Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы





Скачать 341.78 Kb.
НазваниеЧудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы
страница1/3
Дата публикации30.06.2015
Размер341.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Чудинов Э. В.
Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы

1.1. Что такое истина?

Слово «истина» многозначно. В различных контекстах мы вкладываем в него различное содержание. Так, мы го­ворим об «истинном» друге, имея в виду его верность. Любитель музыки может сказать о понравившемся ему музыкальном произведении как об «истинном» произве­дении искусства. Кроме того, он добавит, что, слушая его, он получил «истинное» наслаждение. Следователь, успешно закончивший дело, скажет, что ему удалось вы­явить «истинного» преступника, т. е. именно то лицо, ко­торое действительно совершило преступление. Ученый, который в результате проверки теории обнаружил, что ее предсказания оправдываются на эксперименте, назовет ее «истинной».

Нельзя сказать, что одни из упомянутых употребле­ний термина «истина» являются правильными, а дру­гие — нет. Все они «правильны» в том смысле, что пред­ставляют собой продукты естественного развития языка.

Просто мы сталкиваемся здесь с ситуацией, когда один и тот же термин выражает различное содержание. И чрез­вычайно важно специально оговорить то, какое именно содержание связывается с термином «истина» в данном конкретном контексте.

В гносеологии понятие истины употребляется для ха­рактеристики не каких-либо вещей, предметов объектив­ного мира, а знаний об этих предметах.

Однако, если мы отвлечемся от всех побочных значе­ний термина «истина», которые привносятся повседнев­ным языком, и будем употреблять его только в гносеоло­гическом смысле, мы все же не освободимся полностью от его многозначности. Обращаясь к гносеологии, мы обнаруживаем большое число различных его трактовок. Приведем некоторые из них.

«Истина — это соответствие знаний действительности».

«Истина — это свойство самосогласованности знаний».

«Истина—это полезность знания, его эффективность».

«Истина — это соглашение».

«Истина—это опытная подтверждаемость».

Если в повседневном языке различные трактовки термина «истина» мирно сосуществуют, то этого нельзя сказать об интерпретациях данного термина в гносеоло­гии. Приверженцы вышеприведенных определений стре­мятся доказать друг другу, что именно их определение является правильным. На первый взгляд это может по­казаться весьма странным. Сторонник семантической фи­лософии, который, кстати, имеет свою собственную трак­товку истины, скажет, что такой спор лишен смысла. По его мнению, вопрос о том, что следует понимать под истиной, носит конвенциональный характер. Он эквива­лентен вопросу о том, какое значение следует приписы­вать термину «истина», который решается на основе се­мантической конвенции.

Точка зрения семантического философа, конечно, не­состоятельна. Споры, которые ведутся между филосо­фами вокруг понятия истины, носят не терминологиче­ский, а мировоззренческий характер. Различия в опреде­лениях понятия истины выступают как отражение более глубоких различий в решении фундаментального вопроса о познаваемости объективного мира.

Например, трактовка истины как соответствия знании действительности исторически сложилась на основе фи­лософской концепции, признающей принципиальную

возможность познания человеком внешнего мира. Вместе с тем сторонник прагматической философии, отождест­вляющий истинность знаний с их полезностью, отвергнет концепцию истины как соответствия знаний действитель­ности. Причем критерием для него будут не какие-то там семантические соображения, а принимаемое решение проблемы познаваемости мира. Он скажет, что мы не мо­жем познать внешний мир таким, какой он есть, и что поэтому определение истины как соответствия знаний действительности лишено разумного смысла. Это опреде­ление есть определение недостижимого. Поэтому следует от него отказаться и заменить его более «реалистическим» определением истины, каким, по мнению прагматиста, является определение истины как полезного, практически эффективного знания.

Поскольку различия в определениях понятия истины носят концептуальный характер и сводятся в конечном счете к решению вопроса о познаваемости мира, сущест­вует принципиальная возможность выбора адекватного определения понятия истины. Вся практика человечества свидетельствует о том, что человек способен создать кар­тину объективного мира. Именно благодаря этому он сумел приспособиться к нему, победить в борьбе за су­ществование. Более того, он сумел подчинить себе при­роду, поставить себе на службу ее силы, что было бы не­возможно без правильного воспроизведения объективного мира, его закономерностей. Практика, таким образом,— важный аргумент в пользу философской концепции, ко­торая утверждает, что мир познаваем, в пользу опреде­ления истины как соответствия знаний действительности.

Вместе с тем следует признать, что и другие концеп­ции истины, противоположные концепции познаваемости мира, имеют корни в самом процессе познания и воз­никли как своеобразная реакция на те или иные недо­статки наивно-реалистической концепции истины. Крити­ческий анализ этих концепций оказывается полезным, так как он позволяет лучше себе представить все труд­ности на пути к подлинно научной теории истины.

1.2. Классическая концепция истины

Концепция, согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности, называется классической. Она называется так потому, что является древнейшей из всех концепций истины. Именно с нее и начинается теоретиче­ское исследование истины.

Классическая концепция истины философски неодно­родна. Она получила различные философские интерпре­тации — как материалистические, так и идеалистические. Эти интерпретации различались пониманием сущности познавательного процесса, природы действительности. Однако при всем этом их объединяло убеждение, что действительность может быть показана, воспроизведена в системе знаний. Это убеждение всегда было основопо­лагающим принципом классической концепции.

Несмотря на свою философскую разнородность, клас­сическая концепция всегда стояла ближе к материализму, чем к идеализму. Попытки приспособить ее к идеализму оканчивались неудачей и в конечном счете приводили к ее пересмотру. Лишь в рамках материализма она полу­чила свое наиболее полное развитие.

В западной философии классическую концепцию исти­ны именуют иногда теорией соответствия или корреспон­дентской теорией истины. Эти названия, строго говоря, не тождественны. Понятие «корреспондентская теория» является более широким. Оно, как мы дальше покажем, охватывает большой круг самых разнообразных гносео­логических теорий, определяющих истину через по­нятие соответствия, включая классическую концеп­цию.

Истоки классической концепции истины восходят к античной философии. Первые попытки ее теоретиче­ского осмысления были предприняты Платоном и Аристо­телем. Платону принадлежит следующая характеристика понятия истины: «...тот, кто говорит о вещах в соответ­ствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе,—лжет...»1. Аналогичным обра­зом характеризует понятие истины и Аристотель в своей «Метафизике»: «...говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть,— значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть,— значит го­ворить истинное» 2.

Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания. Это обстоятельство связано с тем, что она наиболее полно соответствовала целям познания, включая и научное по­знание.

Центральным понятием классической концепции яв­ляется понятие соответствия мыслей действительности. Какое содержание вкладывается в это понятие? Нужно заметить, что понятие соответствия не однозначно. В не­которых случаях оно употребляется для характеристики процесса называния, т. е. отношения между именем и вещью. В классической концепции под соответствием по­нимается нечто другое. Когда говорят о том, что мысль соответствует действительности, имеют в виду следующее: то, что утверждается мыслью, действительно имеет место. Понятие соответствия, таким образом, совпадает с по­нятиями «воспроизведение», «адекватность».

Другое важное понятие классической концепции — понятие действительности, или реальности. Когда позна­ние ориентировано на внешний мир, то это понятие отождествляется с понятием объективного мира. Такого взгляда на действительность придерживались не только материалисты, но и объективные идеалисты, например Платон. Однако в контексте теории истины такая трак­товка действительности является все же узкой. Приня­тие ее означало бы ограничение классической концепции рамками познания только внешнего мира. Но эта кон­цепция претендует на универсальность, на применение понятия истины не только к мыслям, обращенным к объективному миру, но и к мыслям, относящимся к объектам любой природы, в том числе к мысленным объектам. Так, следующие два предложения:
Земля — планета Солнечной системы,

Уравнение Шредингера — линейное уравнение —

суть истинные предложения. Несмотря на различие ре­ферентов предложений, классическая концепция в обоих случаях рассматривает истинность предложения как его соответствие действительности. Под действительностью она понимает не только то, что является элементом внеш­него мира, но и то, что просто имеет место.

В любом ли случае мысль, соответствующая действи­тельности, может быть квалифицирована как истина? Здесь существенное значение имеет то, что представляет собой мысль с точки зрения своей логической формы. Рассмотрим выражения: атом водорода, перпетуум мобиле. В логическом плане они суть понятия. Первое имеет референт в реальном мире, второе — нет. В последнем случае понятие не имеет объективного содержания. Однако упомянутая логическая форма в любом случае лишена истинностного значения3. В логической литера­туре почти общепринято считать, что носителями истин­ностного значения могут быть суждения или высказыва­ния, представленные повествовательными предложени­ями. Например, высказывания: Атом водорода имеет один протон и Перпетуум мобиле не существует в приро­де являются истинами.

В зарубежной философской и логической литературе, преимущественно англо-американской, иногда проводится различие между просто повествовательными предложе­ниями и утверждениями. Некоторые авторы считают, что истина связана не с любыми повествовательными предло­жениями, а только с теми, которые имеют характер утверждений. Такой точки зрения придерживается, в ча­стности, Д. Хэмлин4. Эта точка зрения приводит к реля­тивизации понятия истины.

Истина, по Хэмлину, есть свойство утверждений, пред­ставленных в виде предложений. Однако является ли дан­ное предложение утверждением или нет — это сущест­венно зависит от контекста. Допустим, мы переводим с английского на русский следующее предложение: Cambridge is situated in seventy mile from London.

Русским эквивалентом этого предложения будет пред­ложение: Кембридж расположен на расстоянии семиде­сяти миль от Лондона.

Такое предложение, по Хэмлину, не носит характера утверждения, а рассматривается просто как перевод ино­странного текста. Поэтому оно лишено истинностного значения. Однако мы можем выйти за рамки данного контекста и рассматривать его как утверждение о Кем­бридже. В этом случае предложение обретает истинност­ное значение.

Таким образом, по Хэмлину, одно и то же предложе­ние в одном контексте будет иметь истинностное значе­ние, а в другом — нет. Д. 0'Коннор, в отличие от Хэмлина, считает, что в данном случае мы имеем дело не с относительностью понятия истины, а с двумя различными значениями истины — истиной в «слабом» смысле и истиной в «сильном» смысле. Первая характери­зует предложения, которые являются просто дескриптив­но адекватными. Вторая — предложения, которые, будучи дескриптивно адекватными, утверждают описываемое ими положение дел5.

Но не все утверждения, с точки зрения классической концепции, являются носителями истинностных значений. Наряду с теми, которые имеют истинностное значение, существует класс утверждений, которые не являются ни истинными, ни ложными. Утверждения, являющиеся но­сителями истинностных значений, характеризуются ря­дом специфических признаков, отличающих их от утвер­ждений, лишенных истинностных значений. Приведем некоторые из них.

Истинными могут быть лишь правильно сформулиро­ванные в данном языке предложения. Например, тригонометрическое равенство tg 45° =1 представляет собой истинное утверждение, а неравенство tg 45° >1—ложное утверждение. Но выражение 45° tg=1 не является ни истинным, ни ложным. Оно лишено смысла.

Обычно в классической концепции в качестве истинных принимаются только такие предложения, которые являются дескриптивными предложениями, т. е. имеют характер описаний. Предложения, не являющиеся дескриптивными, считаются лишенными истинностного значения. К таковым принадлежат предложения: Приходите вовремя, Вы очень хорошо сделали, что пришли вовремя, и

т. д.

Чтобы предложения могли иметь истинностное значе­ние, они должны быть не просто дескриптивными, а дес­криптивно определенными. Например, x > 4 или х+6=у представляют собой неопределенные утверждения и не могут быть квалифицированы ни как истинные, ни как ложные. Напротив, утверждения «Существует x такое, что x > 4» и «4 + 6 = 10» являются дескриптивно опреде­ленными и вместе с тем истинными.

Может показаться, что вопрос о том, имеет ли данное предложение истинностное значение, является философ­ски нейтральным и может быть решен на основе чисто логических соображений. Действительно, в некоторых конкретных случаях он не связан с философией. Но, как свидетельствует история философии, в особенности со­временной, в наиболее существенных своих проявлениях он все же носит философский характер, его решение за­висит от принятых философских установок.

Яркой иллюстрацией его философского характера служит обсуждение вопроса о том, имеют ли истинност­ное значение «метафизические» (т. е. философские) вы­сказывания и методологические принципы. Неопозитиви­сты, которые ввели в качестве критерия содержательно­сти требование верифицируемости, отвергают истинност­ное значение как для первых, так и для вторых. С этой точкой зрения не могут согласиться сторонники диалек­тического материализма, которые считают неопозитиви­стский принцип верифицируемости чрезмерным ограни­чением, не совместимым ни с научной философией, ни с частными науками.

1.3. Проблемы классической концепции

Сторонники классической концепции истины на пер­вых порах полагали, что определяемая ею цель — соответ­ствие мыслей действительности — может быть достигнута сравнительно просто. Они в явной или неявной форме исходили из следующих предположений: действитель­ность, с которой непосредственно имеет дело человек и которая является предметом его познания, не зависит от самого знания; мысли могут быть приведены в простое однозначное соответствие с действительностью; имеется интуитивно ясный и не вызывающий сомнений критерий, позволяющий установить, соответствуют мысли реаль­ности или нет; теория, определяющая истину как соот­ветствие действительности, логически непротиворечива. Однако путь классической концепции истины оказался не столь простым, как он представлялся ее основополож­никам. Эта концепция столкнулась с целым рядом проб­лем, которые послужили поводом для ее критического пересмотра. Укажем некоторые из них.

1. Проблема природы познаваемой реальности. Чело­век в своем познании непосредственно имеет дело не с объективным миром «самим по себе», а с миром в том его виде, как он им чувственно воспринимается и концеп­туально осмысливается. Факты, которым соответствует истинное знание и которые определяются как то, что имеет место, являются элементами не объективного, а чувственно воспринятого и концептуально осмыслен­ного мира.

Такая ситуация создает определенные трудности, в особенности для первых, «наивных» вариантов класси­ческой теории. О´Коннор описывает их следующим обра­зом: «Согласно корреспондентской теории истины, факты являются не зависящими от мышления предпосылками истины, которым должны соответствовать наши убежде­ния, если они истинны. Но факты не являются не зави­сящими от мышления и не могут быть таковыми, ибо они... несут концептуальную нагрузку. Мы можем при­знать фактуальными только те аспекты нашего опыта, которые мы узнаем и интерпретируем посредством наших понятий»6.

Согласно английскому философу П. Стросону, сами объекты, о которых говорится в утверждениях, не явля­ются фактами. Факты связаны с утверждениями таким образом, что если мы исключаем из мира утверждения, то мы исключаем из него и факты. Стросон пишет: «Фак­ты есть то, что утверждения (когда они истинны) утверждают. Они не являются тем, о чем утверждения говорят»7. Факты, которым должны соответствовать утверждения, являются «псевдоматериальным корреля­том» этих утверждений. Такая трактовка фактов может иметь, по мнению Стросона, роковые последствия для корреспондентской теории и, в частности, для классиче­ской концепции истины. Если факты не являются эле­ментами объективного мира, а представляют собой по­знавательное содержание истинных утверждений, то, как полагает Стросон, утверждения не могут быть истинными благодаря фактам. Ибо никакое эмпирическое утвержде­ние не может быть истинным благодаря своему собствен­ному значению.

2. Проблема характера соответствия мыслей реаль­ности. Классическая концепция истины в ее «наивной» форме рассматривает это соответствие как простое копи­рование реальности мыслями. Исследования соответствия знаний действительности показывают, однако, что это соответствие не является простым и однозначным. Оно сопряжено с целым рядом конвенций, соглашений. В гла­зах философов, которые представляют себе классическую концепцию истины только в ее наивной форме, указан­ные моменты выглядят как опровержение последней. Так, Д. Хэмлин пишет в связи с этим: «Часто говорят, что корреспондентская теория не может быть даже основой для оценки некоторого положения как истинного. Ибо... данная теория предполагает, что существует простое от­ношение между языком и миром, что утверждения явля­ются копиями мира. Язык в действительности не похож на эту копию. Поэтому данная теория ошибочна»8.

3. Проблема критерия истины. Эта проблема сы­грала исключительно важную роль в развитии класси­ческой концепции. Отчасти она связана с первой проб­лемой. Если человек непосредственно контактирует не с миром «в себе», а с чувственно воспринятым и концептуализированным миром, то спрашивается: каким обра­зом он может проверить, соответствуют ли его утвержде­ния самому объективному миру?

Проблема критерия истины не исчерпывается, од­нако, упомянутым аспектом. Она характеризуется еще целым рядом моментов, из которых мы отметим следую­щие. Еще древние скептики обратили внимание на то, что постановка вопроса о критерии истины приводит к парадоксу бесконечного регресса. Секст Эмпирик счи­тал, что для доказательства истинности утвержде­ния необходимо принять некоторый критерий истины. Однако сам этот критерий, представляющий собой метод распознания истинных утверждений, должен быть до­казан на основе другого критерия истины и т. д. до бесконечности.

В XX в. аргумент Секста Эмпирика был возрожден логиком Нельсоном, который на его основе сформулиро­вал «парадокс Нельсона». Этот парадокс представляет определенную угрозу для тех вариантов корреспондент­ской теории истины, в рамках которых принимается, что критерий истинности знаний принадлежит самому зна­нию.

Значительно больший резонанс в философии получила проблема критерия истинности универсальных выска­зываний. Если соответствие или несоответствие индиви­дуальных, частных утверждений «обозримо» для ис­следователя, то этого нельзя сказать об универсальных высказываниях, поле приложимости которых потенциально бесконечно. Универсальность предложения создает трудности для его проверки. Поскольку же универсальные высказывания являются логической формой выражения законов науки, трудности, связанные с ними, приобретают фундаментальный характер.

4. Классическая концепция в том ее варианте, в ко­тором истина рассматривается как соответствие не только объективной, но и любой действительности, приводит к логическому противоречию, получившему название парадокса лжеца. Этот парадокс, известный еще древним грекам (Эпименид—VI в. до н. э., Эвбулид—IV в. до н. э.), состоит в следующем. Согласно классической концепции, истина представляет собой соответствие утверждения некоторому референту. Однако она не ограничивает выбор референтов высказываний. Референтом данного высказывания может быть само это высказывание. Такого рода высказывания называются самореферентными. Пусть у нас имеется самореферентное утверждение А, которое означает: Аложно. Возникает вопрос: истинно или ложно данное предложение А? До­пустим, что А — истинно. Но А означает: Аложно. Следовательно, если А истинно, то А должно быть ложным. Допустим, что А ложно. Но так как А озна­чает: А ложно, то признание ложности А приводит к выводу, что А истинно.

Подчеркнем, что парадокс лжеца, сыгравший значи­тельную роль в развитии современной логики (и мате­матики), является парадоксом классической концепции истины. Он был воспринят некоторыми философами как свидетельство ее логической противоречивости.

Вышеупомянутые проблемы оказались неразреши­мыми для классической концепции в ее первоначальной, «наивной» форме. Они стимулировали двоякого рода деятельность: во-первых, попытки усовершенствовать и развить классическую теорию таким образом, чтобы труд­ности, с которыми она столкнулась, были преодолены без отказа от ее принципов; во-вторых, критический пе­ресмотр классической концепции и замену ее другими, альтернативными (неклассическими) концепциями и те­ориями истины. Рассмотрим теперь некоторые альтерна­тивы классической концепции — когерентную и прагма­тическую теории истины.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconКлассическая и неклассическая концепция смерти
В процессе изучения курса «Судебная медицина и психиатрия» студенты – заочники должны овладеть определёнными знаниями и практическими...
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconКонцепция развития теплоснабжения в россии, включая коммунальную...
Централизованное теплоснабжение, муниципальное теплоснабжение, источники тепловой энергии, тепловые сети, потребители тепловой энергии,...
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconРеферат на тему: "Сравнительный анализ точек зрения на проблему истины...
В чем сущность сущности истины М. Хайдеггера или метафизическая простота абсолютных оснований. 16
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconРешение задачи решение проблемы. Алгоритмизация и творческий подход....
Иммануил Кант сказал: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики»
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconРешение задачи решение проблемы. Алгоритмизация и творческий подход....
Иммануил Кант сказал: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики»
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconРешение задачи решение проблемы. Алгоритмизация и творческий подход....
Иммануил Кант сказал: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики»
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconРешение задачи решение проблемы. Алгоритмизация и творческий подход....
Иммануил Кант сказал: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики»
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconКонцепция разработана для реализации мероприятий программы информационной...
«Концепция развития Web-сайта «Интернет-представительство гоу спо «Шарьинский педагогический колледж Костромской области» на портале...
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconВсемирный Духовный Университет Славянской культуры Новая научная...
Автор книги Хоминич П. А. относится к числу внимательных наблюдателей и вдумчивых ученых который посвятили свой труд делу исключительной...
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель не открывает истины, он проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель лишь катализатор....
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconПлеханова Фонд «Альтернативы»
Современная демократия: история, актуальные проблемы и потенциалы развития. Тезисы и доклады V всероссийской научно-практической...
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconИнтернета. Есть ли ему альтернативы, почему Интернет называют уникальным изобретением?
«Мир без Интернета». В рамках данного проекта необходимо проанализировать тот вклад, который внесла Глобальная Паутина в нашу жизнь,...
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconКонцепция индуктивной логики Джона Венна //Философские проблемы модальной...
Иванова И. И. Концепция индуктивной логики Джона Венна //Философские проблемы модальной и интенсиональной логики. – М.: Изд-во Московского...
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconТем Метафора как способ концептуализации мира в языке
Чудинов А. П. Когнитивно-дискурсивное исследование политической метафоры // Вопросы когнитивной лингвистики,2004.№1
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconРеферат План
Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Да и сейчас без решения для себя этой проблемы не...
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы iconХомяков и принцип соборности «Душа Православия- соборность»
Все вопросы образованности современной, все логические истины, добытые наукою Это самостоятельное любомудрие, повторим, еще не воплотилось...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск