Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор»





Скачать 79.88 Kb.
НазваниеУрок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор»
Дата публикации18.07.2013
Размер79.88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок на тему « Стресс как негативный биосоциальный фактор»

Цель: сформировать представление о стрессе, его влиянии на организм человека, способах борьбы с ним.

Образовательная задача: сформировать понятие стресса выявить причины стресса, его влияние на здоровье человека, рассмотреть способы защиты от стресса и научиться ими пользоваться.

Развивающая задача: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, познавательный интерес, творчество и самостоятельность учащихся.

Воспитательная задача: прививать чувство коллективизма, заботу о своём здоровье.

Тип урока: новая тема

Методы: словесный ( рассказ, беседа), объяснительно- иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Форма урока: урок-мультимедиа, проблемный урок, урок-практикум, комбинированный урок.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка задание «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»), мультимедийный проектор, музыкальный центр с диском « Голоса природы», фото стрессовых ситуаций и релаксации, сообщение учащегося о статистике стресса, об истории вопроса, эпиграф Тютчева Ф.И.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Живя, умей все пережить,

печаль, и радость, и тревогу.

Ф.И.Тютчев

1. Повторение изученного материала

Вступительное слово учителя: На прошлом уроке мы рассматривали с вами проблему сна, который, как один из показателей здоровья, отражается на самочувствии человека.

Вопросы:

  1. Что такое сон? Назовите фазы сна.

  2. Какое значение он имеет для здоровья человека и и какова его продолжительность?

  3. Что испытывает человек, если у него нарушен сон? В чём причина нарушения сна?

  4. Назовите правила гигиены сна.

Ожидаемые ответы:

  1. Сон – это периодически повторяющееся состояние покоя организма. Существует две фазы сна: медленный и быстрый сон. Медленный длится 70 % -75 % от общего сна, быстрый повторяется 5-6 раз в течение сна.

  2. Сон восстанавливает силы и энергию организма. Новорождённые дети спят16-20 ч. В сутки, годовалые дети – около 14 ч., в 6-9 лет – 11-12 ч., 14-18 лет – 9-10 ч., взрослые спят 8-9 ч.

  3. Если нарушается сон, то днём наблюдается сонливость, вялость. Как следствие ухудшается память, внимание, скорость реакции, раздражительность. Всё это приводит к нервным срывам. Причинами нарушения сна являются поздние вечерние развлечения.

  4. Правила гигиены сна: спальное помещение должно проветриваться и иметь комфортную температуру - + 180 С.; Исключить шум, яркий свет, резкие запахи.

Вывод: Неумение человека справляться со своими проблемами может привести к стрессу. Это слово мы слышим часто по телевидению радиовещанию. А что же такое стресс?

II. Изучение нового материала (объявление темы урока)

Слово учителя: На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс, стресс и стресс.

В последнее время понятие «стресс» приобрело большую популярность - недаром прошедший 20 век назвали веком стресса. Сегодня на дворе 21 век, но стресс, не признавая никаких границ, с легкостью шагнул в новое тысячелетие и продолжает укреплять свои позиции.

Каждый испытывал стресс, все говорят о нем, но мало кто задавался вопросом, так что же такое стресс?

Выступление учащегося: По статистике, в США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% - почти каждый день.

  • По данным американских ученых 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. Многие крупные корпорации тратят сотни миллионов долларов на медицинские пособия, вызванные стрессом. В итоге экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов долларов ежегодно.

  • Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости. Симптомы этого заболевания очень напоминают проявления СПИДа: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству

  • По данным ВЦИОМ (Всесоюзный центр исследования общественного мнения) россияне избавляются от стресса следующим образом:

  • Телевизор - 46%

  • Музыка - 43%

  • Алкоголь - 19%

  • Еда - 16%

  • Медикаменты - 15%

  • Спорт - 12%

  • -Йога, медитация - 2%



  • 40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза страдают от стрессов, что ежегодно обходится обществу в 19 млрд. долларов США.

  • Многие жители стран "Большой Европы" страдают теми или иными последствиями стрессовых ситуаций. Например - 13% сетуют на постоянную головную боль, 17% - на мышечные боли, еще 30% испытывают неприятные ощущения и боли в области спины.

  • В состоянии стресса постоянно находятся 70% россиян. Вследствие стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости (слабость, «песок» в глазах, головные боли, бессонница, раздражительность). Тройку лидеров по снятию стресса у россиян занимают телевизор, музыка и алкоголь. Если человек не находит эффективных способов снизить негативное влияние стресса, то возможны нервные срывы и депрессия. Существует угроза, что к 2020 году депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран. Посмотри видеоролик и если узнаешь в нем себя, сделай что ни будь…

Историческая справка.

Выступление учащегося: Само понятие "стресс" появилось сравнительно недавно – в 1936 году "с легкой руки" ученого, лауреата Нобелевской премии канадского врача и биолога Ганса Селье.. Селье взял технический термин «стресс», означающий "напряжение", "нажим", "давление", из науки о сопротивлении материалов и употребил его по отношению к человеку. Точнее, сначала не к человеку, а к обыкновенным лабораторным крысам, с которыми он в то время экспериментировал.

Во время вскрытия крыс Селье обнаружил патологические нарушения в их внутренних органах. Когда Селье открывал клетки, крысы нередко убегали и потом долго носились по всей лаборатории, спасаясь от своего мучителя. Проходило немало времени, прежде чем он ловил их и водворял на место. По мнению Селье, именно процесс бегства и поимки являлся причиной обнаруженных патологических изменений.

Слово учителя: Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование, сильное воздействие.

Стрессоры (слайд)

Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма

Физические

  1. Холод

  2. Жара

  3. Избыточное употребление лекарств

  4. Загрязнение окружающей среды

  5. Вредные привычки и т. д.

Психические

  1. Конфликтные ситуации

  2. Сильные физические нагрузки

Фазы стресса (слайд)

а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности «призыв к оружию»

б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.

в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.

Селье считал, что составная часть нашей жизни – это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Валентин Катаев писал: «В истоках творчества гения ищите измену или неразделенную любовь». Однако же, если человек постоянно будет подвергаться стрессовым ситуациям, то фаза истощения будет велика, и это может привести к заболеваниям ( депрессии, неврозы, сильные мигрени, проблемы с кишечником, типа изжоги, диареи, запора, повышение кровяного давления, быстрое биение сердца, потные ладони, головокружение, , холодные руки или ноги, одышка, и боли в груди )

Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)

Практическая работа.( 5-6 мин)

Тест: «Мой уровень стресса»

Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.

В последние месяцы ты:

  1. Писал контрольную в школе

  2. Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то

  3. Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще

  4. С тобой произошло что-то волнующее

  5. Чувствовал(а) печаль или одиночество

  6. Выступал(а) перед классом

  7. Встретился(лась) с новым человеком

  8. Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями

  9. Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях

  10. Был(а) чрезмерно загружен(а) делами

  11. Имел(а) проблемы с приготовлением уроков

  12. Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности

  13. Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле

  14. Помогал(а) в организации крупного мероприятия

  15. Чувствовал(а) замешательство

Сложи количество своих утвердительных ответов (да).

Шкала оценок:

от 0 до 5 – низкий уровень стресса;

от 6 до 10 – средний уровень стресса;

от 11 до 15 – высокий уровень стресса.

Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

Какие же способы борьбы со стрессом существуют?

– Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.( (5-6 минут)

а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы

б) защита вариантов решения (по 1 человек от команды. заслушивается защита учащихся от каждой группы)

А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые (слайд выводится на экран)

Способы борьбы со стрессом

  • Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.

  • Поддержка близких.

  • Внешние источники сил (природа, музыка, книги).

  • Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.

  • Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.

  • Занимайся физкультурой и спортом.

  • Правильно питайся, соблюдай режим дня.

  • Радуйся жизни.

  • Помни, мы сильны, когда верим в себя.

  • Полноценный сон.

  • Водные процедуры.

  • Методы релаксации.

- А сейчас я предлагаю вам провести один из способов релаксации – чередующееся носовое дыхание ( звучит диск с голосами природы).

Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, правую зажимая пальцем. Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6. Вдыхайте правой ноздрёй и т. д. Повторить 2-3 раза.

III.Закрепление

Задание. На столе разложены фотографии со способами борьбы со стрессом и причинами стресса. Двое учащихся определяют по фотографиям, где способы борьбы, а где причины стресса. Фотографии вывешиваются на доску в две колонки.

Одновременно остальные учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Что такое стресс? Кто создал это понятие и в каком году?

  2. Назовите фазы развития стресса.

  3. Чем опасен стресс?

IY. Обобщение. Подведение итогов

– Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и научились бороться с ним. Эти умения вам пригодятся на протяжении всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье и не поддаться пагубным пристрастиям.

Задаётся домашнее задание: п. 25 и тетрадь выучить; объявляются и комментируются оценки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconЭкологически обусловленный стресс и старение человека на севере
Ключевые слова: северный стресс, преждевременное старение, дизадаптация, окислительный стресс, метаболические, эндокринные, психоэмоциональные...
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconРеферат На тему «Комплексная антигипертензивная терапия»
Артериальная гипертензия, как фактор риска развития сердечно сосудистых заболеваний
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тестирование на оксидативный стресс (физиологический стресс или повреждение организма вследствие протекания нехарактерных для собственного...
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное
На тему: «Внешние аспекты корпоративной социальной ответственности как фактор развития российских компаний»
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное
На тему: «Внешние аспекты корпоративной социальной ответственности как фактор развития российских компаний»
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор...
Цели изучения дисциплины «Образование как фактор развития инновационного общества»
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconСамостоятельная работа обучающихся наиболее важный фактор, обеспечивающий...
...
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconУчебно-методическая карта дисциплины основы экологии (наименование)...
Экология и современные экологические проблемы. Популяция: плотность, воспроизводство, динамика, распределение особей; волны жизни....
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconРеферат на тему: «Речевой этикет у русских»
...
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconЭссе на тему: «Эффективный курс рубля как фактор инвестиционной привлекательности»
России не представляется возможным без решения проблем денежно-кредитной и валютной политики. Эффективная валютная политика оказывает...
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор...
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconРеферат по обж на тему: «Закаливание молодого организма и его способы»
...
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconДипломная работа на тему: Информационный продукт как фактор развития...
Информационный продукт основа инновационной туристской деятельности. Электронная технология в туризме
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconПроект выпускной квалификационной работы на тему «Карманные деньги...
Проверить данное предположение можно, обратившись к анализу получения и использования денег подростками, а также влиянию карманных...
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» icon«Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»
Степченко Т. С. «Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»// Дисс канд экон наук – Кр.,...
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» iconМетодические рекомендации по использованию. Урок на тему «Основные логические элементы»
Урок на тему «Основные логические элементы» разработан для учащихся 10 класса, изучающих информатику как по основному учебному плану,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск