Урок-проект: «Почва-среда обитания»





НазваниеУрок-проект: «Почва-среда обитания»
Дата публикации13.08.2014
Размер44.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

МБОУ « Ромодановская средняя общеобразовательная школа №2»
Республика Мордовия

Урок-проект: «Почва-среда обитания» (5 кл.)

Подготовила учитель биологии:

Елизарова Лидия Николаевна,

первая квалификационная категория





Ромоданово-2013 г.


Тема: Почва - как среда обитания.

Задачи урока:

  1. Образовательная: сформировать знания учащихся о почве как среде обитания живых организмов; выяснить черты приспособленности организмов к почвенной среде.

  2. Развивающая: формировать умение учащихся выполнять несложные практические задания.

  3. Воспитательная: воспитание бережного отношения к животным, растениям.

Оборудование: образец почвы, спиртовка, предметное стекло, стакан, вода, мультимедийное приложение к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н. И. Природоведение. 5 кл.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Целеполагание.

Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания живых организмов.

Что мы должны знать о почве?


Что такое?

Состав

Почва

Значение



Свойства



Условия существования

Живые организмы





Приспособления


Вопрос урока: может ли почва быть средой обитания?

III. Изучение новой темы.

Чтобы ответить на вопрос: Что такое почва? Мы должны рассмотреть состав почвы.

Какие вещества входят в состав почвы? (ответы учащихся).

1 группа: опыт 1.Кусочек почвы прокаливается на огне спиртовой горелки. При этом идет дым, запах.

Вывод: Сгорают органические вещества и мельчайшие остатки организмов – гумус или перегной.

2 группа: опыт 2. Прокаленную почву смешивают с водой- вода мутнеет. Через некоторое время образуется 2 слоя- глины и песка.

Вывод: В состав почвы входят глина и песок.

3 группа: опыт 3. Слить воду из стакана. Налить на часовое стекло и выпарить над спиртовкой. Останется беловатый осадок. Вывод: В почве присутствуют минеральные соли.

4 группа: опыт 4. Кусочек почвы опускается в стакан с водой. Начинают выделяться пузырьки воздуха. Это воздух из почвы вытесняется водой. Проникающей между частицами почвы . Вывод: В почве присутствует воздух.

5 группа: опыт 5. Кусочек свежей почвы опускается в сухую пробирку и нагревается над пламенем спиртовки. На стенках пробирки появляются маленькие капельки воды.

Вывод: В почве присутствует вода.

Заполнить схему:


Состав почвы

Минеральные вещества

в

Органические вещества (перегной)

Вода

Воздух

Песок, глина


Образование почвы началось с момента появления на Земле бактерий. Это произошло миллионы лет назад. Бактерии могли жить в измельченных горных породах. Они постоянно умирали и перегнивали. Минеральные частички перегноя склеивали песок и глину. На образованном тоненьком слое почвы могли жить растения. С этого момента процесс образования почвы пошел быстрее. Растения росли и отмирали. При помощи бактерий гниения они превращались в органические вещества, а потом в минеральные соли. Со временем почву заселили различные растения.

Вывод: Почва – это плодородный слой Земли, на котором растут растения. Основное свойство почвы –плодородие.

А теперь познакомимся с особенностями почвы.

Задание: В учебнике на стр.119 изучите текст «Почвенная среда» и назовите особенности. Заслушиваются ответы учащихся.

Вывод: В почве мало света, есть воздух, количество воды может быть разное, почва – это плотная среда в которой тяжело перемещаться. Температура почвы летом ниже, чем температура воздуха, а зимой выше, чем температура воздуха.

Вопрос: Кто обитатели почвы? (Демонстрация мультимедийного приложения)

В почве живет огромное количество разнообразных организмов: бактерии, одноклеточные грибы, животные. Также в почве находятся корни растений и грибницы многоклеточных грибов.

В почве обитают беспозвоночные – муравьи, личинки мух и жуков, дождевые черви, медведка; позвоночные млекопитающие – кроты.

Работа в группах: Выяснить, какие приспособления есть у крота (1 группа), дождевого червя( 2 группа), медведки (3 группа).

Заслушиваются ответы учащихся.

Вывод: Обитатели почвенной среды имеют следующие особенности:

  1. Наличие приспособлений для рытья нор, ходов и т.д.

  2. Маленькие глаза или отсутствие органов зрения.

  3. Наличие приспособлений для снижения силы трения при передвижении в почве: наличие слизи на теле (дождевой червь); шерсть короткая и густая (крот); обтекаемая форма тела.

Вопрос: Как к жизни в почве приспособлены растения? (Демонстрация мультимедийного приложения)

У растений обитающих в пустыне развит длинный корень; в луковицах, клубнях откладывается запас питательных веществ; у кактусов в стебле запасается вода.

Значение живых организмов для почвы (обсуждение).

IV. Закрепление знаний:

Тест.

1. Почва – верхний плодородный слой земли.

2.В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух

3. Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.

4.В почве обитают только мелкие животные

5. Почвенные животные слепы

6. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.

V. Подведение итогов урока: А теперь ответим на вопрос: может ли почва быть средой обитания? Ответы учащихся.

Вывод:

1.Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий.

2. В почве имеются условия для жизни .

3. Живые организмы приспособились к жизни в почве.

Домашнее задание: выучить в учебнике стр.199, 121.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-проект: «Почва-среда обитания» iconУрок по предмету "Окружающий мир" Тема урока: «Почва. Свойства почвы»
Сформулировать причины, какое значение имеет почва для животных, растений и человека
Урок-проект: «Почва-среда обитания» iconРеферат На тему Луговое и полевое кормопроизводство
Растение и среда. Экология растений занимается изучением взаимоотношений между растениями и окружающей средой, в которой они обитают....
Урок-проект: «Почва-среда обитания» iconУрок по теме: "Почвенные обитатели. Охрана почв" Характеристика почвы...
Выполни задание! Выбери из предложенных характеристик только те, которые можно отнести к почве
Урок-проект: «Почва-среда обитания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ознакомление с основными пунктами концепции экологической безопасности. Окружающая среда, оптимальная среда обитания, загрязнение...
Урок-проект: «Почва-среда обитания» iconДоклад на тему: Природа и дети
Поэтому человек должен научиться управлять своими запросами в пределах разумного. Для того, чтобы последующим поколениям досталась...
Урок-проект: «Почва-среда обитания» iconКазанскийиздательскийдо м
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Урок-проект: «Почва-среда обитания» iconAbout myself and my family about Myself
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Урок-проект: «Почва-среда обитания» iconУчебные материалы
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Урок-проект: «Почва-среда обитания» iconВыбор темы исследования
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Урок-проект: «Почва-среда обитания» icon2. информационные процессы в системах
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Урок-проект: «Почва-среда обитания» icon1 Информация и информационные процессы
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Урок-проект: «Почва-среда обитания» iconВикторина по информатике «инфознайка»
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Урок-проект: «Почва-среда обитания» iconИ. С. Алексеев. Классификация наук
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Урок-проект: «Почва-среда обитания» iconСтипендия института конфуция
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Урок-проект: «Почва-среда обитания» iconВопросы учебника Называть
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Урок-проект: «Почва-среда обитания» icon10. 30-11. 00 Регистрация участников семинара. 11. 00-11. 10
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск