Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку»





Скачать 87.33 Kb.
НазваниеЛекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку»
Дата публикации29.07.2014
Размер87.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Интегрированный урок-лекция №1 (биология, химия, физика)

для учащихся 10 профильного класса по теме:

«Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды

в растительную клетку»

из цикла «Молекулярно – кинетическая теория»
Автор работы:

учитель биологии

МБОУ лицея №103

Смирнова Ольга Константиновна.
Цель урока: Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; научиться анализировать

явления; использовать теоретические знания в проектной деятельности; увеличить области

познания учеников.

Оборудование: таблицы органов дыхания насекомых, рыб, земноводных и человека.

Ход урока

  1. Вступление.

Молекулярно-кинетическая теория – одна из фундаментальных научных теорий утверждающая древнейшую научную идею – идею о дискретности вещества. Она служит основой для объяснения многих физических, химических, биологических явлений, без неё не может обойтись ни одна из естественных наук.

  1. Молекулярно- кинетическая теория при объяснении биологических явлений (учитель биологии).

Если поразмышлять и представить, что мы, пройдя через заросли осоки, подошли к озеру и ощутили запах цветущих трав, кувшинок, который распространяется благодаря явлению диффузии, обусловленному непрерывным хаотическим движением частиц – молекул окружающего нас воздуха. Вот у самого берега возле стебля тростника повис вниз головой жук- плавунец. Что он высматривает на дне? Возле него расположились какие-то личинки также вниз головой, выставив над водой свои «хвостики».

О насекомых:

Как они дышат? (о роли диффузии в процессах дыхания у насекомых). Конечно, ни жук, ни личинки ничего не рассматривают на дне, они запасаются кислородом. Жук высовывает конец брюшка и, приподняв надкрылья, набирает воздух в дыхальца – отверстия в брюшке (у личинок они находятся в « хвостике»), от них отходят трахеи – трубочки к каждому органу жука. Благодаря диффузии кислород воздуха из трахей проникает в каждую клетку организма жука, а углекислый газ также благодаря диффузии из клеток проникает в трахеи и выводится жуком(таблица «Органы дыхания насекомых»).



http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:and9gctavo_hucbrxd8otudc61trrvs-41qixhhbnug5dqyqmjequi9sxg9xbg http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcrurx8qeygfrkr4fvxidiprzwdnsqr2yjdiccnwhjgelbvddf7ia4zv6q

О рыбах:

Совсем близко к берегу подплыла рыбка и хорошо видно, как периодически движутся у неё жаберные крышки – так она прогоняет через жаберные щели воду, которая омывает жаберные лепестки ,пронизанные капиллярами. Через их стенки кислород из воды диффундирует в кровь, а из крови в воду диффундирует углекислый газ (таблица «Органы дыхания рыб»).

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcs_b0u_glxadax_uyqmruhyxuhsjvivtudlxvxni9lu_suagdldlpkxbq http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:and9gctqhxvi1dyexv2byfp7l1lmcmez8swt57asmlpw6ajmhbdjhgubwp6x3vws

О земноводных:

Вдруг раздался всплеск, и над водой появилась голова лягушки. Это животное интересно тем, что живёт в воде и не пьёт её, на суше дышит лёгкими и влажной кожей, а в воде - через кожу. Основа этого процесса - та же диффузия.

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:and9gctkiu2hrzrqohz4owixqatt0cccqp5kuzhso8uport33wj3pzxy3lfdka

О человеке:

А как же кислород попадает в организм человека? Проникновение кислорода из воздуха через мембраны лёгочных пузырьков в кровь, а углекислый газ – из крови в воздух происходит так же благодаря диффузии. Альвеолы оплетены сетью капилляров. Стенки альвеол и капилляров очень тонкие, что способствует проникновению через них молекул газа в кровь и обратно (таблица «Органы дыхания человека»).

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcq5lyet5ocmt6waurbabbkubckxl0ozrcrwnwsaf_mctadle-oi100-t1o

О растениях:

Как растения пьют воду? (Об осмосе и тургоре) К каждому побегу, к каждому листу растений через корневые волоски из почвы проникает вода. Происходит это тоже благодаря диффузии – хаотическому движению частиц вещества. Оно же обуславливает поступление воды в растение (таблица «Зоны корня»).

http://tana.ucoz.ru/_ld/13/98591.jpg

  1. Демонстрация опыта «Диффузия» учителем биологии.

Вспомнить опыт, который вы ви на уроках химии: К раствору медного купороса приливали воду и наблюдали выравнивание концентрации раствора (урок химии).

Чтобы понять, как вода проникает в корневые волоски и создаёт внутриклеточное давление, потребуется мешочек из животного пузыря или плёнка, прилегающая к яичной скорлупе:

  1. Концентрированный р-р сахарабезымянный.png

  2. Дистиллированная вода

  3. Животный пузырь или плёнка

  4. Уровень жидкости ,который поднимается через

некоторое время

Чтобы ускорить этот опыт(процесс), нужно мешочек опустить в подогретую воду.

  1. Мол. кинетическая теория при объяснении физических явлений(учитель физики).

Скорость теплового движения частиц вещества зависит от температуры. Эта зависимость выражается формулой : RT, где R – постоянная Больцмана, Т – абсолютная температура, m – масса частиц, - среднее значение квадрата скорости.

Чем больше скорость молекул воды, тем она быстрее проникает в раствор, который находится в мешочке.

  1. Молекулярно-кинетическая теория при объяснении химических явлений (учитель химии).

Если бы мешочка, разделяющего раствор и воду, не было, произошло бы постепенное выравнивание концентрированного сахара по всему объёму жидкости вследствие диффузии. Но в данном случае воду от раствора сахара отделяет полунепроницаемая перегородка(мембрана), способная пропускать только молекулы воды и не пропускать молекулы сахара.

  1. Молекулярно-кинетическая теория при объяснении биологических явлений (учитель биологии).

Обратимся теперь к растительной клетке. Клеточный сок в вакуолях представляет собой водный раствор солей, сахаров и других органических соединений. Цитоплазматический слой окружающий, окружающий вакуоли, является полунепроницаемой мембраной. Если концентрация веществ в клеточном соке выше, чем в окружающей клетку жидкости, то вода переходит в вакуоль вследствие осмоса, растягивает её, прижимая цитоплазму к клеточной оболочке, которая под действием внутреннего давления растягивается и переходит в напряжённое состояние.

При определённой пропорции воды в клетке достигается равновесие: давление максимально растянутой оболочки клетки уравновешивается давлением клеточного сока- клетка находится в состоянии тургора (тургором называют давление содержимого клетки на клеточную оболочку).

Осмотическое давление играет огромную роль в поглощении воды клетками растений, но это не значит, что только благодаря осмотическому давлению, вода поступает к клеткам. Всасываемая корнями вода, движется по живым клеткам корня благодаря осмотическому давлению. Далее она попадает в сосуды, расположенные в стебле растения. В таких сосудах водный раствор движется гораздо быстрее, чем в живых клетках. Здесь главную роль играет не явление осмоса, которое протекает сравнительно медленно, а явление КАПИЛЛЯРНОСТИ. От стебля и ветвей к листьям водный раствор движется по живым клеткам. Этому движению способствует также испарение воды с поверхности листьев и тела всего растения. При испарении воды (с поверхности листьев) уменьшается тургорное давление, вследствие чего увеличивается «сосущая сила» клетки, и вода интенсивнее поступает от корневой системы к наземной части растения.

СПРАВКА: скорость движения раствора по сосудам лиственных пород приблизительно в 4 раза больше, чем у хвойных растений.

Интегрированный урок-лекция№2 (биологи, химия, физика)

для учащихся 10 профильного класса по теме:

«Роль диффузии в процессах питания и поступления воды

в растительную клетку»

из цикла «Молекулярно – кинетическая теория»
Цель урока: вырабатывание единой естественнонаучной картины мира;

научиться анализировать явления;

использовать теоретические знания в проектной деятельности;

увеличить области познания учеников.

Оборудование: таблица органов дыхания, строение кишечных ворсинок и зоны корня.

ХОД УРОКА

  1. Вступление

Учитель биологии: Все жизненные процессы в клетках происходят только в растворах. (Вопрос к учащимся) Как вы думаете, почему природа выбрала именно это состояние вещества для осуществления биохимических реакций? Ещё во времена алхимиков было известно утверждение: «Неживое не реагирует». С точки зрения современной науки это утверждение можно уточнить – неживое реагирует не так, как это необходимо для поддержания процессов жизнедеятельности в клетке.

Учитель химии: Твёрдофазные реакции протекают в тысячи и миллионы раз медленнее, чем жидкофазные, их скорость ограничена медленным процессом диффузии от поверхности раздела фаз в глубь вещества. Скорость реакции в газовой фазе, по сравнению с жидкой, меньше, хоть, на первый взгляд, это может показаться невероятным. Различие скоростей протекания реакций в газовой и жидкой фазе можно объяснить, если учесть характер движения молекул в газах и жидкостях. В газах расстояние между молекулами во много раз больше размеров самих молекул, которые движутся, с огромными скоростями, изредка сталкиваясь. В жидкостях молекулы расположены почти вплотную друг другу; каждая молекула находится в тесном окружении других молекул, она не может свободно перемещаться , как молекула газа. Она колеблется около положения равновесия, сталкиваясь с другими, и совершает перескоки из одного положения в другое ,попадая из окружения одних молекул в окружение других, как бы вырываясь из одной клетки и попадая в другую. Вырваться из «клетки» молекула может, только затратив некоторую энергию, поэтому время пребывания молекул реагирующих веществ друг около друга в растворах больше, чем в газах, значит, больше вероятность их взаимодействия, а значит, и скорость реакций.

Каким же должен быть « жизненный» растворитель? Любую разновидность химических взаимодействий в растворах можно свести к кислотно-основным взаимодействиям. В сильнокислых или сильноосновных растворителях не может быть того разнообразия химических процессов, которые приводят к образованию живого вещества.

В «жизненном» растворителе число кислот должно соответствовать числу оснований, т. е. растворитель должен быть амфотерным. Этому условию хорошо удовлетворяет вода. У воды имеется еще одно свойство, которым должен обладать «жизненный» растворитель,- большая диэлектрическая проницаемость (Е=81), благодаря чему она является идеальным растворителем.c:\users\бабушка\downloads\images (3).jpg

Учитель биологии: Каждый живой организм может рассматриваться как водный раствор, вода - поистине живая. Питательные вещества, как и вода, в одноклеточные организмы поступают через всю поверхность их тела благодаря явлению диффузии. Без диффузии не обходятся процессы питания и во всех других организмах.

Учитель физики: Каким вообще был бы мир без диффузии? Прекратись тепловое движение частиц – и вокруг всё станет мёртвым. Превратятся в безжизненные, оледеневшие фигуры растения, животные. Не станет вокруг Земли атмосферы – с прекращением теплового движения молекулы воздуха притянутся к Земле. Вокруг ни звука, ни ветра… На чёрном небе ещё несколько минут будет видно Солнце- столько, сколько времени будут идти от него последние луч … Какая страшная сказка! Хорошо, что она невозможна даже в мыслях потому, что мы знаем - тепловое движение частиц в окружающем мире вечно. Законы физики действуют и в живой природе. Однако нужно помнить, что биологический объект - не только физическое тело, но и часть живой природы; он находится на более высоком уровне организации материи.

Учитель биологии: При помощи только физических законов нам никогда не объяснить, например, явления всасывания питательных веществ в кишечнике, потому что в этом процессе главную роль играет не явление диффузии, а деятельность клеток эпителия, обладающего избирательной проницаемостью для различных веществ. С помощью метода меченых атомов удалось выяснить, что вода из кишечника всасывается в 100 раз быстрее, чем это следует из законов осмоса и диффузии.





c:\users\бабушка\downloads\images (4).jpg c:\users\бабушка\downloads\images (1).jpg

Вопросы для закрепления к уроку-лекции№1,2 (биология, химия, физика)

для учащихся 10 профильного класса по теме:

«Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды

в растительную клетку» и «Роль диффузии в процессах питания и поступления воды

в растительную клетку»
из цикла «Молекулярно – кинетическая теория»


  1. Каким образом корень поглощает воду из почвы?

А. Объяснить опыт, ответить на вопросы:

-почему уровень раствора в трубке(4) поднимается?безымянный.png

- приведите пример, где наблюдается подобное

явление?
2.Раскройте связь строения и функций поверхностного аппарата клетки.

3. Как происходит поступление воды, минеральных веществ и питательных в

клетку ( растительную, животную)?

4. Объясните значение ключевых слов и приведите примеры:

- диффузия;

- молекулярный транспорт;

- транспортная функция;

- активный транспорт.

5. Как функционирует кишечная ворсинка, с точки зрения изученной темы

6. Что такое корневое давление?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconУрок (химия-биология) по теме «белки»
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: «Вода и её роль в природе»...
Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconПрограмма курса состоит из 4 блоков
Данный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов включает вопросы таких школьных дисциплин, как физика, химия, а также...
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconОбразовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас»
Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,...
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconОбразовательная область естествознание (биология, физика, химия, экология) биология
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconРекомендации и задания для учащихся 10 го классов на I полугодие
Рекомендую иметь тетрадку 48 листов в клетку, в которой будут написаны краткие конспекты и 18 листов в клетку для контроля знаний...
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconУрок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания
Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания...
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проводится в 8 классе в разделе 1 «Особенности природы и природные ресурсы России», по теме 3 «Внутренние воды и водные ресурсы»....
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconЛитература для учителя : «Химия -11 (часть1), журналы «Химия в школе»
Цель урока: познакомить учащихся с новым понятием ионного произведения воды, опираясь на положения теории электролитической диссоциации...
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconРефератов по дисциплине «Физика Земли»
Вулканизм, его роль в строении и развитии Земли и в процессах протекающих на Земной поверхности
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconПрограмма элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа)
Элективный курс «Физика в будущей профессии» может быть интересен ребятам, которые увлекаются физикой, но пока мало представляют...
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconРазработка урока одноатомные спирты и их роль в жизни человека По дисциплине «химия»
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Химия» по теме «Одноатомные спирты и их...
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconКонспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Значение воды для жизни на Земле»
Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconКлеточное дыхание
...
Лекция №1 (биология, химия, физика) для учащихся 10 профильного класса по теме: «Роль диффузии в процессах дыхания и поступления воды в растительную клетку» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Обобщить, систематизировать, проверить знания учащихся по теме «Физические свойства воды, вода в природе, значение воды в жизни...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск