Скачать 79.88 Kb.
|
Урок на тему « Стресс как негативный биосоциальный фактор» Цель: сформировать представление о стрессе, его влиянии на организм человека, способах борьбы с ним. Образовательная задача: сформировать понятие стресса выявить причины стресса, его влияние на здоровье человека, рассмотреть способы защиты от стресса и научиться ими пользоваться. Развивающая задача: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, познавательный интерес, творчество и самостоятельность учащихся. Воспитательная задача: прививать чувство коллективизма, заботу о своём здоровье. Тип урока: новая тема Методы: словесный ( рассказ, беседа), объяснительно- иллюстративный, проблемный, частично-поисковый. Форма урока: урок-мультимедиа, проблемный урок, урок-практикум, комбинированный урок. Оборудование: учебник, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка задание «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»), мультимедийный проектор, музыкальный центр с диском « Голоса природы», фото стрессовых ситуаций и релаксации, сообщение учащегося о статистике стресса, об истории вопроса, эпиграф Тютчева Ф.И. Ход урока Эпиграф к уроку: Живя, умей все пережить, печаль, и радость, и тревогу. Ф.И.Тютчев 1. Повторение изученного материала Вступительное слово учителя: На прошлом уроке мы рассматривали с вами проблему сна, который, как один из показателей здоровья, отражается на самочувствии человека. Вопросы:
Ожидаемые ответы:
Вывод: Неумение человека справляться со своими проблемами может привести к стрессу. Это слово мы слышим часто по телевидению радиовещанию. А что же такое стресс? II. Изучение нового материала (объявление темы урока) Слово учителя: На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс, стресс и стресс. В последнее время понятие «стресс» приобрело большую популярность - недаром прошедший 20 век назвали веком стресса. Сегодня на дворе 21 век, но стресс, не признавая никаких границ, с легкостью шагнул в новое тысячелетие и продолжает укреплять свои позиции. Каждый испытывал стресс, все говорят о нем, но мало кто задавался вопросом, так что же такое стресс? Выступление учащегося: По статистике, в США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% - почти каждый день.
Историческая справка. Выступление учащегося: Само понятие "стресс" появилось сравнительно недавно – в 1936 году "с легкой руки" ученого, лауреата Нобелевской премии канадского врача и биолога Ганса Селье.. Селье взял технический термин «стресс», означающий "напряжение", "нажим", "давление", из науки о сопротивлении материалов и употребил его по отношению к человеку. Точнее, сначала не к человеку, а к обыкновенным лабораторным крысам, с которыми он в то время экспериментировал. Во время вскрытия крыс Селье обнаружил патологические нарушения в их внутренних органах. Когда Селье открывал клетки, крысы нередко убегали и потом долго носились по всей лаборатории, спасаясь от своего мучителя. Проходило немало времени, прежде чем он ловил их и водворял на место. По мнению Селье, именно процесс бегства и поимки являлся причиной обнаруженных патологических изменений. Слово учителя: Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование, сильное воздействие. Стрессоры (слайд) Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма Физические
Психические
Фазы стресса (слайд) а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности «призыв к оружию» б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма. в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе. Селье считал, что составная часть нашей жизни – это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Валентин Катаев писал: «В истоках творчества гения ищите измену или неразделенную любовь». Однако же, если человек постоянно будет подвергаться стрессовым ситуациям, то фаза истощения будет велика, и это может привести к заболеваниям ( депрессии, неврозы, сильные мигрени, проблемы с кишечником, типа изжоги, диареи, запора, повышение кровяного давления, быстрое биение сердца, потные ладони, головокружение, , холодные руки или ноги, одышка, и боли в груди ) Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка) Практическая работа.( 5-6 мин) Тест: «Мой уровень стресса» Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу. В последние месяцы ты:
Сложи количество своих утвердительных ответов (да). Шкала оценок: от 0 до 5 – низкий уровень стресса; от 6 до 10 – средний уровень стресса; от 11 до 15 – высокий уровень стресса. Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса. Какие же способы борьбы со стрессом существуют? – Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.( (5-6 минут) а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы б) защита вариантов решения (по 1 человек от команды. заслушивается защита учащихся от каждой группы) А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые (слайд выводится на экран) Способы борьбы со стрессом
- А сейчас я предлагаю вам провести один из способов релаксации – чередующееся носовое дыхание ( звучит диск с голосами природы). Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, правую зажимая пальцем. Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6. Вдыхайте правой ноздрёй и т. д. Повторить 2-3 раза. III.Закрепление Задание. На столе разложены фотографии со способами борьбы со стрессом и причинами стресса. Двое учащихся определяют по фотографиям, где способы борьбы, а где причины стресса. Фотографии вывешиваются на доску в две колонки. Одновременно остальные учащиеся отвечают на вопросы:
IY. Обобщение. Подведение итогов – Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и научились бороться с ним. Эти умения вам пригодятся на протяжении всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье и не поддаться пагубным пристрастиям. Задаётся домашнее задание: п. 25 и тетрадь выучить; объявляются и комментируются оценки. |
Экологически обусловленный стресс и старение человека на севере Ключевые слова: северный стресс, преждевременное старение, дизадаптация, окислительный стресс, метаболические, эндокринные, психоэмоциональные... | Реферат На тему «Комплексная антигипертензивная терапия» Артериальная гипертензия, как фактор риска развития сердечно сосудистых заболеваний | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тестирование на оксидативный стресс (физиологический стресс или повреждение организма вследствие протекания нехарактерных для собственного... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное На тему: «Внешние аспекты корпоративной социальной ответственности как фактор развития российских компаний» | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное На тему: «Внешние аспекты корпоративной социальной ответственности как фактор развития российских компаний» | Учебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор... Цели изучения дисциплины «Образование как фактор развития инновационного общества» | ||
Самостоятельная работа обучающихся наиболее важный фактор, обеспечивающий... ... | Учебно-методическая карта дисциплины основы экологии (наименование)... Экология и современные экологические проблемы. Популяция: плотность, воспроизводство, динамика, распределение особей; волны жизни.... | ||
Реферат на тему: «Речевой этикет у русских» ... | Эссе на тему: «Эффективный курс рубля как фактор инвестиционной привлекательности» России не представляется возможным без решения проблем денежно-кредитной и валютной политики. Эффективная валютная политика оказывает... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор... | Реферат по обж на тему: «Закаливание молодого организма и его способы» ... | ||
Дипломная работа на тему: Информационный продукт как фактор развития... Информационный продукт основа инновационной туристской деятельности. Электронная технология в туризме | Проект выпускной квалификационной работы на тему «Карманные деньги... Проверить данное предположение можно, обратившись к анализу получения и использования денег подростками, а также влиянию карманных... | ||
«Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний» Степченко Т. С. «Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»// Дисс канд экон наук – Кр.,... | Методические рекомендации по использованию. Урок на тему «Основные логические элементы» Урок на тему «Основные логические элементы» разработан для учащихся 10 класса, изучающих информатику как по основному учебному плану,... |