Скачать 87.33 Kb.
|
Интегрированный урок-лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» из цикла «Молекулярно – кинетическая теория» Автор работы: учитель биологии МБОУ лицея №103 Смирнова Ольга Константиновна. Цель урока: Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; научиться анализировать явления; использовать теоретические знания в проектной деятельности; увеличить области познания учеников. Оборудование: таблицы органов дыхания насекомых, рыб, земноводных и человека. Ход урока
Молекулярно-кинетическая теория – одна из фундаментальных научных теорий утверждающая древнейшую научную идею – идею о дискретности вещества. Она служит основой для объяснения многих физических, химических, биологических явлений, без неё не может обойтись ни одна из естественных наук.
Если поразмышлять и представить, что мы, пройдя через заросли осоки, подошли к озеру и ощутили запах цветущих трав, кувшинок, который распространяется благодаря явлению диффузии, обусловленному непрерывным хаотическим движением частиц – молекул окружающего нас воздуха. Вот у самого берега возле стебля тростника повис вниз головой жук- плавунец. Что он высматривает на дне? Возле него расположились какие-то личинки также вниз головой, выставив над водой свои «хвостики». О насекомых: Как они дышат? (о роли диффузии в процессах дыхания у насекомых). Конечно, ни жук, ни личинки ничего не рассматривают на дне, они запасаются кислородом. Жук высовывает конец брюшка и, приподняв надкрылья, набирает воздух в дыхальца – отверстия в брюшке (у личинок они находятся в « хвостике»), от них отходят трахеи – трубочки к каждому органу жука. Благодаря диффузии кислород воздуха из трахей проникает в каждую клетку организма жука, а углекислый газ также благодаря диффузии из клеток проникает в трахеи и выводится жуком(таблица «Органы дыхания насекомых»). О рыбах: Совсем близко к берегу подплыла рыбка и хорошо видно, как периодически движутся у неё жаберные крышки – так она прогоняет через жаберные щели воду, которая омывает жаберные лепестки ,пронизанные капиллярами. Через их стенки кислород из воды диффундирует в кровь, а из крови в воду диффундирует углекислый газ (таблица «Органы дыхания рыб»). О земноводных: Вдруг раздался всплеск, и над водой появилась голова лягушки. Это животное интересно тем, что живёт в воде и не пьёт её, на суше дышит лёгкими и влажной кожей, а в воде - через кожу. Основа этого процесса - та же диффузия. О человеке: А как же кислород попадает в организм человека? Проникновение кислорода из воздуха через мембраны лёгочных пузырьков в кровь, а углекислый газ – из крови в воздух происходит так же благодаря диффузии. Альвеолы оплетены сетью капилляров. Стенки альвеол и капилляров очень тонкие, что способствует проникновению через них молекул газа в кровь и обратно (таблица «Органы дыхания человека»). О растениях: Как растения пьют воду? (Об осмосе и тургоре) К каждому побегу, к каждому листу растений через корневые волоски из почвы проникает вода. Происходит это тоже благодаря диффузии – хаотическому движению частиц вещества. Оно же обуславливает поступление воды в растение (таблица «Зоны корня»).
Вспомнить опыт, который вы ви на уроках химии: К раствору медного купороса приливали воду и наблюдали выравнивание концентрации раствора (урок химии). Чтобы понять, как вода проникает в корневые волоски и создаёт внутриклеточное давление, потребуется мешочек из животного пузыря или плёнка, прилегающая к яичной скорлупе:
некоторое время Чтобы ускорить этот опыт(процесс), нужно мешочек опустить в подогретую воду.
Скорость теплового движения частиц вещества зависит от температуры. Эта зависимость выражается формулой : RT, где R – постоянная Больцмана, Т – абсолютная температура, m – масса частиц, - среднее значение квадрата скорости. Чем больше скорость молекул воды, тем она быстрее проникает в раствор, который находится в мешочке.
Если бы мешочка, разделяющего раствор и воду, не было, произошло бы постепенное выравнивание концентрированного сахара по всему объёму жидкости вследствие диффузии. Но в данном случае воду от раствора сахара отделяет полунепроницаемая перегородка(мембрана), способная пропускать только молекулы воды и не пропускать молекулы сахара.
Обратимся теперь к растительной клетке. Клеточный сок в вакуолях представляет собой водный раствор солей, сахаров и других органических соединений. Цитоплазматический слой окружающий, окружающий вакуоли, является полунепроницаемой мембраной. Если концентрация веществ в клеточном соке выше, чем в окружающей клетку жидкости, то вода переходит в вакуоль вследствие осмоса, растягивает её, прижимая цитоплазму к клеточной оболочке, которая под действием внутреннего давления растягивается и переходит в напряжённое состояние. При определённой пропорции воды в клетке достигается равновесие: давление максимально растянутой оболочки клетки уравновешивается давлением клеточного сока- клетка находится в состоянии тургора (тургором называют давление содержимого клетки на клеточную оболочку). Осмотическое давление играет огромную роль в поглощении воды клетками растений, но это не значит, что только благодаря осмотическому давлению, вода поступает к клеткам. Всасываемая корнями вода, движется по живым клеткам корня благодаря осмотическому давлению. Далее она попадает в сосуды, расположенные в стебле растения. В таких сосудах водный раствор движется гораздо быстрее, чем в живых клетках. Здесь главную роль играет не явление осмоса, которое протекает сравнительно медленно, а явление КАПИЛЛЯРНОСТИ. От стебля и ветвей к листьям водный раствор движется по живым клеткам. Этому движению способствует также испарение воды с поверхности листьев и тела всего растения. При испарении воды (с поверхности листьев) уменьшается тургорное давление, вследствие чего увеличивается «сосущая сила» клетки, и вода интенсивнее поступает от корневой системы к наземной части растения. СПРАВКА: скорость движения раствора по сосудам лиственных пород приблизительно в 4 раза больше, чем у хвойных растений. Интегрированный урок-лекция№2 (биологи, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах питания и поступления воды в растительную клетку» из цикла «Молекулярно – кинетическая теория» Цель урока: вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; научиться анализировать явления; использовать теоретические знания в проектной деятельности; увеличить области познания учеников. Оборудование: таблица органов дыхания, строение кишечных ворсинок и зоны корня. ХОД УРОКА
Учитель биологии: Все жизненные процессы в клетках происходят только в растворах. (Вопрос к учащимся) Как вы думаете, почему природа выбрала именно это состояние вещества для осуществления биохимических реакций? Ещё во времена алхимиков было известно утверждение: «Неживое не реагирует». С точки зрения современной науки это утверждение можно уточнить – неживое реагирует не так, как это необходимо для поддержания процессов жизнедеятельности в клетке. Учитель химии: Твёрдофазные реакции протекают в тысячи и миллионы раз медленнее, чем жидкофазные, их скорость ограничена медленным процессом диффузии от поверхности раздела фаз в глубь вещества. Скорость реакции в газовой фазе, по сравнению с жидкой, меньше, хоть, на первый взгляд, это может показаться невероятным. Различие скоростей протекания реакций в газовой и жидкой фазе можно объяснить, если учесть характер движения молекул в газах и жидкостях. В газах расстояние между молекулами во много раз больше размеров самих молекул, которые движутся, с огромными скоростями, изредка сталкиваясь. В жидкостях молекулы расположены почти вплотную друг другу; каждая молекула находится в тесном окружении других молекул, она не может свободно перемещаться , как молекула газа. Она колеблется около положения равновесия, сталкиваясь с другими, и совершает перескоки из одного положения в другое ,попадая из окружения одних молекул в окружение других, как бы вырываясь из одной клетки и попадая в другую. Вырваться из «клетки» молекула может, только затратив некоторую энергию, поэтому время пребывания молекул реагирующих веществ друг около друга в растворах больше, чем в газах, значит, больше вероятность их взаимодействия, а значит, и скорость реакций. Каким же должен быть « жизненный» растворитель? Любую разновидность химических взаимодействий в растворах можно свести к кислотно-основным взаимодействиям. В сильнокислых или сильноосновных растворителях не может быть того разнообразия химических процессов, которые приводят к образованию живого вещества. В «жизненном» растворителе число кислот должно соответствовать числу оснований, т. е. растворитель должен быть амфотерным. Этому условию хорошо удовлетворяет вода. У воды имеется еще одно свойство, которым должен обладать «жизненный» растворитель,- большая диэлектрическая проницаемость (Е=81), благодаря чему она является идеальным растворителем. Учитель биологии: Каждый живой организм может рассматриваться как водный раствор, вода - поистине живая. Питательные вещества, как и вода, в одноклеточные организмы поступают через всю поверхность их тела благодаря явлению диффузии. Без диффузии не обходятся процессы питания и во всех других организмах. Учитель физики: Каким вообще был бы мир без диффузии? Прекратись тепловое движение частиц – и вокруг всё станет мёртвым. Превратятся в безжизненные, оледеневшие фигуры растения, животные. Не станет вокруг Земли атмосферы – с прекращением теплового движения молекулы воздуха притянутся к Земле. Вокруг ни звука, ни ветра… На чёрном небе ещё несколько минут будет видно Солнце- столько, сколько времени будут идти от него последние луч … Какая страшная сказка! Хорошо, что она невозможна даже в мыслях потому, что мы знаем - тепловое движение частиц в окружающем мире вечно. Законы физики действуют и в живой природе. Однако нужно помнить, что биологический объект - не только физическое тело, но и часть живой природы; он находится на более высоком уровне организации материи. Учитель биологии: При помощи только физических законов нам никогда не объяснить, например, явления всасывания питательных веществ в кишечнике, потому что в этом процессе главную роль играет не явление диффузии, а деятельность клеток эпителия, обладающего избирательной проницаемостью для различных веществ. С помощью метода меченых атомов удалось выяснить, что вода из кишечника всасывается в 100 раз быстрее, чем это следует из законов осмоса и диффузии. Вопросы для закрепления к уроку-лекции№1,2 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» и «Роль диффузии в процессах питания и поступления воды в растительную клетку» из цикла «Молекулярно – кинетическая теория»
А. Объяснить опыт, ответить на вопросы: -почему уровень раствора в трубке(4) поднимается? - приведите пример, где наблюдается подобное явление? 2.Раскройте связь строения и функций поверхностного аппарата клетки. 3. Как происходит поступление воды, минеральных веществ и питательных в клетку ( растительную, животную)? 4. Объясните значение ключевых слов и приведите примеры: - диффузия; - молекулярный транспорт; - транспортная функция; - активный транспорт. 5. Как функционирует кишечная ворсинка, с точки зрения изученной темы 6. Что такое корневое давление? |
Урок (химия-биология) по теме «белки» Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот | Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: «Вода и её роль в природе»... Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе | ||
Программа курса состоит из 4 блоков Данный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов включает вопросы таких школьных дисциплин, как физика, химия, а также... | Образовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас» Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,... | ||
Образовательная область естествознание (биология, физика, химия, экология) биология Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рекомендации и задания для учащихся 10 го классов на I полугодие Рекомендую иметь тетрадку 48 листов в клетку, в которой будут написаны краткие конспекты и 18 листов в клетку для контроля знаний... | ||
Урок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводится в 8 классе в разделе 1 «Особенности природы и природные ресурсы России», по теме 3 «Внутренние воды и водные ресурсы».... | ||
Пояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных... Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология | Литература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе» Цель урока: познакомить учащихся с новым понятием ионного произведения воды, опираясь на положения теории электролитической диссоциации... | ||
Рефератов по дисциплине «Физика Земли» Вулканизм, его роль в строении и развитии Земли и в процессах протекающих на Земной поверхности | Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) Элективный курс «Физика в будущей профессии» может быть интересен ребятам, которые увлекаются физикой, но пока мало представляют... | ||
Разработка урока одноатомные спирты и их роль в жизни человека По дисциплине «химия» Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Химия» по теме «Одноатомные спирты и их... | Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Значение воды для жизни на Земле» Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе | ||
Клеточное дыхание ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Обобщить, систематизировать, проверить знания учащихся по теме «Физические свойства воды, вода в природе, значение воды в жизни... |