2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности





Название2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности
страница1/8
Дата публикации19.07.2013
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
1. ВВЕДЕНИЕ

Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Реформа системы здравоох­ранения предполагает новые подходы к решению вопросов оказания медицинской помощи населению.

Она предусматривает поэтапный переход к организа­ции первичной медицинской помощи по принципу семейно­го врача (врача общей практики).

В соответствии с государственными квалификацион­ными требованиями к профессии (врача общей практики) семейный врач обязан не только оказывать эффективную медицинскую помощь взрослым и детям, проводить основ­ные лечебно-диагностические процедуры, но и владеть ме­тодами первичной и вторичной профилактики, разрабаты­вать и осуществлять мероприятия, направленные на сохра­нение и укрепление здоровья всех членов семьи.

Приоритетность профилактической направленности в деятельности врачей общей практики не только деклариру­ется в документах ВОЗ, но и подтверждается многолетней практикой подготовки и функционирования их в экономи­чески развитых странах.

Предлагаемые методические указания помогают вос­полнить недостаточное количество учебных материалов по этому направлению подготовки врача общей практики.
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

2.1. Гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности

Гигиена - основная профилактическая наука в медицине. Слово «гигиена» происходит от греч. «higieinos» - принося­щий здоровье. Термин «гигиена» связывают с именем древ­негреческой богини здоровья Гигиеи - дочери бога враче­вания Эскулапа. Используется много определений гигиены как науки. От простых: «Гигиена - это наука о здоровье лю­дей» до более сложных: «Гигиена - это наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм че­ловека и общественное здоровье с целью обоснования гигие­нических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний».

Предметом изучения гигиены являются:

изучение природных и антропогенных факторов, соци­альных условий;

  • изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на человека и на популяцию;

  • научное обоснование нормативов, ПДК;

  • внедрение в практику здравоохранения и хозяйство разра­ботанных гигиенических мероприятий, правил, проверка их эффективности;

  • прогнозирование санитарной ситуации.

Методы исследования:

1. Эпидемиологический (совокупность методов, позво­ляющих изучить здоровье под влиянием разнообраз­ных факторов).

2. Санитарное обследование (санитарное описание, уг­лубленное санитарное обследование).

3. Метод натурного гигиенического эксперимента.

4. Метод лабораторного гигиенического эксперимента.

5. Метод санитарной экспертизы.

Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый - лечение заболеваний людей; второй -предупреждение болезней, т. е. профилактика.

Отрасли гигиены: гигиена труда, гигиена питания, ком­мунальная гигиена, радиационная гигиена, гигиена детей и подростков, военная гигиена и другие.
2.2. Развитие гигиены в России

Развитие гигиены в России, как и ее развитие в целом, характеризуется двумя периодами: донаучным и научным. Донаучный период называют еще периодом гениальных на­блюдений. Эти наблюдения принимали форму обычаев, за­конов и религиозных правил. Зачатки эмпирических (опи­сательных) гигиенических знаний возникли на рубеже обра­зования Киевской Руси (X век). В известном труде того периода «Домострое» много внимания уделялось чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами; мощению мостовых; кольцевой планировке городов; сбо­ру и удалению нечистот. Водопровод в русских городах был сооружен раньше, чем на западе. Эти мероприятия про­водились на государственном уровне (XVII век - Аптекар­ский приказ при Петре 1 переименован в Медицинскую кан­целярию, во главе которой стоял врач). Издаются указы по охране здоровья населения, о надзоре за санитарным со­стоянием городов (1737), о санитарных условиях на сукон­ных фабриках (1741), об обязательном извещении в случае

заразных заболеваний (1743). К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова. Известны такие его труды: «О размножении и сохранении российского народа» (зачатки школьной гигиены) (1761), «Первые основания металлургии или рудных дел» (указания об организации труда, отдыха, о предохранении от заболевании, о вентиля­ции шахт).

Примечательно, что гигиенические аспекты медицины подчеркивали и пропагандировали выдающиеся терапевты и хирурги. Гигиена в виде самостоятельного курса начала преподаваться с 1798 г., курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. - « Медицинская полиция и гигиена». Этот курс входил в состав такой дисциплины, как «Судеб­ная медицина».

Первая кафедра гигиены в России была организована в Петербургской медико-хирургической академии (1871) и возглавил ее А. П. Доброславин (учился у К. Фойта и М. Петтенкофера). Заслуга А. П. Доброславина заключается в том, что он внес большой вклад в разработку таких вопросов, как рациональное питание, военная гигиена, создал первые ори­гинальные учебники по гигиене. К основоположникам ги­гиены относят и Ф. Ф. Эрисмана. Уроженец Швейцарии, он начал деятельность как окулист. Проводил обширные иссле­дования зрения у школьников и изучал причины близоруко­сти. Известны его работы в области гигиены труда, социаль­ной гигиены. Организовал кафедру гигиены в Московском университете (1881).

Из проблем профилактической медицины на современ­ном этапе следует отметить проблему сохранения среды обитания, сохранения здоровья в условиях научно-техниче­ского прогресса и здоровья подрастающего поколения. Реше­ние этих вопросов возможно при использовании современ­ных исследовательских и профилактических технологий.
2.3. Экология. Эколого-гигиеническая диагностика

Экология (греч. oikos - дом, жилище, местопребыва­ние; logia - наука) - биологическая наука об отношениях живых существ между собой и окружающей средой. Совре­менная экология изучает влияние человека на окружающую среду, пути охраны среды, способы оптимизации отноше­ний человека, общества и природы. В этой науке выделяет­ся несколько направлений. Среди них важное значение имеет экология человека, изучающая закономерности взаи­моотношений человеческого общества с окружающей сре­дой и проблемы ее охраны.

Под окружающей средой принято понимать целост­ную систему взаимосвязанных природных и антропоген­ных объектов, в которых протекают труди отдых людей. Окружающая среда включает в себя природную и социаль­ную среду. При этом природная среда подразделяется на естественную и антропогенную. Под естественной средой понимается неизмененная среда, а под антропогенной - за­грязненная и денатурированная природная среда.

Основой природной среды является биосфера (греч. bios - жизнь, sparia - слой, оболочка) - нижняя часть атмо­сферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы (твердь земли). По В. И. Вернадскому, биосфера - это «область жи­вого вещества». Человеческая деятельность воздействует на биосферу и рассматривается как геохимический фактор. Преобразованную биосферу В. И. Вернадский называл ноо­сферой (сфера разума).

Здоровье человека в значительной степени определяет­ся совокупным влиянием природных и социально-экономи­ческих факторов на жизнь человека. Загадка гигиенической науки и практики состоит в изучении связи человека с факторами окружающей природы. С этих позиций рассматри­вается гигиеническое значение атмосферного воздуха, воды, почвы и других факторов. В настоящее время установлено, что если все экологические факторы неинфекционной при­роды принять за 100 %, то на долю влияния образа жизни приходится 49 - 53 %, на долю генетического фактора прихо­дится 18-20 %, на фактор загрязнения внешней среды -17-20%, медицинский и экологический факторы - 8-10%.

На основе осмысления возможности влияния факто­ров окружающей среды сформированы законы гигиены. Так, согласно первому закону гигиены нарушение уровня здоро­вья людей, вызванное этиологическими факторами, может возникнуть только при наличии трех движущих сил: ис­точника вредности, механизма воздействия (передачи) и восприимчивого организма.
3. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

3.1. Питание как фактор здоровья

Пища - важнейший элемент внешней среды, являю­щийся непременным условием существования людей. Со­став пищи, ее свойства и количество определяют физиче­ское и нервно-психическое состояние человека, состав его тела. Пища - единственный источник энергии. Питание включает в себя процесс приема пищи, ее переваривание, всасывание питательных веществ и их усвоение.

Нарушения в организации питания приводят к раз­личным проявлениям болезней питания: ухудшение показа­телей физического и умственного развития, снижение со­противляемости к инфекциям и другим факторам внешней среды, увеличение общей заболеваемости, снижение рабо­тоспособности, преждевременное старение, сокращение

продолжительности жизни.

Гигиенические требования к питанию здорового чело­века определяются его сбалансированностью и адекватно­стью. Адекватность питания предусматривает необходи­мость:

- поддержания молекулярного состава и возмещение энер­гетических и пластических расходов организма;

- поступления не только нутриентов (питательных ве­ществ), но и балластных веществ;

- учета не только потоков нутриентов из желудочно-кишечного тракта, но и потоков нутритивных и регуляторных веществ (эндокринные элементы желудочно-кишечного тракта);

- учета эндоэкологии (взаимодействие организма хозяина и микрофлоры).

Кроме адекватности большое значение имеют такие требования, как рациональный режим питания (соблюдение времени приема пищи и интервалов между приемами, ра­циональная кратность приемов пищи, правильное количе­ственное и качественное распределение пищи по приемам, условия приема пищи) и соблюдение санитарных правил при получении, транспортировке, хранении, кулинарной обра­ботке пищи, выполнение принципа безопасности пищи в эпидемическом и токсическом отношении.

Физиологические нормы питания регламентируют ка­лорийность, поступление необходимого количества пита­тельных веществ. Нормирование проводится с учетом воз­раста , пола, профессии, климатических условий, физиоло­гических особенностей (беременные женщины).

В настоящее время действующими являются нормы фи­зиологических потребностей в пищевых веществах и энер­гии для различных групп населения (1991).
3.2. Спорные концепции питания

Концепция рационального и сбалансированного питания разработана академиком А. А. Покровским. Сущность ее со­стоит в том, что нормальная деятельность человека возмож­на лишь при условии обеспечения его необходимой энергией и «строительным» материалом, а также соблюдения сложных отношений между многочисленными компонентами пищи, каждому из которых отведена определенная роль в обмене веществ. В сбалансированном питании предусматриваются оптимальные количественные и качественные взаимосвязи белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных ве­ществ. Энергетическая ценность пищи должна быть сбалан­сирована с энергетическими тратами. Теория сбалансирован­ного питания называется еще классической. На ее основе разрабатывались рационы, строились физиологические нор­мы питания, технология переработки пищевых продуктов. Однако практика идеальной пищи (использование паренте­рального питания) показала вред использования рафиниро­ванных продуктов (развитие заболеваний желудочно-кишеч­ного тракта, печени, ожирение). Эти ошибки пытается из­бежать теория адекватного питания. Наряду с этой теорией бытуют так называемые спорные концепции питания: индек­сы пищевой ценности (учитывается количественно ценность принимаемой пищи; белки, жиры и углеводы рассматри­ваются как взаимозаменяемые факторы); живая энергия лищевым продуктам приписывается роль носителей осо-ой энергии, предполагается утилизация всех отходов пищи); ; пиление организма голоданием (очищение организма от -л-ь правильно построенных белков, которые становятся для -•его "вредными); мнимых лекарств (лакстрил - растительный . >7ь-моя, гидролизах АУ-8) и другие.
3.3. Физиолого-гигиенические требования к энергетической ценности пищевого рациона

Пища является единственным источником энергии, расходуемой организмом на работу мышц, желез внутрен­ней секреции, для синтеза различных химических соедине­ний. Основная доля освобождающейся энергии в конечном счете трансформируется в механическую, тепловую и другие виды.

Основным законом, определяющим адекватность пи­тания, является закон соблюдения соответствия количества энергии, заключенной в питательных веществах, поступаю­щих в организм, количеству энергии, расходуемой организ­мом.

Энергия расходуется на поддержание основных функ­ций жизнедеятельности организма (энергия основного обме­на); на работу, связанную с процессом усвоения пищи и пи­тательных веществ (специфическое динамическое действие пищи); на активную, главным образом мышечную, деятель­ность (работа, ведение домашнего хозяйства, активные фор­мы отдыха).

Расходы энергии устанавливаются методами прямой и непрямой калориметрии. Прямая калориметрия проводится в специальных теплоизоляционных изотермических каме­рах, в стенках которых циркулирует вода. Непрямая кало­риметрия - это газометрический метод, метод алиментарной калориметрии и хронометражно-табличный.

Нарушение количественной адекватности питания про­исходит за счет внешних и внутренних причин. Внешние причины: недостаточное или избыточное поступление пита­тельных веществ. Внутренние причины: нарушения в состоя­нии организма, препятствующие поступлению пищи или за­трудненное ее усвоение. Например, снижение или повышение аппетита, механические препятствия (структуры пище­вода), заболевания желудочно-кишечного тракта.

Последствия недостаточного количественного питания:

- снижение работоспособности;

- падение веса;

- увеличение катаболизма белков;

- атрофия слизистых, истончение стенок пищеварительно­го тракта, снижение секреции пищеварительных желез;

- психические расстройства.

Последствия избыточного питания:

- отложение жира, повышение веса (ожирение), переходит в теплонарушение деятельности сердечно-сосудистой системы;

- атеросклеротические изменения стенок сосудов, измене­ния функции внешнего и внутреннего дыхания;

- застойные изменения в желудочно-кишечном тракте;

- изменения костно-суставной системы из-за увеличения на­грузки;

- эндокринные расстройства;

- нарушение углеводного, жирового, водно-солевого обме­нов;

- функциональные нарушения коры головного мозга (затор­моженность, инертность нервных процессов, нередко не­устойчивость психики).

3.4. Белки, их роль в питании человека

Белки относятся к обязательным компонентам питания. Сама жизнь рассматривается как форма существования бел­ковых тел. Выполняют в организме:

■ пластическую роль (15-20% сырой массы тканей, основ­ной строительный материал клеток, органов);

■ каталитическую роль (основной компонент ферментов);

■ гормональную (по своей природе гормоны являются бел­ками, например, инсулин, гормоны гипофиза, паратиреоидный);

■ функцию специфичности и защиты (иммунитет, аллерги­ческие реакции, тканевая индивидуальность);

■ транспортную (переносчики кислорода - гемоглобин, липидов - липопротеиды, углеводов - глюкопротеиды, гор­монов, витаминов, лекарственных веществ, минеральных солей через мембрану);

■ энергетическую (при сгорании 1 г белка образуется 4 ккал).

Причины белкового голодания (отрицательный азоти­стый баланс): частичное или полное голодание, потребле­ние низкобелкового рациона, анорексия, рвота, нарушение всасывания в желудочно-кишечном тракте, повышенный рас­пад в организме (ожоговая болезнь, туберкулез, опухоли).

Последствия: нарушение динамического равновесия белкового анаболизма и катаболизма в сторону распада соб­ственных белков, в том числе белковых ферментов; наруше­ние клеточного метаболизма и как следствие поражение тех органов, где высокая скорость обновления белков (кишеч­ник, кроветворные органы), атрофия эпителия кишечника, анемия; снижение антителообразования, снижение мышеч­ной массы, массы печени и других паренхиматозных орга­нов; трофические изменения кожных покровов; снижение продукции гормонов и репродуктивной функции; снижение умственной и физической работоспособности.

Внешнее проявление белкового голодания выражается синдромом, получившим название «квашиоркор», или «го­лодный маразм».

Белки должны поступать в организм ежедневно, с каж­дым приемом пищи и в достаточном количестве.

На потребность влияют пол, возраст, условия труда, состояние организма.

Различают полноценные (содержащие все незаменимые аминокислоты) и неполноценные белки (не содержатся все незаменимые аминокислоты). В пищевом рационе должно быть не менее 50-60 % белков животного происхождения (полноценных белков). Полноценные белки растительного происхождения содержатся в бобовых (фасоль, горох).
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconГигиена наука о сохранении и укреплении здоровья
Происхождение термина гигиена связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога медицины Эскулапа
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconФормирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания
Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния,...
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconВалеология наука о формировании, сохранении, укреплении здоровья
Система образования сегодня решает конкретные задачи по созданию для школьников комфортных условий обучения на основе индивидуального...
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconВопросы к экзамену Психология здоровья как наука
Будет построена на теоретическом материале с обсуждениями (20% времени), а также на практических занятиях (80% времени)
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconРеферат на тему: «Гигиена»
Гигиена медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая...
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconОбразовательная программа основного и среднего образования гбоу гимназии №330. Общие положения
Санкт-Петербурга- в сохранении и развитии традиций города как крупнейшего научного, культурного и экономического центра России
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconО Спартакиаде сотрудников вузов на 2013- 2014 г г
Пропаганда физической культуры и спорта, как одного из важных средств, в сохранении и укреплении здоровья, продление спортивного...
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд психофизиологические основы спортивной тренировки
В курсе освещаются вопросы, связанные с совершенствованием физического развития и функционального состояния, физической работоспособности...
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconКонспекты лекций по общей гигиене для аспирантов лекция №1. Гигиена как наука
...
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconУчебники, руководства, общие вопросы
Беммел М., Кекен Р. Пен А. Руководств по сестринской помощи в сфере психического здоровья. Киев: Сфера, 2002
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconДо урока детям дается задание нарисовать предметы гигиены
Гигиена – Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья,а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание...
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconСамостоятельная работа 60 (часов) Приложение 1 «Общественное здоровье и здравоохранение»
Второй раздел «Общественное здоровье» содержит программу (схему) и методы изучения общественного здоровья, критерии его оценки, роль...
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconВопросы к зачёту (основные): Педагогика как наука
Психолого-педагогическая характеристика взрослого как субъекта обучения и развития
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconТематическое планирование. Биология 8 класс
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Гигиена дыхательной системы
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconМоей работы: биологические основы физической культуры
По официальным данным, за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. Многолетняя тенденция к ухудшению...
2. общие вопросы гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности iconТемы рефератов: Валеология как наука, понятие о здоровье и факторах...
Оптимальный двигательный режим, рациональное питание важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск