Скачать 401.36 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра экологии УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно-методической комиссии Института естественных наук «___» ________2012г. Протокол № ____ Председатель УМК Л.А. Тулаева________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Экология человека» Блок дисциплин М2.ДВ1 Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» Квалификация – магистр Институт естественных наук Форма обучения – очная Семестр С Всего учебных занятий – 33,5 В том числе: Аудиторных 20 часов, из них: Лабораторных работ – 20 часов; Контрольных работ – 3 часа; КСР – 8 часов; Итоговый контроль – зачет. Сыктывкар 2012 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра экологии Учебно-методический комплекс Дисциплина ««Экология человека» Блок дисциплин М2.ДВ1 Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» Квалификация – магистр Институт естественных наук Форма обучения – очная Сыктывкар 2012 Лист согласования и утверждения рабочей программы и УМК дисциплины Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО (СПО) и учебного плана направления Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» Составитель УМК К.б.н. _____________ О.А.Шосталь Сведения о рецензентах: доцент кафедры экологии, к.б.н. ________________________ С.Н.Плюснин Научный сотрудник Института биологии, к.б.н._________________________ О.Г.Шевченко Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экологии Протокол заседания №___ от «____»_________2012 г. Заведующий кафедрой экологии Доктор биологических наук _________________ Москалев А.А. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Дисциплины «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» Блок дисциплин (М2.ДВ1) Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» Институт естественных наук Форма обучения – очная
Составитель: Старший преподаватель ____________ О.А.Шосталь Зав. кафедрой экологии ____________________ А.А. Москалëв Дата составления карты «___»____________2012 г. СОГЛАСОВАНО: Представитель библиотеки СыктГУ ___________ Н.С. Королева «___»________2012 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Экология человека – это комплексное научное и научно-практическое направление исследований взаимодействия человека и человеческих общностей с окружающей социальной и природной средой. Оно изучает социальные и природные закономерности взаимодействия человека и человечества в целом с окружающей средой, проблемы развития народонаселения, сохранения его здоровья и работоспособности, устанавливает причинно-следственные связи между качеством среды и состоянием здоровья, разрабатывает методы диагностики и профилактики неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на человека. Цель данной дисциплины — дать студентам представление о закономерностях влияния комплекса природных и социально-экономических факторов окружающей среды на здоровье населения, на возникновение и распространение болезней человека, а также ознакомить их с методами изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения и основами планирования медико-экологических мероприятий. Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:
Студент должен знать закономерности взаимодействия человека и окружающей среды, основные факторы риска среды обитания человека, их роль в формировании заболеваемости, особенности клинических проявлений экологически обусловленных заболеваний и патологических состояний, механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды; особенности влияния загрязнений различной природы на организм человека; современные приемы и методы диагностики экологически обусловленных заболеваний, принципы диагностики и методы проведения медико-экологической реабилитации в группах риска, особенности изучения состояния питания населения, проживающего в условиях повышенного экологического риска, современные направления коррекции питания человека в условиях пролонгированной чужеродной нагрузки, основные подходы к снижению алиментарной чужеродной нагрузки и её роли в формировании заболеваемости населения, причинно-следственные связей возникновения и распространения экологически обусловленных болезней с природными, социально-экономическими, политическими, этническими, культурными и духовными их предпосылками, роль и взаимодействие различных дисциплин, служб, ведомств, общественных организаций в решении медико-экологических проблем; роль международного сотрудничества в решении проблем охраны окружающей среды, экологии и здоровья человека. В результате изучения дисциплины студент должен уметь: определять факторы экологического риска, связать выявленные заболевания и патологические состояния с действием тех или иных факторов окружающей среды, распознать их экологическую обусловленность, выделять группы риска на популяционном и групповом уровнях, давать оценку и корректировать состояние питания на групповом и индивидуальных уровнях в условиях экологического неблагополучия. Формы текущего контроля: текущий контроль знаний студентов осуществляется в виде отчетов по результатам лабораторных работ. Итоговый контроль проводится в виде зачета. Основные формы изучения дисциплины – лабораторные работы. Структура и содержание дисциплины КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание дисциплины Раздел 1. Влияние факторов окружающей среды на здоровье населения Тема 1. Физические факторы окружающей среды и здоровье человека Экологические заболевания. Экологическая эпидемиология как наука, изучающая количественные зависимости между неблагоприятными факторами окружающей природной среды и состоянием здоровья населения. Методология оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Биомониторинг. Студент должен знать: основные экологические заболевания, задачи эпидемиологии, методологию оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения, основы биомониторинга, факторы риска искусственной среды жилых и общественных зданий, характер их влияния на человека, наиболее значимые загрязнители воздушной среды помещений и их влияние на здоровье, парапрофессиональные заболевания, методы изучения влияния шума на здоровье человека, особенности влияния инфразвука, вибрации, электромагнитных, магнитных и электрических полей на здоровье населения. Аудиторная работа. Лабораторная работа № 1-2 (5 ч). Самостоятельная работа (2 ч): изучить учебный материал по теме «Состояние окружающей среды и здоровье человека», подготовить сообщение к семинару на заранее указанные вопросы, подготовиться к контрольной работе. Тема. 2. Химические факторы окружающей среды и здоровье человека Основные химические вещества, влияющие на здоровье человека. Тяжелые металлы и стойкие органические растворители. Суперэкотоксиканты: диоксины, ртуть и её соединения. Студент должен знать: состояния, вызванные воздействием химических факторов окружающей среды, источники химического загрязнения воздушной среды жилых и общественных зданий их влияние на здоровье человека. Студент должен уметь: определять состояния, вызванные воздействием химических факторов окружающей среды, оказывать первую медицинскую помощь при воздействии химических факторов окружающей среды, определять количество антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. Аудиторная работа. Лабораторная работа № 3-4 (5 ч). Самостоятельная работа (2 ч): изучить и кратко законспектировать в тетради учебный материал по теме «Химические вещества и здоровье человека», подготовить сообщение к семинару на заранее указанные вопросы, подготовиться к контрольной работе. Тема 3. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем Паразитарные системы: общее понятие об их саморегуляции как основы эпидемиологического процесса. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем в протозоологии. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем в гельминтологии. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем в арахноэнтомологии. Профилактика паразитарных болезней. Студент должен знать: эколого-эпидемиологические характеристики различных паразитарных систем, особенности, профилактику паразитарных систем, состояния, вызванные воздействием биологических факторов окружающей среды, источники биологического загрязнения и их влияние на здоровье человека. Студент должен уметь: определять состояния, вызванные биологическими факторами окружающей среды, оказывать первую медицинскую помощь при воздействии биологических факторов окружающей среды, определять виды ядовитых растений, животных. Аудиторная работа. Лабораторная работа № 5 (2 ч). Самостоятельная работа (2 ч): изучить и кратко законспектировать в тетради учебный материал по теме «Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем», подготовить сообщение к семинару на заранее указанные вопросы, подготовиться к контрольной работе. Раздел 2. Экологические проблемы питания Тема 4. Экология и питание человека Общие представления. Изучение состояния питания населения, проживающего и работающего на экологически неблагополучных территориях. Методы изучения физического питания. Индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии. Оптимизация питания в условиях неблагоприятного воздействия экологических факторов. Основы алиментарной адаптации. Нутриенты в адаптационных процессах. Регуляция метаболизма ксенобиотиков. Потребность в отдельных пищевых веществах в условиях чужеродной нагрузки. Система лечебно-профилактического питания. Особенности организации питания в условиях экологической нагрузки. Студент должен знать: методы изучения физического питания, индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии, оптимизацию питания в условиях неблагоприятного воздействия экологических факторов, основы алиментарной адаптации, роль нутриентов в адаптационных процессах, регуляцию метаболизма ксенобиотиков, принципы нормирования ксенобиотиков в пищевых продуктах, влияние обработки пищевых продуктов, основы лечебно-профилактического питания, особенности организации питания в условиях экологической нагрузки, признаки пищевых отравлений, профилактику пищевых отравлений, источники поступления нитратов в организм человека, действие нитратов на организм человека, роль нитратов в патологии детского возраста, признаки отравления нитратами и нитритами, правила оказания медицинской помощи при отравлении нитратами и нитритами. Студент должен уметь: определять индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии, определять признаки пищевых отравлений, проводить первую медицинскую помощь при пищевых отравлениях. Аудиторная работа. Лабораторные работы № 6-9 (8 ч). Самостоятельная работа (4 ч): изучить учебный материал по теме «Экология и питание человека». |
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется... Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека... | Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 05 Гигиена и экология человека... Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» разработана на основе Федерального государственного образовательного... | Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику... | ||
Рабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по... Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций | Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана... Экология человека [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с | ||
2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | Рабочая программа Дисциплины «Экологическое проектирование и овос» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» | ||
Содержание Введение (1 ч) Занятие Вводное занятие. Что изучает экология человека ... | Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | ||
Рабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая... Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"... | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология... | Рабочая программа по экологии для 8 класса Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека и ориентирована на учебник М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Г.... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фг Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Прикладная экология», «Промышленная экология и... |