Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии





Скачать 183.77 Kb.
НазваниеОсновная образовательная программа среднего общего образования по биологии
Дата публикации18.07.2014
Размер183.77 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Биология > Основная образовательная программа
Приложение к

Основной образовательной программе

начального общего, основного общего,

среднего общего образования

МБОУ «Знаменская средняя

общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ

(10 проф.)

Пояснительная записка
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.


С целью сближения биологического и гуманитарного знания профильный курс биологии отходит от сложившейся традиции изучать только те научные построения, которые согласуются с господствующей научной парадигмой. В его содержание включены альтернативные идеи и подходы при изучении проблем происхождения жизни и человека, антидарвиновские концепции эволюции, социально-этические проблемы, связанные с развитием прикладных направлений биологии.

Содержание профильного курса строится на основе тесной преемственности с курсами основной школы. В частности, развиваются знания о чередовании бесполого и полового поколений в жизненном цикле растений, принципах систематики, дается обзор таксономического разнообразия, уточняются и конкретизируются положения генетики, экологии, эволюционной теории. Межпредметная интеграция достигается на основе общих положений системного подхода, знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы, ознакомления с ценностями и нормами науки как компонента культуры.

При построении содержания курса культурно-исторический подход опирается на историческую связь теорий биологии и положения системного подхода. Живые системы (клетка, организм, популяция, вид, биоценоз) и экосистемы рассматриваются в иерархическом порядке. Историзм и системность позволяют выстроить целостный курс, в котором положения учения Ч. Дарвина предшествуют рассмотрению конкретизирующих их законов и теорий генетики. В свою очередь генетические понятия базируются на понятиях цитологии и служат основой для усвоения экологических концепций. Современная эволюционная теория изучается на основе синтеза положений классического дарвинизма, генетики, экологии. Солидная эволюционная и экологическая подготовка служит фундаментом для рассмотрения интегративных концепций возникновения и развития жизни, антропосоциогенеза, перерастания биосферы в ноосферу, коэволюции природы и общества. В результате каждый следующий раздел может быть усвоен только на основе предшествующего и сам служит основой для последующего учебного содержания.

Культурно-исторический подход тесно связан с компетентностным подходом, направленным на формирование способности применять знания и опыт деятельности в конкретных ситуациях, самостоятельно решать проблемы познавательные, семейно-бытовые, социально-этические, жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способа разрешения конфликтов. Компетентность как личностное качество предполагает эффективно действовать за пределами ситуаций и сюжетов, изучаемых в образовательном процессе, на основе реализации полученных знаний, способов деятельности, личностных мотивов и ценностных ориентации. Содержание профильного курса способствует формированию ключевых компетентностей, прежде всего информационной, коммуникативной, а также надпредметных - экологической, здоровьесберегающей. Проектирование профильного курса на основе историзма, диалога, взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания позволит учащимся привлекать для решения ключевых проблем знания и умения, формируемые в рамках данного профильного курса, т. е. формировать предметную компетентность.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Содержание программы
Введение (4 ч)

Биологическое познание, его закономерности. Наблюдение и эксперимент - методы эмпирического способа познания. Значение фактов для развития науки. Теоретический способ познания. Моделирование. Развитие научных идей до гипотез и теорий. Системный подход в биологическом познании. Основные свойства живых систем: дискретность, соподчинение, упорядоченность, открытость для веществ и энергии. Уровни организации живой природы.

Предмет исследования биологии, краткая история развития, связь с культурой. Развитие эволюционных представлений. Социокультурные истоки возникновения и основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. Значение дарвинизма для развития науки.
Демонстрация: таблицы и схемы, отражающие разнообразие живых систем и экосистем, гербарные материалы; коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, борьбу за существование, результаты искусственного отбора.
I. Биологические системы: клетка и организм (47 часов)
1.3. Химия клетки (8 часов)

Биохимия, ее задачи, краткая история развития. Выдающиеся исследователи в области биохимии. Важнейшие химические элементы клетки. Неорганические вещества. Вода, особенности строения молекулы, функции в живых организмах. Органические соединения. Углеводы (моно-, ди- и полисахариды), их функции. Липиды (жиры и жироподобные вещества), их функции. Белки. Строение молекулы белка; первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры. Денатурация. Биологические функции белков. Исторические моменты открытия ферментативной функции белков. Нуклеиновые кислоты. Структура молекулы ДНК, ее информационная функция. Особенности строения РНК, типы РНК; функции РНК в клетке. Аденозинтрифосфат (АТФ) - универсальный биологический аккумулятор энергии. Строение молекулы АТФ. Макроэргическая связь.

Демонстрация: устройство светового микроскопа, таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение мономеров и биополимеров.

Лабораторные работы:

  1. Действие на белки солей тяжелых металлов.

  2. Роль ферментов в биохимических реакциях.




  1. Клетка эукариот - целостная система взаимосвязанных органоидов

(12 часов)

Основные этапы накопления знаний о клетке. Клеточная теория как исторически первое теоретическое обобщение биологии. Положения теории, ее социокультурные истоки. Значение работ Р. Вирхова, К. Бэра для развития клеточной теории. Современный этап в истории развития клеточной теории. Методы цитологических исследований. Значение клеточной теории для развития биологии.

Общий план строения клетки эукариот. Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс), строение и функции. Клеточные мембраны: их строение и функции. Взаимосвязь мембран, роль в обеспечении целостности клетки. Поступление веществ в клетку: пассивный и активный транспорт. Ядро, его строение и функции. Компоненты ядра: ядрышко, хроматин и хромосомы. Вакуолярная система клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Немембранные органоиды клетки - рибосомы. Опорно-двигательная система клетки: микрофиламенты, микротрубочки, клеточный центр. Органоиды передвижения: реснички и жгутики. Пластиды и митохондрии, строение и функции, происхождение, черты сходства с клеткой прокариот.
Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение растительных и животных клеток и органоидов.
Лабораторные работы:

  1. Строение клеток эукариот.

  2. Живые и мертвые клетки. Явление дезорганизации.

  3. Движение цитоплазмы.

  4. Явления плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках.


Обобщение знаний:

  1. Химический состав и строение клетки эукариот. Систематизирующая роль клеточной теории (семинар).




  1. Клетка - открытая система (10 часов)

Фотосинтез. История изучения фотосинтеза. Вклад К.А. Тимирязева в изучение фотосинтеза, личностные качества выдающегося ученого. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Планетарная ценность фотосинтеза, его практическое значение в создании нефти, газа, каменного и бурого углей. Влияние факторов внешней среды на фотосинтез. Хемосинтез, его планетарная роль в создании невосполнимых природных ресурсов - залежей полезных ископаемых (железа, серы, марганца и др.). Вклад С.Н. Виноградского в изучение хемосинтеза. Биологическое окисление органических веществ. Анаэробное окисление. Гли­колиз. Брожение. Практическое использование брожения в древнейших направлениях биотехнологии (виноделии, хлебопечении, производстве молочнокислых продуктов). Аэробное окисление ПВК в митохондриях. Энергетический выход полного аэробного окисления глюкозы. Обмен веществ как целостный процесс. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена - основа существования клетки как целостной и открытой системы.
Демонстрация таблиц, схем, иллюстрирующих энергетический обмен, опытов, демонстрирующих результаты фотосинтеза.
Обобщение знаний:

Энергетика клетки: значение фотосинтеза и дыхания в обменных процессах (семинар).

Вклад К.А. Тимирязева, П. Митчела, С.Н. Виноградского в развитие представлений об обмене веществ (конференция).


  1. Размножение и развитие организмов (11 часов)

Жизненный цикл клетки. Интерфаза, ее значение. Митоз. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Амитоз. Биологический смысл митоза. Редукционное деление - мейоз и его фазы. Интерфаза. Мейоз I. Особенности профазы I. Конъюгация и кроссинговер. Метафаза I, анафаза I, телофаза I. Мейоз II, его фазы. Конечный результат мейоза, его биологическое значение. Воспроизведение и размножение. Способы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы (деление одноклеточных организмов митозом, вегетативное размножение, почкование). Ценность и преимущества бесполого размножения. Половое размножение, его значение для эволюции. Развитие половых клеток (гаметогенез). Стадии сперматогенеза. Особенности строения сперматозоидов. Стадии оогенеза. Особенности строения яйцеклеток. Оплодотворение, его биологическое значение. Партеногенез. Чередование поколений в жизненном цикле растений. Спорофит и гаметофит. Гаметофитная и спорофитная линии эволюции. Редукция гаметофита у голосеменных и покрытосеменных растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Значение работ С.Г. Навашина. Приспособления цветковых растений к наземным условиям существования. Онтогенез. Особенности индивидуального развития животных. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития животных. Прямое и непрямое развитие. Организм - целостная система взаимосвязанных клеток, тканей, органов и систем органов.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие этапы митоза, мейоза, стадии онтогенеза, способы бесполого и полового размножения, чередования поколений, двойного оплодотворения.
Лабораторные работы:

  1. Митоз в клетках корешка лука.

  2. Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки.


Обобщение знаний:

Деление клеток как основа разнообразия способов размножения живых организмов (семинар).


  1. Прокариоты. Неклеточные формы жизни - вирусы (6 часов)

Строение клетки прокариот. Размножение бактерий. Скорость размножения и особенности протекания инфекций бактериальной природы. Антибиотики, правила их применения. Особенности обмена веществ прокариот, их роль в экосистемах, круговороте азота. Разнообразие прокариот: цианобактерии и архебактерии, особенности жизнедеятельности, ценность для биосферы. Проис­хождение эукариотической клетки. Гипотеза клеточного симбиоза. Неклеточные формы жизни. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения вирусов, их происхождение. Вклад Д.И. Ивановского в вирусологию, ее перспективы развития и значение. Вирусные заболевания, их лечение и профилактика. Роль интерферонов, здорового образа жизни для поддержания иммунитета.
Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение вирусов, их размножение.
Обобщение знаний:

Прокариоты и неклеточные формы жизни - вирусы (семинар).

II. Основные закономерности наследственности и изменчивости (52 часа)


  1. Закономерности наследственности (24 часа)

Г. Мендель - основоположник генетики, его предшественники. Принцип дискретной наследственности, его значение для успешного развития генетики. Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя). Закон расщепления в потомстве гибридов (второй закон Менделя). Генетическая символика. Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет. Генотип. Фенотип. Промежуточный характер наследования. Анализирующее скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (третий закон Менделя), его значение для обоснования комбинативной изменчивости. Судьба классической работы Г. Менделя и переоткрытие его законов. Мендель и Дарвин - современники. Значение учения Менделя для развития эволюционной теории Дарвина.

Хромосомная теория наследственности - выдающееся обобщение биологии первой четверти XX в., краткая история, основные положения. Объяснение законов Менделя с позиций хромосомной теории наследственности. Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности. Нарушение сцепления генов, его последствия. Генетические карты хромосом. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Особенности проявления Х-хромосомы у самок млекопитающих, инактивация одной Х-хромосомы. Взаимодействие генов: комплементарные гены, эпистаз, полимерия, плейотропное действие генов. Цитоплазматическая наследственность.

Краткая история развития молекулярной генетики. Вклад отечественных ученых (Н.К. Кольцов, Н.В. Тимофеев - Ресовский) в выяснение молекулярной природы гена. Открытие комплементарного строения ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик). Репликация ДНК. Образование и-РНК на матрице ДНК. Генетический код, его свойства: триплетность, однозначность, вырожденность, неперекрываемость, универсальность. Биосинтез белков. Роль транспортных РНК. Трансляция. Обратная транскрипция у РНК-содержащих вирусов. Регуляция активности генов. Значение работ Ф. Жакоба, Ж. Моно, А. Львова. Развитие представлений о структуре гена. Геном. Особенности организации генома прокариот и эукариот. Молекулярная теория гена, ее значение. Генная инженерия, перспективы развития в направлении получения материалов и лекарств нового поколения. Социально-этические проблемы создания трансгенных организмов. Генетически модифицированные продукты.
Демонстрация: гербарные материалы по результатам скрещивания растений на учебно-опытном участке, таблицы, схемы, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом.
Обобщение знаний.

Выдающиеся отечественные генетики (конференция).

Перспективы развития, социально-этические проблемы молекулярной генетики и генной инженерии (дискуссия).


  1. Основные закономерности изменчивости (8 часов)

Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. История и положения мутационной теории Г. де Фриза. Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные. Механизм возникновения генных мутаций. Прямые и обратные генные мутации. Соматические и генеративные мутации. Искусственное получение мутаций. Физические, химические и биологические мутагены. Роль отечественных ученых в изучении искусственного мутагенеза. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова (или теория изменчивости). Предсказательные возможности закона и его значение для развития генетики и селекции. Н.И. Вавилов - выдающийся отечественный генетик и селекционер, личностные качества ученого. Модификационная изменчивость, ее значение. Норма реакции.
Демонстрация: растения, иллюстрирующие влияние условий среды на изменчивость организмов, таблицы, схемы, поясняющие закономерности мутационной и модификационной изменчивости.
Лабораторные работы:

9.Модификационная изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая.
Обобщение знаний:

Основные закономерности изменчивости (семинар).


  1. Основы генетики развития (6 часов)

Закономерности дифференциации клеток на ранних стадиях онтогенеза. Экспериментальные доказательства обратимости дифференцированного состояния клеток. Клонирование позвоночных животных как одно из направлений биотехнологии. Перспективы и социально-этические проблемы развития техно­логии клонирования животных и человека. Ответственность ученых за последствия своих исследований. Генетические основы иммунитета. Синдром приобретенного иммунодефицита - СПИД. Строение и жизненный цикл ВИЧ. Профилактика СПИДа. Индивидуальное развитие и проблема рака. Биологические особенности злокачественной опухоли. Теория злокачественного роста. Наследственность и рак. Экологические условия развитых стран и онкозаболевания.
Демонстрация: таблицы и схемы, иллюстрирующие экспериментальное доказательство обратимости дифференцированного состояния клеток, строение, жизненный цикл ВИЧ.


  1. Генетика человека (7 часов)

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, биохимические, микробиологические, цитогенетические методы. Хромосомные болезни, их причины. Генная терапия. Ценность генетических знаний: резус-фактор, близкородственные браки и их последствия, профилактика наследственных болезней, медико-генетическое консультирование. Проект «Геном человека», его значение.

Генетическая неоднородность человечества - основа его биологического и социального прогресса.
Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие методы изучения наследственности человека, хромосомные болезни.
Лабораторные работы:

  1. Составление родословных.


Экскурсия:

Методы изучения наследственности человека (в медико-гнетическую консультацию).


  1. Генетика и селекция (7 часов)

Неолитическая революция. Искусственный отбор и его формы. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Задачи современной селекции. Селекция растений, ее методы. Комбинативная селекция. Отдаленная гибридизация. Преодоление бесплодия у межвидовых гибридов. Полиплоидия. Явление гетерозиса, его ценность для селекции. Широкое практическое использование гибридных семян овощных растений на приусадебных участках. Искусственный мутагенез. Достижения селекции растений. Выдающиеся отечественные селекционеры:

В.Н. Мамонтова, И.В. Мичурин, B.C. Пустовойт, А.П. Шехурдин. Особенности селекции животных. Искусственный и естественный отбор в селекции животных. Анализ родословных при подборе производителей. Типы скрещивания в животноводстве. Отдаленная гибридизация и гетерозис у животных. Роль селек­ции в сохранении видового разнообразия. Селекция микроорганизмов: основные методы и перспективы. Микробиологическая технология, ее достижения в получении кормовых белков, ферментов, гормонов, переработке промышленных и бытовых отходов, экологически чистого биотоплива.
Демонстрация: таблицы, фотографии пород, сортов, полиплоидных, мутантных форм, межвидовых гибридов.
Лабораторные работы:

Изучение сортов культурных растений (пшеница, картофель и др.).
Экскурсии:

Выведение новых сортов культурных растений и пород животных (на селекционную станцию, сельскохозяйственную выставку, племенную ферму).
Обобщение знаний:

1. Выдающиеся отечественные генетики и селекционеры (конференция).

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

1. знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости); правил (экологической пирамиды); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;


2. уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать особи вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро - и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

3. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа среднего общего образования Муниципального...
Примерная основная образовательная программа основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа среднего (полного) образования...
Лицей – это учреждение, реализующие общеобразовательные программы основного и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие...
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа среднего (полного)
Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования гбоу средней школы №260
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа основная школа
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального казенного учреждения общеобразовательная школа-интернат...
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа среднего (полного) общего образования
Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об...
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа среднего общего образования мбоу: Лагутнинская сош
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа среднего общего образования (индивидуальное обучение на дому)
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа основного общего образования и...
Примерной основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивает организацию образовательного...
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа среднего полного образования мбоу «Большекокузская сош»
Педагогический коллектив школы работает над реализацией общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего...
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconРабочая программа по биологии для учащихся 10 класса составлена на...
Образовательная программа составлена на основе сборника программ по биологии для 10 класса «Программы среднего (полного) общего образования...
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа среднего общего образования муниципального...
Срок реализации основной образовательной программы среднего общего образования – 2 года
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа среднего (полного) общего образования оглавление
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа среднего (полного) общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа среднего (полного) общего образования
Целевое назначение образовательной программы среднего( полного ) общего образования с. 12-25
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа среднего (полного) общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего
Основная образовательная программа среднего общего образования по биологии iconОсновная образовательная программа среднего общего образования (в...
Организационно – педагогические условия реализации основной образовательной программы среднего общего образования в мбоу шемуршинская...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск