Развития мелкой моторики и её значение





Скачать 80.99 Kb.
НазваниеРазвития мелкой моторики и её значение
Дата публикации21.03.2015
Размер80.99 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Астрономия > Доклад
Тема доклада:

Развития мелкой моторики

и её значение

на уроках ИЗО у дошкольников

и младших школьников.

Доклад подготовила: Матвеенко Ирина Васильевна

Преподаватель Детской школы искусств

им. Гречанинова А. Т. г. Светлогорска

2012 год

План доклада:

1. Что такое мелкая моторика.

2. Значение мелкой моторики.

3. Виды деятельности применяемые на уроках ИЗО которые развивают мелкую моторику.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Занятия с пластилином.

3. Занятия ИЗО.

4. Аппликация.

5. Прикладное творчество.

1. ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА?

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.

2. ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ?

Потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики - залог нормального развития интеллекта ребенка. На протяжении всего детства дошкольника четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, а затем и учится в школе. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы - бумага, краски, глина, пластилин, мелки и др. Знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети получают, в процессе обучения опыт работы с карандашом, кистью, ножницами, что способствует умственному развитию детей. Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

3. Есть разные виды деятельности применяемые на уроках ИЗО которые развивают мелкую моторику у детей.

1.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.

Самое прекрасное, что пальчиковой гимнастикой с ребенком можно заниматься практически с рождения. Когда малыш подрастает, он с удовольствием начинает играть в «Сороку-воровку». Ту, которая кормила вкусной кашей деток, а самому ленивому не дала? Следующий этап – самостоятельные движения. «1 ,2 , 3 , 4 , 5 вышли пальчики гулять». Сжимаются в кулачок и разжимаются.

Упражнения для более «взрослых» пальчиков усложняются. Данные упражнения с пальчиками увлекательны. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

Например: 1. Бабушка очки надела

И внучонка разглядела
2. Дом стоит с трубой и крышей ,

На балкон гулять я вышел.

0b26ce644d0e046695e34df778930349.jpeg

Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам нужно помогать ребенку его формировать. Произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

Упражнения делятся на три основных вида:

1. Упражнения для кистей рук.

2. Упражнения для пальцев условно статические. image071.png

3. Упражнения для пальцев динамические.

2. Занятия с пластилином.

Пластика – это увлекательный мир творчества и мастерства. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно для умственного и эстетического развития ребенка.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.

Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка. Лепить можно из воска, глины, гипса и даже из бумаги (папье-маше). Но самым удобным материалом для лепки, вне всякого сомнения, является пластилин.

Значение лепки не стоит недооценивать, эти занятия не только развлекают ребенка, но и развивают его:

  • Ребенок начинает более точно воспринимать формы, фактуры и цвета.

  • У ребенка развивается воображение и пространственное мышление.

  • Тренируются обе руки, учатся взаимодействовать друг с другом.

  • Ребенок учится воплощать свой замысел.

  • У ребенка развиваются эстетические чувства.

Лепка с природным материалом. В работе используется разные фактуры, что хорошо для развития тактильных ощущений пальцев рук. Материалы : скорлупа грецкого ореха, жёлуди, шишки, семечки, веточки, сушенные ягоды и т. п.

-Лепка с макаронными изделиями. Очень нравятся детям занятия лепкой с макаронными изделиями. Они необычны и увлекательны. Развивают не только моторику, но и воображение.

Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения. У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

Лепка из шариков Картина из пластилина выложенная из шариков. Каждый шарик катается отдельно и из них выкладывается картинка. Размер шариков от 3до 5 мм. В работе задействованы и пальцы и кисти руки.

3. Изобразительная деятельность

Так же важны занятия ИЗО для развития мелкой моторики. Научится правильно держать кисть или карандаш. Это взрослому кажется просто, а ребенку 3 лет этому надо еще научиться. Тренируется координация кисти и пальчиков при разукрашивании и штриховки - не выходить за рамки контура, научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма, научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх, проводить линии в различных направлениях ,проводить изогнутые, волнистые .

Рисование пальчиками Очень увлекательное занятие рисование пальчиками - ребенок набирает краску не на кисть, а на палец и рисует.

Рисование ладошкой В работе участвует вся кисть и пальчики. Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно раскрасить ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев.

Оттиск печатками из картофеля Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку, вырезанную из картофеля, штемпельной подушкой с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Рисование точками и штрихами Выполняется работа разными видами штрихов и точками. Применяется разная сила нажима. Очень полезное занятие для развития мелкой моторики.

Набрызг - способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Задействованы в работе пальчики. Стимулируются подушечки пальцев.

Рисование крупой Развивает мелкую моторику пальцев. Коллаж — сочетание аппликации, переходящей в конструирование. На фон наносят рисунок. Затем на клеевую основу наносят различные материала , тем самым как бы «рисуют» изображение . В работе используют –пшено, гречку, горох, фасоль. Данные задания развивают мелкую моторику и тактильные ощущения

4. АППЛИКАЦИЯ

Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании их на другом материале, принятом за фон. Для аппликации используют различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух, бумагу, что очень полезно для развития тактильных ощущений.

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Обрывная аппликация Обрывная аппликация – это способ получения изображения, когда ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить и накладывает кусочки бумаги на клей.

Аппликация с гофрированной бумагойСпособ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Вытынанка- искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги. Очень полезный вид деятельности для развития мелкой моторики. В работе важно уметь аккуратно выстригать мелкие элементы.

Орига́ми древнее искусство складывания фигурок из бумаги.Путем различных сгибов получаются фигурки животных и предметов. Хорошо тренируются пальцы, внимание и смекалка. Данные упражнения хороши для развития ловкости рук и мышления.

Квиллинг- называемый также бумагокручение, бумажная филигрань, это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

5. Прикладное творчество.

Развитию мелкой моторики способствуют различные виды труда, шитье, вышивание, бисероплетение. Старшим дошкольниками младшим школьникам вполне доступны и простейшие приёмы

Бисероплетение Плетение - один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Почему я обратила внимание на данный вид деятельности? Дело в том, что процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию глазомера и координации движения пальцев. Помимо сказанного плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе.

Вышива́ние — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы. Вся эта работа требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, качеств необходимых для письма.

Текстилиные игрушки – сувениры из ткани сделанные своими руками. В работе требуются умение вышивать, пришивать пуговицы, тесьму , бисер ,что очень развивает и тренирует кисти и пальцы рук, а так же усидчивость и терпение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развития мелкой моторики и её значение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие мелкой моторики имеет решающее значение для интеллектуального развития ребёнка. В занятиях на равных участвуют как мальчики,...
Развития мелкой моторики и её значение iconЗадачи: Создать условия для развития логического и абстрактного мышления,...
Цель урока: познакомить с техникой айрис- фолдинг, выполнить новогоднюю открытку в этой технике
Развития мелкой моторики и её значение icon«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а...
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами...
Развития мелкой моторики и её значение iconТема: «Путешествие по России»
...
Развития мелкой моторики и её значение iconТема: Сезонные изменения в природе. Зима
Коррекционно – развивающие: способствовать развитию основных психических процессов, общей и мелкой моторики, речи, коммуникативных...
Развития мелкой моторики и её значение iconКафедра экономической теории
...
Развития мелкой моторики и её значение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционная- развитие осязания и мелкой моторики; ориентировке на местности и в узком пространстве
Развития мелкой моторики и её значение iconУрок» Осип Мандельштам Фрагмент занятия Тема: «Золотая рыбка»
Развивать координационные способности. Совершенствовать двигательные умения и навыки мелкой моторики пальцев рук
Развития мелкой моторики и её значение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие: памяти, внимания, пространственного и зрительного восприятия, мелкой моторики руки
Развития мелкой моторики и её значение iconМетодические рекомендации «Развитие мелкой моторики в работе с детьми раннего возраста»
Тонкая моторика – это различные по сложности движения, целенаправленно осуществляемые кистями рук
Развития мелкой моторики и её значение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Письмо: «Прописи» первая учебная тетрадь (с. 3-6). Тренировка мелкой моторики руки
Развития мелкой моторики и её значение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие тактильной чувствительности, тонкой кинестетической дифференциации, мелкой моторики, зрительной координации
Развития мелкой моторики и её значение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение детей владению руками. Развитие мелкой моторики, ловкости и координации движений
Развития мелкой моторики и её значение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Играем в кубики (занятие в младшей группе по развитию у детей мелкой моторики рук)
Развития мелкой моторики и её значение iconПубличный доклад о деятельности педагогического коллектива
...
Развития мелкой моторики и её значение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Игровые приёмы в развитии мелкой моторики новые аспекты работы в современных условиях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск