Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет»





Скачать 80.99 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет»
Дата публикации04.07.2013
Размер80.99 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая учебная программа


Рабочая учебная программа по дисциплине
«Биология с основами экологии»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2007. – 16 с.
Составители: Таршис Галина Ильинична, профессор кафедры экологии и экологического образования УрГПУ
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры экологии и экологического образования УрГПУ
Протокол №4 от 25.12.06г

Зав. кафедрой Л.Г. Таршис

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная образовательная программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цель и задачи курса: дать студентам современную информацию о структурной организации и функционировании живых систем, об особенностях физиологии и экологии человека, об актуальных проблемах экологии и охраны природы, сформировать у студентов представление о стратегиях сохранения биоразнообразия живых организмов.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения




п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

1

Живые системы

16

8

6

2

8

2

Физиология и экология человека

20

10

6

4

10

3

Экология и охрана природы

16

8

6

2

8

4

Биологический практикум

20

10

2

8

10




Итого:

72

36

20

16

36


2.1. Учебно-тематический план заочной формы обучения



п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

1

Живые системы

18

2

2




16

2

Физиология и экология человека

18

2

2




16

3

Экология и охрана природы

18

2

2




16

4

Биологический практикум

18

2




2

16




Итого:

72

8

6

2

64



3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Живые системы. Предмет, задачи и методы биологии – науки о живых организмах. Свойства живой материи и уровни ее организации. Экология как биологическая наука. Разделы биологической науки. Предмет и задачи каждого из разделов, в том числе экологии. Традиционные и новейшие методы исследований, используемые в настоящее время при изучении строения и процессов жизнедеятельности живых существ, а также их взаимоотношений друг с другом и с окружающей средой. Разнообразие и классификация живых организмов. Прокариоты и эукариоты. Царство грибы. Современная классификация живых организмов и ее структура в соответствии с иерархией таксонов или систематических групп. Таксоны высшего ранга. Представители царства Грибы и симбиотической группы Лишайники. Царство Растения и разнообразие его представителей. Царство Животные. Общие сведения об одноклеточных и многоклеточных животных.

  2. Физиология и экология человека. Человек как биологическая система.

Биосоциальная природа человека. Основные системы органов человека. Анализаторы Нервная система человека.

  1. Экология и охрана природы. Основы общей экологии. Среды жизни и экологические факторы. Специфические свойства водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной сред жизни. Экология популяций, сообществ, экосистем. Структура и свойства биосферы Земли. Сохранение и восстановление биоразнообразия.

  2. Биологический практикум. Клетка. Оптические микроскопы – приспособления для ее изучения. Прокариоты и эукариоты. Разнообразие Царства Растения. Разнообразие Царства Животные. Человек и окружающая среда. Теория эволюции организмов. Основы современной генетики.


4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


    1. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение:

  1. Основные положения клеточной теории и краткая история ее создания.

  2. Характеристика типов клеточного деления.

  3. Классификация жизненных форм организмов.

  4. Сравнение низших и высших растений и их доли в фитомассе биосферы.

  5. Химический состав живых организмов.

  6. Типы внутривидовых и межвидовых отношений.

  7. Генетические основы эволюции.

  8. Функции живого вещества.

  9. Толерантность растений и животных.

  10. Современная концепция устойчивого развития цивилизации и сохранение биосферы как ее основополагающее условие.




    1. Примерные темы рефератов:

  1. Важнейшие проблемы сохранения биоразнообразия.

  2. Основные компоненты биоразнообразия организмов и методы его изучения.

  3. Проявления внутривидового разнообразия организмов на примере растений.

  4. Видовое разнообразие флоры региона.

  5. Интродукция растений как эффективное средство сохранения биоразнообразия растений.

  6. Разнообразие животного мира региона.

  7. Разнообразие экосистем России и пути его сохранения.

  8. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны России.

  9. Структура и уровни биоразнообразия организмов.

  10. Парниковый эффект – возможные последствия его наступления на земле.

  11. Концепция эволюции живых организмов и ее доказательства. Классификация биологических наук, изучающих различные уровни организации живых систем.




    1. Вопросы для зачета:

  1. Что такое биоразнообразие и почему в 21 веке концепция сохранения биоразнообразия приобрела глобальное значение?

  2. Какие объекты изучает биологическая наука, с помощью каких методов?

  3. Назовите признаки характеризующие живые организмы.

  4. Какие организмы принадлежат к надцарству эукариоты, в чем их характерные особенности?

  5. Каковы уровни организации живой материи и какие биологические науки исследуют каждый из уровней?

  6. В чем состоят особенности структурно-функциональной организации животной и растительной клеток?

  7. Охарактеризуйте основные свойства представителей царства Грибы.

  8. Типы деления ядра и клеток эукариот.

  9. Лишайники, их роль в природных сообществах.

  10. Основные признаки структуры и жизнедеятельности водорослей.

  11. Основные таксоны высших растений.

  12. Основные признаки беспозвоночных животных.

  13. Основные группы позвоночных животных.

  14. Науки, изучающие организм человека.

  15. Особо охраняемые территории России.

  16. Концепция эволюции в биологии, объяснение с ее помощью биоразнообразия на видовом уровне.



  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

Базовые понятия, законы, закономерности, принципы функционирования живой природы; современные теории изучения и сохранения биоразнообразия; различные типы и формы адаптации живых организмов; факторы риска и пути сохранения здоровья человека.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

Работать со справочной литературой; определять биоразнообразие на внутривидовом и видовом уровне; характеризовать типы антропогенного воздействия на биосферу.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


6.1. Рекомендуемая литература
Основная


  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. – М.:Мир, 1996.

  2. Колесников С.И. Биология с основами экологии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. – М.: Просвещение, 1992.

  4. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – СПб, 2001.

  5. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004.

  6. Шилов И.А. Экология. – М.:Высшая школа, 1997.




  1. СВЕДЕНИЯ ОБ авторЕ программы



Таршис Галина Ильинична, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры экологии и экологического образования УрГПУ


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» iconРабочая учебная программа по дисциплине "теория и методика обучения...
Составитель: Попова Нина Евгеньевна, к п н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний...
Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» iconИзучение влияния скорости подъема ковша на долговечность рукояти...
Работа выполнена в гоу впо «Уральский государственный горный университет» и в гоу впо «Магнитогорский государственный
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы экономики»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012. – 53 с
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» iconПланы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» icon«История религии»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2011. – 52 с
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» icon«Теория культуры»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2011. 31 с
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» icon«Культура повседневности»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 35 с
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» icon«Деловой иностранный язык»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. – 14 с
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» icon«Литература русского зарубежья»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2012. – 14 с
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» iconГоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»...
Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» iconГоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»...
Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» iconГоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»...
Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» iconГоу впо «южно-уральский государственный университет»
«Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники, критическим технологиям, сервиса»
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» iconМетодические рекомендации для студентов по дисциплине «Молекулярная биология и биотехнология»
Гоу впо «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Министерства здравоохранения и социального развития»
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский государственный педагогический университет» iconМетодические рекомендации для студентов по дисциплине «Молекулярная биология и биотехнология»
Гоу впо «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Министерства здравоохранения и социального развития»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск