The peculiarities of adaptability of elder preschoolers with behavior modifications





Скачать 140.61 Kb.
НазваниеThe peculiarities of adaptability of elder preschoolers with behavior modifications
Дата публикации16.07.2013
Размер140.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
УДК 159.9+ 612.313.82

Н.Е. Подгайский, С.П. Балашова

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОДИФИКАЦИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ

THE PECULIARITIES OF ADAPTABILITY OF ELDER

PRESCHOOLERS WITH BEHAVIOR MODIFICATIONS

В статье рассматривается взаимосвязь адаптационных реакций старших дошкольников и особенностей изменений их поведения, исходя из жалоб родителей, собранных при помощи «неврозологического опросника» Н.Е. Подгайского. Описан механизм возникновения адаптационных реакций в психотравмирующей ситуации. Представлены некоторые психолого-педагогические рекомендации по корректированию образовательного процесса.

Ключевые слова: адаптационные возможности, невротизация, модификации поведения.

In the article some interrelation of adaptive responses of elder preschoolers and their behavior peculiarities on the basis of parents complaints, received with «neurotic inventory» by N.E. Podgayskiy, is considered. The mechanism of formation of adaptive responses in the psychologic traumatic experience is described. Some psychoeducational recommendations for correction of educational process are offered.

Key words: adaptability, neurosis, behavior modifications.

Многочисленными научными исследованиями показано, что возникновение и развитие патологических процессов в организме — результат сложной конвергенции биологических (физиологических и генетически обусловленных), социальных факторов и факторов окружающей среды (В.И. Гарбузов, 1994 [5], Г.Ф. Кумарина, 1998 [10] и др.). В настоящее время состояние здоровья детей не может рассматриваться без учета процессов адаптации, которая представляет собой активный процесс приспособления их высшей нервной и психической деятельности к соответствующим условиям коллектива (Ю.А. Александровский [2], Ф.Б. Березин [4], А. И. Захаров [6], Д.Н. Исаев [7] и др.). Ребёнок в ответ на действие факторов социальной среды вырабатывает либо целесообразные поведенческие реакции, характерные для определённой социальной микрогруппы, либо происходят изменения его поведения, которые определяют состояние регуляторно-адаптационных возможностей дошкольника (В.М. Покровский [16], Е.Г. Потягайло [17, 18] и др.).

Таким образом, мы предположили, что у детей с модификациями поведения адаптационные реакции будут отличаться от адаптационных возможностей детей без каких-либо изменений поведения. Дети с сильной нервной системой и уравновешенными нервными процессами, эмоционально менее возбудимые, обладают большими адаптационными возможностями. Дошкольники с некоторыми невротическими расстройствами и эмоционально лабильные отличаются напряжением физиологических систем и сниженной резистентностью организма.

Целью настоящей работы являлось исследование особенностей адаптационных реакций старших дошкольников с невротическими модификациями поведения.

Материалы и методы


Всего было обследовано 22 ребенка: 12 мальчиков и 10 девочек возрастом 6,5±0,1 (σ=0,4) лет.

Оценку регуляторно-адаптационных возможностей проводили по параметрам вариабельности сердечного ритма (ВРС) в фоне и при проведении ортостатической пробы, полученных при помощи прибора «ВНС-Микро» [12].

Неврозы – заболевания, характеризующиеся нестойкими, обратимыми нарушениями в поведении человека, доставляющими ему неудобства и вызывающие беспокойство. Осознание неправильности своего поведения или «ненормальности» переживаний заставляет больного обратиться за помощью и составляет основу формирования жалоб невротического круга. Состояние, когда изменения в поведении уже есть, а осознания неблагополучия нет, назовем невротизацией [9]. Таким образом, ребенок, имеющий клинически развернутый невроз, будет активно предъявлять жалобы, как правило, родителям; невротизированный ребенок будет иметь измененное поведение, но оно не будет вызывать у него или его родителей особого беспокойства.

Все проявления неврозов и невротизации дифференцируются по 9 синдромам: астенический, вегетативных дисфункций, навязчивостей, тревоги, нарушений сна, ипохондрический, депрессивный, фобический и истерический. Астенический синдром характеризуется, прежде всего, проявлениями «раздражительной слабости» и сопровождает многие соматические болезни (грипп, например); синдром вегетативных дисфункций, проявляющийся в потливости, сердцебиениях, тошноте и т.п. в последнее время хорошо изучен и выделен в отдельное заболевание – вегето-сосудистую дистонию (при условии, что ведущим симптомом становится расстройство артериального давления); синдром навязчивостей широко распространен и его проявления большинством не воспринимаются как болезненные – ребенок что-то вертит в руках, крутит пуговицы, обгрызает ногти, повторяет бесконечные считалочки или присловья; высокая тревожность и ее проявления хорошо описаны в психологической литературе и отдельных пояснений не требует; нарушения сна носят эпизодический характер (в основном пугающие и кошмарные сновидения) и в подростковом возрасте приобретают характер выраженных диссомний, связанных, прежде всего с затруднениями при пробуждении; фобический синдром проявляется в постоянных страхах, как правило, недифференцированных (т.н. «страх страха»); депрессивный синдром как отдельный феномен у детей дошкольного возраста встречается крайне редко, признаками его развития являются долгое (более нескольких часов) сниженное настроение ребенка; истерический синдром, по образному выражению Анны Фрейд «синдром недолюбленных детей», характеризуется демонстративным поведением и самолюбованием.

Для ранней массовой диагностики уровня невротизации школьников разработан способ, заключающийся в особым образом проведенном опросе родителей (как правило, матери), имеющем целью выявление изменений в поведении ребенка [15].

По данным автора методики около 25% детей имеют высокий уровень невротизации, примерно 10% школьников нуждаются в психотерапевтической помощи [13, 14].

Результаты и их обсуждение


По всем 9 синдромам в среднем на одного ребенка пришлось по 12,2±2,0 (σ=9,5) жалоб, максимальное количество их касалось астенического синдрома: в среднем 2,6±0,5 (σ=2,3) на ребенка. Количество жалоб по синдромам представлено в таблице 1.
Таблица - Среднее число жалоб на одного ребенка по синдромам.

Число жалоб, относящихся к синдрому:

Среднее

Ст. откл.

Станд. ошибка

СВД

0.5

0.7

0.2

Тревожный

1.5

2.1

0.5

Нарушений сна

1.4

1.4

0.3

Навязчивостей

1.5

1.2

0.3

Депрессивный

0.9

1.3

0.3

Фобический

1.4

1.3

0.3

Ипохондрический

0.5

1.1

0.2

Истерический

1.9

1.5

0.3


Корреляционный анализ не выявил линейных зависимостей между особенностями физиологической адаптации и структурой невротизации.

В результате кластерного анализа методом Варда по общему количеству жалоб по всем синдромам было получено 3 группы детей: № 1 – группа с малым количеством жалоб; № 2 – группа со средним количеством жалоб; № 3 – группа с большим количеством жалоб. В группу № 1 вошло 14 детей, в группу № 2 – 4 ребенка, в группу № 3 – 6 детей.

Среднее число жалоб по всем синдромам на одного ребенка представлено на рисунке 1.

делеие на группы.jpg
Рисунок - Среднее число жалоб на одного ребенка по всем синдромам.

Особенности адаптационных реакций в выделенных группах представлены в таблице 2.

Таблица - Показатели адаптационных реакций в группах с различной выраженностью невротизации.

Параметр

Средние величины по группам

Достоверность совпадения групп

№1

№2

№3

1-2

1-3

2-3

Текущее функциональное состояние

5,9

-3,0

8,5

0,025

0,22

0,01

Уровень функционирования физиологической системы

3,2

2,0

3,8

0,16

0,30

0,05

Индекс напряжения Баевского в фоне

139,2

81,1

542,6

0,001

0,18

0,007

Индекс напряжения Баевского в ортостатической пробе

312,8

83,5

312,2

0,9

0,01

0,08

Реакция на нагрузку: прирост индекса Баевского в ортостатической пробе (реактивность)

173,6

1,97

-230,3

0,01

0,001

0,09


Индекс напряжения регуляторных систем (ИН) характеризует активность механизмов симпатической регуляции, состояние центрального контура регуляции. Этот показатель вычисляется на основании анализа графика распределения кардиоинтервалов - гистограммы. Активация центрального контура, усиление симпатической регуляции во время нагрузки проявляется стабилизацией ритма, уменьшением разброса длительностей кардиоинтервалов, увеличением количества однотипных по длительности интервалов (рост амплитуды моды числа интервалов соответствующих значению моды - наиболее часто встречаемому значению). Этот показатель получил название индекса напряжение регуляторных систем (ИН). В норме ИН колеблется в пределах 80-150 условных единиц. Этот показатель очень чувствителен к усилению тонуса симпатической нервной системы. Небольшая нагрузка (физическая или эмоциональная) увеличивают ИН в 1,5-2 раза. При значительных нагрузках он растет в 5-10 раз [3].

Нарастание общего числа жалоб отражает процесс развития невротизации. ИН у детей из группы № 1 с небольшим числом жалоб соответствует норме, что говорит о нормальном напряжении регуляции сердечного ритма и, следовательно, о нормальном тонусе корковых процессов. В группе № 2 с условно средним числом жалоб ИН несколько снижен, видно снижение тонуса симпатической регуляции, что, на наш взгляд, является сигналом начинающейся перестройки корково-подкорковых отношений. Дети в группе № 3 имеют повышенный ИН (преобладание симпатических реакций, избыточное напряжение, преобладание возбуждения) (Рисунок 2).
баевский.jpg

Рисунок - Изменение напряжения функциональной системы в зависимости от уровня невротизации.
При проведении ортостатической пробы ИН закономерно увеличивается, что и происходит у детей из группы № 1. Дети группы № 2 на нагрузку реагируют слабо, прирост ИН незначителен, что говорит о недостаточности регулирования тонуса нервной системы. В группе № 3 наблюдается «парадоксальная» реакция на минимальную нагрузку ортостатической пробы: ИН снижается, т.е. эти дети демонстрируют склонность к ослаблению симпатических влияний в ответ на нагрузку (Рисунок ).

прирост иб в оп.jpg

Рисунок - Реакция на нагрузку дошкольников в зависимости от выраженности невротизации.

Известно, что сердечнососудистая система включается в «патодинамическую структуру болезни» и снижает свои адаптационные и функциональные возможности [1]. Сниженные функциональные возможности сердечнососудистой системы, по закону развития общего адаптационного синдрома, описанного Г. Селье [19], проявляются на средней стадии формирования невротизации и соответствуют фазе резистентности (группа № 2, снижение реактивности регуляторных систем), после чего происходит так называемый «уход в болезнь» и сердечнососудистая система на фоне гипертонуса симпатической регуляции отвечает на нагрузку снижением ИН (возбуждением парасимпатического отдела ВНС).

Модификации поведения выступают в этом случае как способ приспособления организма к психотравмирующей ситуации, «промежуточным звеном в общей картине развития невроза как заболевания» (Б.Г. Карвасарский [8]). Изменения поведения как форма проявления невротизации регулируют общее состояние организма ребёнка и могут выражаться либо в качестве делинквентного поведения (дальнейшая модификация), либо психосоматической патологии [9].

Таким образом, мы наблюдаем сложный динамический процесс включения и вовлечения адаптационных реакций в процесс реагирования организма на психотравмирующую ситуацию, где сердечнососудистая система перестаёт играть роль «индикатора» функционального состояния организма и ведущим звеном адаптации становятся модификации поведения.

«Цель здоровьесберегающей педагогики - последовательное формирование здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием воспитателями здоровьесберегающих технологий» [7]. Приоритетным для здоровьесбережения является единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья, что и обуславливает выбор применения принципов здоровьесберегающей педагогики при работе с детьми с невротическими нарушениями.

Для снятия избыточного напряжения и перевозбуждения, обусловленных влиянием симпатической нервной системы, педагогам необходимо выполнять следующие рекомендации, построенные на принцах здоровьесбережения:

  • соблюдать гигиенические условия в группе: чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения помещения и доски, наличии или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

  • обеспечивать индивидуальный подход к каждому воспитаннику: создавать такой уровень учебной нагрузки, который (при учёте индивидуальных особенностей и возрастных возможностей каждого дошкольника) соответствовал тренирующему режиму и был ниже утомляющего. Для каждого воспитанника необходимо составить индивидуальный оптимальный уровень нагрузки.

  • необходимо осуществлять комплексный междисциплинарный подход по охране здоровья детей: согласованное взаимодействие между педагогами, психологами, медицинскими работниками и родителями воспитанников.

  • обеспечивать оптимальную смену видов образовательной деятельности, используемых воспитателем. К их числу относятся: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, проблемных ситуаций и т. д. Нормой считается 4-7 видов за занятий. Однообразность занятия способствует утомляемости воспитанников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от детей дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

  • обеспечивать оптимальность продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут. Число использованных воспитателем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.

  • использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли воспитателя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (игротерапия, сказкотерапия, элементы театральной педагогики (проигрывание этюдов), создание общих творческих проектов и т.д.); видеоматериалы для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам и др.

  • включать в занятие физкультминутки и физкультпаузы. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15 минут занятия по 1 минуте из трёх легких упражнений с тремя повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у воспитанников желания их выполнять.

  • использовать эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальные минутки и т. д.

  • необходимо завершить занятие более спокойно, чтобы воспитанники имели возможность задать воспитателю вопросы, либо через выход из сказки, если применялась сказкотерапия или «путешествие в сказочную страну» или каким-либо иным способом, не травмирующим психику ребёнка (это зависит от профессионализма и творческого подхода воспитателя), уметь правильно попрощаться с дошкольниками (если это педагог дополнительного образования).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Адаптационные реакции детей с модификациями поведения отличаются сниженной реактивностью и ослаблением симпатических влияний на предъявленную нагрузку. В состоянии покоя (без воздействия каких-либо факторов) такие дети отличаются избыточным напряжением, повышенной возбудимостью и лабильностью эмоционального фона. Такие изменения в системе адаптационных реакций обусловлены инвертированностью регуляторов функционального состояния организма в ответ на психотравмирующую ситуацию: происходит перестройка корково-подкорковых отношений, и сердечнососудистая система перестаёт играть роль «показателя» общего состояния организма детей с невротическим поведением.

  2. Результатом реагирования организма на нагрузку являются модификации поведения, которые ослабляют воздействие психотравмы, защищают организм от перенапряжения и выступают в качестве адаптационного механизма в общей системе регулирования функционального состояния дошкольников с невротизацией. Модификации поведения поддерживают баланс между воздействующими на организм ребёнка факторами окружающей среды и его психофизиологическим состоянием.

  3. Учитывая особенности адаптационных реакций детей с модификациями поведения, можно корректировать педагогический процесс и строить обучение таких детей по принципам здоровьесберегающей педагогики, которые реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.


Список литературы

  1. Аболенская, А.В. Адаптационные возможности организма и состояние здоровья детей / А.В. Аболенская. - М.: «Информ Пресс-94», 1996. - 132 с.

  2. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) / Ю.А. Александровский. - М.: Наука, 1976. - 272 с.

  3. Баевский, Р.М. Вариабельность сердечного ритма. Медико-физиологические аспекты. / Р.М.Баевский -: Режим доступа: http://www.clubkit.ru/varicard_statya.php. - 2009.

  4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Мысль, 1988. - 370 с.

  5. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов, - Санкт-Петербург: АО «Сфера», 1994. – 160 с.

  6. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. – Л.: 1996. – 354 с.

  7. Здоровьесберегающее образование. Принципы здоровьесберегающей педагогики / Режим доступа:http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4170.html. - 2008.

  8. Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев. – М.: «Речь», 2005. – 400 с.

  9. Карвасарский, Б.Д. Неврозы / Б.Д. Карвасарский. - М.: «Медицина», 1980. - 325 с.

  10. Кумарина, Г.Ф. Состояния риска в развитии ребенка: актуальные проблемы педагогической диагностики, профилактики и коррекции / Г.Ф. Кумарина // Мат-лы Всеросс.науч.-практич. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». - М., 1998. - 438 с.

  11. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой, Н.И. Ганошенко, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой, А Г. Рузской. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.– 240 с.

  12. Михайлов, В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода / В.М.Михайлов. - Иваново: НЕЙРОСОФТ, 2002. - 255 с.

  13. Подгайский, Н.Е. Психофизиологический мониторинг школьников: социокультурные компоненты / Н.Е. Подгайский // Этнические культуры народов поволжья: Сборник статей и докладов Одиннадцатой межвузовской конференции по культурологии. - Н-Новгород, ГХИ ННГАСУ. 2005. - с. 196.

  14. Подгайский, Н.Е. Мониторинг психофизиологического состояния младших школьников при внедрении новых форм занятий физической культурой / Н.Е. Подгайский, Е.А. Дрягалова // Физическое развитие учащейся молодежи: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 30-31 мая 2005 года. - Н-Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2005. - с. 103.

  15. Подгайский, Н.Е. Способ массовой диагностики уровня невротизации школьников / Н.Е. Подгайский // 2-й международный конгресс «Психосоматическая медицина – 2007». - СПтб. 2007. - С. 124.

  16. Покровский, В.М., Абушкевич, В.Г. Сердечно-дыхательный синхронизм у человека / В.М. Покровский, В.Г. Абушкевич // Физиология человека. - 2002. - №3. - С. 46-48.

  17. Потягайло, Е.Г., Покровский, В.М. Особенности феномена синхронизации дыхательного и сердечного ритмов у детей с различными типами нервной системы / Е.Г. Потягайло, В.М. Покровский // Журн. высшей нервной деятельности человека. - 2003. - Т.53, №1. - С.41-45.

  18. Потягайло, Е.Г., Покровский, В.М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке функционального состояния и регуляторно-адаптивных возможностей организма ребенка / Е.Г. Потягайло, В.М. Покровский // Физиология человека. - 2003. - Т.29, №1. - С.15-17.

  19. Селье, Г. На уровне целого организма / Г. Селье. - М.: Наука, 1972. - 122 с.



Bibliography

  1. Abolenskay, A.V. Adaptability of organism and state of children's health / A.V. Abolenskay. – M.: «Inform Press - 94», 1996. – 132 p.

  2. Alexandrovskiy, Y.A. States of psychic deadaptation and their compensation (the boundary neuro-mental disorders) / Y.A. Alexandrovskiy. – M.: Science, 1976. – 272 p.

  3. Baevskiy, R.M. Variability of cardiac rhythm. Medico-physiological aspects. / R.M. Baevskiy - : Access mode: http://www.clubkit.ru/varicard_statya.php. - 2009.

  4. Berezin, F.B. Human psychic and psychophysiological adaptation / F.B. Berezin. – L.: Idea, 1988. – 370 p.

  5. Garbyzov, V.I. Practical psychotherapy, or how to return the child or teenager to self-confidence, true dignity and health / V.I. Garbyzov, - St. Petersburg: AO «Sphere», 1994. – 160 p.

  6. Zaharov, A.I. Origin of child neuroses and psychotherapy / A.I. Zaharov. – L.: 1996. – 354 p.

  7. Isaev, D.N. Emotional stress. Child psychosomatic and somatopsychical disorders / D.N. Isaev. – M.: «Speech», 2005. – 400 p.

  8. Karvasarskiy, B.D. Neuroses / B.D. Karvasarskiy. – M.: «Medicine», 1980. – 325 p.

  9. Kymarina, G.F. Risk states in child development: actual problems of pedagogical diagnostics, prevention and correction / G.F. Kymarina // Materials of All-Russian Scientific-Practical Conference «Social health of child and family: protection, support and return to life». – M., 1998. – 438 p.

  10. Interpersonal relationships of child from birth to seven years / Edited by E.O. Smirnovoy, N.I. Ganoshenko, L.N. Galigyzovoy, S.Y. Mesheryakovoy, A.G. Ryzskoy. – M.: Moscow psycho-social Institute; Voronezh: Publishing house NPO «MODEK», 2001. – 240 p.

  11. Mihaylov, V.M. Variability of cardiac rhythm: the practical experience of the method / V.M. Mihaylov. – Ivanovo: NEYROSOFT, 2002. – 255 p.

  12. Podgayskiy, N.E. Psychophysiological monitoring of pupils: sociocultural components / N.E. Podgayskiy // The ethnic cultures of Volga nations: Collection of articles and reports of the Eleventh Intercollegiate Cultural Conference. - Nizhny Novgorod, HAI NNSUACE. 2005. – P. 196.

  13. Podgayskiy, N.E. Psychophysiological monitoring of younger pupils with the implementation of new forms of physical training / N.E. Podgayskiy, E.A. Dryagalova // Physical development of students: Materials of the Fourth All-Russian Scientific-Practical Conference May 30-31, 2005. - Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Humanities Center. 2005. – P.103.

  14. Podgayskiy, N.E. Mass diagnostic’s method of school neurotization / N.E. Podgayskiy // The Second of International Congress «Psychosomatic medicine - 2007». SPb. 2007. - P 124.

  15. Pokrovskyi, V.M., Abyshkevich, V.G. Human cardio-respiratory synchronism / V.M. Pokrovskyi, V.G. Abyshkevich // Human physiology. – 2002. - №3. – P. 46-48.

  16. Potyagailo, E.G. Pokrovskyi, V.M. Peculiarities of the synchronization phenomenon of respiratory and cardiac rhythms of children with various types of nervous system / E.G. Potyagailo, V.M. Pokrovskyi // Journal of human higher nervous activity. – 2003. – P. 53, №1. – P. 41-45.

  17. Potyagailo, E.G. Pokrovskyi, V.M. Cardio-respiratory synchronism in the estimation of functional status and the regulatory and adaptive capacities of the child / E.G. Potyagailo, V.M. Pokrovskyi // Human physiology. – 2003. – P. 29, №1. - P. 15-17.

  18. Selie, G. On the level of the whole organism / G. Selie. – M.: Science, 1972. – 122 p.

  19. Health education. Principles health pedagogy. Acces mode: http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4170.html. - 2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

The peculiarities of adaptability of elder preschoolers with behavior modifications iconAbric J. Ci. Central system, peripheral system: their functions and...
С. Consumers' environmental behavior. Generalized, Sector-Based, or Compensatory. Environment and behavior, Vol. 31. №1, January....
The peculiarities of adaptability of elder preschoolers with behavior modifications iconPeculiarities of organisation of recording transactions of insurance...
...
The peculiarities of adaptability of elder preschoolers with behavior modifications iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Презентация международного проекта «The Global Leadership& Organization Behavior Effectiveness (clobe)» с синхронным переводом
The peculiarities of adaptability of elder preschoolers with behavior modifications iconОбзор Безопасности, основанной на поведении (Behavior-Based Safety – bbs)
Санитарного состояния определяют порядок уборки и содержания, озеленения территории Кадряковского сельского поселения, в том числе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск