Скачать 0.53 Mb.
|
Автономная некоммерческая образовательная организация – средняя общеобразовательная школа «РАДУГА»
Воронеж 2012-2013 учебный год
Данная учебная программа составлена с учетом требований федерального базисного Учебного плана и федерального компонента государственного образовательного стандарта. Кроме того, программа представляет специфику вальдорфской педагогики, имеющей длительную традицию, но относительно новую для отечественного образования. Стандарт определяет основное содержание обучения на каждой из ступеней образования. Специфика вальдорфской педагогики отражена в методике и дидактике образовательного процесса, в наличии небольшого объема дополнительного по отношению к стандарту содержания образования. Трудовое воспитание, наряду с занятием искусствами, - область творческой деятельности, которая занимает заметное место и расставляет свои акценты на протяжении всего времени обучения в школе. Развитие мелкой моторики имеет решающее значение для интеллектуального развития ребёнка. В занятиях на равных участвуют как мальчики, так и девочки. Важным при подборе материала для занятий является забота о практичности, целесообразности изделий. Знания и умения, полученные на уроках технологии, играют важнейшую роль на протяжении всей жизни человека, что должно найти своё отражение в учебном плане. Содержание данного учебного предмета позволяет учащимся интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи с изобразительным искусством, биологией, историей, физикой и другими предметами естественного цикла. Содержание отдельных разделов программы изучается интегративно с другими дисциплинами. Так, раздел «Физиология питания» включён в ход эпохи «Человек и питание», раздел «Электротехнические работы» - в соответствующие темы уроков физики, а тема «Бюджет семьи» в разделе «Технология ведения дома» является частью эпохи экономики. Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих задач, которые могут выполняться методом проектов, как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий (изготовление декоративных композиций, панно, макетов) направлено на решение задач эстетического воспитания учащихся, расширения их творческих способностей. Программа ориентирована на приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков. Это и технология обработки различных материалов, знакомство с их технологическими и потребительскими свойствами, приёмы оформления интерьера и приёмы художественного рукоделия. Отличительной особенностью данной программы является то, что процесс изготовления любого изделия, любой проект начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Здесь же учащиеся знакомятся с экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить познавательный кругозор учащихся, но и позволяет каждому расширить свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику, что, безусловно, окажет своё благотворное влияние на дальнейшее обучение и будет способствовать сознательному выбору профессии. Программа даёт возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделия наряду с технологическими требованиями уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим. Важной частью программы является коллективная проектная деятельность учащихся, которая проходит во время летней практики и поэтому не включена в учебный план. Как правило, она направлена на благоустройство школьной территории, здания, отдельных кабинетов. В процессе деятельности обучающиеся знакомятся на практике с такими темами, как «Ремонтно-отделочные работы в доме» и «Ремонт элементов водоснабжения и канализации». По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладеют безопасными приёмами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомства с основными профессиями текстильной и лёгкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
|