Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины





Скачать 130.79 Kb.
НазваниеАвтомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины
Дата публикации04.09.2013
Размер130.79 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > География > Программа дисциплины
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Автомобильный институт

Кафедра экологии и природопользования
утверждаю:

Первый проректор

___________ А.Ю.Петров

«___» ________ 2009 г.




Программа дисциплины



ПДФ.00 ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

Специальность 020802.65 Природопользование

«Менеджмент и маркетинг в природопользовании»

Н. Новгород

2009


Рабочая программа составлена на основе:

1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020802.65 Природопользование (утверждён Министерством образования 10.03.2000 г., регистрационный номер – 100 ЕН/СП.).

2. Учебного плана по специальности 020802.65 Природопользование, специализации «Менеджмент и маркетинг в природопользовании».

Программа утверждена на заседании кафедры экологии и природопользования протокол №5/09 от 15.05.09 г.

Разработчик: к.п.н., доцент С.В.Осипова
согласовано:

Заведующий кафедрой

экологии и природопользования

____________________К.А.Романова

«____»______________2009 г.


1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Общая экология» является формирование у студентов нового экологического коэволюционного отношения к природе, осознание единства материального мира.

Задачи дисциплины:

– ознакомление студентов с общими научными представлениями о всех уровнях биологической организации жизни;

– ознакомление студентов с общими научными представлениями о биосфере как глобальной экосистеме;

– ознакомление студентов с общими научными представлениями о роли человека в биосфере Земли.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения данной дисциплины студент должен:

– знать сущность основных экологических категорий, понятий, экологическую терминологию, уровни биологической организации жизни, принципы их функционирования, взаимоотношения организма и среды, структуру экосистем и биосферы, учение об эволюции биосферы как глобальной экосистемы, взаимосвязь между здоровьем человека и состоянием окружающей среды, основные виды антропогенных воздействий на биосферу;

– иметь представления об экологических принципах использования природных ресурсов и охраны природы, основах рационального природопользования, основах экологического права и профессиональной ответственности за экологические правонарушения, подходах к моделированию и оценке состояния экосистем;

– владеть навыками определения приоритетных направлений решения экологических проблем, анализа и использования экологической информации в профессиональной деятельности, прогнозирования последствий своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов, применения нормативов Российского экологического законодательства.
3. Объём дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения


Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

III

Общая трудоёмкость дисциплины

200

2,3

Аудиторные занятия

108

2,3

Лекции

54

2,3

Практические занятия (ПЗ)

54

2,3

Самостоятельная работа

92

2,3

Курсовой проект (контрольная работа)

-

-

Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)

Зачет, экзамен

Зачет, экзамен


4.Содержание дисциплины

4.1. Тематический план

Очно-заочная форма обучения



Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

СР

1

Основы экологической

Культуры

8

6

16

2

Природный мир

10

12

18

3

Биосфера

12

12

20

4

Роль человека в биосфере

14

14

20

5

Экология человека

10

10

18



4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Основы экологической культуры

Определение экологии как науки. Предмет и задачи экологии. Теоретическая прикладная экология. Стратегическая задача экологии.

Три этапа в истории развития экологии. Характеристика этапов. Выдающиеся отечественные и зарубежные ученые. Природоохранная деятельность.

Определение экологического кризиса и экологической катастрофы. Пути преодоления экологического кризиса. Экологическая культура и экологическое образование. Значение экологического образования.


4.2.2. Природный мир.

Организм как живая целостная система. Уровни биологической организации. Системы организмов и биота Земли. Взаимодействие организма и среды. Основные представления об адаптации организмов. Популяции. Статистические и динамические показатели популяций. Экологическая стратегия выживания. Сообщества.

Понятие об экологических факторах. Лимитирующие факторы. Значение физических и химических факторов среды в жизни организмов. Эдафические факторы и их роль в жизни растений и почвенной биоты. Ресурсы живых существ как экологические факторы.

Биоценоз. Видовая структура биоценоза. Пространственная структура биоценоза. Экологическая ниша. Взаимоотношения организмов в биоценозе.

Концепция экосистемы. Продуцирование и разложение в природе. Гомеостаз экосистемы. Энергия экосистемы. Биологическая продуктивность экосистем. Динамика экосистемы. Системный подход и моделирование в экологии.

4.2.3. Биосфера

Биосфера как одна из оболочек Земли. Состав и границы биосферы. Круговорот веществ в природе. Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ.

Наземные биомы (экосистемы). Пресноводные экосистемы. Морские экосистемы. Целостность биосферы как глобальной экосистемы. Закон целостности биосферы.

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Биоразнообразие биосферы как результат ее эволюции. Регулирующее воздействие биоты как результат ее эволюции. Регулирующее воздействие биоты на окружающую среду. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.


4.2.4 Роль человека в биосфере

Основные виды антропогенных воздействий на биосферу. Антропогенное воздействие на атмосферу. Загрязнение атмосферного воздуха. Основные источники загрязнения атмосферы. Экологические исследования глобального загрязнения атмосферы.

Антропогенное воздействие на гидросферу. Загрязнение гидросферы. Экологические последствия загрязнения гидросферы. Истощение подземных и поверхностных вод. Антропогенное воздействие на литосферу. Воздействие на почвы, на горные породы и их массивы, на недра.

Значение леса в природе и жизни человека. Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества. Экологические последствия воздействий человека на растительный мир. Значение животного мира в биосфере. Воздействие человека на животных и причины их вымирания

Загрязнение среды отходами производства и потребления. Шумовые воздействия. Биологическое загрязнение. Воздействие электромагнитных полей и излучений.

Воздействие оружия массового уничтожения. Воздействие техногенных экологических катастроф. Стихийные бедствия.
4.2.5 Экология человека

Человек как биологический вид. Популяционная характеристика человека. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека.

Антропогенные экосистемы. Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы). Индустриально-городские экосистемы.

Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Гигиена и здоровье человека.

5. Практические занятия




Разделы дисциплины
Наименования практических занятий


1



4.1.1

Круглый стол «Значение экологической культуры и экологического образования в современной России»


2


4.1.2

Семинар «Биоразнообразие в природе как важнейший природный ресурс для выживания человека»

3

4.1.3

Деловая игра «Роль биосферы в жизни общества и каждого человека»

4

4.1.4

Творческое задание (плакаты) «Последствия

Антропогенной деятельности человека»

5

4.1.5

Обмен опытом «Я, моё здоровье и экология»


6. Самостоятельная работа студентов




Раздел дисциплины

Наименование самостоятельной работы

1

4.1.1

Изучение дополнительной литературы о конференции 2002 года в Йоханнесбурге,

о международных соглашениях в области охраны окружающей среды

2

4.1.2

Изучение Красной Книги России. (биоразнообразие в Нижегородской области)

3

4.1.3

Изучение научных работ о биосфере В.И. Вернадского.

4

4.1.4

Изучение Российского природоохранного законодательства и природоохранного законодательства Нижегородской области

5

4.1.5

Экологические проблемы и состояние здоровья жителей Нижнего Новгорода


7. Контрольные вопросы промежуточной аттестации (экзамена, зачёта)
Раздел 1. Основы экологической культуры
1. Что такое экология и предмет ее изучения?

2. В чем состоят функциональные различия и задачи теоретической и прикладной экологии?

3. Этапы исторического развития экологии как науки

4. Роль отечественных ученых в ее становлении и развитии

5. Что такое природоохранная деятельность и каковы ее основные виды?

Раздел 2. Природный мир

1. Какие уровни биологической организации являются объектами изучения экологии?

2. Биогеоценоз и экосистема – сходство и различия

3. Как подразделяются организмы по характеру источника питания и по экологическим функциям в биотических сообществах?

4. Какое значение имеет процесс адаптации для взаимодействия организма с окружающей средой?


5. Определение понятия «биота»

6. Что такое среда обитания? Понятие об экологических факторах

7. Какое значение имеет свет для жизни на Земле?

8. Что такое ресурсы живых существ, как они классифицируются и в чем их экологическое значение?

9. Что понимается под биоразнообразием?

10. Что такое экологическая ниша?

11. Почему, по мнению Ю.Одума, человек должен установить мутуалистические отношения с природой?

12. Что понимается под экосистемой?

13. Какое экологическое значение имеют продуцирование и разложение в природе?

14. Что такое сукцессия и причины ее возникновения

15. Что такое системная экология и на каких методах исследования она базируется?

16. Какие типы моделей используются при экологическом моделировании?

Раздел 3. Биосфера

1. Что такое биосфера и чем она отличается от других оболочек Земли?

2. Из чего состоит абиотическая и биотическая части биосферы как глобальной экосистемы?

3. Как происходит большой круговорот веществ и воды в природе?

4. Как и какие важнейшие функции живого вещества обеспечиваются посредством малого круговорота веществ в природе?

5. Что такое ландшафт. Приведите классификацию ландшафтов

6. Сформулируйте закон целостности

7. Каковы важнейшие аспекты учения В.И.Вернадского о биосфере?

8. Как формировалась кислородная атмосфера Земли?

9. Как отражается на развитии жизни на Земле нарушение равновесия О2/СО2?

10. Почему человек абсолютно зависим от жизнедеятельности и разнообразия других организмов?

11. В чем состоит значение для биосферы сопряженной эволюции (коэволюции)?

12. Что такое «ноосфера» и почему возникло это понятие?

13. Возможно ли возникновение ноосферы в результате коэволюции между человеческим обществом и природной средой?


Раздел 5. Роль человека в биосфере

1. Почему охрана природного воздуха считается ключевой проблемой оздоровления окружающей природной среды?

2. Приведите примеры пагубного влияния высокотоксичных загрязнений на живые организмы

3. Как называется ядовитая смесь дыма, тумана и пыли? К каким экологическим последствиям она приводит?

4. Каковы важнейшие экологические последствия глобального загрязнения атмосферы?

5. Чем вызваны кислотные дожди?

6. Почему истощение озонового слоя Земли относится к числу важнейших экологических проблем?

7. Назовите основные виды загрязнения подземных вод. Как загрязняющие вещества попадают в поверхностные воды?

8. Каковы экологические последствия загрязнения морских экосистем?

9. Что такое деградация почв и каковы ее причины?

10. Что понимается под физическим загрязнением окружающей природной среды?

11. Почему разработка недр оказывает огромное негативное воздействие на окружающую среду?

12. Каковы причины резкого снижения биоразнообразия в природе в настоящее время?

13. Охарактеризуйте функции леса в биосфере

14. Почему гибель лесов является одной из наиболее серьезных экологических проблем?

15. Какова главнейшая экологическая функция животного мира?

16. Назовите основные причины вымирания животных, сокращения их числа и утраты ими биологического разнообразия в настоящее время?

17. На какие виды классифицируются отходы производства и потребления?

18. Какие отходы представляют наибольшую экологическую опасность для человека и биологических сообществ?

19. Назовите основные источники антропогенного шума. При какой силе звука уровень шума считается для человека не допустимым?

20. Что называется биологическим загрязнением?

21. Опасно ли для человека и биоты воздействие электромагнитных полей и излучений?

Раздел 6. Экология человека

1. Каким основным ограничивающим факторам был подвержен первобытный человек?

2. Почему в прошлые времена господствовали инфекционные болезни?

3. Какие экологические факторы приводят к акселерации, аллергизации населения?

4. Как называют вещества, вызывающие онкологические заболевания?

5. Что такое гигиена и гигиенические нормативы?

6. Экологический оптимум среды обитания человека


8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 863 с.

  2. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – 768 с.

  3. Гиляров А.М. Популяционная экология. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 190с.

  4. Данилов-Данильян В.И. Возможно ли «коэволюция природы и общества?» // Вопросы философии. – 1998. - №9. – С. 14.

  5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.

  6. Закон Российской Федерации об образовании. – М., 2003. – 63 с.

  7. Закон об охране окружающей природной среды. – М., 2002. – 26 с.

  8. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. – М., 1996. – 32 с.

  9. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. – 575 с.

  10. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. – М.: Логос, 2001. – С.85-95.

  11. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М.: Устойчивый мир, 1999. - 302 с.

  12. Одум Ю. Экология / Пер. с англ. Т. 1-2. – М.: Мир, 1986. – 328 с., 376с.

  13. Потапов А.Д. Экология: Учебник для вузов. – М.: Высшая шк., 2000. – 150 с.

  14. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы, гипотезы). – М.: Россия Молодая, 1994. – 361 с.

  15. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Изд-во «АСАДЕМА», 2000. – С.120; 156; 186.

  16. Экологическая доктрина Российской Федерации // Международный научный журнал «Экология. 21 век». - №1-2 (13-14). – 2003.

9. Материально – техническое обеспечение дисциплины
Слайды, лекции, тесты, творческие задания, экологические задачи, деловые игры.

10. Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины

По мере освоения лекционного курса предусмотрено проведение практических занятий по тематике дисциплины «Общая экология».

Самостоятельная работа студентов в виде докладов, творческих заданий позволяет углубить и закрепить конкретные теоретические знания, полученные на лекциях.

Для изучения и полного освоения программного материала по дисциплине «Общая экология» используется учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая настоящей программой, а также профильные периодические издания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями...
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк именит, отделение географии, экологии, природопользования и туризма
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины icon«утверждаю» Первый проректор проректор по учебной работе
Краткое содержание дисциплины учебных циклов, включая дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору студентов, с указанием...
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconВысшего профессионального образования «московский новый юридический...
В составе кафедры функционирует предметно-методическая комиссия среднего профессионального образования
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями гос впо
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология и природопользование»...
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Геология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы заповедного дела» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология...
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями...
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология...
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconФгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры...

Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconУтверждаю первый проректор по учебной работе
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины icon«утверждаю» Первый проректор по учебной работе
Технологические методы восстановления и повышения износостойкости деталей машин
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Тупицына Л. С. Токсикологическая генетика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 013500 Биоэкология,...
Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю: Первый проректор А. Ю. Петров 2009 г. Программа дисциплины iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Основы экологического мониторинга. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск