«Согласовано»
Руководитель МО _________
Протокол №____от
«____»_________2011г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР _________Букарцева С.А.
«____»__________2011г.
| «Согласовано»
Директор МБОУ
«Нижне-КачеевскаяООШ» _________Краснова И. А..
Приказ №______от
«____»_________2011г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета
МБОУ «Нижне-Качеевская общеобразовательная школа»
Колбасовой Любови Николаевны
по биологии 6 класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от «27 » августа 2011г
2011-2012Уч. год
Пояснительная записка В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов из федерального компонента и может быть выделено 35 часов из школьного компонента.
В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Учебно-тематическое планирование
по биологии
Класс___6___
Учитель Колбасова Любовь Николаевна
Количество часов
Всего___35____час , в неделю__1___час
Планируемых контрольных уроков __-__, зачетов ___-___, тестов ____ч.
Административных контрольных работ _- ч.
Планирование составлено на основе программы: Примерной программы основного общего образования по биологии и программы авторов: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин,В. М. Пакулова
Учебная литература
Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Пасечник В.В. – М: Дрофа, 2005.
Название, автор, издательство, год издания Дополнительная литература
__________________________________________________________
Название, автор, издательство, год издания
Название раздела
и темы
| Дата проведения
| Кол-во асов
|
Тема урока
|
Форма
урока
|
Лабораторные работы/ НРК
|
Основные понятия темы
|
Умения и навыки
|
Форма контроля
|
домашнее задание
| По плану
| Факт
| Раздел 1.
Введение.
Клеточное строение растений.
|
|
| 3
| 1.Введения. Биология-наука о живой природе.
2.Устройств увеличительных приборов Строение клетки.
| Комбинированный урок
|
| Микроскоп, клетка, органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки, ткань.
| Настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить нужные части клетки на микропрепарате, зарисовывать увиденное под микроскопом в тетрадь.
| Тест, к/р
| Стр,9-12
1,2,ответить на вопросы
|
|
| 3.Жизнедеятельность клетки, ее строение Ткани растений.
| Л.р.№1 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука; рассматривание под микроскопом».
|
3,4,заполнить таблицу
| Раздел 2. Царство бактерии
|
|
| 1
| 1(4). Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий
| Комбинированный урок
|
| Многообразие прокариот, их происхождение, свойства, особенности строения и жизнедеятельности, значение бактерий в природе и жизни человека.
| Узнавать бактерии на рисунках, таблицах.
| тест
|
5, 6
вопросы
| Раздел 3. Грибы
|
|
| 2
| 1(5) Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.
| Урок-практикум
| Л.р.№2 «Изучение строения тел шляпочных грибов».
| Характерные признаки царства Грибы, отделы царства, особенности организации их основных представителей, роль грибов в природе и жизни человека.
| Сравнивать изучаемые грибы между собой и с представителями других царств, работать с микроскопом, готовить микропрепараты, проводить наблюдения, узнавать представителей разных отделов и классов грибов на рисунках.
| тест
|
7,8 сообщение о плесневых грибах
|
|
| 2.(6) Плесневые грибы. Грибы – паразиты.
| Л.р.№3 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»
|
9,10закончить л.р
|
|
|
|
| 3(7)Лишайники, общая характеристика и значение в природе.
|
|
|
| 13,вопросы
| Раздел 4. Царство Растения
|
|
| 5
| 1(8).Разнообразие, распространение, значение растений Водоросли. Общая характеристика.
| Урок изучения новой темы;
комбинированный урок;
урок практикум;
| Л.р.№4 «Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточ-ных водорослей».
| Систематика растений, низшие растения (водоросли) – многообразие видов, приспособленность к условиям жизни, роль в природе, практическое значение; высшие растения (мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные) – особенности организации, разнообразие, среды обитания, приспособленность к жизни в разных условиях, роль в природе и практическое значение.
| Узнавать водоросли на рисунках, таблицах, гербариях, сравнивать их между собой; узнавать изученные виды высших растений на рисунках, гербариях, таблицах; пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать растения разных видов между собой.
| Тест, к/р
Контр. раб., тест
|
11,12 доклад «охрана водорослей» .
|
|
| 2(9) Мхи
| Л.р.№5 «Изучение строения мха».
|
14,общ.хар-ка мхов
|
|
| 3(10).Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосемянные
| Л.р.№6«Изучение строения спороносящего папоротника».
|
15,16,заполнить таблицу
|
|
| 4(11).Покрытосеменные, или цветковые.
| Л.р.№7«Изучение строения хвои и шишек хвойных».
|
17
приготов к тесту
|
|
|
|
| 5.(12) Обобщающий урок по теме «Царство Растения»
|
|
| Раздел 5. Строение покрыто-семенных растений.
|
|
| 8
| 1.(13) Строение семян. Виды корней и типы корневых систем
|
Урок изучения новой темы;
комбинированный урок;
урок практикум;
| Л.р. №8 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений».
| Части семян двудольных и однодольных растений, зоны корня, видоизменения корней, побег и почки, лист, стебель, цветок, соцветия, плоды.
| Находить в тексте учебника необходимую информацию; проводить наблюдения и делать по ним выводы; сравнивать строение семян двудольных и однодольных растений; узнавать и назвать семена растений в коллекциях и на рисунках; объяснять взаимосвязь между особенностями строения зон корня и выполняемыми им функциями; различать корневые клубни и корнеплоды; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни; различать виды почек; различать виды листьев, типы жилкования; определять возраст дерева по годичным кольцам; различать и называть соцветия, типы плодов.
| Контр. раб., тест
|
18,19.таблица
|
|
| 2(14). Зоны (участки) корня. Произрастание и видоизменения корней.
| Л.р.№9 «Типы корневых систем».
|
20,21зарисовать таблицу
|
|
| 3.(15) Побег и почки.
Внешнее строение листа.
| Л.р. №10 «Изучение строения почек».
|
22,23.зарисовать почки
|
|
| 4.(16)Клеточное строение листа.
Видоизменения листьев.
| Л.р. №11 «Изучение строения листа».
|
24,25раб.тетр
|
|
| 5.(17) Строение стебля. Видоизменение побегов.
| Л.р. №12 «Изучение строения стебля». Л.р. №13 «Изучение видоизменения побегов
|
26,27 составить 5 тестов
|
|
| 6.(18)Цветок. Соцветия.
| .р. №14 «Изучение строения цветка».
|
28, 29,выучить осн.поняия
|
|
| 7(19). Плоды.. Распространение плодов и семян.
| Л.р. №15 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».
|
30,31подг.к обобщ.уроку
|
|
| 8(20).Обобщ. урок на тему :
«Строение покрытосемянных растений
|
|
| Раздел 6. Жизнедея-тельность растений
|
|
| 8
| 1.(21) Химический состав растений. Минеральное питание растений
| Урок изучения новой темы;
комбинированный урок;
урок практикум;
|
| Химический состав растений; фотосинтез; дыхание, испарение воды; размножение; оплодотворение.
| Пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать, делать выводы, используя результаты наблюдений,
полученных в ходе лабораторной работы.
| Тест, к/р.
|
32,33,закончить таблицу
|
|
| 2.(22) Фотосинтез. Дыхание растений и обмен веществ.
|
|
34, 35 выучить термины
|
|
| 3.(23) Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ
| Л.р. №16 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине».
|
36,37,ответить на вопросы
|
|
| 4.(24) Прорастание семян. Растительный организм как единое целое
|
|
38,39 раб.тетр
|
|
| 5(25). Способы размножения растений Размножение споровых растений.
|
|
40,41,составить схему
|
|
| 6.(26) Размножение голосеменных растений. Вегетативное размножение
|
|
42,43сообщ«прививки в садоводстве»
|
|
| 7.(27)Половое размножение покрытосемянных растений.
|
|
44,подгот.к обобщ. уроку
|
|
| 8.(28)Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность растений»
|
|
| Раздел 7. Классифи-кация растений.
|
|
| 4
| 1(29). Основы систематики растений.
| Урок изучения новой темы;
комбинированный урок;
урок практикум;
| Л.р.№17 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».
| Классы двудольные и однодольные; семейства растений.
| Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки
изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.
| Тест
|
45,46,сообщ.о капусте и шиповнике
|
|
| 2.(30)Класс Двудольные. Семейство крестоцветные. Семейство розоцветные.
|
|
47,48найти загадки о пасл,боб
|
|
| 3(31). Класс двудольные Семейство пасленовые, мотыльковые, сложноцветные
|
|
49,50,51
составить 5 тестов
|
|
| 4.(32)Класс Однодольные. Семейство лилейные, злаки.
|
|
52,53,подгот.к обобщ.
| Раздел 8. Природные сообщества
|
|
| 2
| 1.(33) Основные экологические факторы и их влияние на растения.
|
|
| Экологические факторы; растительные сообщества.
| Узнавать и различать растения различных экологических групп.
| Сам.раб
|
54,вопросы
|
|
| 2.(34) Характеристика основных экологических групп растений. Растительные сообщества.
|
| Л.р. №18 «Изучение особенностей строения Растений различных экологических групп».
|
55,закончить.л.р
| Раздел 9. развитие растительного мира
|
|
| 1
| 1(35).Происхождение растений. Основные этапы развития раст. мира
|
|
| Основные этапы развития растительного мира; охрана растений.
| Работать с текстом учебника, делать сообщения.
|
|
56,57
| Итого
|
| 35
|
|
| 18
|
|
|
|
| |