Внеклассное занятие по алгебре в 7-м классе, приуроченное ко Дню космонавтики. "Большое космическое путешествие" Учитель – Ершова И.Н. МОУ «Печниковская СОШ» “Я верю, друзья: караваны ракет Помчат нас вперед от звезды до звезды, На пыльных тропинках далеких планет Останутся наши следы…”
В. Войнович
Цели урока
повторение и закрепление материала по теме «Многочлены»;
повторений правил действий с рациональными числами;
воспитание познавательного интереса к предмету и творческой активности учащихся;
формирование у учащихся умения применять знания по математике в таких науках, как космонавтика и астрономия.
Ход урока
I. Подготовка к полету.
Учитель.
Ребята, в уже знаете, что 12 апреля наша страна и весь мир отмечают День космонавтики. Сегодня для нас привычно, что с Земли стартуют космические корабли, а еще 50 лет назад это было фантастикой! 4 октября 1957г произошло событие, которое потрясло весь мир, - был запущен первый искусственный спутник Земли. 19 августа 1960г. стартовал космический корабль Восток с Белкой и Стрелкой на борту. Они провели в космосе 22 часа и благополучно вернулись на Землю. А 12 апреля 1961г. в космос впервые в мире на космическом корабле «Восток» поднялся человек. Им был наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин полет длился всего 108 минут, но значение его было огромным. Он ответил на главный вопрос: полеты возможны. Сегодня я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.
II. Наш космический корабль.
Учитель. Отправимся мы в путешествие на космических кораблях. Для того чтобы начать путешествие, нам необходимо разделиться на 3 команды (3 экипажа). Каждый экипаж полетит в путешествие на своем космическом корабле. Чтобы узнать, как называются ваши корабли, выполните следующее задание.
Задание. Учащимся предлагается решить следующие примеры. Каждый ответ зашифрован буквой. Ключ к расшифровке названия космического корабля дан в виде таблицы. (Корабли: Протон, Венера, Восток)
I) 1) 4)
2) 5)
3) 6)
-12
| 250
| -28
| 0
| -0,025
| 1,2
| -15,6
| 0,12
| -2
| р
| с
| п
| н
| о
| а
| е
| т
| к
| II) 1) 4 )
2) 5)
3) 6)
-3,45
| -2,2
| 12,6
| -23
| -12,6
| 0
| -0,22
| 23
| -7,55
| и
| н
| к
| о
| в
| а
| л
| е
| р
| III)
1) 4)
2) 5)
3) 6)
-320
| 33
| -90
| 32
| 0
| -0,06
| -0,225
| 330
| -0,33
| к
| т
| а
| е
| в
| р
| о
| л
| с
| Выполнив решение, учащиеся получают карточку с названием корабля и выбирают капитана.
Учитель. С заданием справились. Прошу всех занять свои места в межпланетных кораблях. Команды к полету готовы.
III. Путь к звездам.
Учитель. В безоблачный ясный вечер все небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками. Но на самом деле – это огромные раскаленные газовые шары. Если на карте условными белыми линиями соединить между собой определенные звезды, то перед нами предстанут сказочные фигуры – созвездия, каждое из которых имеет свое название. А придумали их еще в Древней Греции. Греки, прекрасные мореплаватели, по небесным созвездиям определяли путь, когда плыли на корабле. Названия у созвездий очень красивые: Кассиопея, Андромеда, Персей, Дракон.
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации, рисунки или схемы с изображением созвездий.
Задание: Постройте в одной координатной плоскости созвездие “Малой Медведицы”:
(6; 6), (3; 7), (0; 8), (-3; 6), (-6; 4), (-8; 6), (-5; 8), (-3; 6)
и “Большой Медведицы”:
(-15; -5), (-10; -3), (-3; -4), (6; -4), (5; -8), (-1; -8), (-3; -4).
(Ответ)
IV. Планеты Солнечной системы.
Учитель. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле не было бы жизни без Солнца. Солнце дает тепло и свет, необходимые для жизни людей, растений и животных. Вокруг Солнца вращаются девять планет. Самые близкие к солнцу планеты – это Меркурий, Венера, Земля и Марс.
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации и рисунки с изображение планет.
Все эти планеты твердые и каменистые. Меркурий в два раза меньше Земли, но масса его гораздо больше. Днем температура на этой планете может подниматься до 340°. Венера окутана ядовитыми облаками. На ней много гор и вулканов. Там постоянно гремят грозы и сверкают молнии. Марс – это планета, покрытая оранжево-красным песком. Воздух на Марсе для дыхания непригоден. Там все огромных размеров. Горы в два раза выше, чем на Земле, а каньоны в два раза глубже.
Задание. Диаметр планеты Меркурий приближенно равен 5 тыс. км. Диаметр планеты Венера в 2,48 раза больше, а диаметр планеты Марс составляет диаметра Венеры. Найдите диаметр Венеры и Марса.
Ответ: диаметр планеты Венера 12,4 тыс. км, диаметр планеты Марс 6,8 тыс. км.
Учитель: Дальше от Солнца находятся Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Это планеты, состоящие из жидкостей и газов. Самая большая из них – Юпитер. Сатурн, вторая по величине планета, окружен великолепными кольцами. Самой отдаленной планетой, состоящей из камня и льда, является Плутон. Это самая маленькая планета, и самая холодная, так как солнечные лучи едва достигают ее.
Задание. Решив следующие уравнения, вы сможете узнать некоторые интересные факты, связанные с этими планетами.
а) Сколько спутников вращаются вокруг планеты Юпитер?
Ответ: 16.
б) Во сколько раз Сатурн больше Земли?
Ответ: 9.
в) Сколько лет потребуется, чтобы долететь до Нептуна?
Ответ: 20.
V. Полет на Луну.
Учитель. Луна – это спутник Земли, ее ближайший сосед в космосе. Она представляет собой каменистый шар размером с четверть Земли и является самым большим небесным телом в нашем ночном небе. Луна – это безжизненный мир, без воздуха, без воды. Ее поверхность покрыта пылью, на ней миллионы впадин, называемых кратерами.
Луна вращается вокруг Земли. Луна светит не собственным светом. Она только отражает свет Солнца. Солнечные лучи освещают Луну, и поэтому мы можем ее видеть.
Когда Луна находится между Солнцем и Землей, то мы ее не видим; при дальнейшем движении Луны вокруг Земли появляется серпик – Месяц; когда Земля находится между Солнцем и Луной, Луна бывает полной.
Учитель показывает рисунок, на котором представлены фазы Луны.
Задание. Решив следующий пример, вы узнаете, сколько дней отделяет одно новолуние от другого.
Ответ: 29,5.
VI. Открой свою звезду.
Задание. Подставьте вместо звездочек такие числа, чтобы равенство было верным:
1)
2)
VII. Конкурс командиров.
Представьте, что вы вышли в открытый космос, и вам нужно передать своему экипажу информацию, но все устройства на время вышли из строя. Ваша задача объясняться с командой с помощью жестов.
Капитаны команд вытягивают карточки со словом на математическую тему. Ему необходимо показать это понятие жестами без слов. Если понятие угадано, то команда участника получает 1 балл, а команда угадавшего – 2 балла.
Отрезок
Луч
Равнобедренный треугольник
Равные углы
Дробь
Транспортир
Циркуль
Перпендикулярные прямые
Биссектриса угла
Учитель. Итак, в космосе есть много самых разных звезд. Вокруг некоторых из них вращаются планеты. Люди уже сделали свой первый шаг в космос. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство и осваивают уже всю Солнечную систему. И здесь их ждет много удивительных открытий. А следующим шагом будут полеты к звездам. Кто знает, может быть, и кто-нибудь из вас сможет совершить такой полет. Для этого нужно не бояться мечтать и фантазировать, а также уметь идти к поставленной цели, преодолевая все препятствия.
VIII. Подведение итогов урока.
В процессе проведения игры, жюри проверяет выполненные задания и выставляет командам баллы (учитель может придумать собственную шкалу оценивания) |