Скачать 76.64 Kb.
|
Тема: Михаил Васильевич ЛомоносовЦель: Углубить и систематизировать представления учащихся о личности М.В. Ломоносова. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся. Тип урока: Углубление знаний. Оборудование:
Ход урока.
Течёт, течет река времени, сменяют друг друга века… Уч. – Какому веку соответствуют даты? - Что вы можете о них сказать? -Какие изменения произошли в России во время царствования Петра I? Дет. – много потрудился Петр Великий для славы России. При Петре I строились фабрики и заводы. Открывались школы. Появились книги и учебники. В 1725 году открылась первая Российская Академия Наук. Изменилась культурная жизнь и быт. При Петре I Россия стала могущественной державой.
Уч. - История человечества знает много разносторонне одаренных людей. Среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Уч. - Прочтите эпиграф к нашему уроку. Д. - «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова.» Б.В. Шергин Уч. Какая польза тем, кто в старости глубокой И в тьме бесславия кончают долгий век! Добротами всходить на верх хвалы высокой И славно умереть родился человек! М.В. Ломоносов Уч. - Прочтите план урока. Запись на доске. План.
М.В. Ломоносов 2. Подготовленные выступления групп. Первая группа. Мальчик из Холмогор. 1 ученик Великий ученый, ставший гордостью своей Родины родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 19 ноября 1711 г, в деревне Денисовка (по другим сведениям – Мишагинской) Архангельской губернии, вблизи города Холмогоры. Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжелую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождал он отца в его далеких и часто опасных путешествиях. С большим интересом наблюдал он жизнь и природу родного края. 2 ученик Корабль плывет на промысел белухи Из Холмогор в студеные моря. Маячат сбоку сосны-вековухи. Высокие кресты монастыря. ………. Отец глядит, глазам своим не веря: Каким растет сынишка молодцом! Он смотрит вдаль пытливыми глазами, Немея от невиданной красы. Какая ширь! Какой простор чудесный! ……….. Корабль плывет… Когда-нибудь, с годами, Все виденное в море, каждый звук, Он выразит певучими стихами Во славу русской музы и наук. В.И. Жилкин 3 ученик Все виденное вызвало у мальчика необычную жажду знаний. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Он рано научился читать и вскоре знал наизусть те немногие книги, которые смог достать. Однако это были церковные книги, и в них он не находил ответа на интересовавшие его вопросы. С большим трудом удалось ему достать недуховные книги. «Славянская грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого открыли мальчику мир знания. 4 ученик Несчастливой была домашняя жизнь Ломоносова. Мать его, Елена Ивановна Сивкова умерла, когда он был еще ребенком. Преследования мачехи, делавшие жизнь Михаила невыносимой и стремление к знанию, заставили его решиться уйти из родного дома. В декабре 1730 года, морозной ночью, смелый юноша покинул отчий дом. В Москву двигался рыбный обоз, и Михаил пристроился к нему. (Демонстрируется репродукция картины Н.Н. Кислякова «Ломоносов на пути в Москву») 5 ученик Над тундрой стынет северное небо, За тундрой Ледовитый океан. На самые глаза надвинув шапки снега, Стоят избушки русских северян На всем пути заиндевели вехи, Скрипят полозья, долог санный путь. До каменной Москвы столицы златоверхой, Ему не отдохнуть и не заснуть. В.Ф. Боков Вторая группа. Учеба Михаила Васильевича Ломоносова. 1 ученик Михаил Ломоносов скрыл свое крестьянское происхождение и поэтому был принят в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение в Москве. Нелегкими были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал: «Имея один алтын в день жалованья нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку кваса, остальные на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, - «Смотри-де какой болван пришел учиться»,- Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности и пройти первые три класса за один год. 2 ученик В это время из Сената пришло распоряжение направить лучших учеников в Петербург, в гимназию при Академии наук. В числе лучших двенадцати учеников был назван и Михаил Ломоносов. В январе 1736 года Ломоносов прибыл в Петербург. Начался новый, важный этап в его жизни. Не прошло и года, как он был отправлен за границу для обучения горному делу и прохождения общего курса наук . В июне 1741 года он возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской Академии наук, где и служит до конца своей жизни. 3 ученик Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладком и в труде. М.В. Ломоносов Третья группа. Михаил Васильевич Ломоносов – член Петербургской Академии наук. 1 ученик В Академии Ломоносов трудился более двадцати лет. М.В. составил первую русскую грамматику, учебник русской истории, сочинял стихи, пьесы для театра. В работе он забывал об отдыхе и еде. 12 января 1775 года был открыт первый в России Московский университет. Инициатор его основания – М.В. Ломоносов, который принимал активное участие в определении состава студентов и порядке их приема. Ломоносов стремился к тому, чтобы в университет могли поступить все наиболее способные молодые люди, включая детей крепостных крестьян. Сегодня по праву МГУ носит имя М.В. Ломоносова. (Демонстрируются репродукции с изображением Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова). 2 ученик В России фарфор был известен со второй половины 16 – го века. Над способом производства фарфора из отечественного материала работал М.В. Ломоносов. Первый в России фарфоровый завод был открыт в Петербурге. На заводе изготавливали сервизы, вазы, портретные бюсты , были выполнены портреты героев 1812 года. 3 ученик Древняя Русь знала искусство мозаики, но секреты мастерства были утрачены. Ломоносов решил возродить искусство мозаики. В 1748 году он добился создания химической лаборатории. Михаил Васильевич приступил к опытам. Три года продолжалась работа. Было поставлено более четырех тысяч опытов. Наконец удалось получить стекло самых разных цветов и оттенков. Вскоре была создана первая мозаичная картина «Мадонна», составленная из четырех тысяч стеклянных кусочков. Ломоносов построил стеклянную фабрику в шестидесяти верстах от Петербурга, близ деревни Усть-Рудица. Много замечательных картин вышло из мозаичных мастерских Ломоносова. Особенно прекрасна была огромная картина «Полтавская битва». (Демонстрируется репродукция мозаики из мастерской М.В. Ломоносова «Петр1»). 4 ученик М.В. Ломоносов стремился поставить науку на службу человеку. Он обращался к молодому поколению с призывом овладевать знаниями, чтобы принести пользу Отечеству. Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рожать. М.В. Ломоносов Четвертая группа «Могущество российское будет прирастать Сибирью». М.В. Ломоносов 1 ученик М.В. Ломоносов мечтал об освоении неисчислимых богатств России. Сбылись слова М.В.: «Могущество российское будет прирастать Сибирью». «Сибирь Сибири» – так называют Якутию за богатство и суровость климата. В ее недрах хранится практически все, что имеется в земных толщах планеты. 2 ученик Главное место в народном хозяйстве нашей республики занимает промышленность. Республика Саха (Якутия) – единственный поставщик алмазов и основной производитель золота и олова в СНГ. Особое место среди разрабатываемых полезных ископаемых занимает алмаз. Город Мирный – центр алмазодобывающей промышленности. Уже много лет наша республика является участником мирового алмазного рынка. Якутия – один из золотоносных районов России и мира. Город Алдан – старейший центр золотодобывающей промышленности Якутии. 3 ученик В нашей республике большие запасы коксующихся и энергетических углей. «Черной жемчужиной» называют Нерюнгринское месторождение коксующегося угля, открытое геологами в Южной Якутии в пятидесятые годы. Нерюнгри по праву называют городом угольщиков. Ведет добычу угля коллектив разреза «Нерюнгринский». Уникальность разреза в том, что 60% его продукции уходит на экспорт. Энергетический уголь поступает в основном на теплостанции Дальнего Востока. Так что свет и тепло в домах многих россиян – это тоже разрез «Нерюнгринский». (Демонстрируются репродукции с видами городов Мирного, Алдана, Нерюнгри; добычи полезных ископаемых).
Выбрать правильный ответ. 1). Михаил Васильевич Ломоносов родился в:
2). Инициатором основания Московского университета был:
Подготовить рассказ о М.В. Ломоносове. Литература
|
Михаил Васильевич Ломоносов Полное собрание сочинений : в 11 т. / М. В. Ломоносов; гл ред. С. И. Вавилов. – М.; Л. Ан ссср, 1950-1983 | Сидор Артемьевич Ковпак Семен Васильевич Руднев Николай Никитович... Применение | ||
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов» Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне | Исследование комет. Астрономическое открытие атмосферы Венеры. Слайд... Из опыта работы учителя физики моу сош №13 г. Егорьевска Московской области Ворониной И. М | ||
Ломоносов как переводчик Все знают, что Михайло Васильевич Ломоносов являлся величайшим ученым и внес неоценимый вклад в развитие мировой науки, но также... | Михаил Васильевич Исаковский Навсегда поэт сердцем приник к родным краям и не раз воспел их в стихах и песнях: “Есть во Всходском уезде деревня такая, где оставил... | ||
Михаил Иванович Мельтюхов Игорь Васильевич Пыхалов Александр Осокин... Охватывают многоуровневый комплекс наиболее часто повторяющихся, типичных экономических отношений между отдельными странами, их региональными... | Библиотечный урок, посвящённый освобождению Павловского района Кубани. В их числе 25 тысяч павловчан и жителей станиц, хуторов Павловского района. В первые три дня войны из нашего хутора ушли... | ||
Родился Михаил Шолохов 24 мая 1905 г на хуторе Кружилин Донецкого... Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они... | Литвиненко игорь васильевич (08. 01. 1921 06. 11. 1985) Литвиненко... Реализация основных положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации | ||
Бюллетень книг на cd поступивших в библиотеку в 2010 году Азаров, Михаил Зазнобы августейшего маньяка : мемуары Фанни Лир / Михаил Азаров; читает Татьяна Смаржевская, [б м.], 2009. 1 эл опт... | Двенадцать маленьких гениев Во время действия они не появляются. Слышны лишь детские голоса. В преподавательской за столом сидит Миша. Он руководитель кружка.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Время ужаса и страха Служил Иван Васильевич подводником на Балтийском море на крейсере «К-56», в команду которого входило 65 человек,... | Михаил Шолохов поднятая целина Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они... | ||
М. В. Ломоносов – первый русский академик Введение 3 | Реферат-размышление на тему: «Почему Николай Васильевич Гоголь сжёг... «Почему Николай Васильевич Гоголь сжёг ii-ой том поэмы «Мёртвые души»? (мнения пользователей сети Internet)» |