Скачать 0.58 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Рабочая программа дисциплины «ВИРУСОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИЯ» на основе модульной технологии обучения Специальность: 111801.65 ВЕТЕРИНАРИЯ Квалификация: специалист Форма обучения: очная Орел 2013 год Составители: Скребнева Е.Н., кандидат биологических наук, доцент кафедры эпизоотологии и терапии ____________________________ « 21 » мая 2013 г. Рецензент: Клейменова Н.В., кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и хирургии____________________________ « 24 » мая 2013 г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 111801.65 Ветеринария Программа принята методической комиссией факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, протокол № 9 Председатель методической комиссии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины: Сазонова В.В., доктор ветеринарных наук, профессор ____________________________ « 30 » мая 2013 г. Программа обсуждена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии, протокол № 12 Зав. кафедрой: Сахно Н.В., доктор ветеринарных наук, доцент ____________________________ « 27 » мая 2013 г. Лист согласования рабочей программы Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины: Масалов В.Н. доктор биологических наук, профессор ____________________________ « 9 » июля 2013 г. Программа обсуждена на заседании Ученого совета факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, протокол № 10 Секретарь Ученого совета факультета: Попкова Т.В., кандидат биологических наук, доцент ____________________________ « 31 » мая 2013 г. Программа принята учебно-методической комиссией по специальности 111801.65 Ветеринария, протокол № 9 Председатель учебно-методической комиссии по специальности 111801.65 Ветеринария: Сазонова В.В., доктор ветеринарных наук, профессор ____________________________ « 30 » мая 2013 г. Заведующий выпускающей кафедрой эпизоотологии и терапии: Сахно Н.В., доктор ветеринарных наук, доцент ____________________________ « 27 » мая 2013 г. Директор научной библиотеки: Ишханова Е.В. ____________________________ « » 2013 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 5
6. Примерный перечень тем курсовых проектов (работ) 19 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации 19 7.1. Перечень тем рефератов 19 7.2. Вопросы к модулям 22 7.3. Вопросы к экзамену 27 7.4. Формирование рейтинговой оценки. Критерии и методы оценки качества знаний студентов по дисциплине 30 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 32 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 36 Введение Вирусология – современная биологическая наука, занимающаяся изучением мельчайших микроорганизмов – вирусов. Вирусы представляют огромный практический интерес для ветеринарии, здравоохранения и растениеводства. Поэтому овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по профилактике и диагностике вирусных болезней животных составляет обязательной и важнейшей элемент подготовки ветеринарного врача. Наука включает два раздела: общая вирусология и частная вирусология. Общая вирусология изучает: общую характеристику и систематику вирусов; взаимодействие вирусов с чувствительными клетками; культивирование, экологию и генетику вирусов; патогенез вирусных инфекций; особенности противовирусного иммунитета; принципы лабораторной диагностики, лечения и специфической профилактики вирусных болезней. Частная вирусология представлена в следующей последовательности: название семейства и вируса; основные свойства вируса (строение, тропизм, антигенные гемаглютинирующие свойства, устойчивость); характеристика болезней; клиническая, эпизоотологическая и лабораторная диагностика; иммунитет и специфическая профилактика. Биотехнология – это промышленное использование биологических процессов и агентов на основе получения высокоэффективных форм микроорганизмов, культур клеток и тканей растений и животных с заданными свойствами. Биотехнология является одним из научно-практических приоритетов 21 века. Данная наука представляет собой биоиндустрию в которой можно выделить такие направления, как промышленная, пищевая, сельскохозяйственная, экологическая и ветеринарная, которая включает в себя производство профилактических и терапевтических препаратов, основанных на использовании живых или убитых патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, либо их компонентов и продуктов метаболизма. Введение дисциплины «Вирусология и биотехнология» в учебный план вызвано бурным развитием научно-технической революции, увеличением объема научной и научно-технической информации, быстрой сменяемостью и обновлением знаний. Дисциплина призвана активизировать творческую деятельность студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций и содействовать в овладении навыками проведения самостоятельных научных исследований.
Дисциплина «Вирусология и биотехнология» является комплексной и условно делится на курсы «Вирусология» и «Биотехнология». Цель курса «Вирусология»: овладение теоретическими основами вирусологии и приобретение знаний и навыков профилактики и диагностики вирусных болезней животных. Основная цель преподавания курса «Биотехнология» – дать студентам теоретические знания и практические навыки по основным промышленным методам производства биопрепаратов, выявления, выделения, разделения, очистки и конструирования биологически активных веществ, а также создания новых активных форм организмов, отсутствующих в природе. Задачи курса «Вирусология»: - изучение особенностей биологии вирусов и взаимодействия их с заражаемым организмом; - усвоение основных принципов диагностики вирусных болезней животных; - овладение современными вирусологическими методами лабораторной диагностики. В задачи курса «Биотехнология» входят: - ознакомление студентов с природой и многообразием биотехнологических процессов, достижениями биотехнологии в области ветеринарии; - изучение технологии получения производственных питательных сред для культивирования различных микроорганизмов; - изучение условий, влияющих на скорость микробиологических процессов, рост и развитие микробных популяций; - оптимизация микробного процесса; - отработка практических навыков по выделению производственных штаммов микроорганизмов, их селекции, хранения, использования для промышленного изготовления вакцин и антигенов; - изучение технологии приготовления терапевтических и диагностических сывороток и гамма-глобулинов, пробиотиков, антибиотиков, ферментов, витаминов и др.; - изучение технологии получения рекомбинантных ДНК, генно-инженерных вакцин и моноклональных антител и их использования в ветеринарной медицине; - изучение методов контроля, стандартизации и сертификации биологических препаратов и аттестации производственных линий; - изучение устройств основного производственного оборудования для приготовления питательных сред и лекарственных форм препаратов; ознакомление с подразделениями биопредприятий, организацией и управлением биологическим производством с использованием современной электронной техники; - изучение перспективных и экологически безопасных технологических процессов, основанных на использовании микроорганизмов.
Цикл – общепрофессиональный ветеринарно-биологический Студент должен знать: - природу и свойства вирусов; - патогенез вирусных болезней; - особенности проявления основных вирусных болезней животных; - особенности противовирусного иммунитета; - методы и средства диагностики и профилактики вирусных болезней животных - кинетические основы микробиологических процессов, количественные и качественные характеристики роста и развития микробных популяций, механизмы, определяющие скорость биологических процессов; - иметь представление о способах масштабирования и оптимизации биотехнологических процессов, координирования микробного метаболизма; - методы и приемы, позволяющие получать биологически активные соединения и биопрепараты и успешно применять их в ветеринарной практике; - технологии производства профилактических, диагностических и терапевтических препаратов, в том числе генно-инженерных вакцин, моноклональных антител, иммобилизованных ферментов; - основные и вспомогательные элементы технологии производства и контроля качества биопрепаратов; - иметь представление о методах подготовки технологического оборудования к работе, выделения, концентрирования, высушивания и приготовления готовых лекарственных форм препаратов из продуктов микробного синтеза. Уметь: - отобрать патологический материал от больного животного или его трупа; - транспортировать материал в лабораторию для вирусологических исследований; - обнаружить и идентифицировать вирусы в патологическом материале; - поставить предварительный и окончательный диагноз на вирусную болезнь у животного; - проводить микроскопию с помощью светового, люминесцентного и электронного микроскопов; - пользоваться приборами и оборудованием, применяемыми в микробиологической промышленности, подготавливать их к работе (биореакторы, приборы производства и контроля, технологическое оборудование и др.); - составлять прописи питательных сред и проводить их контроль по общему и аминному азоту, триптофану, рН; - готовить питательные основы, среды и дополнительные растворы для культивирования микроорганизмов; - культивировать микроорганизмы с использованием различных питательных сред; - определять число живых клеток микроорганизмов в пробах различными методами; - проводить сертификацию эталонных штаммов микроорганизмов и биопрепаратов; - готовить диагностические, профилактические и терапевтические биопрепараты; - осуществлять контроль показателей качества биопрепаратов различными методами; - пользоваться оборудованием и контрольно-измерительными приборами; - составлять серии биопрепаратов и проводить их стандартизацию; - проводить статистическую обработку и определять достоверность полученных данных. - определять экономическую эффективность биотехнологических процессов. Дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: эпизоотология и инфекционные болезни, организация ветеринарного дела и ветеринарно-санитарная экспертиза.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) Общекультурные компетенции (ОК): - владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4); - осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-6); - использовать знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников (ОК-8); - стремиться к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом (ОК-10); - использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11). б) Профессиональные компетенции (ПК): - использовать методы оценки природных и социально-хозяйственных факторов в развитии болезней животных, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, патологий (ПК-1); - проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее опасных и значимых заболеваний (ПК-2); -уметь пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических и лечебных целях, назначать необходимое лечение в соответствии с поставленных диагнозом (ПК-3) - уметь анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфофизиологических основ для своевременной диагностики заболеваний (ПК-5); - анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей для успешной лечебно-профилактической деятельности (ПК-6); - осуществлять необходимые диагностические и терапевтические мероприятия (ПК-8); - соблюдать правила работы с лекарственными средствами (ПК-10); - использовать нормативную документацию, принятую в ветеринарии и здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные национальные стандарты, приказы, правила, рекомендации, указания, действующие международные классификации (ПК-16); - уметь осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты (ПК-29); - участвовать в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; умеет применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии (ПК-30). в) В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - основные виды вирусов и прионов; - классификацию вирусов; - методы диагностики вирусных болезней; - особенности внеклеточныъх форм жизни; - биотехнологию защитных препаратов; - методы и приемы, позволяющие получать биологически активные соединения и биопрепараты и успешно применять их в ветеринарной практике; - технологии производства профилактических, диагностических и терапевтических препаратов, в том числе генно-инженерных вакцин, моноклональных антител, иммобилизованных ферментов; - основные и вспомогательные элементы технологии производства и контроля качества биопрепаратов; Уметь: - отбирать материал для вирусологических исследований; - пользоваться приборами и оборудованием, применяемыми в микробиологической промышленности, подготавливать их к работе (биореакторы, приборы производства и контроля, технологическое оборудование и др.); Владеть навыками: - работы на лабораторном оборудовании; - методами наблюдения и экспиремента; - знания по механизмам развития болезни; - работы на световом, люминесцентном и электронном микроскопах. Иметь представление: При освоении дисциплины студентам необходимо ознакомиться с некоторыми технологическими процессами непосредственно на производстве (предприятия биологического производства, производственные отделы НИИ, республиканские, краевые, областные ветеринарные лаборатории, частные фирмы и др.). 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
5.4. Лабораторный практикум
5.5. Практические занятия
5.6. Самостоятельная работа студентов Важной составляющей образовательного процесса в современной высшей школе является внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР). На этот вид умственной работы в процессе обучения делается все больший упор, так как процесс самообразования, умение организовать его и правильно сочетать с аудиторной работой в присутствии преподавателя является основой всего процесса получения знаний, их углубления, умелого применения в практической деятельности. Как аудиторная, так и внеаудиторная работа студентов, работа с преподавателем и без него, самостоятельно, должна быть активной, разнообразной, вызывать интерес. Только в этом случае можно говорить об активизации учебного процесса как одном из направлений повышения его эффективности.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины «Молекулярная генетика» ДС1 при подготовке дипломированных специалистов (инженер по специальности 240900 “Биотехнология”) и магистров по специальности химическая... | Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | ||
Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной... Учебно-методический комплекс дисциплины «Биотехнология комбинированных пищевых продуктов на основе молочного и микробиологического... | 240700 «Биотехнология» Набор 2013 г. № п/п Наименование дисциплины и ее основные Изучающее чтение с выделением главных компонентов содержания текста. Основы медицины. Фармацевтическое образование. Основы биотехнологии.... | ||
Рабочая программа дисциплины микробиология, вирусология Группа № | Вирусология вирусология — раздел биологии, изучающий вирусы Печатается по решению методического совета Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология» «российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова» | Рабочая программа дисциплины микробиология, вирусология Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 13 «Вирусология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины Биотехнология Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9 | Рабочая программа дисциплины биотехнология как альтернатива химической технологии | ||
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом лечебного факультета от «29» При разработке рабочей программы учебной дисциплины «микробиология, вирусология, микробиология полости рта» в основу положены | Рабочая программа учебной дисциплины теоретические основы селекции... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 4 студентам очной формы обучения |