Скачать 0.84 Mb.
|
1. ВВЕДЕНИЕ Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Реформа системы здравоохранения предполагает новые подходы к решению вопросов оказания медицинской помощи населению. Она предусматривает поэтапный переход к организации первичной медицинской помощи по принципу семейного врача (врача общей практики). В соответствии с государственными квалификационными требованиями к профессии (врача общей практики) семейный врач обязан не только оказывать эффективную медицинскую помощь взрослым и детям, проводить основные лечебно-диагностические процедуры, но и владеть методами первичной и вторичной профилактики, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья всех членов семьи. Приоритетность профилактической направленности в деятельности врачей общей практики не только декларируется в документах ВОЗ, но и подтверждается многолетней практикой подготовки и функционирования их в экономически развитых странах. Предлагаемые методические указания помогают восполнить недостаточное количество учебных материалов по этому направлению подготовки врача общей практики. 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 2.1. Гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности Гигиена - основная профилактическая наука в медицине. Слово «гигиена» происходит от греч. «higieinos» - приносящий здоровье. Термин «гигиена» связывают с именем древнегреческой богини здоровья Гигиеи - дочери бога врачевания Эскулапа. Используется много определений гигиены как науки. От простых: «Гигиена - это наука о здоровье людей» до более сложных: «Гигиена - это наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний». Предметом изучения гигиены являются: изучение природных и антропогенных факторов, социальных условий;
Методы исследования: 1. Эпидемиологический (совокупность методов, позволяющих изучить здоровье под влиянием разнообразных факторов). 2. Санитарное обследование (санитарное описание, углубленное санитарное обследование). 3. Метод натурного гигиенического эксперимента. 4. Метод лабораторного гигиенического эксперимента. 5. Метод санитарной экспертизы. Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый - лечение заболеваний людей; второй -предупреждение болезней, т. е. профилактика. Отрасли гигиены: гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, радиационная гигиена, гигиена детей и подростков, военная гигиена и другие. 2.2. Развитие гигиены в России Развитие гигиены в России, как и ее развитие в целом, характеризуется двумя периодами: донаучным и научным. Донаучный период называют еще периодом гениальных наблюдений. Эти наблюдения принимали форму обычаев, законов и религиозных правил. Зачатки эмпирических (описательных) гигиенических знаний возникли на рубеже образования Киевской Руси (X век). В известном труде того периода «Домострое» много внимания уделялось чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами; мощению мостовых; кольцевой планировке городов; сбору и удалению нечистот. Водопровод в русских городах был сооружен раньше, чем на западе. Эти мероприятия проводились на государственном уровне (XVII век - Аптекарский приказ при Петре 1 переименован в Медицинскую канцелярию, во главе которой стоял врач). Издаются указы по охране здоровья населения, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных условиях на суконных фабриках (1741), об обязательном извещении в случае заразных заболеваний (1743). К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова. Известны такие его труды: «О размножении и сохранении российского народа» (зачатки школьной гигиены) (1761), «Первые основания металлургии или рудных дел» (указания об организации труда, отдыха, о предохранении от заболевании, о вентиляции шахт). Примечательно, что гигиенические аспекты медицины подчеркивали и пропагандировали выдающиеся терапевты и хирурги. Гигиена в виде самостоятельного курса начала преподаваться с 1798 г., курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. - « Медицинская полиция и гигиена». Этот курс входил в состав такой дисциплины, как «Судебная медицина». Первая кафедра гигиены в России была организована в Петербургской медико-хирургической академии (1871) и возглавил ее А. П. Доброславин (учился у К. Фойта и М. Петтенкофера). Заслуга А. П. Доброславина заключается в том, что он внес большой вклад в разработку таких вопросов, как рациональное питание, военная гигиена, создал первые оригинальные учебники по гигиене. К основоположникам гигиены относят и Ф. Ф. Эрисмана. Уроженец Швейцарии, он начал деятельность как окулист. Проводил обширные исследования зрения у школьников и изучал причины близорукости. Известны его работы в области гигиены труда, социальной гигиены. Организовал кафедру гигиены в Московском университете (1881). Из проблем профилактической медицины на современном этапе следует отметить проблему сохранения среды обитания, сохранения здоровья в условиях научно-технического прогресса и здоровья подрастающего поколения. Решение этих вопросов возможно при использовании современных исследовательских и профилактических технологий. 2.3. Экология. Эколого-гигиеническая диагностика Экология (греч. oikos - дом, жилище, местопребывание; logia - наука) - биологическая наука об отношениях живых существ между собой и окружающей средой. Современная экология изучает влияние человека на окружающую среду, пути охраны среды, способы оптимизации отношений человека, общества и природы. В этой науке выделяется несколько направлений. Среди них важное значение имеет экология человека, изучающая закономерности взаимоотношений человеческого общества с окружающей средой и проблемы ее охраны. Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов, в которых протекают труди отдых людей. Окружающая среда включает в себя природную и социальную среду. При этом природная среда подразделяется на естественную и антропогенную. Под естественной средой понимается неизмененная среда, а под антропогенной - загрязненная и денатурированная природная среда. Основой природной среды является биосфера (греч. bios - жизнь, sparia - слой, оболочка) - нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы (твердь земли). По В. И. Вернадскому, биосфера - это «область живого вещества». Человеческая деятельность воздействует на биосферу и рассматривается как геохимический фактор. Преобразованную биосферу В. И. Вернадский называл ноосферой (сфера разума). Здоровье человека в значительной степени определяется совокупным влиянием природных и социально-экономических факторов на жизнь человека. Загадка гигиенической науки и практики состоит в изучении связи человека с факторами окружающей природы. С этих позиций рассматривается гигиеническое значение атмосферного воздуха, воды, почвы и других факторов. В настоящее время установлено, что если все экологические факторы неинфекционной природы принять за 100 %, то на долю влияния образа жизни приходится 49 - 53 %, на долю генетического фактора приходится 18-20 %, на фактор загрязнения внешней среды -17-20%, медицинский и экологический факторы - 8-10%. На основе осмысления возможности влияния факторов окружающей среды сформированы законы гигиены. Так, согласно первому закону гигиены нарушение уровня здоровья людей, вызванное этиологическими факторами, может возникнуть только при наличии трех движущих сил: источника вредности, механизма воздействия (передачи) и восприимчивого организма. 3. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ 3.1. Питание как фактор здоровья Пища - важнейший элемент внешней среды, являющийся непременным условием существования людей. Состав пищи, ее свойства и количество определяют физическое и нервно-психическое состояние человека, состав его тела. Пища - единственный источник энергии. Питание включает в себя процесс приема пищи, ее переваривание, всасывание питательных веществ и их усвоение. Нарушения в организации питания приводят к различным проявлениям болезней питания: ухудшение показателей физического и умственного развития, снижение сопротивляемости к инфекциям и другим факторам внешней среды, увеличение общей заболеваемости, снижение работоспособности, преждевременное старение, сокращение продолжительности жизни. Гигиенические требования к питанию здорового человека определяются его сбалансированностью и адекватностью. Адекватность питания предусматривает необходимость: - поддержания молекулярного состава и возмещение энергетических и пластических расходов организма; - поступления не только нутриентов (питательных веществ), но и балластных веществ; - учета не только потоков нутриентов из желудочно-кишечного тракта, но и потоков нутритивных и регуляторных веществ (эндокринные элементы желудочно-кишечного тракта); - учета эндоэкологии (взаимодействие организма хозяина и микрофлоры). Кроме адекватности большое значение имеют такие требования, как рациональный режим питания (соблюдение времени приема пищи и интервалов между приемами, рациональная кратность приемов пищи, правильное количественное и качественное распределение пищи по приемам, условия приема пищи) и соблюдение санитарных правил при получении, транспортировке, хранении, кулинарной обработке пищи, выполнение принципа безопасности пищи в эпидемическом и токсическом отношении. Физиологические нормы питания регламентируют калорийность, поступление необходимого количества питательных веществ. Нормирование проводится с учетом возраста , пола, профессии, климатических условий, физиологических особенностей (беременные женщины). В настоящее время действующими являются нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения (1991). 3.2. Спорные концепции питания Концепция рационального и сбалансированного питания разработана академиком А. А. Покровским. Сущность ее состоит в том, что нормальная деятельность человека возможна лишь при условии обеспечения его необходимой энергией и «строительным» материалом, а также соблюдения сложных отношений между многочисленными компонентами пищи, каждому из которых отведена определенная роль в обмене веществ. В сбалансированном питании предусматриваются оптимальные количественные и качественные взаимосвязи белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Энергетическая ценность пищи должна быть сбалансирована с энергетическими тратами. Теория сбалансированного питания называется еще классической. На ее основе разрабатывались рационы, строились физиологические нормы питания, технология переработки пищевых продуктов. Однако практика идеальной пищи (использование парентерального питания) показала вред использования рафинированных продуктов (развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, ожирение). Эти ошибки пытается избежать теория адекватного питания. Наряду с этой теорией бытуют так называемые спорные концепции питания: индексы пищевой ценности (учитывается количественно ценность принимаемой пищи; белки, жиры и углеводы рассматриваются как взаимозаменяемые факторы); живая энергия лищевым продуктам приписывается роль носителей осо-ой энергии, предполагается утилизация всех отходов пищи); ; пиление организма голоданием (очищение организма от -л-ь правильно построенных белков, которые становятся для -•его "вредными); мнимых лекарств (лакстрил - растительный . >7ь-моя, гидролизах АУ-8) и другие. 3.3. Физиолого-гигиенические требования к энергетической ценности пищевого рациона Пища является единственным источником энергии, расходуемой организмом на работу мышц, желез внутренней секреции, для синтеза различных химических соединений. Основная доля освобождающейся энергии в конечном счете трансформируется в механическую, тепловую и другие виды. Основным законом, определяющим адекватность питания, является закон соблюдения соответствия количества энергии, заключенной в питательных веществах, поступающих в организм, количеству энергии, расходуемой организмом. Энергия расходуется на поддержание основных функций жизнедеятельности организма (энергия основного обмена); на работу, связанную с процессом усвоения пищи и питательных веществ (специфическое динамическое действие пищи); на активную, главным образом мышечную, деятельность (работа, ведение домашнего хозяйства, активные формы отдыха). Расходы энергии устанавливаются методами прямой и непрямой калориметрии. Прямая калориметрия проводится в специальных теплоизоляционных изотермических камерах, в стенках которых циркулирует вода. Непрямая калориметрия - это газометрический метод, метод алиментарной калориметрии и хронометражно-табличный. Нарушение количественной адекватности питания происходит за счет внешних и внутренних причин. Внешние причины: недостаточное или избыточное поступление питательных веществ. Внутренние причины: нарушения в состоянии организма, препятствующие поступлению пищи или затрудненное ее усвоение. Например, снижение или повышение аппетита, механические препятствия (структуры пищевода), заболевания желудочно-кишечного тракта. Последствия недостаточного количественного питания: - снижение работоспособности; - падение веса; - увеличение катаболизма белков; - атрофия слизистых, истончение стенок пищеварительного тракта, снижение секреции пищеварительных желез; - психические расстройства. Последствия избыточного питания: - отложение жира, повышение веса (ожирение), переходит в теплонарушение деятельности сердечно-сосудистой системы; - атеросклеротические изменения стенок сосудов, изменения функции внешнего и внутреннего дыхания; - застойные изменения в желудочно-кишечном тракте; - изменения костно-суставной системы из-за увеличения нагрузки; - эндокринные расстройства; - нарушение углеводного, жирового, водно-солевого обменов; - функциональные нарушения коры головного мозга (заторможенность, инертность нервных процессов, нередко неустойчивость психики). 3.4. Белки, их роль в питании человека Белки относятся к обязательным компонентам питания. Сама жизнь рассматривается как форма существования белковых тел. Выполняют в организме: ■ пластическую роль (15-20% сырой массы тканей, основной строительный материал клеток, органов); ■ каталитическую роль (основной компонент ферментов); ■ гормональную (по своей природе гормоны являются белками, например, инсулин, гормоны гипофиза, паратиреоидный); ■ функцию специфичности и защиты (иммунитет, аллергические реакции, тканевая индивидуальность); ■ транспортную (переносчики кислорода - гемоглобин, липидов - липопротеиды, углеводов - глюкопротеиды, гормонов, витаминов, лекарственных веществ, минеральных солей через мембрану); ■ энергетическую (при сгорании 1 г белка образуется 4 ккал). Причины белкового голодания (отрицательный азотистый баланс): частичное или полное голодание, потребление низкобелкового рациона, анорексия, рвота, нарушение всасывания в желудочно-кишечном тракте, повышенный распад в организме (ожоговая болезнь, туберкулез, опухоли). Последствия: нарушение динамического равновесия белкового анаболизма и катаболизма в сторону распада собственных белков, в том числе белковых ферментов; нарушение клеточного метаболизма и как следствие поражение тех органов, где высокая скорость обновления белков (кишечник, кроветворные органы), атрофия эпителия кишечника, анемия; снижение антителообразования, снижение мышечной массы, массы печени и других паренхиматозных органов; трофические изменения кожных покровов; снижение продукции гормонов и репродуктивной функции; снижение умственной и физической работоспособности. Внешнее проявление белкового голодания выражается синдромом, получившим название «квашиоркор», или «голодный маразм». Белки должны поступать в организм ежедневно, с каждым приемом пищи и в достаточном количестве. На потребность влияют пол, возраст, условия труда, состояние организма. Различают полноценные (содержащие все незаменимые аминокислоты) и неполноценные белки (не содержатся все незаменимые аминокислоты). В пищевом рационе должно быть не менее 50-60 % белков животного происхождения (полноценных белков). Полноценные белки растительного происхождения содержатся в бобовых (фасоль, горох). |
Гигиена наука о сохранении и укреплении здоровья Происхождение термина гигиена связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога медицины Эскулапа | Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния,... | ||
Валеология наука о формировании, сохранении, укреплении здоровья Система образования сегодня решает конкретные задачи по созданию для школьников комфортных условий обучения на основе индивидуального... | Вопросы к экзамену Психология здоровья как наука Будет построена на теоретическом материале с обсуждениями (20% времени), а также на практических занятиях (80% времени) | ||
Реферат на тему: «Гигиена» Гигиена медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая... | Образовательная программа основного и среднего образования гбоу гимназии №330. Общие положения Санкт-Петербурга- в сохранении и развитии традиций города как крупнейшего научного, культурного и экономического центра России | ||
О Спартакиаде сотрудников вузов на 2013- 2014 г г Пропаганда физической культуры и спорта, как одного из важных средств, в сохранении и укреплении здоровья, продление спортивного... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд психофизиологические основы спортивной тренировки В курсе освещаются вопросы, связанные с совершенствованием физического развития и функционального состояния, физической работоспособности... | ||
Конспекты лекций по общей гигиене для аспирантов лекция №1. Гигиена как наука ... | Учебники, руководства, общие вопросы Беммел М., Кекен Р. Пен А. Руководств по сестринской помощи в сфере психического здоровья. Киев: Сфера, 2002 | ||
До урока детям дается задание нарисовать предметы гигиены Гигиена – Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья,а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание... | Самостоятельная работа 60 (часов) Приложение 1 «Общественное здоровье и здравоохранение» Второй раздел «Общественное здоровье» содержит программу (схему) и методы изучения общественного здоровья, критерии его оценки, роль... | ||
Вопросы к зачёту (основные): Педагогика как наука Психолого-педагогическая характеристика взрослого как субъекта обучения и развития | Тематическое планирование. Биология 8 класс Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Гигиена дыхательной системы | ||
Моей работы: биологические основы физической культуры По официальным данным, за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. Многолетняя тенденция к ухудшению... | Темы рефератов: Валеология как наука, понятие о здоровье и факторах... Оптимальный двигательный режим, рациональное питание важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния... |