Скачать 212.17 Kb.
|
Роль методов и приёмов технологии развития критического мышления в обучении младших школьников (тезисы выступления). Аникина Галина Александровна, учитель начальных классов МОУ «Малечкинская сош» Череповецкого района Вологодской области, первая квалификационная категория. Предмет исследования - методы и приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе. Цель - исследовать эффективность применения данной технологии для формирования ключевых компетенций, универсальных учебных действий. Гипотеза: методы и приёмы ТРКМ дают возможность развивать личность ребёнка, его познавательные, созидательные возможности и обеспечивают компетентностный подход. Актульность. Выбор темы обусловлен потребностью современного общества и новых стандартов, которые полностью ориентированы на формирование ключевых компетенций, универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Для этого необходимы современные технологии организации образовательного процесса –прежде всего новые пути «добывания» информации и работы с ней, новые взаимоотношения «учитель - ученик», деятельностный характер обучения. В нашей школе технология осваивается многими учителями-предметниками, реализуется на всех ступенях обучения. В моей практике она работает на уроках литературного чтения, окружающего мира, истоков, математики. Специфика. Технология РКМЧП универсальная. В её основу положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий): вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Использую такой тип урока, как работа с информационным текстом. Приёмы и стратегии работы применяю при изучении новой темы и для обобщения изученного(приложение №1). Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью использую такие приёмы: рассказ - предположение по ключевым словам; верные и неверные утверждения, лови ошибку, корзина идей, перепутанные логические цепочки (приложение №2). Информационная функция стадии осмысления содержания – это получение новой информации по теме. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний. Приём «инсерт»- чтение с пометками. Учащиеся читают текст и ставят на полях соответствующие знаки: известное, новое, интересное, вызывает вопросы и др. Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе. Приём « разработки для самостоятельных занятий»(приложение №2). Перед чтением текста получают листок с заданиями и вопросами, требующими поиска и ответа по всему тексту. Приём помогает направить исследовательское чтение текста, стимулирует критическое мышление. Приём «Толстые и тонкие вопросы»(приложение № 3)Приём «Знаю – хочу узнать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые, работает на этапе вызова и рефлексии. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно(приложение №4). Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов (приложение №5). Кластер- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластер позволяет систематизировать материал и устанавливать причинно-следственные связи. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений. Дети учатся устанавливать причинно – следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, пишут творческие работы. Прибегаю к синквейну (приложение №6), рефлексивному экрану вопросов, верным и неверным утверждениям, заполнению кластеров(приложение №7), таблиц, возвращаю к ключевым словам. Роль учителя в основном координирующая. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах. Это формирует навыки работы в группе, выполнения социальных ролей, умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, задавать вопрос, вести дискуссию, публично выступать, проявлять эмоциональную отзывчивость и толерантность(коммуникативная компетенция).На уроках с этой технологией тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, на его основе дискутируют, наконец, сочиняют - таким образом совершенствуют все виды речевой деятельности, навыки деятельности по отношению к информации, учебно-познавательные компетенции. Неоценима роль приёмов данной технологии для формирования учебно-логических (интеллектуальных) умений. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Задачей современного начального образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Поэтому в первую очередь необходимо развивать интеллектуальные умения, которые помогут ориентироваться в потоке информации: искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать её и сохранять. Диагностический инструментарий. Метод наблюдения за коммуникативной культурой, качеством устной речи. Анализ продуктов деятельности: различных видов творческих работ, справляемости с нестандартными заданиями в контрольных работах и тестах, совершенствование навыка осознанного чтения. Уровень развития критического мышления определяется такими показателями: умение ставить вопрос (стратегия «Вопросительные слова»); умение работать с информацией ( приёмы «Составление кластера», « Маркировка текста»). Развитие логического мышления можно исследовать через умение обобщать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи (методика Змбицявичене Э.Ф.). Мониторинг познавательного интереса к учёбе, информационных, коммуникативных компетенций может осуществляться методом самооценки и внешней оценки путём анкетирования. Осваиваю методику диагностики уровней сформированности надпредметных навыков, общеучебных умений и навыков, сформированности учебно-познавательного интереса, информационной и коммуникативной компетентности (автор Репкин Г.В).Материалы опубликованы в №1 за 2009 год журнала «Завуч»и позволяют проследить динамику каждого ученика, но требуют фиксирования большого количества показателей(приложение №8). Уже в начале пути можно сделать положительные выводы на основе проведённых анкет и наблюдений: использование технологии критического мышления позволило повысить интерес к устным предметам, качество обучения по окружающему миру, показатель осознанности чтения ; учащиеся стали активнее, самостоятельнее при целеполагании , при работе с новой информацией; приёмы технологии способствовали прочному усвоению изученного деятельностным путём материала; уменьшилось количество конфликтных ситуаций в классе. Проблемы: неодинаковый темп учебной деятельности школьников затрудняет организацию групповой работы; чтобы учитель на уроке был координатором, он должен выполнить большой объём подготовительной работы – отсюда технологически выдержать все уроки невозможно. Но даже отдельные приёмы данной технологии легко внедряются в традиционный урок и позволяют решать образовательные задачи. Приложение №1 Окружающий мир. 1 класс. Тема «Кто такие птицы?
Приложение №2 Истоки. 2 класс. Тема « Ткачихи - рукодельницы ». На стадии вызова приём «Перепутанные логические цепочки» с целью активизации имеющихся знаний, мотивации на тему и цели. Перед учащимися стояла задача изготовить льняную рубашку. Предлагался план работ, где последовательность операций была нарушена: -сеяли семя, - вязали снопы, - дёргали лён, -пряли лён, -чесали, -трепали, -ткали холст, -кроили и шили. Они затруднились расставить виды работ по порядку, ссылаясь на то, что им не хватает знаний по этому вопросу и поставили на урок следующие цели: узнать, как выращивают лён, какие виды работ необходимо выполнить, чтобы изготовить льняную ткань. На стадии осмысления приём «Разработки для самостоятельных заданий». Этот приём помогает направить самостоятельное исследовательское чтение. Дети получили текст, в основу которого был положен рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла». К нему прилагалось задание прочитать текст, подчеркнуть ключевые слова и составить план работ по изготовлению льняной рубашки. На стадии рефлексии вернулись к логической цепочке и, используя знания, восстановили нарушенную последовательность операций, дополнив недостающие. Приложение №3 Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. Технология ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Таблица «толстых» и « тонких вопросов».Вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного. Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов. 1 этап - учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые». 2 этап - учащиеся учатся записывать вопросы по тексту: сначала «тонкие» вопросы, а потом «толстые». 3 этап - при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста. Приложение №4 «Таблица – ЗХУ». Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»:
Цели ее применения:
Приложение №5 Концептуальная таблица, созданная на уроке окружающего мира на стадии рефлексии. Тема: «Природные зоны России»
Приложение №6 Приём «Синквейн» можно использовать на стадии вызова и рефлексии. 1 класс.Тема «Разнообразие растений» До изучения темы : Растение Зелёное, большое, Растёт, цветёт, пахнет. Растений очень много вокруг. Красиво! После изучения темы : Растение Зелёное, многообразное Рождается, дышит, питается. Растения заселяют нашу планету Земля. Жизнь! Приложение №7 Кластер- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди . Выделяем центр- это тема, от неё отходят крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Кластер позволяет систематизировать материал и установить причинно-следственные связи. Приложение №8 Уровень сформированности надпредметных навыков учащихся
1-успеха нет, 2-успех крайне редок, 3 – успешен иногда, 4- скорее успех, чем нет; 5- успешен вполне, 6- лучше не бывает Уровни сформированности общеучебных умений и навыков учащихся
Оценка коммуникативной компетентности (критерии смотри в журнале «Завуч» №1, 2009)
Сформированность информационной компетентности
|
Тезисы На фестиваль медиауроков мной представлен урок-обобщение по... Ключникова Любовь Александровна, моу р п. Каргаполья «кнош №3», учитель начальных классов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конева Ирина Александровна, победитель в конкурсе на звание «Учитель здоровья 2010г., учитель начальных классов моу «сош №16» г.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Андриянова Ольга Александровна, учитель начальных классов моу сош №58 Калининского района | ||
Тема: Россия- это многонациональное государство ... | Конспект урока по теме «Сложен ие и вычитание смешанных чисел». Каунова... Каунова Галина Александровна – учитель математики мбоу «сош №13 с уиоп» г. Губкина Белгородской области | ||
Конспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы» ... | Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1 ... | ||
Название работы: Урок по русскому языку «Упражнение написания слов... Келлер Ирина Александровна учитель начальных классов 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на... | Пояснительная записка Автор материала (фио) Медникова Надежда Александровна... Внеклассное мероприятие, методическая разработка подведения итогов по изучению истории Великой Отечественной войны | ||
Мусафирова Рита Евгеньевна учитель начальных классов моу сош №8,... Автор: Мусафирова Рита Евгеньевна – учитель начальных классов моу сош №8, г. Радужный, хмао – Югра | Предлоги. Употребление предлогов в речи Нестеренко Наталья Александровна, учитель начальных классов мкоу сош №12 г. Палласовки Волгоградской области | ||
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? Гаврилина Галина Викторовна, учитель начальных классов, моу «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования»... | Сценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | ||
Урок с использованием тркм. Тема урока «Стыд, вина и извинение» Климанова Евгения Александровна, учитель начальных классов моу боровской оош буйского муниципального района Костромской области | Урок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна |