Скачать 144.61 Kb.
|
Классическая и неклассическая концепция смерти Человек в культуре, несмотря на ту или иную степень свободы мышления и действия, всегда оказывается в ситуации нормированности своих силлогических и эсхатологических оснований жизни. При этом, одним из главных определяющих, кодирующих принципов этой структуры является отношение к смерти. Даже в культурах с явным аксиологическим предпочтением жизни смерть играет роль экранирующего элемента, формирующего горизонт желания и действия. Смерть как финал и как итог жизни придает культурному образованию завершенность структуры, окончательность конфигурации, весомость общего значения. Как выразился однажды Освальд Шпенглер: «Новая идея смерти рождает новую культуру». Смерть, низводит человека к этим вопросам, властно побуждает напрягать ум и волю в поисках ответа на них. Очевидно, что проблема смысла и цели человеческого бытия, проблема жизни и смерти — это центральная проблема философии. Естественно, когда каждый человек — это отдельное звено в бесконечной цепи всего человечества, то довольно легко определить смысл существования ж этого отдельного звена — ведь без него разорвется цепь. Но те же материалисты утверждают, что смертен не только отдельный человек, но и все человечество. Вообще ничего нет вечного под солнцем. Да и солнце рано или поздно потухнет, а не спасет человечество даже космический перелет в другую галактику, потому что и другая галактика рано или поздно взорвется, а, в конце концов, и вся Вселенная сожмется обратно в бесконечно малую величину. Известно, что в соответствии с концепцией универсального эволюционизма 15-20 млн лет назад все вещество нашей Вселенной концентрировалось в «сингулярности» — определенном физическом состоянии, не подчиняющемся обычным законам физики. Вся материя была сконцентрирована в необычайно малом объеме с гигантской плотностью и чудовищной температурой. Новейшие исследования показывают, что эта «сингулярность» была создана из ничего, И вот из этого «ничего» все и возникло» чтобы по истечении определенного времени в это «ничто» превратиться снова. Жизнь противоположна безжизненности, а смерть противоположна рождению, ибо смерть и рождение — полюсы и границы человеческой жизни, ее пределы. Смерть даже более необходима, чем рождение, так как тот или иной человек мог и не родиться, поскольку его рождение зависело от многих случайностей. Но раз он родился, то уже ничто не может спасти его от смерти. «Против смерти никаких средств», — писал Ф. Энгельс Все понимают, человек в своем физическом теле не может жить вечно, но отношение людей к этому факту различно Одни считают, что ценность жизни очень мала из-за ее ограниченности. И как было бы хорошо, если бы человек мог жить вечно... Но человек нерасторжимыми узами связан со своим поколением, с окружающей его с детства социальной средой, а все это — с конкретным историческим временем. И человек не может выпрьгнуть за границы своего времени и своего поколения А если кому это и удается , то счастья не приносит. Одну 105-летнюю англичанку спросили «А у Вас есть враги?» — «Нет, — с грустью ответила она, - ни одного не осталось. Они все умерли, как, впрочем, и все друзья». Но человек в принципе, никогда не может примириться с необходимостью своего ухода из этого мира. И. очевидно, лучший выход из ситуации, которую мы изменить не в силах, — это изменить свое к ней отношение Ведь ограниченность жизни побуждает людей ценить, беречь время, жить интенсивно и насыщенно. Мысль о бесконечности жизни, о бесконечности будущих наслаждений сделала бы людей равнодушными к сегодняшней радости, к сегодняшнему удовольствию. Философы не без основания считают, что все великое и нужное создано людьми, которые хотели успеть совершить что-то значительное, которые стремились оставить свой след в истории, увековечить свое имя в памяти потомков Римские философы-стоики даже сформулировали главный жизненный принцип, по которому должен жить каждый человек: «Думай о смерти». Из этого принципа следует, что каждое свое действие, каждый поступок, каждое высказывание и даже слово человек должен совершать так. как будто это его последнее слово и последнее действие в жизни. И все же оппозиция жизни и смерти в повседневных структурах сознания кажется жесткой и безупречной. Такому представлению вторит и первая философская «примерка» последнего энциклопедического словаря, где смерть определяется как естественный конец всякого живого существа. Кроме того, как рассматривалось выше, и некоторые развитые философские концепции, главным образом экзистенциалистских направлений, предпочитают провести рубикон, непроницаемо зеркальную преграду-поверхность между живым и мертвым. Жизнь и смерть в данном случае взаимодействуют контактно-отталкивающим образом. Жизнь нетерпима к смерти и не содержит или стремится не содержать в себе ничего мертвого. Смерть — абсолютное ничто, исключающее даже намеки на живое. Наше повседневно-экзистенциальное сознание, основанное на строгой оппозиции жизни и смерти, также как и оппозициях добра и зла. истины и лжи. Бога и дьявола, красоты и безобразия и т.д., воспроизводит классическую, антиномично-рельефную, идеологически однозначную метрику мышления. Гармония здесь сужается до своего маргинального, дисгармоничного состояния непримиримого антиномизма-антагонизма, философски воплощающегося в крайних высказываниях типа: «Бытие есть, а небытия нет» (Парменид) или, напротив, «Жизнь — всего лишь род мертвого, причем весьма редкий род» (Ф. Ницше). Но, быть может, «если борьба жизни и смерти так непримирима на поверхности мирового бытия, то это возможно лишь потому, что она идет внутри бытия, в самом сердце мира, способного поддерживать только смертную жизнь, т.е. жизнь хотя и абсолютную, вневременную по своему метафизическому характеру, но. в полном противоречии этому своему естеству, временную, неабсолютную в фактическом существовании». Осмысление феномена смерти в свете социально-культурологического подхода, предпринятое зарубежной и отечественной танатологией (здесь следует отметить работы В.Стрелкова и прежде всего А. Демичева), позволяет выдвинуть две взаимосвязанные, но различающиеся концепции смерти традиционную (классическую) и нетрадиционную (неклассическую) Классическая концепция тяготеет к орган измен ному подходу в объяснении патологического процесса, согласно которому нарушение жизнедеятельности проистекает вследствие деструкции какого-либо внутреннего фактора функционирования организма: органа, системы органов, клетки, молекулярных или биохимических структур и т.д. Такой взгляд восходит к рационалистическим установкам европейской науки Нового времени. конкретнее – к исследовательскому методу Р. Декарта, который полагал, что жизнь в разных ее проявлениях существует как бы автономно от окружающих ее условий, а смерть наступает либо по причине полной «выработки» жизненных сил (подобно тому, как кончается завод часового механизма), либо из-за поломки одного из звеньев этого живого механиэма. Смерть в такой трактовке является чем-то побочным, не существенным для самой жизни, наступающим «случайно» и превходящим исключительно извне. Она мгновение, одномоментна. Жизнь и смерть тут - сосуществующие, но не взаимосвязанные начала. Завершаясь в одном организме, жизнь возрождается в другом, но в целом она лишена более высокого смысла, нежели простое чередование старого и нового, и потому она обречена, оставаться погруженной в среду смерти. Смерть, энтропия – это более мощная истина бытия. Неклассическая концепция. создающаяся в контексте культурологического подхода, предполагает рассмотрение всей системы факторов существования организма - не только внутренних, но и внешних. Применительно к человеку - это целостный, обьемный подход. Здесь велика роль отечественной традиции, исследующей жизнь как универсальное, космическое явление и прежде всего идей Н.Н. Федорова и В.И. Вернадского. По мысли Н.Н. Федорова, смертная ограниченность нынешнего человечества будет преодолеваться в будущем по мере совершенствования людей в процессе «общего делав - «воскрешения отцов», т.е. последовательного покорения стихийных сил природы и человеческой истории, включая достижение личностного бессмертия В.И. Вернадский впервые сумел не только философски, но и научно свести воедино эволюцию жизни и эволюцию Космоса, представив жизнь в ее до человеческих (биосфера) и собственно человеческих (ноосфера) проявлениях как единый, закономерный и необходимый закон бытия. Конечность, ограниченность, смертность отдельных проявлений жизни есть условие восходящей самоорганизации - коэволюции. Поэтому в неклассической концепции жизнь и смерть - не только взаимодействующие, но и взаимообусловливающие друг друга процессы. Смерть не одномоментна, но постепенно наступает по мере выключения той или иной локальности изо всей системы взаимодействия организма с миром. Такое «внешнее» выключение проявляется как накопление выключенных, недействующих - анеживых» - локусов внутри самой локальности, самого организма. «Жить - значит умирать». - как проницательно заметил Ф. Энгельс. «Итак, смерть множественна и распределена во времени»,- сказано у М. Фуко, - это не абсолютная и привилегированная точка, начиная с которой время останавливается, чтобы повернуть вспять; она. как сама болезнь, обладает множественным присутствием, которое анализ может распределять во времени и пространстве». Смерть присутствует в жизни, она как бы рассредоточена внутри всего живого, но и сама погружена в бытие, конечная истина которого есть развитие, те жизнь. «Смерть предполагает жизнь, начинается с жизнью и с жизнью же заканчивается. Конец жизни есть конец смерти, то есть умирания. По существу, смерти нет. есть смертное, то есть живое». Когда мы говорим о смерти и бессмертии по отношению к человеческой личности, то речь идет главным образом о психике, или душе. Для материалистов «душа» — ; это синоним психики и обозначает, совокупность психических явлений, являющихся системным свойством мозга. В христианстве душа — это непостижимое, бесплотное «духовное начало», которое Бог вдохнул в сотворенное им, из праха тело первого человека. При этом душа дана человеку, так сказать, во временное пользование. Когда фи- зическое тело умирает, то душа отлетает в мир иной. Итак, душа — это что-то временное, имеющее начало и неизбежный коней, или это вечное начало, данное нам от Бога? Что касается проблемы бессмертия, то философ А.К. Макеев, основываясь на некоторых данных современной науки, пришел к заключению, что «.идеал достижимости индивидуального бессмертия и даже признание наличия во Вселенной биосистем, уже обладающих бессмертием, надежды человечества на встречу в космосе с братьями по разуму, уверенность во всесилии знания, побеждающего смерть и могущего на базе информационных программ биопопевых систем возвратить к жизни всех, как говорится, ушедших в небытие, но в новой, более совершенной форме, на небелковой основе. — все это существенные элементы истинно научного мировоззрения. Эта проблема уже поставлена на повестку дня развивающейся наукой. Идеалы подобного рода действительно заражают оптимизмом и могут служить важным стимулом вдохновения во всех сферах практической и теоретической деятельности человечества, осознавшего реальность таких идеалов». Если биоэтику трактовать не узко (медицински и биологически), а как широкую и философски глубокую дисциплину, то ее центральное ядро — отношение к жизни и смерти. Жизнь понимается как самоценность, как высшая ценность. Поэтому возникают проблемы, которые выходят за рамки отношений врача и пациента, а именно, отношение к жизни, животным, к биогеоценозам, к биосфере и т. д. Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х годов в США и Западной Европе» Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Новый уровень технико-практических возможностей медицины ижспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вызовы в медицине. Новые технологии трансплантации органов зарождения и поддержания жизни вступили в противоречие и просто в конфликт с традиционными культурными ценностями и с традиционными аксиологическими ориентациями. Например, для христианства сердце — это не только важнейший био- логический, но и духовный орган человека. Можно сказать, что биоэтика — это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на I ответственное и свободное самоопределение своей жизни. Если мы будем рассматривать биоэтику не просто как анализ норм взаимоотношений врача и пациента, а в более широком контексте и в силовом поле тех ментальных и ценностных форм» которые определяют отношение к жизни ж смерти, к детству и старости, то в этом случае биоэтика окажется аксиологически напруженной. Она не только включит в себя этические нормы отношения к животным, но и экологическую этику, этику отношений человека с биогеоценозами и со всей биосферой Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции. Мы находимся в самом начале пути по развитию биоэтики, хотя в США уже издана пятитомная энциклопедия по данным проблемам Выдвигаются и отстаиваются следующие постулаты
Хочется остановиться на вопросах неразрывной связи биоэтики с медицинской этикой и правом. Общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Этот критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. И какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте — такой подход служит мерилом любой человеческой деятельности, в том числе и по ускорению научно-технического прогресса. В этой связи необходимо развивать экологическую этику и разрабатывать специальный экологический кодекс. Что нового в биоэтике сравнительно с традиционной врачебной этикой'' Современный врач сталкивается с конфликтом духа и буквы клятвы Гиппократа, которая была незыблемой этической основой врачевания в течение двадцати четырех веков Возьмем наиболее известную этическую заповедь Гиппократа — прежде всего не навредить пациенту («в какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости»).Когда современные хирурги- трансплантологи пересаживают почку или долю легкого живого донора (даже имея на это добровольное согласие донора) обреченному больному, проведенное этическое предписание по отношению к донору с очевидностью нарушается. Современный прогресс клинической медицины потребовал уточнения самого принципа гуманизма. Соответствует ли гуманности искусственное оплодотворение или прекращение жизнеподдерживающего печения умирающего пациента' Подлинным началом духовных исканий в биоэтике является тревога и забота о будущем человеческого рода. Когда американский биолог В Л Попер предложил термин «биоэтика», назвав ее «мостом в будущее», он был, несомненно, прав, так как биоэтика все более явно становится поиском реальных путей к созданию глобальной этики человечества будущего. В биоэтике уже стали привычными такие понятия, как «право на аборт», «право на смерть» и т. д. Но, может быть, это есть квазиправо — оно не может быть записано во Всеобщей декларации прав, человека. В самом деле, сторонники права на аборт делают акцент на следующих аргументах: криминальные аборты есть еще большее зло, общество должно уважать право женщины на свободное и ответственное материнство; в особенности на ранних сроках беременности понятие «эмбрион» не тождественно понятию «человек» и т д В то же время они не придают должного значения другим аргументам: отмена запрета на аборт просто игнорирует моральный статус эмбриона, ценность жизни плода; аборт как моральный выбор самой женщины, врача-оператора, юристов, легализовавших такую социальную практику, не свободен от противоречий. Сторонники разрешения проблем умирающего больного с помощью активной эвтаназии говорят, что в этом заключается его «право на смерть». Есть потребность в допустимости «убийства из милосердия» неизлечимо больного близкого человека. Следует признать, что такая ситуация является особенно психологически убедительной, ведь здесь требование милосердного отношения к страданию, «смертной муке» другого человека может обрести силу категорического императива. Но это еще не значит, что такой выбор можно безоговорочно оправдать этически. Врач, осуществивший «убийство из милосердия», совершает отчаянный и рискованный шаг «по ту сторону добра и зла» и обрекает себя на вечную (до конца своей сознательной жизни) работу самооправдания: достаточно ли весомыми были в тот момент его аргументы, когда он в привычных определениях добра и зла единственно по своей воле поменял местами знаки «плюс» и «минус». Проблемы биоэтики обладают одним ярко выраженным качеством: в поисках их решения люди вместо того чтобы приходить к какому-то общему решению, скорее расходятся во мнениях. Это происходит потому, что стороны делают акцент на разных аспектах одной проблемы и приходят в результате к разным выводам. Например, в вопросе об абортах одна сторона делает акцент на правах матери» а другая — на правах внутриутробного ребенка. И каждая сторона по-своему права. Биоэтика должна основываться на гуманизме, и лишь в таком виде она может быть приемлема. 6. Постнеклассическая картина мира (XX – XXI BB.)
7. СИСТЕМА БИОСФЕРНОГО ЗНАНИЯ
Все многообразие живых существ подчинено строгой иерархии. Иерархия жизни:
Гены, вирусы, бактериофаги как форма пред жизни. Пять основных типов организмов:
Принципы эволюции:
Естественный отбор усиливает успех размножения, может уменьшать и увеличивать изменчивость. На ряду с принципом естественного отбора существует принцип альтруизма - принцип взаимопомощи. Результатом естественного отбора является борьба т.е. выживаемость сильнейших. Случайный фактор эволюции - от своей изменчивости особи могут погибнуть или оставить потомство. Вид - группа организмов, которые скрещиваются друг с другом, а не с представителями других видов. Эволюция шла от бесполого у растений к половому размножению о животных. Мутации - случайные, непредсказуемые, не направляемые, изменяют генетическую программу без учета, содержащейся в ней информации. Действие физических мутагенов объясняется квантово - механическими процессами, что доказывает, что эволюция не основана на случайных явлениях ( Ламарк ). Наследственность в живых системах точная на все 100%. Все живые организмы обладают генотипом и фенотипом. В генотипе может кодироваться последовательность аминокислот, всё остальное возникает при развитии организмов. Структура фенотипа также информационно избыточна, в жизни нужно более 50-100 тыс. структур. Признаки человека:
Свойства неразумной жизни ( жизнь как существование ):
Свойства разумной жизни:
8. ПОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
|
Сегодня большинство людей сторонятся смерти, даже упоминание о смерти... Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол № | Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы Следователь, успешно закончивший дело, скажет, что ему удалось выявить «истинного» преступника, т е именно то лицо, которое действительно... | ||
Урока по основам бехопасности жизнедеятельности в 11 классе по теме:... Дать понятие клинической смерти. Сообщить о причинах и признаках клинической смерти | План Немецкая классическая философия как вершина философии Нового времени Философия марксизма Немецкая классическая философия (вершина в философии Нового времени) представляет собой величественное и многогранное явление в философии.... | ||
I период До внедрения в клинику принципов интенсивного коронарных больных, аритмии были непосредственной причиной смерти не менее чем в 40%... | I период До внедрения в клинику принципов интенсивного коронарных больных, аритмии были непосредственной причиной смерти не менее чем в 40%... | ||
Программа кружка «Друзья здорового образа жизни» Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция) | Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия Охватывает как преступные формы причинения смерти другому человеку, так и предкриминальные формы лишения жизни людей, включающие... | ||
Реферат по биологии Тема: Жизнь после смерти или тайны иного бытия И, наконец, попробуем ответить на некоторые из них сами. И поэтому данный проект является исследовательским, включая в себя научные... | Медицинских свидетельств о рождении и смерти, утвержденных приказом... Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 января 2009 г. №14-6/10/2-178 «О порядке выдачи и заполнения... | ||
Конспект урока русского языка в 8 классе учительницы русского языка... Почему после смерти матери нет у сына спокойной жизни, и спокойной смерти он тоже не получает? | Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» Большое место в русской литературе занимает философская тема жизни и смерти. Эта тема не нова в литературе и искусстве. У многих... | ||
План лекции. Введение. История развития трансплантации. Проблема... Тема 11: Этические проблемы трансплантации органов и тканей человека. Этические проблемы ксенотрансплантации | Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации Содержание Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее – Концепция) содержит детальный план мероприятий,... | ||
Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества 12 Выводы: 17 Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными... | Расцвет жизни Зенона пришелся на 486-465 гг до н э. О жизни Зенона... Зенону как-то раз пришлось кому-то отомстить за кого-то из своих родителей. О смерти Зенона рассказывают, что погиб он героической... |