Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство»





Скачать 95.24 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство»
Дата публикации25.10.2014
Размер95.24 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Педагогический совет Директор ДЭБС

______ Н.С Тимошенко «_21__» 05_ 2013__ г. «21» 05 2013 г.

.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«АКВАРИУМНОЕ РЫБОВОДСТВО»

Возраст 10 – 14 лет

Срок реализации – 2 года
Составитель программы

Приставка Евгения Алексеевна,

педагог дополнительного образования

г. Кандалакша,

Мурманская область

2013 г.

Пояснительная записка
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы», Москва «Просвещение» 1983 г.

Направленность образовательной программы эколого-биологическая. В основе программы лежит знакомство обучающихся с биологическими и морфологическими особенностями аквариумных рыб, изучение систематических групп высших водных растений и других объектов местной флоры и фауны.

Актуальность и новизна программы: аквариум – объект работы, который позволяет всесторонне изучать живые организмы, их индивидуальное развитие, связь со средой обитания, их взаимоотношения. Это позволяет наглядно показать обучающимся, что все природные компоненты существуют и развиваются во взаимосвязи. Данная точка зрения соответствует современному экологическому подходу в изучении окружающего среды.

Наблюдения, проводимые за аквариумом и его обитателями, открывают широкие возможности для научно-исследовательской деятельности.

Содержание занятий по программе предполагает активное использование элементов технологии развивающего обучения. Особое внимание на занятиях уделяется формированию у обучающихся умений анализировать материал, сопоставлять факты, конструировать. Данные умения необходимы обучающимся для проведения наблюдений за поведением рыб в аквариуме, для изучения методов целенаправленного изменения физико-химических свойств воды и создания новых типов аквариума.

Практическая значимость занятий по программе «Аквариумное рыбоводство» заключается в том, что они могут быть использованы обучающимися в качестве дополнительного источника для получения знаний к школьным урокам биологии, зоологии.

Цель программы: знакомство обучающихся с основами аквариумного рыбоводства, обучение навыкам применения полученных знаний на практике.
Задачи программы:

- расширить и систематизировать у обучающихся теоретические знания и

практические навыки в области аквариумного рыбоводства; помочь

осознать закономерность взаимосвязей между явлениями и объектами

природы.

- формировать навыки наблюдения за объектами живой и неживой природы;

- развивать у обучающихся познавательную и общественно-полезную

активности;

- воспитывать активную гражданскую позицию в вопросах охраны и

рационального использования природных богатств;

- приобщать обучающихся к профориентационной деятельности.

Режим занятий.

Программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» рассчитана на обучающихся 10—14 лет. Программа составлена на 2 года обучения (144 часа -1-й год обучения, 216 часов 2-й год обучения). Количество обучающихся в кружке 1-го года обучения-15 человек, 2-го года обучения – 12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (1-й год обучения), 3 раза в неделю по 2 академических часа (2-й год обучения).

Набор в группу производится на свободной основе в начале учебного года. Объем и степень сложности материала рассчитан на обучающихся разного уровня подготовки, рассчитан на постоянный состав группы.

В содержании программы внесено ряд изменений:

  • исключен раздел «История возникновения аквариумного рыбоводства» в связи с тем, что материал по данной тематике в достаточном количестве можно включить в раздел «Введение»;

  • добавлен раздел «Беспозвоночные и другие обитатели аквариума», который позволит расширить представление детей о видовом разнообразии аквариумных животных.

Основные формы и методы.

В основу работы кружка положены теоретические и практические занятия, а также опытническая и исследовательская работа. Основными формами организации занятий является лекция, беседа, игра-путешествие, просмотр видеофильмов, самостоятельная работа, практическая деятельность, экскурсии..

При проведении практических работ следует уделять большое внимание воспитанию у обучающихся навыкам культурного труда (своевременное, аккуратное и тщательное выполнение порученной работы, содержание в чистоте инвентаря, инструментов, оборудования), требовать от них соблюдения санитарно-гигиенических правил и правил техники безопасности. Практические работы, связанные с уходом за животными в кабинете аквариумного рыбоводства, проводятся систематически, независимо от прохождения темы.

Ожидаемые результаты:

-знание историю развития аквариумного рыброводства в России;

-умение владеть терминологией по данному предмету;

-умение ориентироваться в определении и классификации аквариумных рыб;

-умение осуществлять уход за аквариумами и его обитателями;

- умение пользоваться справочной литературой.

Подведение итогов работы включает:

- составление обучающимися устных и письменных отчетов о проделанной

работе в виде рефератов, докладов, сочинений;

- проведение конкурса, викторин, КВН, ролевых и деловых игр;

- оформление фотоальбома, газет, выставки с опытническими работами

обучающихся;

- тестирование и анкетирование.

Наиболее удачные рефераты и доклады можно использовать в качестве учебных пособий при проведении занятий в кружке 1-го года обучения.

Основные виды диагностики результата:

 входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

 текущий – проводится на каждом занятии (наблюдение);

 промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем, разделов: дидактические игры, тестовые задания, викторины;

 итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговый тест, выставка опытнических работ, конкурс, викторина.

В программе используется гибкая система оценки достижений обучающихся 1-2 годов обучения с учетом определенных критерий:

  • организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии и взаимопроверки обучающихся.

  • учитывается уровень и качество выполнения практических заданий;

  • выполнение определённого количества тестовых заданий, когда каждый тест оценивается определенным количеством баллов;

  • подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);

Работа по данной программе способствует расширению у обучающихся кругозора, развитию вкуса и творческих способностей, помогает выработать у кружковцев умение доводить начатье дело до конца, помогает им лучше ориентироваться в решении вопросов профориентационной направленности.


Учебно-тематический план




п/п

Название раздела

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

Всего

Теор

Практ

Всего

Теор

Практ

1.

2.
3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.
15.

16.
17.

Введение

Аквариум, его устройство и содержание.

Аквариумные растения.

Биологические особенности рыб.

Аквариумные рыбы.

Корм и кормление.

Сухой корм.

Друзья и враги в аквариуме.

Систематика рыб

Систематическое положение рыб

Значение физико-химических свойств воды при содержании рыб и растений в аквариуме.

Физические свойства воды.

Химические свойства воды.

География аквариумных рыб и растений.

Заболевание и лечение рыб.

Беспозвоночные и другие обитатели аквариума.

Итоговое занятие.

6

36
22

22

28

12

6

8

-

-

-

-

-

-
-

-
4


5

15
9

10

13

5

3

3

-

-

-

-

-

-
-

-
2

1

21
13

12

15

7

3

5

-

-

-

-

-

-
-

-
2

-

-
8

-

-

6

-

-

24

84

10

6

16

24
18

18
2

-

-
3

-

-

2

-

-

10

37

5

3

6

11
8

7
-

-

-
5

-

-

4

-

-

14

47

5

3

10

13
10

11
2



Методическое обеспечение программы.

Основная форма теоретических занятий в кружке (по способу проведения) – лекции, беседы, просмотр видеофильмов, диафильмов, самостоятельные работы, сочетание различных форм работы. Наиболее приемлемая форма подачи нового материала на занятии – беседа. Но даже новый материал необходимо преподносить по возможности так, чтобы новые понятия, важные выводы и обобщения не просто исходили от педагога, а выводились самими ребятами из полученной на занятиях информации. Возможно также использование приемов самостоятельного изучения нужного материала (работа со справочной литературой, с периодическими изданиями т.д.)

Теоретические занятия должны гармонично сочетаться с практической работой. Для практической работы желательно иметь специально оборудованный аквариумами и террариумами кабинет, в котором обучающиеся будут отрабатывать навыки ухода за аквариумными рыбами, пресмыкающимися и земноводными. При выполнении практических работ определенное время необходимо уделять изучению правил техники безопасности. Каждый обучающийся должен знать правила поведения в кабинетах практического руководства и неукоснительно их выполнять.

На заключительных этапах изучения некоторых разделов по программе целесообразно подводить итоги в виде оформления опытнических работ и дневников наблюдений, которые составляются в соответствии с методическими требованиями.

В качестве демонстрационных материалов на занятиях кружка используются схемы, таблицы, слайды, видеофильмы, мультимедийные презентации. Большое внимание следует уделять изготовлению учебно-наглядного материала для оформления кабинета, для использования их на учебных занятия.

Материально-техническое обеспечение и оснащение.

- оборудование (столы, стулья, доска настенная, аквариумы, аквариумное оборудование);

- инструменты и материалы (тетрадь для записей, бумага для творческих работ, ручка, карандаш, ножницы, фломастеры и т.д.);

- наглядные пособия (иллюстрации по темам, таблицы и схемы по строению рыб, мультимедийные презентации, видеофильмы, книги, журналы по аквариумному рыбоводству);

- техническое оснащение (телевизор, видеомагнитофон, ауди- и видеокассеты)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» icon«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр города Ейска
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»
Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных...
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconОбразовательная программа дополнительного образования эколого-биологической...
Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно...
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconРабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической...
Программа предназначена для учащихся 13-15 лет как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами...
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconВсероссийской научной эколого-биологической олимпиады обучающихся...
Уменьшение содержания хлорофилла как биоиндикационный признак в оценке состояния рекреационной зоны «Сосновка» г. Белгорода
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconОбразовательные программы дополнительного образования детей художественно-эстетической...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Баяндаевская детская школа искусств» (далее...
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconАктуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования
Ельного образования детей в школе №1 располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся...
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconПланработ ы на 2011 2012 учебный год
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconКонспект дня здоровья «В жизни главное здоровье!»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconПредварительная работа: Составить план проведения всего дня 2
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconПлан мероприятий, посвященный Неделе и дню (7 апреля) здоровья
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconСценарий дня здоровья «андрейка-неболейка в гостях у ребят»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconКонспект нод в cреднем дошкольном возрасте «Быть здоровыми хотим»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconКонспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе " семья здоровый образ жизни"
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «аквариумное рыбоводство» iconИнформационный бюллетень Организация физкультурно оздоровительной...
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск