Скачать 489.31 Kb.
|
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель ШМО Заместитель директора Директор МБОУ Естественно-математического цикла по УВР МБОУ Рождественская СОШ Рождественская СОШ _________/Хасанова М.П_/ ________/Чуприн В.В/ Протокол № ____ ________/Cоколова Л.А/ Приказ № ____________ от «__ »___________20__г. «_______»___________20___г. от «___»___________20___г. Рабочая программамуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ``Рождественская средняя общеобразовательная школа`` Лаишевского муниципального района Республики Татарстан по биологии 8 класс Марьиной Натальи Николаевны, учителя первой кв.категории 2013 год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Биология 8 класс Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Издательство Дрофа, 2010. Программа рассчитана на 70 часов в год, на 2 часа в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии. Программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
Задачи обучения:
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата); использовать элементы анализа; давать определения; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; выступать устно и письменно с результатами своего исследования; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для создания презентации результатов познавательной и практической деятельности; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности. Выполнение данной программы предусматривает использование следующих технологий, форм и методов преподавания биологии: развивающее, личностно-ориентированное, проблемное обучение, элементы проектной, компьютерных технологий, технология тестирования, здоровьесберегающие технологии, игровые методы обучения, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Содержание образовательной программы Темы 1-2. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. (4 часа) Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Демонстрации: электронные таблицы, иллюстрирующие сходство человека и животных; остатки материальной первобытной культуры человека;электронные иллюстрации представителей различных рас человека. Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. (1час) Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека. (4часа) Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека. Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Демонстрации: электронные таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека. Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др. Лабораторные работы:
Тема 5. Координация и регуляция. (10 часов) Эндокринный аппарат. Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. Нервная система. Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Демонстрации: электронная таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; электронные таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Анализаторы. Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика. Демонстрации: электронная таблица «Анализаторы»; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии. Лабораторные работы:
Тема 6. Опора и движение. (8 часов) Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей. Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека. Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Демонстрации: электронные таблицы с изображением скелета человека, черепа, костей конечностей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки. Лабораторные работы:
Тема 7. Внутренняя среда организма. (3 часа) Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация. Демонстрации: электронные таблицы «Состав крови», «Группы крови». Лабораторная работа:
Тема 8. Транспорт веществ. (5 часов) Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Демонстрации: электронные таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Практические работы:
Тема 9. Дыхание. (5 часов) Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация. Демонстрации: торс человека; электронная таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Лабораторная работа:
Тема 10. Пищеварение. (6 часов) Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. Демонстрации: торс человека; электронная таблица «Пищеварительная система. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании. Лабораторные работы:
Тема 11. Обмен веществ и энергии. (3 часа) Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ. Демонстрации: электронные таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности». Тема 12. Выделение. (2часа) Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика. Демонстрации: электронная таблица «Органы выделения». Тема 13. Покровы тела. (4 часа) Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи. Демонстрации: электронная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях. Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки. |
Наименование Программы Образовательная программа среднего общего... А образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Режим работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия п. Г. Т. Богатые сабы сабинского | ||
Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак... | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнеуратьминская оош»»... | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Простинская оош»» на основе... | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнечелнинская сош»»... | ||
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
План воспитательной работы на 2013-2014 уч. Года муниципального бюджетного... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2 г. Торжка» | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Вого качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карабашская средняя общеобразовательная... | ||
Уста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения староурмарская средняя | Уста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения староурмарская средняя | ||
Самообследование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» утверждены руководителем администрации... | Приказ № от 11. 2013 Образовательная программа основного общего образования... Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения |