Дисциплины





Скачать 289.99 Kb.
НазваниеДисциплины
Дата публикации25.10.2014
Размер289.99 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Биология > Самостоятельная работа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ДИСЦИПЛИНЫ
"Зоология (позвоночные)"



Кафедра Биологии

Направление: 020400.62 "Биология"

Дисциплина: Зоология (позвоночные)
Количество часов (по учебному плану всего/ аудиторных): 144/106
Статус дисциплины (по учебному плану): обязательная
Семестр: 3,4

Распределение часов: лекции - 54 часа, практические работы - 52 часа, самостоятельная работа 38 часов.
Преподаватель: Решетнева О.С., ст. преподаватель


Балльная структура оценки
1 семестр
№ п/п
форма контроля
минимальное для аттестации количество баллов
максимальное для аттестации количество баллов
единица измерения
всего
единица измерения
всего
обязательные виды работы:
1.
Посещение занятий
1
9
0,5
9
2.
Учет активности работы на практических занятиях
1
9
2
18
3.
Выполнение домашнего задания
1
9
1,5
13,5
4.
Промежуточный контроль (тест)
7
15
5.
Самостоятельная работа
1
9
3
27
6.
Выполнение творческого задания (реферат)
5
5
7.
Итоговый контроль (зачет)
4
12,5

ИТОГО
52
100



Учебно-методическая карта
Первый семестр
Наименование тем, изучаемых по дисциплине
Занятия (ч)
Самостоятельная работа студентов
Формы контроля
Количество баллов
ЛК
ПР
Содержание
Часы
min
max
1.

Введение в предмет зоологии позвоночных
4
2

Зоология позвоночных (хордовых) как заключитель­ный раздел зоологии; причины выделения ее в самостоя­тельный курс. Значение материалов курса для решения общих биологических проблем и применения зоологии в практике сельского, лесного, рыбного, охотничьего и других хозяйств; в области народного здравоохранения и ветеринарии.
2
Учет посещаемости
1
1
Проверка выполненной самостоятельной работы
1
3
Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
Учет активности на занятии
1
2
2.

Тип хордовые (Chordata)
4
2

Общая характеристика типа. Специфические черты организации и признаки, общие с некоторыми беспозво­ночными животными (вторичная полость тела, вторич­ный рот, метамерия и т. д.). Место хордовых среди дру­гих типов животного царства.

4
Проверка выполненной самостоятельной работы
1
3
Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
Учет посещаемости
1
1
Учет активности на занятии
1
2
3.

Подтип I. Бесчерепные (Acrania)
4
2

Общая характеристика подтипа. Бесчерепные как наи­более примитивные хордовые. Организация бесчерепных на примере обыкновенного ланцетника. Приспособительные особенности строения у обыкновенного и глубоководных ланцетников в связи с особенностями усло­вий и образа их жизни. Развитие ланцетника как отра­жение меняющихся условий существования.
Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
Учет активности на занятии
1
2
Учет посещаемости
1
1
Проверка выполненной самостоятельной работы
1
3
4.

Подтип II. Позвоночные, или черепные (Vertebrata, или Craniata)
2
4

Позвоночные как прогрессивная ветвь хордовых, перешедшая к подвижному образу жизни, активному питанию и широко распространенная в разнообразных жизненных условиях.

Основные черты организации позвоночных, возник­шие в связи с указанными условиями существования (нервная система, органы чувств, приспособительное значение нервной деятельности; осевой и висцеральный скелет и др.). Классификация подтипа.
4
Проверка выполненной самостоятельной работы
1
3
Учет посещаемости
1
1
Учет активности на занятии
1
2
Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
5.

Позвоночные без зародышевых оболочек (Anamnia). Надкласс А. Бесчелюстные (Agnatha). Класс Круглоротые (Cyclostomata)
4
2

Примитивность морфологии и поведения: органы чувств, движения, захвата пищи, тип питания. Класс 1. Круглоротые (Cyclostomata)Анатомо-морфологическая и биологическая характе­ристика круглоротых как наиболее примитивных совре­менных позвоночных, специализированных в связи с полупаразитическим образом жизни. Развитие миноги; изменения организации в связи с меняющимися условия­ми жизни. Подкласс 1. Миноги (Petromyzones). Отряд Миногообразные (Petromyzoniformes). Подкласс 2. Миксины (Myxini). Отряд Миксинообразные (Myxiniformes). Особенности организации и биологии. Распространение и хозяйственное значение. Сопоставление круглоротых с вымершим классом щитковых (Ostracodermi).
4
Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
Учет активности на занятии
1
2
Учет посещаемости
1
1
Проверка выполненной самостоятельной работы
1
3
6.

Надкласс Б. Рыбы (Pisces).

6
2

Характеристика рыб как первичных водных челюстноротых. Развитие челюстей и парных конечностей. Оценка прогрессивных особенностей морфологии и поведения в связи с условиями существования.
4
Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
Учет посещаемости
1
1
Проверка выполненной самостоятельной работы
1
3
Учет активности на занятии
1
2
7.



Класс Хрящевые рыбы (Chondrichthyes)

Класс 2. Хрящевые рыбы (Chondrichthyes) Общая характеристика хрящевых рыб как группы, сочетающей черты примитивной организации с прогрессивными особенно­стями. Подкласс 1.Пластинчатожаберные (Elasmobranchii). Основные черты строения и экологии пластинчатожаберных. Отряды акул и скатов, их характеристика в связи с приспособлением к пелагическому и придонному обра­зу жизни. Основные виды, экология, промысловое зна­чение. Подкласс 2. Цельноголовые (Holocephala). Основные черты организации и экологии.
Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
Учет посещаемости
1
2
Учет активности на занятии
1
2
Проверка выполненной самостоятельной работы
1
3
8.

Класс Костные рыбы (Osteichthyes)
4
2

Общая характеристика костных рыб как основной группы всего класса. Анатомо-морфологическая и биологическая характе­ристика класса. Ее многочисленность и многообра­зие в связи с различными условиями существования. Деление на подклассы.


4
Учет посещаемости
1
1
Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
Проверка выполненной самостоятельной работы
1
3
Учет активности на занятии
1
2
9.

Подкласс 1. Лопастеперые рыбы (Sarcopterygii).

4
2

Древняя, почти целиком вымершая группа. Значение лопастеперых рыб для выяснения вопроса о происхождении наземных позвоночных. Современные лопастеперые.

Надотряд 1. Кистеперые рыбы (Crossopterygimorpha).

Древняя, почти целиком вымершая группа. Особенности организации в связи со своеобразием условий жизни в пресных водоемах в конце палеозоя. Современные кистеперые.

Отряд Целакантообразные (Coelacanthiformes).

Общая характеристика. Специфические черты организации, распространение, биология.

Надотряд 2. Двоякодышащие рыбы (Dipneustomorpha).

Древняя группа костных рыб, приспособленных не только к жаберному, но и к легочному дыханию и придонному образу жизни. Отряды Рогозубообразные (Однолегочные) (Ceratodiformes) и двулегочнообразные (Lepidosireniformes). Распространение. Особенности биологии. Хозяйственное значение.

4
Учет посещаемости
1
1
Проверка выполненной самостоятельной работы
1
3
Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
Учет активности
1
2
Проверка творческого задания (реферат)
5
5
Другие виды учебной работы:
1.

Промежуточный контроль (тест)

Подготовка к тесту по материалам лекций и семинаров
7
15
2.

Итоговый контроль (контрольная работа)

Подготовка к контрольной работе
4
12,5

Всего по обязательной учебной работе:
38
18



34
52
100


Балльная структура оценки
2 семестр
№ п/п
форма контроля
минимальное для аттестации количество баллов
максимальное для аттестации количество баллов
единица измерения
всего
единица измерения
всего
обязательные виды работы:
1.
Посещение занятий
1
8
1
8
2.
Учет активности работы на практических занятиях
1
8
2
16
3.
Выполнение домашнего задания
1
8
1,5
12
4.
Промежуточный контроль (тест)
11
31
5.
Самостоятельная работа
1
8
3
24
6.
Выполнение творческого задания (реферат)
5
5
7.
Итоговый контроль (зачет)
4
16

ИТОГО
52
100
Учебно-методическая карта
Второй семестр



Наименование тем, изучаемых по дисциплине
Занятия (ч)
Самостоятельная работа студентов
Формы контроля
Количество баллов
ЛК
ПР
Содержание
Часы
min
max
1.

Подкласс Лучеперые рыбы (Actinopterygii)
2
4

Особенности организации. Деление на надотряды.

Надотряд 1. Ганоидные (Ganoidomorpha). Сборная группа наиболее древних костных рыб, прямых потомков палеонисков. Особенности организации. Деление на отряды.

Отряд осетрообразные (Acipenseriformes). Хрящекостные ганоиды, как древняя группа рыб, занимающая в некоторой степени промежуточное положение между хрящевыми и костными рыбами. Основные виды их распространения, биология и хозяйственное значение.

Отряд Многоперообразные (Polypteriformes) – специализированная малочисленная группа ганоидных рыб, краткая характеристика.

Отряд Амиеобразные (Amiiformes) и отряд Панцирникообразные (Lepisosteiformes) – специализированная немногочисленная группа костных ганоидов. Особенности организации. Распространение, биология, хозяйственное значение.

Группа костистых рыб (Teleostei) – наиболее процветающая ветвь, включающая более 20 тыс. видов ныне живущих рыб, объединяемых в 8-10 надотрядов, включающих 30-40 отрядов. Деление на надотряды.

Надотряд 2. Клюпеоидные (Clupeomorpha) – 5 отрядов, в том числе отряд сельдеобразных (Clupeiformes) – 3 семейства, около 300 видов.

Отряд лососеобразных (Salmoniformes) – 7 подотрядов, в том числе лососевидных (Salmonoidei) и др. Всего в отряде 26 семейств, около 150 видов.

Надотряд 3. Ангвиловидные (Anguillomorpha) – 3 отряда, 28 семейств (в том числе семейство пресноводных угрей), более 300 видов.

Надотряд 4. Циприноидные (Cyprinomorpha) – 2 отряда, 36 семейств (в том числе карповых, чукучановых, вьюновых, сомообразных и др.), около 6000 видов.

Надотряд 5. Параперкоидные (Parapercomorpha) – 2 отряда, 13 семейств, с более 700 видами (в том числе тресковых, мерлузовых, макрурусовых и др.).

Надотряд 6. Перкоидные (Percomorpha) – 11 отрядов, более 150 семейств, в том числе:

отряд колюшкообразные (Gasterosteiformes) – 9 семейств, около 200 видов;

отряд кефалеобразных (Mugiliformes) – 3 семейства, около 150 видов;

отряд окунеобразных (Perciformes) – более 100 семейств, свыше 6000 видов;

отряд скорпенообразных (Scorpaeniformes) – 5 семейств, несколько сотен видов;

отряд камбалообразных (Pleuronectiformes) – 6 cемейств, более 500 видов и др. Общая характеристика основных отрядов и семейств и их признаки. Распространение. Биологические особенности, экология и особенности распределения. Хозяйственное значение.
2
Учет посещаемости
1
1
Проверка выполненной самостоятельной работы
1
3
Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
Учет активности на занятии
1
2
2

Надкласс В. Четвероногие или Наземные позвоночные (Tetrapoda). Класс Земноводные (Amphibia)
2
4

Важнейшие особенности организации в связи с легоч­ным дыханием и передвижением по суше. Класс 4. Земноводные (Amphibia). Общая характеристика класса в связи с земновод­ным образом жизни. Основные черты организации в за­висимости от условий существования; строение и функ­ционирование главнейших систем органов. Размножение и развитие. Последовательная смена стадий строения в связи с изменениями условий жизни (на примере мета­морфоза лягушки). Систематика земноводных. Появление стегоцефалов (панцирноголовых амфибий), их связь с рыбами и сов­ременными земноводными. Экология и практическое значение земноводных. Зависимость распространения амфибий от условий существования. Особенности размножения в различных условиях среды (наружное и внутреннее оплодотворение, откладывание яиц на суше, «живорождение» и др.). Неотения. Питание. Значение амфибий для сельского, ле­сного, рыбного и охотничьего хозяйства и как лабораторных животных.

1
Проверка выполненной самостоятельной работы
1
3
Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
Учет активности на занятии
1
2
3.


Позвоночные с зародышевыми оболочками (Amniota). Класс Пресмыкающиеся (Reptilia)
2
4

Класс 5. Пресмыкающиеся (Reptilia) Характеристика рептилий как низших амниот. Приспособительные к наземному существованию особенно­сти организации рептилий (кожные покровы, скелет, нервная система, внутренние органы). Особенности раз­вития, появление яйцевых и зародышевых оболочек как результат приспособления к размножению на суше. Экология и хозяйственное значение пресмыкающихся. Условия существования и распространения. Биологи­ческие группы и особенности организации рептилий этих групп в связи с условиями жизни. Размножение. Пита­ние. Ядовитые змеи.
1
Учет посещаемости
1
1
Проверка выполненной самостоятельной работы
1
3
Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
Учет активности на занятии
1
2
4.

Систематика пресмыкающихся, экология хозяйственное значение
2
4

Подкласс 1. Ящерогады (Prosauria).

Примитивность организации. Особенности распространения.

Подкласс 2. Чешуйчатые (Squamata).

Наиболее мно­гочисленная и ныне процветающая группа рептилий. От­ряды: ящерицы, змеи и хамелеоны. Главнейшие предста­вители. Распространение и биология.

Подкласс 3. Крокодилы (Crocodilia).

Наиболее вы­сокоорганизованные рептилии. Приспособительные чер­ты строения в связи с полуводным образом жизни. Био­логия и распространение.

Подкласс 4. Черепахи (Chelonia).

Древняя и специ­ализированная группа. Особенности организации. Рас­пространение и биология. Отряды.

Происхождение и эволюция пресмыкающихся.

Условия существования в конце палеозоя и в мезо­зое. Причины быстрого развития рептилий и господст­вующего их положения в мезозое. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины вымирания большинства групп рептилий; значение изменившихся условий суще­ствования.

Экология и хозяйственное значение пресмыкающихся.

Условия существования и распространения. Биологи­ческие группы и особенности организации рептилий этих групп в связи с условиями жизни. Размножение. Пита­ние. Значение рептилий для человека. Ядовитые змеи.
1
Учет посещаемости
1
1

Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5

Проверка самостоятельной работы
1
3

Учет активности на занятии
1
2
5.

Класс Птицы (Aves)

Общая характеристика птиц как прогрессивной ветви позвоночных животных, приспособившихся к полету.

Обзор организации и основных черт жизнедеятельно­сти птиц: кожные покровы, нервная система и органы чувств; голосовой аппарат и его роль; особенности приспособительного поведения; скелет; органы дыхания; кровообращение; особенности терморегуляции; органы пищеварения, их особенности в связи с составом пищи и приемами ее добывания; мочеполовая система; строе­ние и развитие яйца.

Систематика птиц.

Происхождение и филогения птиц.

Хозяйственное значение птиц. Экология птиц.
1

Учет активности на занятии
1
2

Проверка самостоятельной работы
1
3

Учет посещаемости
1
1

Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
6.

Систематика подкласса настоящие птицы (Neornithes), происхождение, филогения и экология птиц. Хозяйственное значение птиц.
2
4

Надотряд 1. Бескилевые птицы (Ratitae).

Их основ­ные отличительные особенности. Деление на отряды. Распространение, представители и главнейшие их био­логические черты.

Надотряд 2. Пингвины (Impennes).

Особенности ор­ганизации; распространение;образ жизни.

Надотряд 3. Килегрудные птицы (Carinatae).

Их ха­рактерные черты. Общее распространение и многообра­зие. Деление на основные отряды.

Отряды гагарообразные и поганки. Приспособи­тельные особенности организации и образа жизни. Рас­пространение. Промысловое значение.

Отряд веслоногие. Особенности организации и био­логии, распространение и хозяйственное значение.

Отряд аистообразные. Особенности организации и биологии. Распространение. Сельскохозяйственное зна­чение.

Отряд гусиные. Основные семейства и представи­тели. Особенности организации и биологии. Распростра­нение. Значение в дичном промысле и в спортивной охо­те. Происхождение домашних пород.

Отряд дневные хищники. Особенности организации и биологии. Значение для сельского и охотничьего хо­зяйства.

Отряд куриные. Особенности организации. Основ­ные представители; их биология и распространение. Куриные как основа дичного промысла в России и как предмет спортивной охоты. Происхождение домашних пород.

Отряд гоацины. Своеобразие общей организации, развития и географического распространения.

Отряды журавлиные, пастушковые и дрофы. Осо­бенности организации, биологии и распространения. Промысловое значение.

Отряд кулики. Особенности организации, биологии и распространения. Значение в охотничьем хозяйстве.

Отряды чайки и чистики. Значение для сельского хозяйства и рыбного хозяйства. Рациональное использо­вание «птичьих базаров».

Отряд голуби. Особенности организации и биоло­гии. Основные породы домашних голубей; голубевод­ство.

Отряд кукушки. Особенности биологии и хозяйственное значение.

Отряд попугаи. Особенности образа жизни и распространения.

Отряды козодои и длиннокрылые. Особенности ор­ганизации и биологии; хозяйственное значение.

Отряд дятловые. Значение дятлов для лесного хо­зяйства.

Отряд совы. Совы как истребители вредителей сель­ского хозяйства.

Отряд воробьиные—наиболее разнообразная и многочисленная группа птиц. Роль в сельском и лесном хозяйстве.

Происхождение и филогения птиц.

Вероятные предки птиц. Первичные птицы. Птицы мелового периода. Особенности их организации и образа жизни.

Экология птиц.

Условия существования птиц; их общее географиче­ское и экологическое распространение.

Экологические группы, птиц; их адаптивные особенности. Питание. Размножение, выводковые и гнездовые птицы; моно- и полигамы.

Различные типы гнездования, гнездостроение. Линька. Биологические периоды; особенности их проявления у различных групп птиц. Оседлость; кочевки; перелеты. Причины перелетов. Характер и пу­ти перелетов. Вероятные механизмы ориентации и нави­гации птиц. Места и условия зимовок. Кольцевание птиц и его значение для изучения перелетов и других сторон жизни птиц.

Хозяйственное значение птиц.
1

Учет посещаемости
1
1

Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5

Проверка самостоятельной работы
1
3

Учет активности на занятии
1
2
7.
Класс Млекопитающие (Mammalia). Происхождение и филогения млекопитающих

Общая характеристика класса млекопитающих как высших позвоночных животных. Обзор организации и основных черт жизнедеятельности. Прогрессивные осо­бенности центральной нервной системы, нервная дея­тельность и приспособительные формы поведения у мле­копитающих. Органы чувств. Внутренние системы орга­нов; скелет; покровы и их производные; характер термо­регуляции у млекопитающих. Особенности организаций в связи с различием в условиях существования. Основ­ные черты

эмбрионального развития. Плацента.
1

Проверка самостоятельной работы
1
3

Учет посещаемости

1

1

Проверка выполненного домашнего задания

1


1,5


Учет активности на занятии


1

2
8.

Экология млекопитающих, систематик амлекопитающих. Хозяйственное значение млекопитающих. Позвоночные животные сахалинской области
2
4

Систематика млекопитающих. Экология млекопитающих. Хозяйственное значение млекопитающих. Позвоночные животные Сахалинской области.
1

Учет активности на занятии

1

2
Проверка выполненного домашнего задания
1
1,5
Учет посещаемости
1
1
Проверка самостоятельной работы
1
3
Проверка творческого задания (реферат)
5
5
Другие виды учебной работы:
1.

Промежуточный контроль (тест)

Подготовка к тесту по материалам лекций и семинаров
2.

Итоговый контроль (зачет)

Подготовка к зачету
3
12,5

Всего по обязательной учебной работе:
18
36



9
52
100



Для допуска к межсессионной аттестации необходимый минимум 23 балла.

Требования:


      Промежуточный контроль включает в себя наличие домашних работ, самостоятельных работ и тестирование по теоретическому материалу за аттестуемый период.
       Дополнительные требования: студентам, которые отсутствовали на занятиях по уважительным причинам, необходимо выполнить практические работы по содержанию пропущенных занятий, пройти собеседование по пропущенным семинарам.



Ф.И.О. преподавателя



О.С. Решетнева

Утверждено на заседании кафедры: протокол №____ «_____» _____________ 2010г.


Зав. кафедрой




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография»
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины...
Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции
Дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины...
Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции
Дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины...
Дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Дисциплины iconВопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины...
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4
Дисциплины iconТематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический...
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5
Дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины
Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях
Дисциплины icon1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины
Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4)
Дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право»
Ооп находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих...
Дисциплины iconРабочая программадисциплин ыуголовная политика
...
Дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины (дисциплины специализации) «основы геополитики» с другими дисциплинами специальности...
Дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины (дисциплины специализации) «политическая регионалистика» с другими дисциплинами...
Дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры...
Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента
Дисциплины iconПрограмма дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран
В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности
Дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины (дисциплины специализации) "политическая карта мира" с другими дисциплинами специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск