Скачать 69.28 Kb.
|
Автор Захарова Е.А., учитель физики и информатики МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова гог Буй Костромской обл. Название документа: «Природа планет Солнечной системы» Название информационного блока: Предпрофильная подготовка Вид документа: Программа элективного курса «Природа планет Солнечной системы». Конспект занятия по теме «Загадочная Луна» Назначение документа: Педагоги, дети. Область применения: Преподавание предмета астрономия Автор разработки: Захарова Елена Алексеевна, учитель физики. Название учреждения: МОУ СОШ № 13 имени Р.А. Наумова Почтовый адрес: 157006, Костромская область, город Буй, ул. И. Сусанина, д. 7 Электронный адрес: School13ran@mail.ru Аннотация Данная программа элективного курса предназначена для учителей физики и учащихся 8 класса для пропедевтики курса астрономии. В базовом курсе физики предмет астрономии сейчас не изучается, поэтому данный элективный курс является некоторым дополнением школьной программы естественнонаучного цикла и одновременно развивает ранее приобретенные знания и умения. Он направлен на формирование у учащихся умений самостоятельно наблюдать и объяснять наблюдаемые астрономические явления, понимать их природу и физические причины. Занятия курса должны расширить сферу интересов и любознательности учащихся. При изучении этого курса ребята получат сведения о строении Вселенной, о движении небесных тел, и их природе, познакомятся с правилами нахождения созвездий на небе, с названиями самых ярких звёзд, научатся находить Полярную звезду, а по ней – основные точки горизонта, расширят кругозор о природе планет земной группы и планет-гигантов, малых тел Солнечной системы. Сопровождения мультимедийными презентациями помогает ребятам наглядно увидеть строение Вселенной, движение небесных тел, понять природу тел Солнечной системы, и делает изложение материала более интересным. Пояснительная записка Элективный курс «Природа тел Солнечной системы» предназначен для учащихся 8 класса. Курс рассчитан на 16 часов учебного времени. Данный курс является межпредметным, объединяя в себе материал из учебных предметов: физики, биологии, химии. Физика и астрономия – науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и самых фундаментальных взаимодействиях в природе. Мы стараемся разгадать, изучить тайны и капризы природы, найти источник ее силы и вечного обновления. Физика и астрономия – это науки, изучающие окружающий нас мир. Их возникновение теряется в глубине веков. С помощью экспериментального и научного методов было понято множество окружающих нас природных явлений, что позволило построить физическую картину мира – систему представлений об устройстве природы, в основе которой лежат физические теории, понятия, законы, формирующие материалистические мировоззрения школьников. В базовом курсе физики предмет астрономии сейчас не изучается, поэтому данный элективный курс является некоторым дополнением школьной программы естественнонаучного цикла и одновременно развивает ранее приобретенные знания и умения. Он направлен на формирование у учащихся умений самостоятельно наблюдать и объяснять наблюдаемые астрономические явления (например, видимые движения звезд, Солнца, Луны, смену лунных фаз, затмения, метеоры и т.д.), понимать их природу и физические причины. Занятия курса должны расширить сферу интересов и любознательности учащихся. При изучении этого курса ребята получат сведения о строении Вселенной, о движении небесных тел, и их природе, познакомятся с правилами нахождения созвездий на небе, с названиями самых ярких звёзд, научатся находить Полярную звезду, а по ней – основные точки горизонта, расширят кругозор о природе планет земной группы и планет-гигантов, малых тел Солнечной системы. Актуальность программы осуществляется тем, что учащиеся должны понимать, что освоение космического пространства и использование его ресурсов невозможно без знания строения и возникновения Вселенной. Элементы астрономических знаний необходимы для многих специальностей: это требуется физикам и математикам, геологам и геодезистам, географам, летчикам и космонавтам, конструкторам космической техники. Поэтому в процессе изучения курса необходимо обратить внимание на развитие творческих способностей и подготовки к сознательному выбору профессии. Цель курса: Расширение кругозора учащихся о строении Вселенной и природе тел Задачи курса:
Общими принципами отбора содержания материала программы являются: 1. Актуальность 2. Научность 3. Доступность 4. Наглядность 5. Системность содержания вопросов, заданий. 6. Прослеживание внутрикурсовых и межпредметных связей. 7. Реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 16 часов. Ведущими формами занятий данного курса являются лекции с показом фильмов и презентаций, практические занятия. Успешным завершением курса будет представление проекта или реферата по выбранной теме. С целью повышения активности учащихся, в процессе занятий у ребят есть возможность заработать оценку за счёт работы на уроках (ответы на проблемные вопросы, дополнительное сообщение). Тематическое планирование курса Тема 1. Введение в астрономию (2 ч.)
Тема 2. Солнце (2 ч.)
Тема 3. Природа планет земной группы (5 ч.) 1) Планета Земля Солнечной системы (2 ч.) - Строение, атмосфера, магнитное поле Земли. Процессы в атмосфере и их объяснения (магнитная буря, полярное сияние и т.д.) (1 ч.) - Луна – естественный спутник Земли. Фазы Луны (1 ч.) 2) Планеты земной группы (3 ч.) - Планета земной группы Меркурий («Вечерняя звезда») (1 ч.) - Планета земной группы Венера («Облачная паранджа») (1 ч.) - Планета земной группы Марс («Красная звезда») (1 ч.) Тема 4. Природа планет-гигантов (3 ч.) - Особенности планет-гигантов (атмосфера, химический состав облаков, магнитное поле, спутники и кольца планет) (1 ч.) - Планеты-гиганты Юпитер, Сатурн (1 ч.) - Планеты-гиганты Уран, Нептун, Плутон. Составление рассказа о природе планет Солнечной системы по плану (см. приложение) (1 ч.) Тема 5. Малые тела Солнечной системы (3 ч.) - Астероиды, болиды, метеориты (1 ч.) - Кометы, их открытие и движение. Физическая природа комет (1 ч.) - Метеоры и метеорные потоки (1 ч.) Заключительное занятие (1 ч.) Подведение итогов по теме « Природа тел Солнечной системы» (1 ч.) Заключительное занятие проводится в форме конференции. Учащиеся высказывают свои суждения, аргументируя их, демонстрируют свои знания в области наук о природе, представляя и защищая свои проекты и рефераты. Примерные темы рефератов и дополнительная литература обговариваются заранее. Примерные темы проектов и рефератов 1. Земля – планета Солнечной системы. 2. Солнце и жизнь на Земле. 3. Как и зачем человек познаёт Вселенную? 4. Что скрывается за облачной паранджой Венеры? 5. Существует ли жизнь на Марсе? 6. Луна – спутник Земли. 7. Все тайны Юпитера. 8. Кометы. Комета Галлея. 9. Звезды – основные объекты во Вселенной. 10. Небесные гости (кометы, метеорные тела). Приложение План к рассказу о планетах: 1. Группа, к которой принадлежит планета. Отличительные характеристики данной группы. 2. Размеры и масса планеты. 3. Расстояние планеты от Солнца. 4. Периоды ее вращения и обращения. 5. Характеристика атмосферы. 6. Температурные условия. 7. Рельеф (для планет земной группы). 8. Число и характеристика спутников. Список рекомендуемой литературы
|
Конспект занятия по теме «Прошивание угла» Конспект занятия по теме... Методические разработки к программе дополнительного образования «Играем в экологию» | Реферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Луна и ее влияние на человека» Луна никого не оставляет равнодушным. И это естественно: ведь не зря говорят, что мы живем в подлунном мире. Мне стало интересно... | ||
Конспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к... Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения | Конспект открытого занятия Ф. И. О. педагога Место в учебном курсе: занятие №1 в теме «Программирование» На данную тему отводится 3 занятия | ||
Конспект занятия объединения «юный журналист» План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Конспект комплексного занятия рэмп, ознакомление с окружающем. (старший возраст) План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | ||
Конспект интегрированного занятия по познавательно речевому развитию... План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Конспект проведения занятия по теме: «организация обучения населения... Цель урока: выяснить прочность и глубину усвоения знаний учащимися по данной теме | ||
Конспект занятия по развитию речи для детей 1 младшей группы по теме План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» | Конспект занятия профсоюзного кружка по теме «изменение трудового... Трудовым Кодексом РФ. Соглашение об изменении условий трудового договора заключается в письменной форме./ст. 72 | ||
Конспект занятия по теме: «Питание в походе» План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | Конспект познавательного занятия План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект занятия «Зимний пейзаж» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Конспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект комплексного занятия по родной природе и развитию речи для... План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" |