Скачать 377.99 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС–СИСТЕМ КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа 022000.62 (05.03.06) ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК 20 Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ООП: 022000.62 "Экология и природопользование" на базе ФГОС ВПО Составитель: В.С. Пушкарь, профессор кафедры «Экологии и природопользования» Утверждена на заседании кафедры «Экологии и природопользования» 19 февраля 2014 г., протокол № 6 Рекомендована к изданию учебно–методической комиссией Института информатики, инноваций и бизнес–систем. © Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014 ВВЕДЕНИЕДисциплина «Общая экология» входит в блок дисциплин профессионального цикла направления подготовки 022000.62 (05.03.06) – экология и природопользование. На современном этапе развития естествознания экология представляет важнейшую его составляющую и является фундаментальной наукой междисциплинарного характера. В современном сложном, динамичном и полном противоречивых тенденций мире острейшей проблемой стала проблема взаимоотношений человечества и природы. Человек, как социальный и довольно мощный антропогенный фактор биотической среды, способен влиять на изменение экосистем различных уровней, выводя их из состояний устойчивости и самовозобновления. Довольно частые вмешательства человека в природу и несоблюдение правил корректной игры с природой несет катастрофический и часто необратимый характер (Чернобыльская АЭС, масштабные нефтяные загрязнения Мирового океана, землетрясения, бесконтрольное захоронение ядерных отходов и мн.др.), что может привести к гибели цивилизации и исчезновению человека как биологического вида. Поэтому экология, являющаяся фундаментальной наукой о Природе, приобретает огромный вес в развитии современного естествознания и гармоничном развитии цивилизации. Поэтому экология, являющаяся фундаментальной наукой о Природе, приобретает огромный вес в развитии современного естествознания и гармоничном развитии цивилизации. Отсюда и вытекает основная цель курса – помочь будущим профессионалам-экологам разобраться и свободно ориентироваться в фундаментальных проблемах экологии и умении находить оптимальные пути их решения. Несомненно, что наряду с усвоением основных концепций и законов экологии, предусматривается и решение конкретных задач, касающихся повышения общего уровеня экологического образования, формирования у бакалавров экологического образа мышления (экоразвитие). Именно в этом и видится целесообразность дисциплины «Общая экология». Дисциплина «Общая экология» предназначена для ознакомления студентов с теоретическими основами экологии и современными теориями развития экосистем Земли, включая и мегаэкосистему – биосферу. Необходимость получения таких знаний диктуется общей методологией современной экологии, базирующейся на принципах экосистемного анализа, что требует всестороннего изучения всех элементов экосистем, динамики их развития и сохранения усточивости. Полноценное усвоение курса требует от студентов знаний других дисциплин: физики, химии (для усвоения знаний по действию абиотических факторов, термодинамике экосистем и аутэкологии), математики и биологии (усвоения лекций по популяционной экологии), учения о гидросфере и атмосфере, физической географии, ландшафтоведения, почвоведения, биогеографии, геологии (для усвоения знаний по синэкологии и функционированию экосистем). Основы знаний по физической географии и биогеграфии также необходимы при выяснении причин возникновения существующего многообразия экосистем и закономерностей их распределения на планете. Программа дисциплины составлена на базе ФГОС ВПО. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цели освоения учебной дисциплины Основное внимание дисциплины сосредоточено на трех основных направлениях экологии: аутэкология (взаимотношения вид-среда), популяционная экология (динамика численности и развития популяций, экологические стратегии, основные законы экологии) и синэкология (формирование, функционирование и сохранение устойчивости экосистем различного уровня и сложности. Теоретическую основу экологии составляют закономерности формирования и развития экосистем планеты. Практическая сторона дисциплины направлена на приобретение умения определять основные параметры абиотической среды, численность популяций, вычисление скоростей роста популяций, определение взаимодействие абиотических и биотических элементов в экосистеме. Кроме этого, бакалавры знакомятся со спецификой полевых и лабораторных экологических исследований, постановкой и проведением экологического мониторинга с использованием современного аналитического оборудования, необходимо при оценке загрязнений окружающей среды. Цель дисциплины заключается в формировании у бакалавров необходимой базы знаний в области экологии, знании ее методологических аспектов и парадигм, а также привить у них субъекто-объектные отношения с позиций экоцентризма, сформировать экологический образ мышления. Курс лекций составлен так, чтобы в информативной форме он смог охватить все аспекты современной экологии и приобрести будущим специалистам-экологам те навыки, которые бы позволили им решать конкретные задачи на высоком профессиональном уровне. Основные задачи курса сфокусированы на существе теоретически строгой (классической) экологии, предметах и объектах ее исследований. Изучающие курс экологии должны правильно понимать и владеть специальной экологической терминологией. Большое внимание уделяется экосистемному походу, формирующему основу методологии современной экологии. Научить бакалавров в дальнейшей своей профессиональной деятельности корректно использовать полученную теоретическую базу современной экологии, особенно при разработке и обосновании экологических экспертиз. Студент должен также научиться формулировать задачи по описанию свойств биотопа, необходимые для математического моделирования и функционирования экосистем. Важнейшим этапом изучения дисциплины является самостоятельная работа студентов по изучению экологических проблем Дальнего Востока с использованием специальной научной литературы. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП (связь с другими исциплинами) Компетенции одновременно формируются следующими дисциплинами ООП:
Освоение дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин, прохождения практик по данному ООП:
|
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями гос впо | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология и природопользование»... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Геология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"... | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Основы заповедного дела» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология... | Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю:... «За особые успехи в учении» подтвердили уровень знаний на государственной итоговой аттестации (2 золотых медали); 24 выпускника школы... | ||
Методические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования» | Методические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования» | ||
Конспект лекций по социальной экологии раздел Экологическое знание:... Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания... | Рабочая программа дисциплины городская биота и методы ее изучения «Геохимия городских ландшафтов», «Современные проблемы экологии и природопользования». Для освоения материала по дисциплине «Городская... | ||
Программа по дисциплине «Ландшафтоведение» Утверждена на заседании кафедры «Экологии и природопользования» 19 февраля 2014 г., протокол №6 | Основы рационального природопользования: учеб пособие / Е. Р. Магарил.... Природные ресурсы как объект экономики природопользования. Классификация природных ресурсов | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) Цырендоржиева Ольга Жундуевна, к б н., доцент кафедры экологии и природопользования | Рабочая программа дисциплины «Региональная экологическая геология» Рассмотрено на заседании умк именит, отделение географии, экологии, природопользования и туризма |