Рабочая программа Дисциплины «Экология человека»





Скачать 401.36 Kb.
НазваниеРабочая программа Дисциплины «Экология человека»
страница1/3
Дата публикации29.11.2014
Размер401.36 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра экологии
УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической комиссии

Института естественных наук

«___» ________2012г.

Протокол № ____
Председатель УМК

Л.А. Тулаева________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Экология человека»
Блок дисциплин М2.ДВ1

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

Квалификация – магистр

Институт естественных наук

Форма обучения – очная

Семестр С

Всего учебных занятий – 33,5

В том числе:

Аудиторных 20 часов, из них:

Лабораторных работ – 20 часов;

Контрольных работ – 3 часа;

КСР – 8 часов;

Итоговый контроль – зачет.
Сыктывкар 2012

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра экологии

Учебно-методический комплекс

Дисциплина ««Экология человека»
Блок дисциплин М2.ДВ1

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

Квалификация – магистр

Институт естественных наук

Форма обучения – очная


Сыктывкар 2012

Лист согласования и утверждения рабочей программы и УМК дисциплины

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО (СПО) и учебного плана направления Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»


Составитель УМК

К.б.н. _____________ О.А.Шосталь
Сведения о рецензентах:

доцент кафедры экологии,

к.б.н. ________________________ С.Н.Плюснин
Научный сотрудник

Института биологии, к.б.н._________________________ О.Г.Шевченко


Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экологии

Протокол заседания №___ от «____»_________2012 г.

Заведующий кафедрой экологии

Доктор биологических наук _________________ Москалев А.А.
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Дисциплины «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Блок дисциплин (М2.ДВ1)

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

Институт естественных наук

Форма обучения – очная


Число

студентов

Список литературы

Кол-во

экз.

Количество

экземпляров

на 1 студента

С грифом

Основная литература

10

Прохоров Б.Б. Экология человека: учеб. для студ. высш. учебн. зав., 2-е изд. М.: Академия, 2005. — 320 с.







+

10

Экология человека: учебное пособие М.: изд-во МНЭПУ, 2001. — 440 с.







+

10

Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека: Избранные лекции. М.: Экоцентр, КРУК, 1994. — 256 с.







+

Дополнительная литература

10

Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология = Ecology: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1999. — 456 с.







+

10

Федорова А.И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учеб. пособие. М.: Владос, 2001. — 287 с.







+

10

Алексеев В.П. Очерки экологии человека: Учеб. пособие. М.: МНЭЛУ, 1998. — 232 с.







+


Составитель:

Старший преподаватель ____________ О.А.Шосталь

Зав. кафедрой экологии ____________________ А.А. Москалëв

Дата составления карты «___»____________2012 г.

СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ ___________ Н.С. Королева

«___»________2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экология человека – это комплексное научное и научно-практическое направление исследований взаимодействия человека и человеческих общностей с окружающей социальной и природной средой. Оно изучает социальные и природные закономерности взаимодействия человека и человечества в целом с окружающей средой, проблемы развития народонаселения, сохранения его здоровья и работоспособности, устанавливает причинно-следственные связи между качеством среды и состоянием здоровья, разрабатывает методы диагностики и профилактики неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на человека.

Цель данной дисциплины дать студентам представление о закономерностях влияния комплекса природных и социально-экономических факторов окружающей среды на здоровье населения, на возникновение и распространение болезней человека, а также ознакомить их с методами изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения и основами планирования медико-экологических мероприятий.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

  • изучение влияния экологических факторов на здоровье людей;

  • анализ состояния здоровья человека и состояния окружающей его среды;

  • изучение факторов экологического риска и возможностей экологической адаптации;

  • изучение причинно-следственных связей возникновения и распространения экологически обусловленных болезней с природными, социально-экономическими, политическими, этническими, культурными и духовными их предпосылками.

Студент должен знать закономерности взаимодействия человека и окружающей среды, основные факторы риска среды обитания человека, их роль в формировании заболеваемости, особенности клинических проявлений экологически обусловленных заболеваний и патологических состояний, механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды; особенности влияния загрязнений различной природы на организм человека; современные приемы и методы диагностики экологически обусловленных заболеваний, принципы диагностики и методы проведения медико-экологической реабилитации в группах риска, особенности изучения состояния питания населения, проживающего в условиях повышенного экологического риска, современные направления коррекции питания человека в условиях пролонгированной чужеродной нагрузки, основные подходы к снижению алиментарной чужеродной нагрузки и её роли в формировании заболеваемости населения, причинно-следственные связей возникновения и распространения экологически обусловленных болезней с природными, социально-экономическими, политическими, этническими, культурными и духовными их предпосылками, роль и взаимодействие различных дисциплин, служб, ведомств, общественных организаций в решении медико-экологических проблем; роль международного сотрудничества в решении проблем охраны окружающей среды, экологии и здоровья человека.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь: определять факторы экологического риска, связать выявленные заболевания и патологические состояния с действием тех или иных факторов окружающей среды, распознать их экологическую обусловленность, выделять группы риска на популяционном и групповом уровнях, давать оценку и корректировать состояние питания на групповом и индивидуальных уровнях в условиях экологического неблагополучия.

Формы текущего контроля: текущий контроль знаний студентов осуществляется в виде отчетов по результатам лабораторных работ. Итоговый контроль проводится в виде зачета.

Основные формы изучения дисциплины – лабораторные работы.

Структура и содержание дисциплины

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная

нагрузка

студентов

(часов)

Аудиторная нагрузка


Контрольн. работа


Самостоятел.

работа

Всего

В том числе

Лекции

Практич.

работа

Лаборатор.

работа







1

Раздел 1. Влияние факторов окружающей среды на здоровье населения.























2

Тема. 1. Физические факторы окружающей среды и здоровье человека.


6

5







5




1

2

Тема. 2. Химические факторы окружающей среды и здоровье человека.


8

5







5

1

2

3

Тема 3. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем.

4

2







2

1

1




Раздел 2. Экологические проблемы питания.






















4

Тема 4. Экология и питание человека.

13

8







8

1

4




Итого

31

20







20

3

8



Содержание дисциплины

Раздел 1. Влияние факторов окружающей среды на здоровье населения

Тема 1. Физические факторы окружающей среды и здоровье человека

Экологические заболевания. Экологическая эпидемиология как наука, изучающая количественные зависимости между неблагоприятными факторами окружающей природной среды и состоянием здоровья населения. Методология оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Биомониторинг.

Студент должен знать: основные экологические заболевания, задачи эпидемиологии, методологию оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения, основы биомониторинга, факторы риска искусственной среды жилых и общественных зданий, характер их влияния на человека, наиболее значимые загрязнители воздушной среды помещений и их влияние на здоровье, парапрофессиональные заболевания, методы изучения влияния шума на здоровье человека, особенности влияния инфразвука, вибрации, электромагнитных, магнитных и электрических полей на здоровье населения.

Аудиторная работа. Лабораторная работа № 1-2 (5 ч).

Самостоятельная работа (2 ч): изучить учебный материал по теме «Состояние окружающей среды и здоровье человека», подготовить сообщение к семинару на заранее указанные вопросы, подготовиться к контрольной работе.
Тема. 2. Химические факторы окружающей среды и здоровье человека

Основные химические вещества, влияющие на здоровье человека. Тяжелые металлы и стойкие органические растворители. Суперэкотоксиканты: диоксины, ртуть и её соединения.

Студент должен знать: состояния, вызванные воздействием химических факторов окружающей среды, источники химического загрязнения воздушной среды жилых и общественных зданий их влияние на здоровье человека.

Студент должен уметь: определять состояния, вызванные воздействием химических факторов окружающей среды, оказывать первую медицинскую помощь при воздействии химических факторов окружающей среды, определять количество антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.

Аудиторная работа. Лабораторная работа № 3-4 (5 ч).

Самостоятельная работа (2 ч): изучить и кратко законспектировать в тетради учебный материал по теме «Химические вещества и здоровье человека», подготовить сообщение к семинару на заранее указанные вопросы, подготовиться к контрольной работе.
Тема 3. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем

Паразитарные системы: общее понятие об их саморегуляции как основы эпидемиологического процесса. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем в протозоологии. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем в гельминтологии. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем в арахноэнтомологии. Профилактика паразитарных болезней.

Студент должен знать: эколого-эпидемиологические характеристики различных паразитарных систем, особенности, профилактику паразитарных систем, состояния, вызванные воздействием биологических факторов окружающей среды, источники биологического загрязнения и их влияние на здоровье человека.

Студент должен уметь: определять состояния, вызванные биологическими факторами окружающей среды, оказывать первую медицинскую помощь при воздействии биологических факторов окружающей среды, определять виды ядовитых растений, животных.

Аудиторная работа. Лабораторная работа № 5 (2 ч).

Самостоятельная работа (2 ч): изучить и кратко законспектировать в тетради учебный материал по теме «Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем», подготовить сообщение к семинару на заранее указанные вопросы, подготовиться к контрольной работе.
Раздел 2. Экологические проблемы питания

Тема 4. Экология и питание человека

Общие представления. Изучение состояния питания населения, проживающего и работающего на экологически неблагополучных территориях. Методы изучения физического питания. Индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии. Оптимизация питания в условиях неблагоприятного воздействия экологических факторов. Основы алиментарной адаптации. Нутриенты в адаптационных процессах. Регуляция метаболизма ксенобиотиков. Потребность в отдельных пищевых веществах в условиях чужеродной нагрузки. Система лечебно-профилактического питания. Особенности организации питания в условиях экологической нагрузки.

Студент должен знать: методы изучения физического питания, индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии, оптимизацию питания в условиях неблагоприятного воздействия экологических факторов, основы алиментарной адаптации, роль нутриентов в адаптационных процессах, регуляцию метаболизма ксенобиотиков, принципы нормирования ксенобиотиков в пищевых продуктах, влияние обработки пищевых продуктов, основы лечебно-профилактического питания, особенности организации питания в условиях экологической нагрузки, признаки пищевых отравлений, профилактику пищевых отравлений, источники поступления нитратов в организм человека, действие нитратов на организм человека, роль нитратов в патологии детского возраста, признаки отравления нитратами и нитритами, правила оказания медицинской помощи при отравлении нитратами и нитритами.

Студент должен уметь: определять индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии, определять признаки пищевых отравлений, проводить первую медицинскую помощь при пищевых отравлениях.

Аудиторная работа. Лабораторные работы № 6-9 (8 ч).

Самостоятельная работа (4 ч): изучить учебный материал по теме «Экология и питание человека».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется...
Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека...
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconРабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 05 Гигиена и экология человека...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconРабочая программа Основного общего образования по курсу «экология»
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана...
Экология человека [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» icon2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconРабочая программа Дисциплины «Экологическое проектирование и овос»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconСодержание Введение (1 ч) Занятие Вводное занятие. Что изучает экология человека
...
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconРабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая...
Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»...
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология...
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconРабочая программа по экологии для 8 класса
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека и ориентирована на учебник М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Г....
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фг
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование»
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Прикладная экология», «Промышленная экология и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск