Скачать 44.9 Kb.
|
Тема: Почва - как среда обитания. Задачи урока:
Оборудование: образец почвы, спиртовка, предметное стекло, стакан, вода, мультимедийное приложение к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н. И. Природоведение. 5 кл. Ход урока I.Организационный момент. II. Целеполагание. Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания живых организмов. Что мы должны знать о почве? Что такое? Состав Почва Значение Свойства Условия существования Живые организмы Приспособления Вопрос урока: может ли почва быть средой обитания? III. Изучение новой темы. Чтобы ответить на вопрос: Что такое почва? Мы должны рассмотреть состав почвы. Какие вещества входят в состав почвы? (ответы учащихся). 1 группа: опыт 1.Кусочек почвы прокаливается на огне спиртовой горелки. При этом идет дым, запах. Вывод: Сгорают органические вещества и мельчайшие остатки организмов – гумус или перегной. 2 группа: опыт 2. Прокаленную почву смешивают с водой- вода мутнеет. Через некоторое время образуется 2 слоя- глины и песка. Вывод: В состав почвы входят глина и песок. 3 группа: опыт 3. Слить воду из стакана. Налить на часовое стекло и выпарить над спиртовкой. Останется беловатый осадок. Вывод: В почве присутствуют минеральные соли. 4 группа: опыт 4. Кусочек почвы опускается в стакан с водой. Начинают выделяться пузырьки воздуха. Это воздух из почвы вытесняется водой. Проникающей между частицами почвы . Вывод: В почве присутствует воздух. 5 группа: опыт 5. Кусочек свежей почвы опускается в сухую пробирку и нагревается над пламенем спиртовки. На стенках пробирки появляются маленькие капельки воды. Вывод: В почве присутствует вода. Заполнить схему: Состав почвы Минеральные вещества в Органические вещества (перегной) Вода Воздух Песок, глина Образование почвы началось с момента появления на Земле бактерий. Это произошло миллионы лет назад. Бактерии могли жить в измельченных горных породах. Они постоянно умирали и перегнивали. Минеральные частички перегноя склеивали песок и глину. На образованном тоненьком слое почвы могли жить растения. С этого момента процесс образования почвы пошел быстрее. Растения росли и отмирали. При помощи бактерий гниения они превращались в органические вещества, а потом в минеральные соли. Со временем почву заселили различные растения. Вывод: Почва – это плодородный слой Земли, на котором растут растения. Основное свойство почвы –плодородие. А теперь познакомимся с особенностями почвы. Задание: В учебнике на стр.119 изучите текст «Почвенная среда» и назовите особенности. Заслушиваются ответы учащихся. Вывод: В почве мало света, есть воздух, количество воды может быть разное, почва – это плотная среда в которой тяжело перемещаться. Температура почвы летом ниже, чем температура воздуха, а зимой выше, чем температура воздуха. Вопрос: Кто обитатели почвы? (Демонстрация мультимедийного приложения) В почве живет огромное количество разнообразных организмов: бактерии, одноклеточные грибы, животные. Также в почве находятся корни растений и грибницы многоклеточных грибов. В почве обитают беспозвоночные – муравьи, личинки мух и жуков, дождевые черви, медведка; позвоночные млекопитающие – кроты. Работа в группах: Выяснить, какие приспособления есть у крота (1 группа), дождевого червя( 2 группа), медведки (3 группа). Заслушиваются ответы учащихся. Вывод: Обитатели почвенной среды имеют следующие особенности:
Вопрос: Как к жизни в почве приспособлены растения? (Демонстрация мультимедийного приложения) У растений обитающих в пустыне развит длинный корень; в луковицах, клубнях откладывается запас питательных веществ; у кактусов в стебле запасается вода. Значение живых организмов для почвы (обсуждение). IV. Закрепление знаний: Тест. 1. Почва – верхний плодородный слой земли. 2.В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух 3. Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде. 4.В почве обитают только мелкие животные 5. Почвенные животные слепы 6. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её. V. Подведение итогов урока: А теперь ответим на вопрос: может ли почва быть средой обитания? Ответы учащихся. Вывод: 1.Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий. 2. В почве имеются условия для жизни . 3. Живые организмы приспособились к жизни в почве. Домашнее задание: выучить в учебнике стр.199, 121. |
Урок по предмету "Окружающий мир" Тема урока: «Почва. Свойства почвы» Сформулировать причины, какое значение имеет почва для животных, растений и человека | Реферат На тему Луговое и полевое кормопроизводство Растение и среда. Экология растений занимается изучением взаимоотношений между растениями и окружающей средой, в которой они обитают.... | ||
Урок по теме: "Почвенные обитатели. Охрана почв" Характеристика почвы... Выполни задание! Выбери из предложенных характеристик только те, которые можно отнести к почве | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ознакомление с основными пунктами концепции экологической безопасности. Окружающая среда, оптимальная среда обитания, загрязнение... | ||
Доклад на тему: Природа и дети Поэтому человек должен научиться управлять своими запросами в пределах разумного. Для того, чтобы последующим поколениям досталась... | Казанскийиздательскийдо м Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | ||
About myself and my family about Myself Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | Учебные материалы Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | ||
Выбор темы исследования Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | 2. информационные процессы в системах Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | ||
1 Информация и информационные процессы Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | Викторина по информатике «инфознайка» Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | ||
И. С. Алексеев. Классификация наук Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | Стипендия института конфуция Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | ||
Вопросы учебника Называть Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | 10. 30-11. 00 Регистрация участников семинара. 11. 00-11. 10 Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) |