Скачать 45.96 Kb.
|
Иванова Анна Владимировна ГБОУ СОШ №1909 ЮВАО г. Москвы Учитель химии ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ХИМИЯ-БИОЛОГИЯ) ПО ТЕМЕ «БЕЛКИ» 10 КЛАСС Цель: Обобщить и углубить знания о свойствах, строении и биологических функциях белков, подтвердить положение теории строения органических веществ А.М. Бутлерова о зависимости свойств веществ от их строения. Тип урока: комбинированный Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация к уроку, учебник «Органическая химия» Цветков, Лабораторные штативы, пробирки, спиртовки, пробиркодержатели, щипцы, кусочки шерстяной ткани. Реактивы: куриный белок, 96% раствор этанола, конц. раствор сульфата меди, конц. раствор азотной кислоты, раствор щелочи. План урока:
4. Дополнительный материал Ход урока: 1.Предварительная подготовка. В начале изучения темы «Азотсодержащие соединения» на информационном стенде вывешиваются темы сообщений. Класс разбивается на 4-5 групп. Темы сообщений:
2. Проверка знаний. Выполнение тестового задания (слайд1) с последующей проверкой (слайд2)и обсуждением по вопросам: ?-Какая связь образуется при взаимодействии аминокислот в 5ом вопросе? (пептидная) ?-Как называются вещества, образованные аминокислотами? (белки) Озвучивается тема урока, задачи (слайд3) 3.Новый материал. Учитель биологии- С белками мы подробно познакомились в 9-10 классах на уроках биологии. А сегодня вы углубите свои знания, изучив эти вещества с химической точки зрения. ?-Почему же учёные уделяют так много внимания именно этой группе веществ? (учащиеся предлагают свои ответы, основанные на знаниях биологических функций белков) Действительно, “Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка”. (Ф.Энгельс) (слайд 3) Чем же объясняется приоритетная роль белков в клетке? 1 учащийся зачитывает сообщение на тему : «Биологические функции белков». Обязательное условие- раскрытие основных функций:
Учащиеся делают краткие записи в тетради. Выводы: Таким образом, приоритетная роль белков в клетке объясняется многообразием их функций. Поэтому они являются основой жизни. Учитель химии .-Но чем же объясняется такое многообразие функций? Из курса органической химии вы уже знаете, что свойства вещества определяются его строением. Давайте проанализируем, какие особенности строения белков позволяют им выполнять биологические функции. Самостоятельная работа учащихся в группах по вопросам (слайд 4): Изучить материал учебника на стр. , ответить на вопросы:
На работу отводится 15мин. В конце- 1 учащийся от группы дает характеристику одного из уровней организации белковой молекулы, опираясь на слайды (слайды 5,6,7,8). В ходе беседы учащиеся делают выводы:
Не только биологические функции определяются строением белков, но и, конечно же, химические свойства ?Какие химические свойства, исходя из строения, вы можете предположить?
? А что происходит с белком при нагревании? (сворачивается). Этот процесс называется денатурация. При нагревании слабые водородные и другие межмолекулярные связи разрушаются, глобулярная, а затем и спиралевидная структуры белка изменяется, плотность белка повышается. Разрушение третичной структуры белка- обратимый процесс. При этом возможна ренатурация- восстановление структуры. Разрушение вторичной структуры- необратимо. Изучим химические свойства белков на опыте. Лабораторная работаУчащиеся в группах проводят лабораторные опыты , используя инструкции на слайдах 9-13 1. Горение кусочка шерсти 2. Денатурация белка:
3. качественные реакции на белки:
К 2–3 мл раствора белка в пробирке добавьте 2–3 мл 10%-го раствора гидроксида натрия. К полученной смеси прилейте 2–3 мл раствора сульфата меди(II). Пробирку встряхните и наблюдайте изменение цвета.
В пробирку налейте 2 мл раствора белка и добавьте по каплям 0,5 мл концентрированного раствора азотной кислоты. Осторожно нагревайте пробирку и наблюдайте изменение цвета. Результаты лабораторных опытов в ходе обсуждения оформляются в виде таблицы:
В конце, исходя из объяснений, делаем вывод: Таким образом, мы в очередной раз убедились, что строение вещества определяет его свойства. 4. Дополнительная часть В конце урока в зависимости от оставшегося времени учащиеся зачитывают дополнительные сообщения:
|
Урок химия- биология 9 класс «Белки органические полимеры» Цель урока: создание условий для приобретения знаний об органических полимерах- белках | Урок по теме «белки» Цель урока: систематизировать и углубить знания учащихся по данной теме Среди органических веществ клетки белки занимают первое место, как по количеству, так и по значению. У животных на них приходится... | ||
Урок по теме «Белки и их свойства» Среди органических веществ клетки белки занимают первое место, как по количеству, так и по значению. У животных на них приходится... | Урок (химия+биология+география) по теме "Соли" Вид урока: Урок-семинар с элементами практической работы, межпредметных связей с географией и биологией | ||
Урок по теме «Витамины» «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы» Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Показать взаимосвязь наук «Биология» и «Химия» в изучении витаминов | Аналитическая химия учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | ||
Интегрированный урок (химия – биология) круговороты азота, углерода,... | Урок ( математика + биология) по теме: «Здоровье в процентах. Табакокурение» Интегрированный урок (математика + биология) по теме "Здоровье в процентах. Табакокурение" в 6 классе | ||
Урок истории 1С: Репетитор Русский язык 1с урок, самостоятельная... | Высокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | ||
Интегрированный урок (химия – биология) жиры план урока: Цели Оборудование: изображения масличных растений: лен, подсолнечник, кукуруза, соя | Химические основы биологических процессов учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | ||
Мехнина Марина Владимировна Бушуева Валентина Степановна Интегрированный урок Интегрированный урок (география -химия) по теме: "Горно-химическая промышленность Мурманской области" | Название Предмет Направление Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,... | ||
Образовательная область естествознание (биология, физика, химия, экология) биология Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Общая биология Вариант 1 Тест №1 Строение клетки у прокариот, в сравнении... Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,... |