Скачать 140.61 Kb.
|
УДК 159.9+ 612.313.82 Н.Е. Подгайский, С.П. Балашова ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОДИФИКАЦИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ THE PECULIARITIES OF ADAPTABILITY OF ELDER PRESCHOOLERS WITH BEHAVIOR MODIFICATIONS В статье рассматривается взаимосвязь адаптационных реакций старших дошкольников и особенностей изменений их поведения, исходя из жалоб родителей, собранных при помощи «неврозологического опросника» Н.Е. Подгайского. Описан механизм возникновения адаптационных реакций в психотравмирующей ситуации. Представлены некоторые психолого-педагогические рекомендации по корректированию образовательного процесса. Ключевые слова: адаптационные возможности, невротизация, модификации поведения. In the article some interrelation of adaptive responses of elder preschoolers and their behavior peculiarities on the basis of parents complaints, received with «neurotic inventory» by N.E. Podgayskiy, is considered. The mechanism of formation of adaptive responses in the psychologic traumatic experience is described. Some psychoeducational recommendations for correction of educational process are offered. Key words: adaptability, neurosis, behavior modifications. Многочисленными научными исследованиями показано, что возникновение и развитие патологических процессов в организме — результат сложной конвергенции биологических (физиологических и генетически обусловленных), социальных факторов и факторов окружающей среды (В.И. Гарбузов, 1994 [5], Г.Ф. Кумарина, 1998 [10] и др.). В настоящее время состояние здоровья детей не может рассматриваться без учета процессов адаптации, которая представляет собой активный процесс приспособления их высшей нервной и психической деятельности к соответствующим условиям коллектива (Ю.А. Александровский [2], Ф.Б. Березин [4], А. И. Захаров [6], Д.Н. Исаев [7] и др.). Ребёнок в ответ на действие факторов социальной среды вырабатывает либо целесообразные поведенческие реакции, характерные для определённой социальной микрогруппы, либо происходят изменения его поведения, которые определяют состояние регуляторно-адаптационных возможностей дошкольника (В.М. Покровский [16], Е.Г. Потягайло [17, 18] и др.). Таким образом, мы предположили, что у детей с модификациями поведения адаптационные реакции будут отличаться от адаптационных возможностей детей без каких-либо изменений поведения. Дети с сильной нервной системой и уравновешенными нервными процессами, эмоционально менее возбудимые, обладают большими адаптационными возможностями. Дошкольники с некоторыми невротическими расстройствами и эмоционально лабильные отличаются напряжением физиологических систем и сниженной резистентностью организма. Целью настоящей работы являлось исследование особенностей адаптационных реакций старших дошкольников с невротическими модификациями поведения. Материалы и методыВсего было обследовано 22 ребенка: 12 мальчиков и 10 девочек возрастом 6,5±0,1 (σ=0,4) лет. Оценку регуляторно-адаптационных возможностей проводили по параметрам вариабельности сердечного ритма (ВРС) в фоне и при проведении ортостатической пробы, полученных при помощи прибора «ВНС-Микро» [12]. Неврозы – заболевания, характеризующиеся нестойкими, обратимыми нарушениями в поведении человека, доставляющими ему неудобства и вызывающие беспокойство. Осознание неправильности своего поведения или «ненормальности» переживаний заставляет больного обратиться за помощью и составляет основу формирования жалоб невротического круга. Состояние, когда изменения в поведении уже есть, а осознания неблагополучия нет, назовем невротизацией [9]. Таким образом, ребенок, имеющий клинически развернутый невроз, будет активно предъявлять жалобы, как правило, родителям; невротизированный ребенок будет иметь измененное поведение, но оно не будет вызывать у него или его родителей особого беспокойства. Все проявления неврозов и невротизации дифференцируются по 9 синдромам: астенический, вегетативных дисфункций, навязчивостей, тревоги, нарушений сна, ипохондрический, депрессивный, фобический и истерический. Астенический синдром характеризуется, прежде всего, проявлениями «раздражительной слабости» и сопровождает многие соматические болезни (грипп, например); синдром вегетативных дисфункций, проявляющийся в потливости, сердцебиениях, тошноте и т.п. в последнее время хорошо изучен и выделен в отдельное заболевание – вегето-сосудистую дистонию (при условии, что ведущим симптомом становится расстройство артериального давления); синдром навязчивостей широко распространен и его проявления большинством не воспринимаются как болезненные – ребенок что-то вертит в руках, крутит пуговицы, обгрызает ногти, повторяет бесконечные считалочки или присловья; высокая тревожность и ее проявления хорошо описаны в психологической литературе и отдельных пояснений не требует; нарушения сна носят эпизодический характер (в основном пугающие и кошмарные сновидения) и в подростковом возрасте приобретают характер выраженных диссомний, связанных, прежде всего с затруднениями при пробуждении; фобический синдром проявляется в постоянных страхах, как правило, недифференцированных (т.н. «страх страха»); депрессивный синдром как отдельный феномен у детей дошкольного возраста встречается крайне редко, признаками его развития являются долгое (более нескольких часов) сниженное настроение ребенка; истерический синдром, по образному выражению Анны Фрейд «синдром недолюбленных детей», характеризуется демонстративным поведением и самолюбованием. Для ранней массовой диагностики уровня невротизации школьников разработан способ, заключающийся в особым образом проведенном опросе родителей (как правило, матери), имеющем целью выявление изменений в поведении ребенка [15]. По данным автора методики около 25% детей имеют высокий уровень невротизации, примерно 10% школьников нуждаются в психотерапевтической помощи [13, 14]. Результаты и их обсуждениеПо всем 9 синдромам в среднем на одного ребенка пришлось по 12,2±2,0 (σ=9,5) жалоб, максимальное количество их касалось астенического синдрома: в среднем 2,6±0,5 (σ=2,3) на ребенка. Количество жалоб по синдромам представлено в таблице 1. Таблица - Среднее число жалоб на одного ребенка по синдромам.
Корреляционный анализ не выявил линейных зависимостей между особенностями физиологической адаптации и структурой невротизации. В результате кластерного анализа методом Варда по общему количеству жалоб по всем синдромам было получено 3 группы детей: № 1 – группа с малым количеством жалоб; № 2 – группа со средним количеством жалоб; № 3 – группа с большим количеством жалоб. В группу № 1 вошло 14 детей, в группу № 2 – 4 ребенка, в группу № 3 – 6 детей. Среднее число жалоб по всем синдромам на одного ребенка представлено на рисунке 1. Рисунок - Среднее число жалоб на одного ребенка по всем синдромам. Особенности адаптационных реакций в выделенных группах представлены в таблице 2. Таблица - Показатели адаптационных реакций в группах с различной выраженностью невротизации.
Индекс напряжения регуляторных систем (ИН) характеризует активность механизмов симпатической регуляции, состояние центрального контура регуляции. Этот показатель вычисляется на основании анализа графика распределения кардиоинтервалов - гистограммы. Активация центрального контура, усиление симпатической регуляции во время нагрузки проявляется стабилизацией ритма, уменьшением разброса длительностей кардиоинтервалов, увеличением количества однотипных по длительности интервалов (рост амплитуды моды числа интервалов соответствующих значению моды - наиболее часто встречаемому значению). Этот показатель получил название индекса напряжение регуляторных систем (ИН). В норме ИН колеблется в пределах 80-150 условных единиц. Этот показатель очень чувствителен к усилению тонуса симпатической нервной системы. Небольшая нагрузка (физическая или эмоциональная) увеличивают ИН в 1,5-2 раза. При значительных нагрузках он растет в 5-10 раз [3]. Нарастание общего числа жалоб отражает процесс развития невротизации. ИН у детей из группы № 1 с небольшим числом жалоб соответствует норме, что говорит о нормальном напряжении регуляции сердечного ритма и, следовательно, о нормальном тонусе корковых процессов. В группе № 2 с условно средним числом жалоб ИН несколько снижен, видно снижение тонуса симпатической регуляции, что, на наш взгляд, является сигналом начинающейся перестройки корково-подкорковых отношений. Дети в группе № 3 имеют повышенный ИН (преобладание симпатических реакций, избыточное напряжение, преобладание возбуждения) (Рисунок 2). Рисунок - Изменение напряжения функциональной системы в зависимости от уровня невротизации. При проведении ортостатической пробы ИН закономерно увеличивается, что и происходит у детей из группы № 1. Дети группы № 2 на нагрузку реагируют слабо, прирост ИН незначителен, что говорит о недостаточности регулирования тонуса нервной системы. В группе № 3 наблюдается «парадоксальная» реакция на минимальную нагрузку ортостатической пробы: ИН снижается, т.е. эти дети демонстрируют склонность к ослаблению симпатических влияний в ответ на нагрузку (Рисунок ). Рисунок - Реакция на нагрузку дошкольников в зависимости от выраженности невротизации. Известно, что сердечнососудистая система включается в «патодинамическую структуру болезни» и снижает свои адаптационные и функциональные возможности [1]. Сниженные функциональные возможности сердечнососудистой системы, по закону развития общего адаптационного синдрома, описанного Г. Селье [19], проявляются на средней стадии формирования невротизации и соответствуют фазе резистентности (группа № 2, снижение реактивности регуляторных систем), после чего происходит так называемый «уход в болезнь» и сердечнососудистая система на фоне гипертонуса симпатической регуляции отвечает на нагрузку снижением ИН (возбуждением парасимпатического отдела ВНС). Модификации поведения выступают в этом случае как способ приспособления организма к психотравмирующей ситуации, «промежуточным звеном в общей картине развития невроза как заболевания» (Б.Г. Карвасарский [8]). Изменения поведения как форма проявления невротизации регулируют общее состояние организма ребёнка и могут выражаться либо в качестве делинквентного поведения (дальнейшая модификация), либо психосоматической патологии [9]. Таким образом, мы наблюдаем сложный динамический процесс включения и вовлечения адаптационных реакций в процесс реагирования организма на психотравмирующую ситуацию, где сердечнососудистая система перестаёт играть роль «индикатора» функционального состояния организма и ведущим звеном адаптации становятся модификации поведения. «Цель здоровьесберегающей педагогики - последовательное формирование здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием воспитателями здоровьесберегающих технологий» [7]. Приоритетным для здоровьесбережения является единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья, что и обуславливает выбор применения принципов здоровьесберегающей педагогики при работе с детьми с невротическими нарушениями. Для снятия избыточного напряжения и перевозбуждения, обусловленных влиянием симпатической нервной системы, педагогам необходимо выполнять следующие рекомендации, построенные на принцах здоровьесбережения:
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Список литературы
Bibliography
|
Abric J. Ci. Central system, peripheral system: their functions and... С. Consumers' environmental behavior. Generalized, Sector-Based, or Compensatory. Environment and behavior, Vol. 31. №1, January.... | Peculiarities of organisation of recording transactions of insurance... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Презентация международного проекта «The Global Leadership& Organization Behavior Effectiveness (clobe)» с синхронным переводом | Обзор Безопасности, основанной на поведении (Behavior-Based Safety – bbs) Санитарного состояния определяют порядок уборки и содержания, озеленения территории Кадряковского сельского поселения, в том числе... |