Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное учреждение Амурской области для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7.
Открытый урок чтения и развития речи
Тема: «Звуки и буква К »
(18 января, 2013 г.) Старокожева Зоя Сергеевна
Учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
г. Благовещенск Конспект урока в 1-а классе
Тема: «Звуки и буква К»
Цели урока:
Коррекционно-обучающие:
-Познакомить со звуком и буквой К, учить выделять звук среди других звуков в слогах, словах.
-Способствовать формированию понятий «гласные звуки», «согласные звуки», различия понятий «звук» - «буква».
Коррекционно-развивающие:
-Способствовать развитию детей в познавательно-речевом направлении с использованием современных электронных образовательных ресурсов.
-Научить четко, произносить звук [к] и дифференцировать на слух и в произношении.
-Формировать навыки фонематического анализа и синтеза.
-Упражнять в выполнении звукового анализа слов типа «мак», читать слова типа «ком», «мука».
-Развивать фонематическое восприятие, память, внимание, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.
-Формировать интегративные качества детей: любознательность, активность и другие.
Воспитательные:
- Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие. -Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Оздоровительные:
-Применение здоровьесберегающих технологий: содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений.
-Обучать расслаблению мышц - релаксации (во время физминутки).
Оборудование: букварь, опорные карточки, предметные картинки, тетрадки для печатания.
Методы: Эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический.
Приемы: Сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка.
Предварительная работа: Знакомство с гласными и согласными звуками; деление слов на слоги; работа с предложением, с текстом; звуковой анализ слогов, слов; нахождение и придумывание слов с заданным звуком, чтение слов, знакомство со сказкой Г.Юдина «Как варить компот».
Ход урока:
1. Орг. момент.
- У нас сегодня на занятии гости. Поприветствуем дружно наших гостей.
- А нас ждёт занимательное путешествие.
1, 2, 3, 4, 5 – Путешествие пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь, И тихонечко садитесь.
- Итак, в путь!
2. Повторение.
Ребята! Давайте вспомним! Что мы знаем о звуке? Что мы знаем о букве?
Чем буквы отличаются от звуков? (звуки слышим, произносим; буквы мы видим, пишем, читаем)
Назовите, с какими гласными мы уже знакомы! (А,У,О,Ы).
Назови, с какими согласными мы уже знакомы! (м, с, х, ш, л, н. р) 3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем путешествовать по городу, в котором живут буквы. Буквы гласные и согласные.
Повстречаться с любимым звуком и буквой и в этом нам хочет помочь Красная шапочка.
Ну, что ребята, возьмем с собой Красную шапочку? (–Да!)
Но какой же твой любимый звук? Моё имя начинается с этого звука – Красная шапочка!
Ребята! Догадались, какой это звук? («К»).
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителе города звуке и букве «К», познакомимся поближе и запомним его.
- Знакомство с печатной буквой «К». а). Артикуляция, характеристика звука К.
Давайте подумаем, где в городе живёт звук «К», (на улице гласных или согласных звуков).
Артикуляция. Произнесем еще раз звук [ к ], понаблюдаем положение языка, губ, зубов (когда мы произносим этот звук губы раскрываются, кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть языка поднимается к нёбу и препятствует выдыхаемому воздуху.) Язык создаёт преграду.
Скажите, легко ли вам произносить этот звук? (трудно).
Верно. Какой же это звук? Согласный. б) Упражнение в чтении прямых и обратных слогов со звуком «К».
А А
У У
О К К О
Ы Ы в) Чтение слогов из 3-х букв а-ка – ака о-ко – око у-ку - уку ы-кы - ыкы г) Придумай слово со звуком «К». (кровать, кофе, кукла, кино, Катя, кошка, свекла, карась, мак, лук, квас и т.д.)
Определить место звука в слове. д). А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше».
Красная Шапочка принесла нам предметные картинки. Назови их, есть ли с низ звук «К».
В каком слове нет звука «К»?
(капуста, кактус, колокольчик, карандаши, котята, компьютер, вафли …)
- Деление слов на слоги. е). Игра: «Найди букву «К» среди других букв, в слоге, в слове:
- м, н, к, т, п, к
- та, ко, му, ип, ку, ут, ки, ак
- стол, ком, зима, кот, мак, комар. ж)- Игра «Повтори, не ошибись».
Повторить слоговые ряды:
ка-ко-ку; ак-ок-ук; ка-ку-кы; ак-ук-ык; ку-ка-кы; ук-ак-ык; ок- ук- ик.
Физминутка
«Звуков, мы немало знаем…(сжимание-разжимание пальцев)
Добрались до звука «К».
Есть слова, где К - в начале, (наклон)
Есть слова, где К – в конце …» (наклон)
и) Разложить предметные картинки по схемам - вагонам:
коза, кот, курица, корова, кролик, индюк, цыплёнок, бык, собака.
(в 1- вагон – поместим животных и птиц, названия которых начинаются со звука «К»,
во второй - в конце слова.
- «Что лишнее?» — лишняя картинка - собака, в слове звука в середине [К].
- Во 2 вагоне едут? «Кого не стало?» убираю, поочередно: кого не стало: быка, цыплёнка, индюка.
к). Звуковой анализ слов, подготовка к чтению ( МАК, ЛУК).
Составление слов из букв ШУ-РА, РО-МА. 3. Чтение страницы букваря. (с.56) 4. Печатание в тетрадях (буква, слоги).
5.«Как варить компот» - сказка
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
- Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
- Ну и как же его варить?
- Принесите каждый все самое вкусное, остальное – за мной.
Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой.
Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик:
- Готово! Кушайте на здоровье!
Попробовали друзья, плюются:
- Компот называется! Сам ешь!
- Почему же так невкусно получилось? – мрачно размышлял кот. Ответы на вопрос кота:
Слова со звуком к
Беседа по содержанию.
Итог по сказке. 6.Подведение итогов по нарисованной, написанной букве. (печатная – дом. задание).
7..Итог урока
С какой буквой, и с каким новым звуком мы с вами познакомились?
- Понравился ли вам урок?
Молодцы! Мне тоже понравилось, наше занимательное путешествие. До свидания!
Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное учреждение Амурской области для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7.
Открытый урок математики
Тема: « Состав числа 5»
(18 января, 2013 г.) Старокожева Зоя Сергеевна
Учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
г. Благовещенск
Конспект урока математики в 1-м классе
по теме « Состав числа 5» Тип урока: урок повторение пройденного материала
Основные цели:
Продолжить работу по закреплению числового ряда 1-5; составу числа 5;
Познакомить с геометрической фигурой пятиугольником, звездой;
Закрепить взаимосвязь между частью и целым;
Сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
Повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 5, научить соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5 с соответствующим множеством предметов;
Учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.
Развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь, наблюдение, сравнение, аналогия необходимые на этапе проектирования.
Творческие: учиться отгадывать загадки
Демонстрационный материал:
- карточки с графическим изображением чисел и знаков;
- карточка для графической модели числа 5 на листе А-4, домик цифр,
- эталон состава числа 5;
- герои сказки
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
Закрепление пройденного.
Учитель: Вместе с нами сегодня отправится Буратино.
Устный счет: Начнем мы свое путешествие со счета до 5 и обратно.
Учитель. Игра "Молчанка". Внимательно слушайте задачи, ответы показывайте числовыми карточками.
Задачи:
Сколько яблок у ребят Солнышком горят в руках? У Наташи и у Томы, У Сережи и у Ромы. На столе ещё одно Солнышком наполнено. Ну-ка, сколько яблок, братцы? Кто сумеет догадаться? (Дети показывают 5) Две мышки проникли в квартиру, Решили попробовать сыру. Тут следом явились подружки: Три сереньких Мышки-норушки. Кот спал в это время на крыше, Про этот не ведая пир. А ну, сосчитай, сколько мышек Съели оставленный сыр? (Дети показывают 5) На вокзале у перрона Стояло 4 вагона Добавили еще 1, Чтоб был большой локомотив. Теперь вопрос мы зададим. Какой длины локомотив? (Дети показывают 5)
Учитель: – Ребята, кто догадался, о каком числе сегодня будем говорить? (5)
– Вот она наша красавица.
– Какая тема нашего урока? Состав числа 5.
– Цель нашего урока вспомнить, как образовывается число 5 , еще раз запомнить состав числа 5.
– Назовите число, за которым идет число 5? (4)
– Назовите число, следующее за числом 5? (6)
– Назовите соседей числа 5? (4 и 6)
– Как получить 5 из четырех? ( Надо к 4+1. Выставляю карточку)
– Как получить 5 из трех? ( Надо к 3+2. Выставляю карточку)
– Как получить 5 из двух? ( Надо к 2+3. Выставляю карточку)
– Как получить 5 из одного? ( Надо к 1+4. Выставляю карточку)
– Сколько этажей будет в доме? (4)
– Называем соседей на первом этаже. (4 и 1)
– Называем соседей на втором этаже. (3 и 2)
– Называем соседей на третьем этаже. (2 и 3)
– Называем соседей на четвертом этаже. (1 и 4)
– На каких этажах живут одинаковые числа-соседи?
– Какое правило использовали на этих этажах? (Переставили слагаемые - части местами.) – А можем ли мы на двоих поровну разделить пять предметов? (нет)
Дом мы построили, а сейчас составим примеры и запишем их в тетрадь.
Учитель:
1, 2, 3, 4, 5. Начинаем мы считать. Чтобы не было ошибки, Нужно кулачок держать.
«+» мы будем прибавлять,
Ну а «-« отнимать.
Мы решали примеры со знаком «+». Как называются числа при сложении?
Итог:
2. Изображение числа количеством предметов. Это задание выполнит самый внимательный. (Работа в парах)
По карточкам составить рисунок ( 4+1, 3+2 1+1+1+1+1)
Проверка. Итог: Молодцы!
– Напишите цифру 5 самостоятельно пять раз.
Вывод: Состав, какого числа мы вспомнили? (Состав числа 5, построили домик для числа 5)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Рыбки плавали, ныряли.
В теплой чистенькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. (Где живут рыбки?)
УЧИТЕЛЬ. Ой, молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку.
Упражнения для глаз. Глазки закрыли. Глазки открыли. Что изменилось? (Цифры перепутались), (Цифры убежали)
3 5 2 1 4
| 1, … , 3, … , 4 , … .
| УЧИТЕЛЬ. Хорошо! А теперь снова за работу!
– Составим задачи по рисунку. На одну тарелку положили четыре яблока, на вторую тарелку одно яблоко. Сколько всего яблок разложили?
- Составим задачу по чертежу. (решение задач записываем в тетради)
Состав числа 5.
Мы хорошо поработали коллективно, а теперь поработайте самостоятельно. Вставьте пропущенные числа в окошечки. Первые три ученика , правильно выполнившие задание, получат звездочки. (карточки для учащихся)
3 + = 5 4 + = 5 2 + = 5 4 + 1 =
| Проверка.
– Спасибо, молодцы!
III. Закрепление знаний.
– Ребята, посмотрите, что я нашла в песке.
– Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5 щупальцев)
– Где еще вы видели звезды? (Погоны, Кремль, звезда героя)
1. Геометрические построения
– Буратино очень любят рисовать звездочки по точкам. Давайте научимся чертить звездочку в рабочих тетрадях, что нам для этого понадобится? (линейка и карандаш)
– Как мы должны соединять числа? (По порядку)
Молодцы!
IV. Итог урока.
Учитель. Какая у нас была тема урока?
– Какое число мы окружили вниманием?
– Что можете рассказать о числе 5? (самое большое число)
– Где можно встретить число 5?
– А какие знания помогли вам справиться со всеми заданиями? (знания состава числа 5)
– Буратино очень понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!
– Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу – СПАСИБО! |