Конспект занятия по теме «Загадочная Луна»





Скачать 69.28 Kb.
НазваниеКонспект занятия по теме «Загадочная Луна»
Дата публикации05.07.2015
Размер69.28 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект

Автор Захарова Е.А., учитель физики и информатики МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова гог Буй Костромской обл.


Название документа: «Природа планет Солнечной системы»

Название информационного блока: Предпрофильная подготовка

Вид документа: Программа элективного курса «Природа планет Солнечной системы». Конспект занятия по теме «Загадочная Луна»

Назначение документа: Педагоги, дети.

Область применения: Преподавание предмета астрономия

Автор разработки: Захарова Елена Алексеевна, учитель физики.

Название учреждения: МОУ СОШ № 13 имени Р.А. Наумова

Почтовый адрес: 157006, Костромская область, город Буй, ул. И. Сусанина, д. 7

Электронный адрес: School13ran@mail.ru

Аннотация

Данная программа элективного курса предназначена для учителей физики и учащихся 8 класса для пропедевтики курса астрономии.

В базовом курсе физики предмет астрономии сейчас не изучается, поэтому данный элективный курс является некоторым дополнением школьной програм­мы естественнонаучного цикла и одновременно развивает ранее приобретенные знания и умения. Он направлен на формирование у учащихся умений самостоятельно наблюдать и объяснять наблюдаемые астрономические явления, понимать их природу и физические причины. Занятия курса должны расширить сферу интересов и любознательности учащихся.

При изучении этого курса ребята получат сведения о строении Вселенной, о движении небесных тел, и их природе, познакомятся с правилами нахождения созвездий на небе, с названиями самых ярких звёзд, научатся находить Полярную звезду, а по ней – основные точки горизонта, расширят кругозор о природе планет земной группы и планет-гигантов, малых тел Солнечной системы.

Сопровождения мультимедийными презентациями помогает ребятам наглядно увидеть строение Вселенной, движение небесных тел, понять природу тел Солнечной системы, и делает изложение материала более интересным.

Пояснительная записка
Элективный курс «Природа тел Солнечной системы» предназначен для учащихся 8 класса.

Курс рассчитан на 16 часов учебного времени.

Данный курс является межпредметным, объединяя в себе материал из учебных предметов: физики, биологии, химии.

Физика и астрономия – науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и самых фундаментальных взаимодействиях в природе. Мы стараемся разгадать, изучить тайны и капризы природы, найти источник ее силы и вечного обновления.

Физика и астрономия – это науки, изучающие окружающий нас мир. Их возникновение теряется в глубине веков. С помощью экспериментального и научного методов было понято множество окружающих нас природных явлений, что позволило построить физическую картину мира – систему представлений об устройстве природы, в основе которой лежат физические теории, понятия, законы, формирующие материалистические мировоззрения школьников.

В базовом курсе физики предмет астрономии сейчас не изучается, поэтому данный элективный курс является некоторым дополнением школьной програм­мы естественнонаучного цикла и одновременно развивает ранее приобретенные знания и умения. Он направлен на формирование у учащихся умений самостоятельно наблюдать и объяснять наблюдаемые астрономические явления (например, видимые движения звезд, Солнца, Луны, смену лунных фаз, затмения, метеоры и т.д.), понимать их природу и физические причины. Занятия курса должны расширить сферу интересов и любознательности учащихся.

При изучении этого курса ребята получат сведения о строении Вселенной, о движении небесных тел, и их природе, познакомятся с правилами нахождения созвездий на небе, с названиями самых ярких звёзд, научатся находить Полярную звезду, а по ней – основные точки горизонта, расширят кругозор о природе планет земной группы и планет-гигантов, малых тел Солнечной системы.

Актуальность программы осуществляется тем, что учащиеся должны понимать, что освоение космического пространства и использование его ресурсов невозможно без знания строения и возникновения Вселенной.

Элементы астрономических знаний необходимы для многих специальностей: это требуется физикам и математикам, геологам и геодезистам, географам, летчикам и космонавтам, конструкторам космической техники. Поэтому в процессе изучения курса необходимо обратить внимание на развитие творческих способностей и подготовки к сознательному выбору профессии.
Цель курса:

Расширение кругозора учащихся о строении Вселенной и природе тел

Задачи курса:

  1. Способствовать осознанному усвоению учебного материала о природе тел Солнечной системы;

  2. формировать умения видеть и объяснять явления природы;

  3. дать представление о некоторых физических законах и теориях, научить видеть их проявление в природе;

  4. научить раскрывать физическую сущность наблюдаемых явлений;

  5. сформировать основы естественнонаучной картины мира, служащей основой для формирования научного миропонимания;

  6. ознакомить с основными применениями физических законов в практической деятельности человека;

  7. создать условия самореализации личности учащегося;

  8. воспитывать навыки сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению одноклассников в обсуждении проблем, аргументировано отстаивать свою позицию.

  9. выработать умение оформлять и представлять результаты своей деятельности.


Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

1. Актуальность

2. Научность

3. Доступность

4. Наглядность

5. Системность содержания вопросов, заданий.

6. Прослеживание внутрикурсовых и межпредметных связей.

7. Реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 16 часов.
Ведущими формами занятий данного курса являются лекции с показом фильмов и презентаций, практические заня­тия.

Успешным завершением курса будет представление проекта или реферата по выбранной теме.

С целью повышения активности учащихся, в процессе занятий у ребят есть возможность заработать оценку за счёт работы на уроках (ответы на проблемные вопросы, дополнительное сообщение).
Тематическое планирование курса

Тема 1. Введение в астрономию (2 ч.)

  1. Физика и астрономия – науки о природе. Связь астрономии с другими науками. Происхождение планет (1ч.)

  2. Звездное небо. Наблюдение картины звездного неба (1ч.)

Тема 2. Солнце (2 ч.)

    1. Строение Солнца (ядро, зона лучистого равновесия, поверхностный слой – фотосфера, хромосфера, корона). Химический состав Солнца. (1 ч.)

    2. Проявление солнечной активности (пятна, факелы, хромосферные вспышки, протуберанцы). Солнечно – земные связи проблемы солнечной активности. (1 ч.)

Тема 3. Природа планет земной группы (5 ч.)

1) Планета Земля Солнечной системы (2 ч.)

- Строение, атмосфера, магнитное поле Земли. Процессы в атмосфере и их объяснения (магнитная буря, полярное сияние и т.д.) (1 ч.)

- Луна – естественный спутник Земли. Фазы Луны (1 ч.)

2) Планеты земной группы (3 ч.)

- Планета земной группы Меркурий («Вечерняя звезда») (1 ч.)

- Планета земной группы Венера («Облачная паранджа») (1 ч.)

- Планета земной группы Марс («Красная звезда») (1 ч.)

Тема 4. Природа планет-гигантов (3 ч.)

- Особенности планет-гигантов (атмосфера, химический состав облаков, магнитное поле, спутники и кольца планет) (1 ч.)

- Планеты-гиганты Юпитер, Сатурн (1 ч.)

- Планеты-гиганты Уран, Нептун, Плутон. Составление рассказа о природе планет Солнечной системы по плану (см. приложение) (1 ч.)

Тема 5. Малые тела Солнечной системы (3 ч.)

- Астероиды, болиды, метеориты (1 ч.)

- Кометы, их открытие и движение. Физическая природа комет (1 ч.)

- Метеоры и метеорные потоки (1 ч.)

Заключительное занятие (1 ч.)

Подведение итогов по теме « Природа тел Солнечной системы» (1 ч.)

Заключительное занятие проводится в форме конференции. Учащиеся высказывают свои суждения, аргументируя их, демонстрируют свои знания в области наук о природе, представляя и защищая свои проекты и рефераты. Примерные темы рефератов и дополнительная литература обговариваются заранее.
Примерные темы проектов и рефератов

1. Земля – планета Солнечной системы.

2. Солнце и жизнь на Земле.

3. Как и зачем человек познаёт Вселенную?

4. Что скрывается за облачной паранджой Венеры?

5. Существует ли жизнь на Марсе?

6. Луна – спутник Земли.

7. Все тайны Юпитера.

8. Кометы. Комета Галлея.

9. Звезды – основные объекты во Вселенной.

10. Небесные гости (кометы, метеорные тела).
Приложение

План к рассказу о планетах:

1. Группа, к которой принадлежит планета. Отличительные характеристики данной группы.

2. Размеры и масса планеты.

3. Расстояние планеты от Солнца.

4. Периоды ее вращения и обращения.

5. Характеристика атмосферы.

6. Температурные условия.

7. Рельеф (для планет земной группы).

8. Число и характеристика спутников.
Список рекомендуемой литературы

  1. Астрономия: Учеб. для 10 кл. сред. шк. / Б.А. Воронцов – Вельяминов. – 17-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.: ил.

  2. Очерки о Вселенной: книга дл чтения / Б.А. Воронцов – Вельяминов. – М.: Просвещения, 1991. – 256 с.: ил.

  3. Час звездочета: книга для чтения / В.Н. Комаров

  4. Чудесные явления на небе: книга для чтения / В.Н. Комаров

  5. Астрономия: Учеб. Для образоват. Учреждений / Левитан Е.П. – М.: Просвещение, 1994. – 207 с.: ил.

  6. РС СD-ROM Астрономия (9-10 классы): Библиотека электронных наглядных пособий – ООО «Физикон», 2003.

  7. www.scientific.ru

  8. WWW.astronet.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект занятия по теме «Прошивание угла» Конспект занятия по теме...
Методические разработки к программе дополнительного образования «Играем в экологию»
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconРеферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Луна и ее влияние на человека»
Луна никого не оставляет равнодушным. И это естественно: ведь не зря говорят, что мы живем в подлунном мире. Мне стало интересно...
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к...
Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект открытого занятия Ф. И. О. педагога
Место в учебном курсе: занятие №1 в теме «Программирование» На данную тему отводится 3 занятия
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект занятия объединения «юный журналист»
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект комплексного занятия рэмп, ознакомление с окружающем. (старший возраст)
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект интегрированного занятия по познавательно речевому развитию...
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект проведения занятия по теме: «организация обучения населения...
Цель урока: выяснить прочность и глубину усвоения знаний учащимися по данной теме
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект занятия по развитию речи для детей 1 младшей группы по теме
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект занятия профсоюзного кружка по теме «изменение трудового...
Трудовым Кодексом РФ. Соглашение об изменении условий трудового договора заключается в письменной форме./ст. 72
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект занятия по теме: «Питание в походе»
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект познавательного занятия
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект занятия «Зимний пейзаж»
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» iconКонспект комплексного занятия по родной природе и развитию речи для...
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск