогами планирует и реализует обмен опытом и опривычивание деятельности по оптимизации урока, организует работу по уточнению целей и задач обучения по предметной области по классам и разделам, включая разработку речевой компоненты учебных результатов. Организует взаимодействие педагогов друг с другом и с педагогами других школ и предметных областей.

Сетевой педагог- наставник

Осуществляет процесс регулярного адресного консультирования по вопросам организации, анализа и проектирования оптимального урока. Работа планируется на год.

Специалист УО

- проверяет соответствие планов работы школы (в том числе по направлениям) целям и задачам комплекса,

- отслеживает ход работы и ее результаты инновационной площадки в комплексе через сложившиеся процедуры и формы проверок и отчетов.

Руководитель ИМЦ

- обеспечивает:

- ход заявочной кампании по программам повышения квалификации,

- координацию и сбор материалов по школам, и передачу их в лабораторию,

- сбор видеоматериалов лучших уроков,

- выпуск сборников материалов, после редактирования и согласования с научным руководителем;

- осуществляет

- помощь сетевым методистам в реализации их планов работы сетевых предметных метод. объединений,

- методическую поддержку деятельности завучей, в том числе по вопросам планирования методической работы.

Работу согласует с научным руководителем.

Руководитель образовательной программы

- реализует программу повышения квалификации согласно заявке,

- консультирует по вопросам проектирования и анализа уроков,

- обеспечивает понимание вопроса новыми группами педагогов,

- участвует в мероприятиях по представлению опыта, экспертирует и консультирует

- редактирует и составляет материалы для тематических сборников.

Научный руководитель

1. Не реже одного раза в год оформляет в виде статьей результаты апробации инновационных изменений на площадках комплекса по направлениям:

  • Оптимизация урока с целью достижения нового качества образования.

  • Содержание методической работы по вовлечению педагогов в процесс улучшения системы преподавания на уроке.

  • Оптимизация традиционного урока: управление переменами в школе.

2. Осуществляет научно-методическое и методологическое сопровождение процесса:

- разработок уроков, редактирование статей с описанием опыта, сборников материалов;

- программирования и планирования деятельности структур комплекса;

- моделей методической работы и управленческой деятельности по организации перемен в школе;

- разработок в области формирования и оценки умения учиться и иных универсальных учебных действий.

3. Экспертирует планы управленческой работы по вовлечению в перемены, методической работы, соответствующие документы, локальные акты, проекты мероприятий.

4. Консультирует по вопросам разработок в области оценки, диагностики и анализа результатов обучения.

5. Совместно с сетевыми методистами и завучами разрабатывает образовательную программу ПК по оптимизации современного урока и реализует ее на базе ИМО

Педагог

- Осуществляет микроизменения в уроке:

- встраивает орг.диалог, как составную часть, в структуру любого урока и привычно пользуется им как дидактическим средством улучшения качества обучения учащихся,

- планирует и оценивает уроки по ожидаемым результатам,

- планирует речевые результаты обучения,

- составляет речевые клише с целью освоения различных способов мыслительной деятельности.

- Обращается к учителю-наставнику, сетевому методисту, завучу за помощью в проектировании и анализе уроков и внешней оценкой результатов своего труда.

- Анализирует и перепроектирует уроки своих коллег ( по разным предметам)

- Представляет и описывает опыт и результаты микро-улучшений и оптимизации своих уроков.

Научный консультант

- осуществляет экспертизу материалов, представленных лабораторией,

- оказывает научное содействие в разработке моделей методического сопровождения процесса вовлечения всех педагогов школ комплкса в процесс оптимизации уроков на начальной и основной ступенях обучения; разработке и внедрении систем диагностики и контроля за повышением эффективности учебного процесса в школах комплекса; поддержании высокого научно-методического уровня дистанционных конференций и иных виртуальных событий ГИК.

привлекает педагогов к участию в основных конференциях по обозначенным вопросам, проводимых Федеральными научными учреждениями,

- проводит оргдеятельностные игры на исследование процессов формирования умения учиться и развитие мыслительных техник

Начальник управления образования

Контролирует промежуточные и итоговые результаты работы комплекса и его управляющих структур

Принимает решение об использовании результатов и отдельных эффектов деятельности комплекса в работе городской системы образования
II. Уровень персональной ответственности
Научный руководитель комплекса:

Литвинская И.Г., зав. лабораторией дидактики взрослых Красноярского краевого института повышения квалификации, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук.

Научные консультанты:

Мкртчян М.А., к.ф.-м.н., действительный член Академии педагогических и социальных наук, зам.министра образования р. Армения.

Осмоловская И.М., д.п.н., зав.лабораторией дидактики Института теории и истории педагогики РАО, Москва.

Руководство координационным Советом:

Длужевская Р.Г., заместитель начальника управления образования администрации г. Ачинска, начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования

На начало работы:

1. В состав комплекса входят образовательные учреждения:

СОШ №2, № 7, № 13, № 15, №16 г. Ачинска.

Руководство работами на уровне ОУ осуществляют:

СОШ №2 - Рыбцов Сергей Владимирович;

СОШ № 7 - Лесняк Татьяна Александровна;

СОШ № 13 - Мамонова Валентина Григорьевна;

СОШ № 15 - Романенко Галина Николаевна;

СОШ № 16 - Клыкова Наталья Петровна.

2. Сетевыми методистами являются



ФИО, e-mail

Учреждение, предмет, предметная область

1.

Куропаткина С.М.

СОШ № 15

2.

Морозова М.М.

СОШ № 16

3.

Клочихина Н.М.

СОШ № 7

4.

Бондарева В.И.

Русский язык

5.

Гундарева Н.П.

Математика

6.

Гопиенко А.Р.

Биология, химия

7.

Синюк Т.С.

Иностранные языки

8.

Пыткова Н.В.

Физическая культура

9.

Романова О.А.

Начальная школа (предметную область – уточнить)


Информационная поддержка осуществляется через сайт городского управления и школьные сайты, отв. отв. - руководитель группы - методист информационно-методического отдела УО – Иванова Е. А.; члены группы – ответственные за школьные сайты – Потёмкин А. С. (СОШ № 2), Повельев Ю. (СОШ №7), Терсков М. С. (СОШ № 13), Потехин М. С. (СОШ №15), Редькин С. В. (СОШ № 16).

Содержательное ведение сайтов:

Литвинская И.Г. – со стороны ККИПК,

Иванова Е.А. – со стороны УО

Планирование и реализация образовательных программ:

Литвинская И.Г. – руководитель ОП, содержание и формы курсовой подготовки

Бондарева В.А. ( со стороны ОУ) – координация деятельности участников, итоговая аттестация слушателей, выдача сертификатов об окончании

Воронцова М.А. (со стороны лаборатории) – подготовка документов, учет участия, сбор и хранение итоговых материалов

Сбор и хранение информации и материалов:

Бондарева В.И. (организация, со стороны ОУ), Воронцова М.А. (со стороны лаборатории)

Приложение 2
Структура дорожной карты


  1. Основные направления и результаты деятельности

  2. Структурные единицы и их основные мероприятия

  3. План методической работы ГИК и отдельных площадок ( по годам), включая план работы ИМО со школами

  4. План управления переменами в ОУ ( по годам), включая план работы специалистов ОУ со школами

  5. План работы сетевых структур (координационного Совета, межшкольных предметных метод. объединений)

  6. Программы мониторинга реализации аналитические и экспертные отчеты, рекомендации по улучшению деятельности)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconУтверждаю ректор юфу, профессор Захаревич В. Г. Положение об учебно-научно-инновационном...
...
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconПоложени е о городском конкурсе мультимедийных проектов Семь чудес Новоуральска
Настоящее Положение определяет условия организации и проведения конкурса мультимедийных проектов «Семь чудес Новоуральска» (далее...
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconУрока: Образовательные
Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconУроках математики
Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес на каждом этапе урока, нужно работать в инновационном...
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconЗаконодательство в сфере конкурентного отбора в строительном комплексе
Состояние работы по совершенствованию законодательства, регулирующего сферу конкурентного отбора в строительном комплексе РФ. Подходы,...
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconО развитии дистанционного образования в Златоустовском городском округе в 2012 году
Утвердить концепцию развития системы дистанционного образования в Златоустовском городском округе (приложение 1)
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Логоритмика- активная терапия, средство воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Логопедическая ритмика является своеобразной...
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconТема урока: «Обыкновенные дроби». Цель урока: закрепить пройденный...
Цель урока: усвоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей», умение самостоятельно в комплексе применять зун, отработка...
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconПрограмма дисциплины ен. Ф. 01. 7 "Методы оптимизации" Рекомендуется...
Дисциплина “Методы оптимизации” является математической основой решения различных проблем выбора одного из возможных образов действий,...
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconКонспект урока: «Умножение десятичных дробей»
Цель урока: усвоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей», умение самостоятельно в комплексе применять зун, отработка...
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconКонспект урока по математике для 6 класса по теме «Умножение дробей»
Цель урока: усвоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей», умение самостоятельно в комплексе применять зун, отработка...
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconТема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Цель урока: усвоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей», умение самостоятельно в комплексе применять зун, отработка...
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconАктуальные проблемы формирования структуры капитала коммерческих...
Структура этого капитала. Описаны и проанализированы два подхода к оптимизации структуры капитала. Автором предложена политика управления...
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconКонспект сюжетного урока по физической культуре для 5 класса
Основная цель – сохранение и укрепление здоровья обучающихся, путем оптимизации их питания в маоу гимназии №32
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconДоклад заместителя Министра транспорта С. А. Аристова на заседании...
«О комплексе мер по совершенствованию подготовки специалистов для транспортного комплекса в условиях реформирования экономики Российской...
Положени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока iconПриказом Управления От 27. 11. 2013 года №224 положени е
Российской Федерации в Управлении Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск