Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей имени В.Г. Сизова Личностное целеполагание как важнейший этап построения индивидуального образовательного маршрута (из опыта работы учителя биологии)
Тезисы выступления. Учитель биологии и химии Скрутелева И.А. Одним из важнейших принципов эффективного урока на современном этапе является принцип личностного целеполагания ученика (по А.В.Хуторскому). Согласно этому принципу, образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.
Данный принцип опирается на способность человека постановки целей своей деятельности. Независимо от степени осознанности своих целей учащийся живет с врожденной потребностью и возможностью ставить и достигать свои цели.
Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания на уроке целей обучения как учеником, так и учителем. Когда их цели не совпадают, педагог не добивается изменения целей учащегося, а помогает ему осознать свою цель и достичь ее в сопоставлении с иными целями.
Безусловно, эффективность реализации данного принципа в практике проектирования и проведения уроков зависит от того, насколько полно учащиеся владеют навыками целеполагания своей учебной деятельности.
По мнению А.В.Хуторского, реализацию принципа личностного целеполагания следует начинать с постановки учащимся задания поставить цель на один урок или его часть, затем осознать ее достижение и сделать выводы; такое задание следует многократно повторять.
В итоге индивидуальные цели учеников будут постепенно занимать все больше места в системе их образования. Любая образовательная ситуация или этап урока могут выступать поводом для первичного целеполагания ученика. Но наиболее целесообразно это делать на этапе актуализации опорных знаний и субъектного опыта, а также целеполагания. В результате учащиеся учатся соотносить свои цели с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания.
Эффективным приемом организации личностного целеполагания на уроке является анкетный опрос учащихся с целью диагностики их целей.
Другой прием: каждому учащемуся предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него цели. В зависимости от позиции учителя, направленности учебного предмета и конкретных условий обучения список данных целей может быть различен.
Так, например, данный приём возможен в старших классах (10-11), когда у учащихся сформирована внешняя или внутренняя мотивация изучения предмета « биология».
На первом уроке темы «Биогеоценотический уровень организации живой материи» учащимся предоставляется право сформулировать цели изучения данной темы, а цели уроков будут просто конкретизировать эту единую цель в зависимости от изучаемого материала, видов деятельности, методов и приёмов, используемых учителем во время урока.
Необходимо предоставить учащимся достаточно времени, чтобы выбор и формулировка цели были сделаны осознанно и грамотно. В зависимости от особенности класса это может быть от 5 до 10 минут. Такое достаточно большое количество времени оправдано, так как потом, на уроках данной темы, этап целеполагания уже будет занимать минимум учебного времени
Учащимся предлагается шаблон целей, которым они могут воспользоваться, но и предоставляется право самостоятельно сформулировать цель.
Учителю необходимо знать результат – цель каждого ученика, что позволит при изучении материала, при выборе методов и приёмов, реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход.
Мотивы изучения биологии
| Цели изучения темы «Биогеоценотический уровень организации живой материи»
| Внутренняя мотивация:
|
| Выбор моей дальнейшей профессии связан с биологией, поэтому мне необходимы хорошие знания, чтобы в дальнейшем быть успешным в профессиональной деятельности.
| - изучить новые термины и понятия по теме «Биогеоценотический уровень организации живой материи»;
- формировать систему знаний о биогеоценозе, экосистеме;
- познакомиться с вкладом отечественных учёных в развитие науки о биогеоценозе;
- сформировать систему знаний о закономерностях влияния различных факторов среды на организм;
- изучить видовую и пространственную структуру биогеоценозов, выявить причины смены биогеоценозов;
- научиться составлять схемы цепей питания в биогеоценозе;
- сформировать представления об антропогенных биогеоценозах;
- научиться решать экологические задачи;
- познакомиться с примерами использования в хозяйственной деятельности принципов организации живых организмов, промышленными аналогами форм живого.
| Содержание учебного курса биологии способствует формированию научной картины мира, развивает, способствует моему всестороннему развитию, личностному, профессиональному самоопределению.
| - Изучить основные теоретические вопросы данной темы;
- Рассмотреть биогеоценоз как один из уровней живой материи, выявить специфические свойства и универсальные свойства;
- Определить связь знаний о данном уровне живой материи с другими науками, применение их в повседневной жизни, в других профессиях.
| Содержание учебного курса биологии способствует формированию учебно - познавательных компетенций, которые необходимы в любой сфере учебной деятельности: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
| - Изучить основные теоретические вопросы данной темы;
- Продолжить формирование у себя навыка информационного поиска, подготовив с помощью дополнительный источников информации реферат на одну из тем:
- Роль миграции животных в развитии лесных экосистем.
- Клещи как компоненты лесной экосистемы и как возбудители таёжного энцефалита.
- Использование паразитических насекомых в борьбе с вредителями леса.
- Многообразие видов – редуцентов в экосистеме.
- Зимовка животных в степных биогеоценозах.
- Охрана естественных экосистем в законодательстве России.
- География и история заповедника в регионе.
- Заповедное дело в истории России.
- Крупнейшие заповедники мира.
| Изучая биологию я формирую у себя универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
| - Изучить основные теоретические вопросы данной темы;
- Выполнить практические работы:
- «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе» (с целью доказать, что совместное обитание растений и животных в сообществе – результат их свойств приспособленности);
- «Сравнение особенностей растительных организмов разных ярусов» (с целью провести анализ свойств растений разных ярусов);
- «Многообразие экологических ниш в лесном биогеоценозе» (с целью установить многообразие ниш, связь между особенностями организмов и занимаемой ими экологической ниши);
- «Свойства экосистем» (с целью исследовать основные процессы, совершающиеся в экосистемах и влияющих на их устойчивость);
- «Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе» (с целью знакомства с наиболее доступными методами оценки состояния природной территории).
| Мне нравится учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации, разрешении научных конфликтов. Я учусь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, развиваю монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного язык.
| - Изучить основные теоретические вопросы данной темы;
- Подготовить аргументированное высказывание на один из проблемных вопросов и принять активное участие в семинаре:
- Почему нельзя искусственным путём вырастить тропический лес – ведь люди уже давно научились выращивать хвойные леса и дубравы путём искусственных лесопосадок?
- Различают три типа смен биогеоценозов: сукцессионные, катастрофические и вековые. В каких из них осуществляется процесс коэволюции видов?
- В каких направлениях может развиваться биогеоценоз, если в него внедряется популяция с сильными средообразующими свойствами? Какие типы биоценотических связей между популяциями особенно важны для поддержания устойчивости биогеоценоза?
- В книге «Замыкающий круг» Б. Коммонер формулирует четыре закона экологии. О каком уровне организации живой материи идёт речь в этих законах? Дополните ваши суждения конкретными примерами.
- Почему человечество озабоченно гибелью естественных экосистем, если основное питание оно получает от искусственных экосистем?
| Внешняя мотивация:
|
| Так как курс биологии является обязательным курсом для изучения в средней (полной) школе, я хочу получить хорошую отметку в аттестат по данному предмету.
| Чтобы получить хорошую отметку за контрольную работу по данной теме мне необходимо:
изучить новые термины и понятия по теме «Биогеоценотический уровень организации живой материи»;
- формировать систему знаний о биогеоценозе, экосистеме;
- познакомиться с вкладом отечественных учёных в развитие науки о биогеоценозе;
- сформировать систему знаний о закономерностях влияния различных факторов среды на организм;
- изучить видовую и пространственную структуру биогеоценозов, выявить причины смены биогеоценозов;
- научиться составлять схемы цепей питания в биогеоценозе;
- сформировать представления об антропогенных биогеоценозах;
- научиться решать экологические задачи;
- познакомиться с примерами использования в хозяйственной деятельности принципов организации живых организмов, промышленными аналогами форм живого.
| Я выбираю ЕГЭ по биологии, поэтому мне необходимо хорошо учиться по данному предмету, чтобы поступить в ВУЗ на бюджетной основе.
| Так как хорошее знание материала данной темы позволит мне ответить на вопросы ЕГЭ А25, А26, В3, В7, В8, С1, С2, С4 мне необходимо:
изучить новые термины и понятия по теме «Биогеоценотический уровень организации живой материи»;
- формировать систему знаний о биогеоценозе, экосистеме;
- познакомиться с вкладом отечественных учёных в развитие науки о биогеоценозе;
- сформировать систему знаний о закономерностях влияния различных факторов среды на организм;
- изучить видовую и пространственную структуру биогеоценозов, выявить причины смены биогеоценозов;
- научиться составлять схемы цепей питания в биогеоценозе;
- сформировать представления об антропогенных биогеоценозах;
- научиться решать экологические задачи;
- познакомиться с примерами использования в хозяйственной деятельности принципов организации живых организмов, промышленными аналогами форм живого.
| Я не хочу, что бы меня осуждали за плохие отметка родители и учителя, поэтому стараюсь учиться хорошо по всем предметам.
| Чтобы получить хорошую отметку за контрольную работу по данной теме мне необходимо:
изучить новые термины и понятия по теме «Биогеоценотический уровень организации живой материи»;
- формировать систему знаний о биогеоценозе, экосистеме;
- познакомиться с вкладом отечественных учёных в развитие науки о биогеоценозе;
- сформировать систему знаний о закономерностях влияния различных факторов среды на организм;
- изучить видовую и пространственную структуру биогеоценозов, выявить причины смены биогеоценозов;
- научиться составлять схемы цепей питания в биогеоценозе;
- сформировать представления об антропогенных биогеоценозах;
- научиться решать экологические задачи;
- познакомиться с примерами использования в хозяйственной деятельности принципов организации живых организмов, промышленными аналогами форм живого.
| Мне нравится, что я считаюсь хорошим учеником в классе и не хочу терять репутацию, хочу получать хорошие отметки за контрольные работы.
| Чтобы получить хорошую отметку за контрольную работу по данной теме мне необходимо:
изучить новые термины и понятия по теме «Биогеоценотический уровень организации живой материи»;
- формировать систему знаний о биогеоценозе, экосистеме;
- познакомиться с вкладом отечественных учёных в развитие науки о биогеоценозе;
- сформировать систему знаний о закономерностях влияния различных факторов среды на организм;
- изучить видовую и пространственную структуру биогеоценозов, выявить причины смены биогеоценозов;
- научиться составлять схемы цепей питания в биогеоценозе;
- сформировать представления об антропогенных биогеоценозах;
- научиться решать экологические задачи;
- познакомиться с примерами использования в хозяйственной деятельности принципов организации живых организмов, промышленными аналогами форм живого.
| |