Скачать 93.26 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа-интернат п.г.т.Куйбышевский Затон» Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда» для 11-го класса Составитель: учитель биологии МБОУ «Кадетская школа-интернат п.г.т.Куйбышевский Затон» Камско-Устьинского муниципального района Ларионова Ольга Александровна 2013-2014 учебный год Здоровье человека и окружающая среда Пояснительная записка. Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии. Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. Целостный подход к факторам здоровья принципиально отличает экологию человека от гигиенических дисциплин. Социальная и экологическая обусловленность здоровья очевидна. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Специалисты рассматривают две формы здоровья – индивидуальное и общественное. Основное внимание в содержании курса по выбору уделено понятию “индивидуальное здоровье”. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении. Данный курс ставит своей целью развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, улучшением окружающей среды и пропагандой экологических и гигиенических знаний. Этот курс имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы для учащихся 11-го класса. При проведении занятий учитываются местные природно-экономические условия, организация службы слежения за состоянием окружающей среды, профилактики в области охраны здоровья, наличие медицинских учреждений. Количество часов в неделю – 1 час в неделю, 34 часа в год. Цели курса: 1. Формирование понятий о среде жизни человека, здоровье человека и факторах (природных и антропогенных), влияющих на здоровье человека. 2. Формирование представлений об адаптивных реакциях человеческого организма, механизмах защиты организма человека от действий неблагоприятных факторов. 3. Формирование понятий о городе, селе как среде жизни, об особенностях городской, сельской среды и её влиянии на здоровье человека. 4. Создание условий для понимания учащимися роли многообразия факторов в сохранении здоровья человека. 5. Создание условий для понимания учащимися важности здорового образа жизни для сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни. 6. Содействие профессиональной ориентации старшеклассников. 7. Развитие исследовательских и коммуникативных умений учащихся. Требования к освоению содержания курса. Учащиеся должны знать: - показатели здоровья человека, особенности жизнедеятельности здорового человека, взаимосвязь индивидуального здоровья и здоровья населения города, страны; - характеристику среды жизни человека; - факторы, влияющие на здоровье человека (наследственность, состояние окружающей среды, образ жизни, развитие здравоохранения), вклад каждого фактора в формирование здоровья; - механизмы адаптации человеческого организма к окружающей среде и к действию неблагоприятных факторов, механизмы и значение стресса в жизни человека; - широкий диапазон факторов среды, способствующих сохранению здоровья человека и негативно на него влияющих; - составляющие здорового образа жизни, значение здорового образа жизни для сохранения здоровья человека. Учащиеся должны уметь: - объяснять значение различных факторов в формировании индивидуального здоровья человека и здоровья населения страны, города, села, объяснять влияние различных факторов на здоровье человека; - объяснять значение городской, сельской среды для здоровья человека; - устанавливать взаимосвязь между индивидуальным здоровьем человека и здоровьем населения города, страны; - понимать значение образа жизни для сохранения здоровья человека и планировать свою жизнедеятельность на основе знаний о здоровом образе жизни; - самостоятельно работать с учебной, научно-популярной, научной и справочной литературой; - составлять конспекты, рефераты научно-популярных и научных статей, готовить сообщения, доклады, проекты. Формы организации учебных занятий. Основное содержание элективного курса «Здоровье человека и окружающая среда» раскрывается на обзорных лекциях, учебных тематических семинарах и конференциях. Наряду с этим предполагается организация работы в группах, самостоятельного изучения школьниками литературы, написание и защита рефератов, лабораторно – практические занятия. Форма контроля достижений учащихся и их оценивание. Текущий контроль осуществляется с использованием методов: беседы, индивидуального опроса, тестирования, подготовки сообщений (индивидуальных и по результатам работы в группах). По окончании изучения каждого блока осуществляется тематический контроль, в ходе которого выявляется качество усвоения учащимися основных понятий, их взаимосвязей, а также умение применять знания для объяснения роли различных факторов в обеспечении и сохранении здоровья человека. Итоговый контроль предполагает защиту учащимися рефератов, посвящённых изучению влияния различных факторов на здоровье человека. Используемые формы контроля: - Защита рефератов, докладов на занятиях. - Разработка и защита творческих проектов на научно-практической конференции. - Выход на районные, краевые конкурсы творческих проектов. Критериями оценивания достижений учащихся являются: - Сформированность знаний о здоровье человека, факторах, определяющих здоровье, и об их роли в формировании и сохранении здоровья; - Сформированность умения применять знания для объяснения роли различных факторов в формировании и сохранении здоровья человека и организации своей жизнедеятельности; - Качество оформления реферата; - Содержательность доклада и владение материалом реферата; - Грамотность и осознанность ответов на вопросы в ходе защиты реферата. Содержание программы. Введение. Среда жизни человека. Понятие об индивидуальном здоровье и здоровье населения. Показатели здоровья. Факторы здоровья и риска заболеваний. Жизнедеятельность здорового человека. Здоровье в иерархии человеческих потребностей. 1. Наследственность как фактор здоровья человека.( 5 ч.) Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Механизмы определения пола. Роль наследственности в формировании индивидуального здоровья. Болезни, сцепленные с полом. Наследственные болезни, их профилактика и лечение. Определение наследственности будущего ребёнка. Медико - генетическое консультирование и планирование семьи. 2. Природная среда и здоровье человека.( 6 Ч.) Влияние космоса на здоровье человека. Биоритмы человека. Климат и здоровье человека. Природная среда как источник инфекционных заболеваний. Адаптации и гомеостаз человеческого организма. Стресс и здоровье человека. Адаптации человека в экстремальных природных условиях. Механизмы защиты организма человека от неблагоприятных факторов среды. 3. Здоровье человека в городской (сельской) среде.( 11 ч.) Экологические аспекты урбанизации. Загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы и их влияние на здоровье человека. Шум и здоровье человека. Радиация и здоровье. Специфические факторы, влияющие на организм человека (перенаселение, психогенные факторы, условия социальной жизни, двигательный режим) Защита от неблагоприятного воздействия экологических условий горда, села. Возможности городской (сельской) среды в сохранении здоровья человека. Популяционное здоровье. Особенности демографии в зависимости от природных и социальных факторов. Взаимосвязь индивидуального здоровья человека и здоровья населения города (села). 4. Образ жизни – важнейший фактор здоровья человека.(11 ч.) Понятие о здоровом образе жизни. Основные составляющие здорового образа жизни. Здоровье человека и его биологический возраст. Питание и здоровье. Двигательный режим и здоровье человека. Трудовая деятельность человека и его здоровье. Семья и здоровье. Алкоголизм, наркомания, табакокурение и их влияние на индивидуальное здоровье человека и здоровье населения. Возможности образа жизни для увеличения продолжительности здоровой жизни. Учебно – тематический план курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Список литературы. 1. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П. и др. Экология, здоровье, качество жизни. - Москва;Астрахань:Изд-во АГМА, 1996. 2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека.-М.:Наука,1993. 3. Андреева Н.Д., Наумова Н.Н.идр. Практикум по экологии. - СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2000. 4. Величковский Б.Т., Кирпичев В.Н., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997. 5. Иванов В.П., Обуховская А.С. и др..Экология человека. – СПб.: Изд-во СПбГМА, 1997. 6. Семёнова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. 7. Соковня – Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. -–М.: Академия, 1998. 8. Интернет ресурсы |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда... Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек окружающая среда, здоровье; о... | Программа элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда» Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит... | ||
Урок элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» Цели: Рассмотреть вопрос о шумовом загрязнении атмосферы и его воздействии на организм человека | Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» | ||
Рабочая программа Дисциплины «Экологическое проектирование и овос» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» | Реферат по экологии на тему: «Окружающая среда и здоровье человека» Здоровье это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем | ||
Рабочая программа по предмету естествознание и окружающая среда Рабочая программа по естествознанию для 10-11 классов составлена на основе примерной программы элективного курса «Естествознание... | Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | ||
Рабочая программа Элективные курсы «Здоровье человека и окружающая... Биология сборник программ элективных курсов. Санкт- петербург смио пресс 2005 год | Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» Министерством образования Российской Федерации: М. З. Федорова, В. С. Кучменко, Т. П. Лукина Экология человека. Культура здоровья:... | ||
«Учебно-методический комплекс 151001 «Промышленность и окружающая среда» Целью изучения курса Промышленность и окружающая среда является формирование у инженерно-технических специалистов представления об... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно- тематическое планирование курса допрофессионального обучения старшеклассников «Здоровье и окружающая среда» | ||
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» Учебная дисциплина «Человек и окружающая среда» включена в учебный план на V курсе и состоит из лекционных занятий (в общей сложности... | Плешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. 5 класс,2008 Плешаков... В соответствии с учебным планом мбоу «Средняя школа №2» на 2013/2014 учебный год курс рассчитан на 70 часов по 2 часа в неделю федеральный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ознакомление с основными пунктами концепции экологической безопасности. Окружающая среда, оптимальная среда обитания, загрязнение... | Реферат по биологии на тему: «Иммунитет и проблемы современности» Одним факторов, оказывающих влияние на сохранение и укрепление здоровья, является иммунитет. На занятиях спецкурсом «Окружающая среда... |