Скачать 174.01 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Белгорода
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ» Элективный курс 5 «Б» класс Автор программы: Золотарева Елена Михайловна Количество часов в неделю – 1 час 2013-2014 учебный год Раздел I Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Основные экологические закономерности» составлена на основе программы методиста БелРИПКППС Раевской М.В. Воснову этой программы была положена программа факультативного курса «Лес и человек» (Источник: Симонов Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000.) Программа переработана и дополнена методистом БелРИПКППС Карпухиной М.В. Рабочая программа составлена учителем биологии МБОУ СОШ № 28 Золотаревой Е.М. 5 класс (35 ч., 1 ч. в неделю) Следует отметить, что в рамках данной программы учащиеся знакомятся с представлениями о следующих науках: биоэтика, бионика, этология. Материал по данным вопросам учитель дает учащимся, но не спрашивает. Следует особое внимании уделить мировоззренческой и воспитательной функциям программы. Изучение основных экологических закономерностей в 5 классе направлено на достижение следующих задач:
В рабочую программу внесены корректировки по содержанию практических работ. Раздел II Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать
Раздел IV Содержание программы Введение (3 ч) Что изучает наука экология. Связь экологии с другими естественными науками. Понятие о природном сообществе. Лес как пример экологической системы. Экскурсия и прогулка. «Ты входишь в лес» Практическая работа. Оформление гербариев на тему «Краски осеннего леса» Игры. Сюжетно-ролевая игра «Один день из жизни путешественников». Дидактическая игра «С какого дерева лист» Тема 1. Лес – многоэтажный дом (5 ч) Понятие о ярусах леса. Почему лес многоэтажный. Законы леса. Береза, дуб, ель, сосна, клен, осина. Плоды и семена. Кустарники леса. Лесная подстилка. Осенний листопад: причины и следствия. Понятие об экологических факторах. Что же такое симбиоз? Зачем он нужен? Экскурсия и прогулка. «Лесные этажи», «Мое любимое дерево» Практическая работа. «Рассказать об особенностях каждого лесного яруса» Тема 2. Лес – дом лесных животных (6 ч) Лесные животные. Этажи и квартиры лесных животных: норы, дупла, домики-пирамидки, логовища, берлоги. Пищевые связи в лесу. Понятие о пищевой цепочке. Понятие об экологической нише. Лес – раздолье для вегетарианцев. Лесные вегетарианцы и лесные хищники. Язык лесных обитателей. Сигналы SOS. Профессии лесных животных – лесные мастера. Садовники леса, санитары и врачеватели леса. Этология – наука о поведении животных. Экскурсия. В мире лесных звуков Практическая работа. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет…» Игры. Лесные обитатели – герои народных сказок. Сказка ложь, да в ней намек… Тема 3. Эстетика леса (2 ч) В мире лесных форм, красок, звуков и ароматов. Сезонные калейдоскопы красок леса. Лес в поэзии, музыке. Изобразительном искусстве. Наука бионика – какие интересные идеи могут подсказать нам лесные обитатели. Практическая работа. Создание классной художественной галереи «Изобретения леса» Тема 4. Снежная книга леса (5 ч) Сезонные изменения в живой природе (на примере леса). Портреты зимних деревьев. Белая тропа следопыта: зимние следы птиц и зверей. Следы деятельности животных – кузница дятла, белкина кладовка, синицыны кладовочки. Жалобная книга леса: как помочь животным в зимнем лесу? Экскурсия и прогулка. «Тропою следопыта» Практическое занятие. Разработка плана проекта «Спасем птиц зимой» Игра. Игра-драматизация «Сказка зимнего леса» Тема 5. Лес и человек (3 ч) Лес в нашей жизни. Экологические связи человека с окружающей средой на примере лесного сообщества. Сокровища лесов. Лесная скатерть самобранка. Ягодознание, (советы любителям собирать ягоды), полезные рецепты. Грибознание, грибные адреса. Портреты съедобных и несъедобных грибов. Грибы и деревья: польза и вред. Игры. Дидактические игры «Грибное лукошко», «Грибное лото», «Ягодное лото». Тема 6. Лес и здоровье (3 ч) Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Что такое аромотерапия? Лесная аптека. Лесные витамины: хвоя сосны, плоды шиповника, ягоды смородины. Опасности в лесу. Меры предосторожности. Жалобная книга леса – акция «Спасем лесные цветы!» Экскурсия и прогулка. «Если посмотреть на природу взглядом врача…» Практическая работа. Определение лекарственных трав (работа с определителями, рисунками, фотографиями) Игры. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Айболита» Тема 7. В гостях у леса (3 ч) Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы. Лес просит помощи. Экологические проблемы, связанные с лесным сообществом. Помощь лесу (выполнение правил поведения, защита леса, посадки и выращивание деревьев в питомниках). Заповеди юных защитников природы. Экскурсия. Посещение охраняемых памятников природы родного края. Практическая работа. Посадка саженцев и уход за ними. Игра. Сюжетно-ролевая игра «Тайны лесной тропинки». Заключение (3 ч) Глобальные экологические проблемы современности. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Состояние мирового океана. Парниковый эффект. Спасение лесов Амазонки – легких планеты. Семинары. «Каким экологическим закономерностям учит нас лесное сообщество», «Мысли глобально – действуй локально» Примечание: 2 часа резервного времени Раздел V Формы и средства контроля Преобладающие формы контроля – творческие отчеты учащихся. Практические работы
Оборудование: гербарий осенних листьев. Ход работы: а. Составление композиций из осенних листьев. б.Отчет: почему листья изменили цве
Оборудование: таблицы и гербарий растений леса по ярусам. Ход работы: а. Распределить гербарий лесных растений по ярусам. б. Определить особенности их строения. в. Выводы.
Оборудование: презентация «Бионика», коллекции насекомых, ракообразных, чучела птиц раковины моллюсков, рисунки и фотографии других животных. Ход работы: а. Просмотр презентации «Бионика». б. Составления рассказа учащихся по презентации. в. Создание классной художественной галереи «Изобретения леса».. с помощью коллекций животных. г. Экскурсия с комментированием по художественной галереи «Изобретения леса».
Оборудование: определители, справочники, рисунки, фотографии, гербарий лекарственных трав. Ход работы: а. Определение лекарственных трав по определителю. б. Выяснение их целебных свойств по справочнику. в. Сообщения учащихся. г.Выводы Раздел VI Перечень учебно-методических форм обучения Основная литература
Дополнительная литература
Раздел VII Оборудование и приборы таблицы по основным экологическим группам растений , экологическим системам, ярусам леса, открытки, фотографии различных животных и растенй, гербарий осенних листьев, таблицы и гербарий растений леса по ярусам, презентация «Бионика» и другие по соответствующим темам курса, коллекции насекомых, ракообразных, чучела птиц раковины моллюсков, определители, справочники, рисунки, фотографии, гербарий лекарственных трав.. и других растений. Раздел III Календарно-тематическое планирование элективного курса для 5б класса “ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ” на примере лесного сообщества (35 ч)
|
Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:... Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед... | Материалы для подготовки к гак (магистратура, выпуск 2013 года) взяты... Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2010 | ||
Электронный каталог изданий, содержащихся в фонде библиотеки Гимназии Виноградова Н. Ф.|"Окружающий мир" в начальной школе: Беседы с будущим учителем|[Учеб пособие для отд-ний и фак нач кл сред и высш... | Методические указания для студентов/ Е. С. Дорощук, Л. М. Пивоварова... Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-... | ||
Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания... Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт» | Материалы для подготовки к экзамену Оригинальный материал: Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург,... | ||
Урок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории... Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-... | Учебное пособие представляет собой системный курс социальной психологии,... Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 2000г | ||
Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость:... Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,... | Уроку. (из Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:... Допущено Министерством образования и нayки Российской Федерации 4-е издание Москва «Просвещение» 2007 | ||
Немов Р. С. Психология: Учеб для студ высш пед учеб заведений: в 3 кн. 4-е изд Вариант Принципы естественнонаучного подхода к изучению психики человека. [Источник: Электронный ресурс: 2] | Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся... Т11 Теория и методика обучения математике: лабораторный практикум : учеб пособие для студ высш учеб заведений, обучающихся по направлению... | ||
Патопсихология: Теория и практика: Учеб пособие для студ высш пед... Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений /... | ||
Панфилова А. П. Гт167 Теория и практика общения : учеб, пособие для... «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... | Краснова О. В., Лидере а г. Социальная психология старения: Учеб... С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г |