Скачать 1.95 Mb.
|
Материалы для подготовки к ГАК (магистратура, выпуск 2013 года) взяты с разрешения автора из учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений: Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2010.
Объект, субъект, предмет, цель,задачи сурдопедагогикиТермин «сурдопедагогика» произошел от двух слов: латинского «surdus» – тишина, глухой (см. русское «под сурдинку» – приглушенно, тихо) и педагогика (от греческих слов «paidos» – дитя и «ago» – веду). Сурдопедагогика – самостоятельная отрасль специальной педагогики. Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно [94; с. 5]. Объектом сурдопедагогики являются лица со стойким нарушением слуха. В соответствии с методологическими положениями специальной педагогики сурдопедагогика охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченной слуховой функцией. В контексте личностно-ориентированной парадигмы, принятой в настоящее время в общей и специальной педагогике, в реальном образовательном процессе от позиции «объект» ребенок с помощью педагога постепенно переходит к позиции «субъект» деятельности. Модус субъектности лица обучаемого и воспитуемого определяется активностью и сознательностью психических и личностных процессов: мотивацией, постановкой собственных целей и антицелей, потребностью удовлетворить свои индивидуальные интересы и склонности, интерактивным характером взаимодействия с учителем. Поэтому применительно к реальному сурдопедагогическому процессу выделяются его субъекты – сурдопедагог и лицо с ограниченной слуховой функцией, имеющее вследствие данного дефекта особые образовательные потребности. Как любая отрасль педагогики, сурдопедагогика реализуется на двух уровнях: на уровне собственно практической деятельности в области обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха и на уровне теоретического осмысления и регулирования этой деятельности. Отсюда предметом сурдопедагогики выступает теория и практика обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха. Объектные рамки сурдопедагогики исторически с развитием гуманитарного знания расширяются. Первоначально с момента зарождения массовых форм обучения неслышащих в ХVIII веке объектом внимания сурдопедагогов были, в основном, глухие дети; в конце 40-х – начале 50-х гг. ХХ века в самостоятельную группу, подлежащую обучению и воспитанию, были выделены слабослышащие дети; с развитием андрогогики в середине ХХ века – взрослые глухие и слабослышащие; в последней трети ХХ века целенаправленное внимание стали уделять специфике образования детей с комплексным дефектом, в структуру которого входит нарушение слуха. Исторически раздвигаются и рамки предметного пространства сурдопедагогики за счет решения все новых и новых образовательных проблем лиц с нарушениями слуха. В связи с укреплением демократических парадигм постсоветского общества и бурным развитием социально-педагогического знания сурдопедагогика активно решает проблемы социализации неслышащих, разрабатывается социо-культурная концепция образования и сурдокультуры неслышащих. В контексте присоединения к международным тенденциям в области специального образования отечественная сурдопедагогика обратилась к экспериментальной апробации новых форм обучения глухих (билингвизма, интегрированного обучения, раннего педагогического вмешательства). В связи с развитием личностно-ориентированного подхода в общей и специальной педагогике в настоящее время особое внимание уделяется сфере гуманизации воспитания неслышащих. Социальное поведение, освоение социальных ролей, целенаправленная социализация выпускников, формирование жизненных перспектив и ценностных ориентаций, пути оптимизации межличностных отношений, обучение копинг-стратегиям поведения, социально-эмоциональное развитие – все это постепенно становится специальным и магистральным предметом педагогического руководства. Какова общая цель сурдопедагогики? Л. С. Выготский обосновал положение об общности не только этапов и направления развития личности ребенка в патологии и норме, но и об «общности социальных целей и задач общей и специальной школ» [18; с. 31]. Опираясь на это концептуальное положение, цель сурдопедагогики выводится иерархически. В общей педагогике как области трансляции социального и культурного опыта человечества конечной целью является достижение личностью успешной социализации и самореализации. В специальной педагогике эта обобщенная цель специфицируется следующим образом: достижение лицами с ограниченными возможностями максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и самореализации [94; с. 17]. Цель любой отрасли специальной педагогики, в том числе сурдопедагогики, конкретизируется результатами коррекции и компенсации ведущего первичного дефекта. Основная проблема глухого ребенка – овладение словесной речью, отсутствие которой тормозит развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы и лишает его средств коммуникации со слышащим большинством. Не менее важно для глухого владеть культурной жестовой речью как члену сурдосубкультуры, которая является ближайшим микросоциумом для большинства глухих. С этих позиций целью сурдопедагогики на практическом уровне является достижение неслышащим лицом на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и самореализации. На теоретическом уровне целью сурдопедагогики является разработка методологических, методических и технологических основ оптимальной организации обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха. Указанным целям соподчинен ряд задач практического и теоретического уровня. К задачам практического уровня относятся:
К задачам теоретического уровня относятся:
|
Материалы для подготовки к экзамену Оригинальный материал: Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург,... | Дано описание подвижных игр, обосновано их воспитательное воздействие.... С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова.... | ||
Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания... Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт» | Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:... Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед... | ||
Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость:... Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,... | Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся... Т11 Теория и методика обучения математике: лабораторный практикум : учеб пособие для студ высш учеб заведений, обучающихся по направлению... | ||
Учебное пособие представляет собой системный курс социальной психологии,... Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 2000г | Уроку. (из Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:... Допущено Министерством образования и нayки Российской Федерации 4-е издание Москва «Просвещение» 2007 | ||
Немов Р. С. Психология: Учеб для студ высш пед учеб заведений: в 3 кн. 4-е изд Вариант Принципы естественнонаучного подхода к изучению психики человека. [Источник: Электронный ресурс: 2] | Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов... Рекомендовано Комитетом по высшей школе Министерства науки России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений... | ||
Нагаев В. В. Н16 Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб пособие для вузов Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,... | Методические материалы для студентов заочной формы обучения Специльность Педагогика и психология Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб пособие для студ высш учеб заведений/ А. П. Панфилова; под общ... | ||
Учебник для бакалавров (допущено Министерством высшего образования... Новицкий И. Б. Римское право: учеб для юрид высш учеб заведений и фак. 2011. 298 с. 30 экз | Патопсихология: Теория и практика: Учеб пособие для студ высш пед... Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений /... | Краснова О. В., Лидере а г. Социальная психология старения: Учеб... С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г |