Классическая и неклассическая концепция смерти





Скачать 144.61 Kb.
НазваниеКлассическая и неклассическая концепция смерти
Дата публикации18.07.2013
Размер144.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
Классическая и неклассическая концепция смерти

Человек в культуре, несмотря на ту или иную степень свободы мышления и действия, всегда оказывается в ситуации нормированности своих силлогических и эсхатологических оснований жизни. При этом, одним из главных определяющих, кодирующих принципов этой структуры является отношение к смерти. Даже в культурах с явным аксиологическим предпочтением жизни смерть играет роль экранирующего элемента, формирующего горизонт желания и действия. Смерть как финал и как итог жизни придает культурному образованию завершенность структуры, окончательность конфигурации, весомость общего значения. Как выразился однажды Освальд Шпенглер: «Новая идея смерти рождает новую культуру».

Смерть, низводит человека к этим вопросам, властно побуждает напрягать ум и волю в поисках ответа на них.

Очевидно, что проблема смысла и цели человеческого бытия, проблема жизни и смерти — это центральная проблема философии.

Естественно, когда каждый человек — это отдельное звено в бесконечной цепи всего человечества, то довольно легко определить смысл существования ж этого отдельного звена — ведь без него разорвется цепь. Но те же материалисты утверждают, что смертен не только отдельный человек, но и все человечество. Вообще ничего нет вечного под солнцем. Да и солнце рано или поздно потухнет, а не спасет человечество даже космический перелет в другую галактику, потому что и другая галактика рано или поздно взорвется, а, в конце концов, и вся Вселенная сожмется обратно в бесконечно малую величину. Известно, что в соответствии с концепцией универсального эволюционизма 15-20 млн лет назад все вещество нашей Вселенной концентрировалось в «сингулярности» — определенном физическом состоянии, не подчиняющемся обычным законам физики. Вся материя была сконцентрирована в необычайно малом объеме с гигантской плотностью и чудовищной температурой. Новейшие исследования показывают, что эта «сингулярность» была создана из ничего, И вот из этого «ничего» все и возникло» чтобы по истечении определенного времени в это «ничто» превратиться снова.

Жизнь противоположна безжизненности, а смерть противоположна рождению, ибо смерть и рождение — полюсы и границы человеческой жизни, ее пределы. Смерть даже более необходима, чем рождение, так как тот или иной человек мог и не родиться, поскольку его рождение зависело от многих случайностей. Но раз он родился, то уже ничто не может спасти его от смерти. «Против смерти никаких средств», — писал Ф. Энгельс

Все понимают, человек в своем физическом теле не может жить вечно, но отношение людей к этому факту различно Одни считают, что ценность жизни очень мала из-за ее ограниченности. И как было бы хорошо, если бы человек мог жить вечно... Но человек нерасторжимыми узами связан со своим поколением, с окружающей его с детства социальной средой, а все это — с конкретным историческим временем. И человек не может выпрьгнуть за границы своего времени и своего поколения А если кому это и удается , то счастья не приносит. Одну 105-летнюю англичанку спросили «А у Вас есть враги?» — «Нет, — с грустью ответила она, - ни одного не осталось. Они все умерли, как, впрочем, и все друзья». Но человек в принципе, никогда не может примириться с необходимостью своего ухода из этого мира. И. очевидно, лучший выход из ситуации, которую мы изменить не в силах, — это изменить свое к ней отношение Ведь ограниченность жизни побуждает людей ценить, беречь время, жить интенсивно и насыщенно. Мысль о бесконечности жизни, о бесконечности будущих наслаждений сделала бы людей равнодушными к сегодняшней радости, к сегодняшнему удовольствию. Философы не без основания считают, что все великое и нужное создано людьми, которые хотели успеть совершить что-то значительное, которые стремились оставить свой след в истории, увековечить свое имя в памяти потомков Римские философы-стоики даже сформулировали главный жизненный принцип, по которому должен жить каждый человек: «Думай о смерти». Из этого принципа следует, что каждое свое действие, каждый поступок, каждое высказывание и даже слово человек должен совершать так. как будто это его последнее слово и последнее действие в жизни.

И все же оппозиция жизни и смерти в повседневных структурах сознания кажется жесткой и безупречной. Такому представлению вторит и первая философская «примерка» последнего энциклопедического словаря, где смерть определяется как естественный конец всякого живого существа. Кроме того, как рассматривалось выше, и некоторые развитые философские концепции, главным образом экзистенциалистских направлений, предпочитают провести рубикон, непроницаемо зеркальную преграду-поверхность между живым и мертвым. Жизнь и смерть в данном случае взаимодействуют контактно-отталкивающим образом. Жизнь нетерпима к смерти и не содержит или стремится не содержать в себе ничего мертвого. Смерть — абсолютное ничто, исключающее даже намеки на живое. Наше повседневно-экзистенциальное сознание, основанное на строгой оппозиции жизни и смерти, также как и оппозициях добра и зла. истины и лжи. Бога и дьявола, красоты и безобразия и т.д., воспроизводит классическую, антиномично-рельефную, идеологически однозначную метрику мышления. Гармония здесь сужается до своего маргинального, дисгармоничного состояния непримиримого антиномизма-антагонизма, философски воплощающегося в крайних высказываниях типа: «Бытие есть, а небытия нет» (Парменид) или, напротив, «Жизнь — всего лишь род мертвого, причем весьма редкий род» (Ф. Ницше). Но, быть может, «если борьба жизни и смерти так непримирима на поверхности мирового бытия, то это возможно лишь потому, что она идет внутри бытия, в самом сердце мира, способного поддерживать только смертную жизнь, т.е. жизнь хотя и абсолютную, вневременную по своему метафизическому характеру, но. в полном противоречии этому своему естеству, временную, неабсолютную в фактическом существовании».

Осмысление феномена смерти в свете социально-культурологического подхода, предпринятое зарубежной и отечественной танатологией (здесь следует отметить работы В.Стрелкова и прежде всего А. Демичева), позволяет выдвинуть две взаимосвязанные, но различающиеся концепции смерти традиционную (классическую) и нетрадиционную (неклассическую)

Классическая концепция тяготеет к орган измен ному подходу в объяснении патологического процесса, согласно которому нарушение жизнедеятельности проистекает вследствие деструкции какого-либо внутреннего фактора функционирования организма: органа, системы органов, клетки, молекулярных или биохимических структур и т.д. Такой взгляд восходит к рационалистическим установкам европейской науки Нового времени. конкретнее – к исследовательскому методу Р. Декарта, который полагал, что жизнь в разных ее проявлениях существует как бы автономно от окружающих ее условий, а смерть наступает либо по причине полной «выработки» жизненных сил (подобно тому, как кончается завод часового механизма), либо из-за поломки одного из звеньев этого живого механиэма.

Смерть в такой трактовке является чем-то побочным, не существенным для самой жизни, наступающим «случайно» и превходящим исключительно извне. Она мгновение, одномоментна. Жизнь и смерть тут - сосуществующие, но не взаимосвязанные начала. Завершаясь в одном организме, жизнь возрождается в другом, но в целом она лишена более высокого смысла, нежели простое чередование старого и нового, и потому она обречена, оставаться погруженной в среду смерти. Смерть, энтропия – это более мощная истина бытия.

Неклассическая концепция. создающаяся в контексте культурологического подхода, предполагает рассмотрение всей системы факторов существования организма - не только внутренних, но и внешних. Применительно к человеку - это целостный, обьемный подход. Здесь велика роль отечественной традиции, исследующей жизнь как универсальное, космическое явление и прежде всего идей Н.Н. Федорова и В.И. Вернадского. По мысли Н.Н. Федорова, смертная ограниченность нынешнего человечества будет преодолеваться в будущем по мере совершенствования людей в процессе «общего делав - «воскрешения отцов», т.е. последовательного покорения стихийных сил природы и человеческой истории, включая достижение личностного бессмертия В.И. Вернадский впервые сумел не только философски, но и научно свести воедино эволюцию жизни и эволюцию Космоса, представив жизнь в ее до человеческих (биосфера) и собственно человеческих (ноосфера) проявлениях как единый, закономерный и необходимый закон бытия. Конечность, ограниченность, смертность отдельных проявлений жизни есть условие восходящей самоорганизации - коэволюции.

Поэтому в неклассической концепции жизнь и смерть - не только взаимодействующие, но и взаимообусловливающие друг друга процессы. Смерть не одномоментна, но постепенно наступает по мере выключения той или иной локальности изо всей системы взаимодействия организма с миром. Такое «внешнее» выключение проявляется как накопление выключенных, недействующих - анеживых» - локусов внутри самой локальности, самого организма. «Жить - значит умирать». - как проницательно заметил Ф. Энгельс.

«Итак, смерть множественна и распределена во времени»,- сказано у М. Фуко, - это не абсолютная и привилегированная точка, начиная с которой время останавливается, чтобы повернуть вспять; она. как сама болезнь, обладает множественным присутствием, которое анализ может распределять во времени и пространстве». Смерть присутствует в жизни, она как бы рассредоточена внутри всего живого, но и сама погружена в бытие, конечная истина которого есть развитие, те жизнь. «Смерть предполагает жизнь, начинается с жизнью и с жизнью же заканчивается. Конец жизни есть конец смерти, то есть умирания. По существу, смерти нет. есть смертное, то есть живое».

Когда мы говорим о смерти и бессмертии по отношению к человеческой личности, то речь идет главным образом о психике, или душе. Для материалистов «душа» — ; это синоним психики и обозначает, совокупность психических явлений, являющихся системным свойством мозга. В христианстве душа — это непостижимое, бесплотное «духовное начало», которое Бог вдохнул в сотворенное им, из праха тело первого человека. При этом душа дана человеку, так сказать, во временное пользование. Когда фи- зическое тело умирает, то душа отлетает в мир иной. Итак, душа — это что-то временное, имеющее начало и неизбежный коней, или это вечное начало, данное нам от Бога?

Что касается проблемы бессмертия, то философ А.К. Макеев, основываясь на некоторых данных современной науки, пришел к заключению, что «.идеал достижимости индивидуального бессмертия и даже признание наличия во Вселенной биосистем, уже обладающих бессмертием, надежды человечества на встречу в космосе с братьями по разуму, уверенность во всесилии знания, побеждающего смерть и могущего на базе информационных программ биопопевых систем возвратить к жизни всех, как говорится, ушедших в небытие, но в новой, более совершенной форме, на небелковой основе. — все это существенные элементы истинно научного мировоззрения. Эта проблема уже поставлена на повестку дня развивающейся наукой. Идеалы подобного рода действительно заражают оптимизмом и могут служить важным стимулом вдохновения во всех сферах практической и теоретической деятельности человечества, осознавшего реальность таких идеалов».

Если биоэтику трактовать не узко (медицински и биологически), а как широкую и философски глубокую дисциплину, то ее центральное ядро — отношение к жизни и смерти. Жизнь понимается как самоценность, как высшая ценность. Поэтому возникают проблемы, которые выходят за рамки отношений врача и пациента, а именно, отношение к жизни, животным, к биогеоценозам, к биосфере и т. д.

Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х годов в США и Западной Европе» Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Новый уровень технико-практических возможностей медицины ижспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вызовы в медицине. Новые технологии трансплантации органов зарождения и поддержания жизни вступили в противоречие и просто в конфликт с традиционными культурными ценностями и с традиционными аксиологическими ориентациями. Например, для христианства сердце — это не только важнейший био- логический, но и духовный орган человека.

Можно сказать, что биоэтика — это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на I ответственное и свободное самоопределение своей жизни.

Если мы будем рассматривать биоэтику не просто как анализ норм взаимоотношений врача и пациента, а в более широком контексте и в силовом поле тех ментальных и ценностных форм» которые определяют отношение к жизни ж смерти, к детству и старости, то в этом случае биоэтика окажется аксиологически напруженной. Она не только включит в себя этические нормы отношения к животным, но и экологическую этику, этику отношений человека с биогеоценозами и со всей биосферой Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции.

Мы находимся в самом начале пути по развитию биоэтики, хотя в США уже издана пятитомная энциклопедия по данным проблемам

Выдвигаются и отстаиваются следующие постулаты

  1. Единство науки и гуманистических ценностей.

  2. Необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских.

  3. Регулирование, исходя из гуманистических ценностей, научных исследований, включая и запреты на некоторые виды экспериментов.» связанных с участием человека.

  1. Разработка правил биомедицинских работ с учетом прав личности, включая юридические нормы»

Хочется остановиться на вопросах неразрывной связи биоэтики с медицинской этикой и правом. Общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Этот критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. И какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте — такой подход служит мерилом любой человеческой деятельности, в том числе и по ускорению научно-технического прогресса. В этой связи необходимо развивать экологическую этику и разрабатывать специальный экологический кодекс.

Что нового в биоэтике сравнительно с традиционной врачебной этикой'' Современный врач сталкивается с конфликтом духа и буквы клятвы Гиппократа, которая была незыблемой этической основой врачевания в течение двадцати четырех веков

Возьмем наиболее известную этическую заповедь Гиппократа — прежде всего не навредить пациенту («в какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости»).Когда современные хирурги- трансплантологи пересаживают почку или долю легкого живого донора (даже имея на это добровольное согласие донора) обреченному больному, проведенное этическое предписание по отношению к донору с очевидностью нарушается. Современный прогресс клинической медицины потребовал уточнения самого принципа гуманизма. Соответствует ли гуманности искусственное оплодотворение или прекращение жизнеподдерживающего печения умирающего пациента' Подлинным началом духовных исканий в биоэтике является тревога и забота о будущем человеческого рода. Когда американский биолог В Л Попер предложил термин «биоэтика», назвав ее «мостом в будущее», он был, несомненно, прав, так как биоэтика все более явно становится поиском реальных путей к созданию глобальной этики человечества будущего.

В биоэтике уже стали привычными такие понятия, как «право на аборт», «право на смерть» и т. д. Но, может быть, это есть квазиправо — оно не может быть записано во Всеобщей декларации прав, человека. В самом деле, сторонники права на аборт делают акцент на следующих аргументах: криминальные аборты есть еще большее зло, общество должно уважать право женщины на свободное и ответственное материнство; в особенности на ранних сроках беременности понятие «эмбрион» не тождественно понятию «человек» и т д В то же время они не придают должного значения другим аргументам: отмена запрета на аборт просто игнорирует моральный статус эмбриона, ценность жизни плода; аборт как моральный выбор самой женщины, врача-оператора, юристов, легализовавших такую социальную практику, не свободен от противоречий.

Сторонники разрешения проблем умирающего больного с помощью активной эвтаназии говорят, что в этом заключается его «право на смерть». Есть потребность в допустимости «убийства из милосердия» неизлечимо больного близкого человека. Следует признать, что такая ситуация является особенно психологически убедительной, ведь здесь требование милосердного отношения к страданию, «смертной муке» другого человека может обрести силу категорического императива. Но это еще не значит, что такой выбор можно безоговорочно оправдать этически. Врач, осуществивший «убийство из милосердия», совершает отчаянный и рискованный шаг «по ту сторону добра и зла» и обрекает себя на вечную (до конца своей сознательной жизни) работу самооправдания: достаточно ли весомыми были в тот момент его аргументы, когда он в привычных определениях добра и зла единственно по своей воле поменял местами знаки «плюс» и «минус».

Проблемы биоэтики обладают одним ярко выраженным качеством: в поисках их решения люди вместо того чтобы приходить к какому-то общему решению, скорее расходятся во мнениях. Это происходит потому, что стороны делают акцент на разных аспектах одной проблемы и приходят в результате к разным выводам. Например, в вопросе об абортах одна сторона делает акцент на правах матери» а другая — на правах внутриутробного ребенка. И каждая сторона по-своему права.

Биоэтика должна основываться на гуманизме, и лишь в таком виде она может быть приемлема.

6. Постнеклассическая картина мира (XX – XXI BB.)

Исходные философские идеи

Основные понятия

Основные положения

Имена ученых

Единство мира заключается в том, что на всех уровнях организации действуют общие законы.

Системное видение и противовес механистическому пониманию мира.

Синтез детерминизма, иного вариантности и случайности.

Отказ от концепции редукционизма: нахождение изоморфных законов в различных областях.

Открытая система

Странный аттрактор

Бифуркация

Неравновесность

Необратимость

Нелинейность

Обратные связи

Флуктуации

Случайное и необходимое – равноправные партнеры во Вселенной

Вероятная самоорганизация неравновесной открытой системы, т.е. самопроизвольный переход к упорядоченному состояние, сопровождавшийся перераспределением материи во времени и пространстве

Явления самоорганизации включают информационные процессы генерацию и эволюцию цепной информации

Подход к организму как к открытой системе

Основные формы кооперативного поведения, свойственные живым организмам, имеют свои аналоги среди неорганических систем

A. А. Богданов

Н. Винер

Л. Берталанфи

И. Пригомин

Г. Хакен

B. Арнопьд

Я. Кпимантович

Г. Никелис

А. Баблоянс

C. Курдюмов

Д. Чернавский

7. СИСТЕМА БИОСФЕРНОГО ЗНАНИЯ

  1. Основные принципы биологии. Эволюция:

    • изменчивость

    • наследственность

    • естественный отбор

  1. Происхождение жизни и появление человека

  2. Разум и жизнь

Все многообразие живых существ подчинено строгой иерархии. Иерархия жизни:

  • гены

  • клетка

  • ткань

  • органы

  • организмы

  • популяции

  • сообщества

  • экосистема ( биоценоз J

  • биосфера

Гены, вирусы, бактериофаги как форма пред жизни. Пять основных типов организмов:

  1. Одноклеточные прокариоты - без ядра ( бактерии, сине-зелёные водоросли )

  2. Одноклеточные эукариоты - с ядром и хромосомами

  3. Грибы

  4. Растения

  5. Живые организмы - позвоночные и беспозвоночные

Принципы эволюции:

  • Изменчивость - принцип усиления эволюции, когда естественный отбор должен вести к прогрессивной эволюции.

  • Наследственность. Гены - отдельные минимальные участки молекул ДНК, находящихся в хроматине ядра, которые подвергаются отрицательному отбору в другой среде. Гены кодируют определенные функционально - значимые белки.

  • Естественный отбор - селекции, межвидовая борьба и внутри видовая борьба за существование.

Естественный отбор усиливает успех размножения, может уменьшать и увеличивать изменчивость. На ряду с принципом естественного отбора существует принцип альтруизма - принцип взаимопомощи. Результатом естественного отбора является борьба т.е. выживаемость сильнейших.

Случайный фактор эволюции - от своей изменчивости особи могут погибнуть или оставить потомство.

Вид - группа организмов, которые скрещиваются друг с другом, а не с представителями других видов. Эволюция шла от бесполого у растений к половому размножению о животных.

Мутации - случайные, непредсказуемые, не направляемые, изменяют генетическую программу без учета, содержащейся в ней информации. Действие физических мутагенов объясняется квантово - механическими процессами, что доказывает, что эволюция не основана на случайных явлениях ( Ламарк ).

Наследственность в живых системах точная на все 100%. Все живые организмы обладают генотипом и фенотипом. В генотипе может кодироваться последовательность аминокислот, всё остальное возникает при развитии организмов. Структура фенотипа также информационно избыточна, в жизни нужно более 50-100 тыс. структур. Признаки человека:

  1. Употребление орудий

  2. Двуногость

  3. Уход за детьми

Свойства неразумной жизни ( жизнь как существование ):

  • ощущение и задатки памяти

  • нет ощущения смерти

  • двоичное мышление ( да; нет )

Свойства разумной жизни:

  • сознание

  • память

  • творческая созидательная активность

  • личный выбор

  • стремление к свободе духа

  • ощущение смерти и трагичности своего существования

  • асимметричное мышление ( да; нет; и то и другое )

8. ПОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

  1. Криеациаонизм - запрограммированное появление жизни

  2. Самопроизвольное, случайное

  3. Стационарная - жизнь существовала всегда но в разной
    форме

  4. Панспермии- жизнь поселенная из космоса

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классическая и неклассическая концепция смерти iconСегодня большинство людей сторонятся смерти, даже упоминание о смерти...
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол №
Классическая и неклассическая концепция смерти iconЧудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы
Следователь, успешно закончивший дело, скажет, что ему удалось вы­явить «истинного» преступника, т е именно то лицо, ко­торое действительно...
Классическая и неклассическая концепция смерти iconУрока по основам бехопасности жизнедеятельности в 11 классе по теме:...
Дать понятие клинической смерти. Сообщить о причинах и признаках клинической смерти
Классическая и неклассическая концепция смерти iconПлан Немецкая классическая философия как вершина философии Нового времени Философия марксизма
Немецкая классическая философия (вершина в философии Нового времени) представляет собой величественное и многогранное явление в философии....
Классическая и неклассическая концепция смерти iconI период
До внедрения в клинику принципов интенсивного коронарных больных, аритмии были непосредственной причиной смерти не менее чем в 40%...
Классическая и неклассическая концепция смерти iconI период
До внедрения в клинику принципов интенсивного коронарных больных, аритмии были непосредственной причиной смерти не менее чем в 40%...
Классическая и неклассическая концепция смерти iconПрограмма кружка «Друзья здорового образа жизни»
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция)
Классическая и неклассическая концепция смерти iconОтношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия
Охватывает как преступные формы причинения смерти другому человеку, так и предкриминальные формы лишения жизни людей, включающие...
Классическая и неклассическая концепция смерти iconРеферат по биологии Тема: Жизнь после смерти или тайны иного бытия
И, наконец, попробуем ответить на некоторые из них сами. И поэтому данный проект является исследовательским, включая в себя научные...
Классическая и неклассическая концепция смерти iconМедицинских свидетельств о рождении и смерти, утвержденных приказом...
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 января 2009 г. №14-6/10/2-178 «О порядке выдачи и заполнения...
Классическая и неклассическая концепция смерти iconКонспект урока русского языка в 8 классе учительницы русского языка...
Почему после смерти матери нет у сына спокойной жизни, и спокойной смерти он тоже не получает?
Классическая и неклассическая концепция смерти iconРеферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Большое место в русской литературе занимает философская тема жизни и смерти. Эта тема не нова в литературе и искусстве. У многих...
Классическая и неклассическая концепция смерти iconПлан лекции. Введение. История развития трансплантации. Проблема...
Тема 11: Этические проблемы трансплантации органов и тканей человека. Этические проблемы ксенотрансплантации
Классическая и неклассическая концепция смерти iconКонцепция создания международного финансового центра в Российской Федерации Содержание
Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее – Концепция) содержит детальный план мероприятий,...
Классическая и неклассическая концепция смерти iconКонцепция развития информационного общества Европейского Сообщества 12 Выводы: 17
Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными...
Классическая и неклассическая концепция смерти iconРасцвет жизни Зенона пришелся на 486-465 гг до н э. О жизни Зенона...
Зенону как-то раз пришлось кому-то отомстить за кого-то из своих родителей. О смерти Зенона рассказывают, что погиб он героической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск