Скачать 252.05 Kb.
|
Министерство образования и науки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Кафедра анатомии, физиологии и валеологии РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для направления «050100 – Педагогическое образование. Профиль: Математика» по циклу Б.3.В.02 – профессиональный цикл (вариативная часть)
Екатеринбург 2011 Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2011. – 22 с. Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ Протокол № 2 от 27. 10.2011г Зав. кафедрой _________ С.Н. Малафеева I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначена для обучения студентов факультетов и институтов педагогического Университета, подготовлена с учетом требований ФГОС ВПО Анализ заболеваемости учащихся свидетельствует о том, что растет процент больных детей, к моменту окончания школы только 10% выпускников могут считаться здоровыми. В процессе обучения у многих школьников появляются нарушения зрения, осанки, нервно-психические проблемы, участились случаи отравлений, травмы. Здравоохранение обеспокоено ростом среди детских контингентов инфекционных заболеваний: гепатитов, кишечных инфекций, инфекций передающихся половым путем, остро стоит проблема наркомании и СПИДа. Для решения этих проблем необходимы усилия не только медицины, но всего общества, системы образования и семьи. На данном этапе развития общества важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей и подростков, в связи с этим приоритетным является формирование принципов здорового образа жизни, начиная с детского возраста. Другой важной предпосылкой для разработки данной программы следует считать необходимость овладения определенным объемом медицинских знаний и умений будущими педагогами и другими специалистами, связанными с организованными коллективами людей. 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины: формирование у студентов сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового образа жизни, а также приобретения навыков распознавания признаков неотложных состояний и умения оказывать первую доврачебную помощь, умений адекватно реагировать в случае развития эпидемического процесса. Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
1.2. Место дисциплины в структуре ООП Рабочая учебная программа дисциплины «Основы медицинских знаний» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра направления ООП «Б 3.13.02 – профессиональный цикл, вариативная часть» Для усвоение дисциплины «Основы медицинских знаний» необходимы знания, умения, компетенции, полученные студентами в средней общеобразовательной школе. Студенты должны иметь представление о строении и функциях человеческого тела; уметь работать с литературой, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира при освоении новых знаний. Студент должен владеть культурой мышления, навыками восприятия, анализа и фиксации информации, устной и письменной речью. Владение математическим аппаратом решения задач имеет значение успешности усвоения материала при изучении таких вопросов здоровья, здорового образа жизни, негативных факторов, влияющих на здоровье , неотложных состояний и оказания помощи при них. Пререквизитом дисциплины «Основы медицинских знаний» является курс школьных предметов «Биология», «Анатомия человека», «Основы безопасности жизнедеятельности». Дисциплина предназначена для студентов 1 курса, изучается в 2-ом семестре. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины «Основы медицинских знаний» направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции (ОК) ОК-4 – Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; ОК-5 – Готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; Профессиональные компетенции (ПК) ПК-7 – Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; Образовательные методики (формы проведения занятий)
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Устный опрос (УО)
Письменные работы (ПР)
Технические формы контроля.
В результате изучения дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» студент должен Знать: - о принципах и методах формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек - о роли учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний - о неотложных состояниях и их диагностике - о характере детского травматизма - о симптоматологии инфекционных заболеваний и мерах их профилактики. Студент должен иметь представление: - о нормативно-правовой базе охраны здоровья населения и других документах, направленных на охрану санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды и в области экологии; - об иммунной системе и иммунитете и календаре прививок; - об инфекционном и эпидемическом процессе; - о роли государственных и негосударственных учреждений в сохранении здоровья детей. Уметь: -организовывать оздоровительно-просветительскую работу с учащимися, родителями с целью формирования сохранения и укрепления здоровья; - уметь оказать помощь при неотложных состояниях; - владеть приемами сердечно-легочной реанимации; - уметь оказать помощь при травматических повреждениях (остановить кровотечение, наложить шину, повязку на рану, ожоговую поверхность) Владеть: основными навыками оказания первой неотложной помощи; способами ориентации в профессиональных источниках информации; способами совершенствования профессиональных знаний и умений 1.4. Объем дисциплины: Курс «Основы медицинских знаний» общим объёмом 72 часов изучается в течение 2 семестра. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Введение. Основные понятия и определения дисциплины ОМЗ и ЗОЖ. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Определение понятия «образ жизни». Системный подход к оценке образа жизни. Структура образа жизни. Показатели образа жизни: уклад, стиль, уровень, качество жизни. Основные пути формирования здоровья. Приоритеты здорового образа жизни. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни. Место образа жизни в структуре причин, обуславливающих современную патологию человека, влияние образа жизни на здоровье. Здоровый образ жизни как основа профилактики, решающее звено в сохранении и укреплении здоровья. Здоровье человека как предмет исследования. Определения понятия здоровье. Состояние здоровья отдельного человека (индивидуальное здоровье): сущность, особенности, показатели. Основные, виды подходов к категории здоровье. Мотивация и здоровье. Биосоциальная основа здоровья: поведение, наследственность, отношение, самооценка, образ жизни. Определение понятия общественное здоровье, показатели общественного здоровья. Предболезнь. Тема 2. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп, факторы здоровья, характеристика групп здоровья Здоровье и болезнь как основные формы жизни. Учение о болезни. Структура болезни, ее лечение и возможные исходы. Нозологическая сущность болезни. Значение профилактических осмотров в ранней диагностике заболеваний. Первичная и вторичная профилактика заболеваний. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний. Тема 3. Основные группы инфекционных заболеваний Инфекционные болезни. Общие принципы: Этиология. Патогенез. Классификация инфекционных болезней. Инфекционные болезни в современном обществе. Детские инфекции: скарлатина, корь, дифтерия, коклюш, краснуха, ветряная оспа, инфекционный паротит, гепатиты. Начальные симптомы, течение, пути распространения. Инкубационный период. Осложнения. Профилактика. Социальнозначимые инфекционные заболевания: СПИД, туберкулез. Формирование правильного отношения к больным и носителям возбудителей болезни. Особоопасные и карантинные инфекционные болезни. Эндемические территории. Международные правила по предупреждению инфекционных заболеваний. Заболевания, передаваемые половым путем. Венерические болезни как инфекционные заболевания: принципы диагностики, профилактики, обязательность лечения. Основы паразитологии. Глистные ивазии: принципы диагностики, профилактики. Тема 4. Понятие о неотложных состояниях Первая медицинская (доврачебная) помощь как возможность спасения человека при угрожающих его жизни состояниях. Краткая характеристика угрожающих жизни состояний: кровотечение, кома, шок, асфиксия, остановка сердца, отравления, ожоги, отморожения и др. Первая медицинская помощь в порядке само- и взаимопомощи. Понятие об асептике и антисептике. Перевязочные материалы. Представления об иммобилизации. Медицинская аптечка: укомплектованность и назначение. Подручные перевязочные и иммобилизационные средства. Отравления. Отравления алкогольными суррогатами, лекарственными препаратами. Принципы оказания первой помощи. Отравления ядохимикатами, применяемыми в сельском хозяйстве, ботулизм. Принципы оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Укусы змей, первая помощь при укусах змей. Организация первой медицинской помощи при стихийных бедствиях, основой принцип этапности. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение. Тема 5. Понятие о смерти и ее этапах. Смерть и ее этапы. Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные признаки. Первая медицинская помощь: определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос. Положение больного при ИВЛ. Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возможные причины и основные признаки. Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца. Диабетическая кома. Гипер- и гопогликемическая кома. Основные симптомы. Первая медицинская помощь. Эпилептический припадок. Стадии эпилептического припадка и оказание медицинской помощи на каждый из них. Острые хирургические заболевания и повреждения органов брюшной полости (острый аппендицит, холецистит, перитонит). Объем доврачебной помощи. Основные клинические проявления желудочно-кишечных кровотечений и объем неотложной доврачебной помощи. Понятие об аллергенах, антителах и аллергической реакции. Схема развития аллергического шока. Первая помощь. Понятие о гипертонии. Понятие о гипертоническом кризе, первая помощь. Факторы риска возникновения гипертонической болезни. Тема 6. Характеристика детского травматизма. Раны и кровотечения. Причины кровотечений: заболевания, механические повреждения (переломы, ушибы, разрывы, вывихи, растяжения, сдавления). Виды кровотечений: наружное и внутреннее, артериальное, венозное, смешанное, капиллярное, паренхиматозное. Основные признаки кровотечения в зависимости от места локализации: в полость груди, брюшную полость, в просвет полых органов. Первая медицинская помощь при внутреннем кровотечении различной локализации. Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Основные виды остановки кровотечений: пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, форсированное сгибание конечности, наложение жгута. Первичная обработка раневой поверхности, различные виды повязок. Открытые и закрытые переломы. Признаки переломов, вывихов, растяжений, ушибов и их отличительные особенности. Иммобилизация поврежденной поверхности: наложение шины, фиксирующей повязки. Понятие о травматическом шоке. Показания и противопоказания к использованию обезболивающих средств. Подготовка пострадавших к транспортировке и доставка в лечебное учреждение. Виды черепно-мозговых травм. Три типа повреждения мозга: сотрясение, ушиб, сдавление. Сотрясение головного мозга. Понятие о функциональных нарушениях мозговой деятельности. Признаки сотрясения головного мозга и возможные последствия для пострадавшего. Тактика доврачебной помощи пострадавшему в посттравматическом периоде. Ушиб головного мозга. Основные клинические проявления при различных степенях ушиба головного мозга. Первая медицинская помощь при открытой и закрытой черепно-мозговой травме. Возможные стойкие последствия: парезы, параличи, расстройства речи, эпилептические припадки. Сдавление головного мозга. Причины и последствия сдавления головного мозга. Первые клинические признаки. Первая медицинская помощь при подозрении на сдавление головного мозга. Травмы позвоночника с повреждением головы и позвоночника. Правила транспортировки на щите и носилках. Тема 7. Вредные привычки – фактор риска для здоровья. Табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Негативное воздействие на организм ребенка. Клинические проявления наркомании. Степени алкогольного опьянения. Профилактика вредных привычек и методы борьбы с ними. Тема 8. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний. Организация оздоровительно-просветительской работы с учащимися и их родителями с целью формирования, сохранения и укрепления здоровья. Тема 9. Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья Дошкольные учреждения (государственные и частные), школы и гимназии, лечебно-профилактические и санаторно-курортные учреждения, общественные фонды и организации. Их вклад в сохранение здоровья детей. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения. Перечень тем лекционных занятий
Перечень тем практических занятий 1. Основные группы инфекционных заболеваний. Клинические признаки отдельных инфекций. Меры профилактики 2. Понятия о неотложных состояниях. 3. Понятие о смерти и её этапах. Основные приёмы лёгочно-сердечной реанимации. 4. Характеристика детского травматизма. Раны и кровотечения. Оказание помощи. 5. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей Примерные вопросы для контроля и самоконтроля 1. Понятие о дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». 2. Понятие «здоровье» и «болезнь», факторы здоровья. 3. Группы здоровья и их значение в комплексном наблюдении детей дошкольного и школьного возраста. 4. Понятие об инфекционном процессе, его периоды. 5. Понятие об эпидемическом процессе, его звенья. 6. Понятие об эпидемическом очаге, карантине и обсервации. 7. Роль учителя в профилактике инфекционных заболеваний. 8. Понятие об иммунитете, виды иммунитета. 9. Календарь прививок. 10. Понятие об дезинфекции, дератизации, дезинсекции. 11. Гипертонический криз: проявления, неотложная помощь. 12. Боли в сердце (стенокардия, инфаркт миокарда): проявления, неотложная помощь. 13. Обморок и коллапс: причины, проявления, неотложная помощь. 14. Отек легких: проявления, неотложная помощь. 15. Бронхиальная астма: проявления, неотложная помощь. 16. Попадание инородных тел в дыхательные пути: проявления, неотложная помощь. 17. Лихорадки, острые респираторные инфекции, пневмония: проявления, неотложная помощь. 18. Ложный круп: проявления, неотложная помощь. 19. Анафилактический шок: причины, проявления, неотложная помощь. 20. Острая боль в животе: причины, неотложная помощь. 21. Желудочно-кишечное кровотечение: причины, проявления, неотложная помощь. 22. Острые отравления: причины, проявления, неотложная помощь. 23.Признаки и оказание неотложной помощи при гипер- и гипогликемических комах при сахарном диабете. 24. Признаки терминальных состояний, клинической и биологической смерти. 25. Легочно-сердечная реанимация: техника искусственного дыхания и наружного массажа сердца. Особенности реанимационных мероприятий у детей. 26. Оказание первой помощи при утоплении (истинном и вызванном внезапной остановкой сердца и дыхания). 27. Оказание первой помощи при поражении электрическим током. 28. Синдром сдавления: признаки, оказание неотложной помощи. 29. Первая помощь при солнечном и тепловом ударе. 30. Оказание первой помощи при отморожениях и общем замерзании. 31. Оказание первой помощи при термических ожогах. 32. Понятие о травмах. Травматический шок: стадии, первая помощь. 33. Понятие об асептике и антисептике. Их роль в профилактике инфекционных осложнений при травмах. 34. Понятие об открытых повреждениях. Раны: виды и правила оказания первой медицинской помощи. 35. Кровотечения: виды, способы временной остановки. 36. Ушибы, вывихи, растяжения: признаки и оказание первой помощи. 37. Переломы костей: определение, виды. Особенности переломов у детей. Оказание первой помощи. 38. Иммобилизация: понятие, правила наложения шины при переломах конечностей. 39. Ранения грудной клетки: признаки, правила оказания первой помощи. 40. Ранения живота: признаки, правила оказания первой помощи. 41. Травмы черепа, позвоночника и костей таза: признаки, правила оказания первой помощи, особенности транспортировки. 42. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Медико-гигиенические аспекты ЗОЖ.. 43. Формирование мотивации к ЗОЖ. Принципы и методы формирования ЗОЖ учащихся. Здоровьесберегающие функции учебно-воспитательного процесса. 44. Табакокурение: негативное воздействие на организм ребенка, профилактика и методы борьбы. 45. Алкоголизм: негативное воздействие на организм ребенка, профилактика и методы борьбы. 46. Наркомания: клинические проявления, негативное воздействие на организм ребенка, профилактика и методы борьбы. 47. Совместная деятельность школы и семьи в сохранении здоровья детей. Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний. 48. Роль государственных и негосударственных учреждений в сохранении здоровья детей. Их вклад в сохранение здоровья детей. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения. 49. Воздушно-капельные инфекции: клинические признаки, меры профилактики. 50. Кишечные инфекции: клинические признаки, меры профилактики. 51. Социальнозначимые инфекционные заболевания: СПИД, туберкулез. Признаки, меры профилактики. 52. Заболевания, передаваемые половым путем: признаки, меры профилактики. 53. Глистные инвазии: принципы диагностики, профилактики. 54. Правила наложения повязок. 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. 2. Структура образа жизни, показатели образа жизни: уклад, стиль, уровень качества жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. 3. Здоровье человека и окружающая среда. Оценка вредных факторов окружающей среды. 4. Санитарное законодательство. Роль государственных и негосударственных организаций и учреждений в сохранении здоровья детей. 5. Гигиеническое воспитание, санитарное просвещение. 6. Понятие «репродуктивное здоровье». Ранние половые связи и болезни, передаваемые половым путем, их распространение и меры профилактики. Сексуальная культура – фактор психического и физического благополучия молодежи. 7. Туберкулез и СПИД – социально значимые заболевания. 8. Венерические заболевания. 9. Особо опасные и карантинные инфекционные болезни. 10. Глистные инвазии. 11. Календарь прививок. 12. Понятие об асептике и антисептике. 13. Отравление алкогольными суррогатами, лекарственными препаратами, ядохимикатами. Оказание доврачебной помощи. 14. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья и профилактике заболеваний. 15. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся. 16. Факторы, благоприятно влияющие на здоровье учащихся: рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, отсутствие вредных привычек, личная и школьная гигиена, благоприятный психологический климат. Темы рефератов
5. УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Рекомендуемая литература Основная 1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы .- 2-е изд., перераб.- М.: Академический проект, 2004 .- 560 с. 2. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов высших пед. учебных заведений .- М.: Издательский центр «Академия», 2003 .- 146 с. 3. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.С. Кукушкина .- М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2005 .- 528 с. 4. Жилов Ю.Д. Основы медико-биологических знаний. Учебник для студентов пед. вузов / Под ред. Ю.Д. Жилова .- Минск: Высш. шк., 2001 .- 256 с. 5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней. Учебное пособие для студентов пед. Вузов .- М.: Академия, 2001 .- 320 с. 6. Мохнач Н.Н. Валеология. Конспект лекций .- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 .- 256 с. 7. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний. Учебное пособие – М.: Академия, 1999 .- 138 с. (Педагогическое образование) 8. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений .- М.: Академия, 2000 .- 208 с. 9. Чумаков Н.Н. Валеология. Избранные лекции. Учебник для вузов .- М.: Педагогическое общество России, 1999 .- 406 с. Дополнительная1. Баль Л.В., Барионов С.В., Горбатенко С.А. Педагогу о здоровом образе жизни детей. Книга для учит. – М.: Просвещение, 2005 .- 192 с. 2. Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций .- СПб.: «ОАО Медиус», 2005 .- 312 с., 3-е изд., дополненное и переработанное. 3. Елисеев Ю.Ю. Общая гигиена: Конспект лекций / Ю.Ю. Елисеев, И.Н. Луцкевич, А.В. Жуков и др.- М.: Эксмо, 2006 .- 192 с. 4. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. Учебное пособие для студентов вузов .- М.: ВЛАДОС, 2000 .- 192 с. 5. Колесников Д.В. Болезни поведения: воспитание здорового образа жизни .- М.: Дрофа, 2002 .- 192 с. 6. Майфат С.П., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте: Монография .- Екатеринбург, УГПУ, 2003 .- 132 с. 7. Маньков В.Д., Заграничный С.Ф. Опасность поражения человека электрическим током и порядок оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве: Практическое руководство. 5-е издание, испр. и дополн.- СПб: НОУ ДПО УНИТЦ «Электросервис», 2006 .- 80 с., ил. 8. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Алкоголь – шаг в пропасть. Учебное пособие для ученика и учителя 7-11 кл. Кн. 3 .- М.: Педагогическое общество России, 2004 .- 208 с. 9. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья.Наркотики: выход из наркотического круга. Учебное пособие для ученика и учителя 7-11 кл. Кн. 4 .- М.: Педагогическое общество России, 2004 .- 192 с. 10. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя 7-11 кл. Кн. 2 .- М.: Педагогическое общество России, 2004 .- 160 с. 11. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней. Практикум по курсу. Автор-составитель – А.С. Яценко .- Екатеринбург, 2001 .- 34 с. 12. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков .- М.: ТЦ «Сфера», 2005 .- 64 с. 13. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях .- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005 .- 464 с. 5.2. Информационное обеспечение дисциплины
http\\fepo informica.ru index php menu=structs_demo 2. http://www.vimpel-v.com/shkola_gizni/med/pov.shtml 6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:
7. Сведения об авторах программы 1. Шардина Любовь Андреевна доктор медицинских наук профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ рабочий телефон 336-13-47 2. Шардин Станислав Андреевич доктор медицинских наук профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ рабочий телефон 336-13-47 |
Рабочая учебная программа дисциплины (рупд). 5 Учебно-методическое... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями гос впо по данному направлению (№ государственной регистрации... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Шардина Л. А., доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы экономики» Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012. – 53 с | Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (фгос впо) в государственном образовательном... | ||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | ||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине "теория и методика обучения... Составитель: Попова Нина Евгеньевна, к п н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин | Рабочая программа Учебная дисциплина Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 06 Основы медицинских... Для специальности 050101. 65 Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология | ||
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский... Составители: Таршис Галина Ильинична, профессор кафедры экологии и экологического образования Ургпу | Оценочные средства по учебной дисциплине б 19 Основы медицинских... А-39 Экология: Учебник для вузов/Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. Под ред. В. В. Хаскина. – М.: Юнити. – 1998. – 455с | ||
Рабочая программа дисциплины основы медицинских знаний и здорового образа жизни ... | Аттестационные педагогические измерительные материалы по дисциплине... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... |