Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю»





Скачать 162.68 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю»
Дата публикации30.12.2014
Размер162.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт биологии

Кафедра экологии и генетики
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

_______________________ 2013 г.

ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 020803.65 – Биоэкология,

очной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы ____________________/Петухова Г.А./

« 26 » августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики

«29» августа 2013 г. № протокола 1

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 9 стр.

Зав. кафедрой ______________________/Пак И.В./

« 29 » августа 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института биологии «31» октября 2013 г.

№ протокола 2

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ______________________/Мелентьева А.А./

«31» октября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии

______________ /Киприна Н.И./

«12» ноября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./

«____»____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии

Кафедра экологии и генетики



Петухова Г.А.

ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020803.65 – Биоэкология, очной формы обучения. –Биоэкология, очной формы обучения.


Тюменский государственный университет

2013


Петухова Г. А. Основы экологического мониторинга. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803.65 – Биоэкология, очной формы обучения. Тюмень,10 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Основы мониторинга экологических систем [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой экологии и генетики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой экологии и генетики, д.б.н. Пак Ирина Владимировна

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Петухова Г.А., 2013.



  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Основы мониторинга экологических систем» является получение базовых знаний об основных методах мониторинга экосистем, основных принципами постановки экспериментов по оценке степени антропогенного загрязнения среды с помощью модельных тест-объектов.

В процессе изучения дисциплины специалисты решают следующие задачи: в систематизированной форме усваивают основы проведения мониторинговых исследований, на лабораторных занятиях отрабатываются навыки взятия проб, приготовления растворов, экстрактов, вытяжек. Большое внимание уделено способам фиксации материала, хранению проб, консервации проб и материала, подробно анализируют методы оценки токсического, тератогенного мутагенного эффектов действия загрязняющих веществ.

Учебно-методический комплекс «Основы мониторинга экологических систем» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


    1. Место дисциплины в структуре ООП специалитета

Дисциплина «Основы мониторинга экологических систем» относится к циклу ФТД: факультативные дисциплины. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами ГСЭ: гуманитарного, социального и экономического цикла и ОПД: общепрофессионального цикла: экономикой; генетикой и селекцией, биологией человека, экологией и рациональным природопользованием. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по генетике, биологии размножения и развития, физиологии, биохимии, умение к биометрической обработке материала, владение компьютерными статистическими программами. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих дисциплин: экономики; физиологии человека и животных, генетики и селекции, биохимии и молекулярной биологии, экологии и рационального природопользования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основы проведения мониторинговых исследований.

  • Уметь: демонстрировать базовые представления по проведению исследований состояния среды, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками к научно-исследовательской работе, преподаванию основ биомониторинга, ведению дискуссии.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.


Семестр 3. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 56 часов.


  1. Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

7

8

9




Модуль 1.
















1.

Введение

1

2

1

3

10

2.

Уровни мониторинга

2

4

3

7

10

3.

Программа мониторинга окружающей среды

3

6

3

9

15




Всего

4

12

7

19

35




Модуль 2.
















4.

Дистанционные методы экологического мониторинга

4

4

4

8

15

5.

Наземные методы экологического мониторинга.

5

4

2

6

15




Всего

6

8

6

14

30




Модуль 3.
















6.

Мониторинг биоразнообразия лесов.

6

4

2

6

10

7.

Основы мониторинга земель.

7

6

3

9

10

8.

Мониторинг вод и воздуха.

8

6

2

8

15




Всего

8

16

7

23

35




Итого (часов, баллов):




36

20

30

0 – 100



Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

ответ на семинаре

контрольная работа

другие формы




Модуль 1



1.Введение

0-10







0-10

2.Уровни мониторинга.


0-10







0-10

3. Программа мониторинга окружающей среды

0-10

0-5





0-15

Всего

0-30

0-5




0-35

Модуль 2

1. Дистанционные методы экологического мониторинга

0-10




0-5

0-15

2. Наземные методы экологического мониторинга

0-10

0-5




0-15

Всего

0-20

0-5

0-5

0-30

Модуль 3

1. Мониторинг биоразнообразия лесов.

0-10







0-10

2. Основы мониторинга земель.

0-10







0-10

3.Мониторинг вод и воздуха.


0-10




0-5

0-15

Всего

0-30




0-5

0-35

Итого

0-80

0-10

0-10

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Введение

Изучение отдельных тем, необходимых для выполнения практической работы.

Работа с литературой по теме

1

2

0-10

1.2

Уровни мониторинга


Изучение отдельных тем, необходимых для выполнения лабораторной работы.

Работа с литературой по теме

2

2

0-10

1.3

Программа мониторинга окружающей среды


Изучение отдельных тем, необходимых для выполнения практической работы. Подготовка к контрольной работе

Работа с литературой по теме

3

2

0-15




Всего по модулю 1:

3 6

0-35

Модуль 2
















2.1

Дистанционные методы экологического мониторинга.


Изучение отдельных тем, необходимых для выполнения практической работы. Выполнение индивидуальных заданий (презентации)


Работа с литературой по теме

4

4

0-15

2.2

Наземные методы экологического мониторинга.


Выполнение индивидуальных заданий (эссе, презентации)

Выполнение контрольных работ.


Работа с литературой по теме

5

2

0-15




Всего по модулю 2:

2 6

0-30

Модуль 3
















3.1

Мониторинг биоразнообразия лесов.


Выполнение индивидуальных заданий (рефератов, презентаций)

Работа с литературой по теме

6

2

0-10

3.2

Основы мониторинга земель.


Выполнение индивидуальных заданий (эссе).

Выполнение контрольных работ.

Работа с литературой по теме

7

2

0-10

3.3

Мониторинг вод и воздуха.


Изучение отдельных тем

(ответы на семинарах)

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов, презентаций)

Подготовка к тестированию

Работа с литературой по теме

8

4

0-20




Всего по модулю 3: 4

8

0-40




ИТОГО: 9

20

0-100



  1. Содержание дисциплины.

1. Введение

Понятие о мониторинге. Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. Основные проблемы и методы мониторинговых наблюдений. Основные принципы его проведения. Классификация мониторинга. Мониторинг по объектам исследования.

2. Уровни мониторинга.

Системы детального, локального, регионального, национального и глобального уровней мониторинга. Единая государственная система экологического мониторинга Российской Федерации" (ЕГСЭМ) и ее территориальные подсистемы. Экологическая программа ООН. Глобальная систему мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Сеть сейсмомониторинга Земли

3. Программа мониторинга окружающей среды

Цели программы, конкретные стратегии ее проведения и механизмы реализации. Ключевые элементы Программы. Системы наземного дистанционного наблюдения. Использование электронных измерительных устройств дистанционного наблюдения. Преимущества дистанционного наблюдения. Системы дистанционного зондирования. Два вида дистанционного зондирования. Пассивное зондирование. Активное дистанционное зондирование. Интерпретация и представление данных.

4.Дистанционные методы экологического мониторинга.

Контактные виды съемок. Дистанционные методы съемкифототеодолитная съемка, сейсмо-, электромагниторазведка и иные методы геофизического зондирования недр, гидроакустические съемки рельефа морского дна с помощью гидролокаторов. Аэрокосмические (дистанционные) методы экологического мониторинга. Орбитальные метеорологические спутники. Космическая гидрометеорологическая система «Метеор». Российская космическая система «Океан». Задачи контроля состояния окружающей среды с помощью спутников. Компьютерные методы обработки спутниковых данных. Центры космического мониторинга (ЦКМ),

5. Наземные методы экологического мониторинга.

Физико-химические методы: качественные методы, количественные методы, гравиметрический метод, титриметрический (объемный) метод, колориметрические методы, экспресс-методы, потенциометрические методы.

Методы биологического мониторинга: биоиндикация, оценка компонентов биоразнообразия

6. Мониторинг биоразнообразия лесов.

Национальная стратегия по сохранению биоразнообразия. Уровни организации мониторинга. Два аспекта проблема биоразнообразия : сохранение разнообразия видов и сохранение структурно-функциональной организации экосистем. Виды-лесообразователи. Численное представительство видов, их обилие, продуктивность. Пространственно-временное распределение живой биоты. Ландшафтно-экологический принцип территориальной дифференциации лесного покрова. Ландшафтные эталоны коренных лесов. Технология сценарного моделирования для прогноза динамики насаждений.

7. Основы мониторинга земель.

Рационального управления земельными ресурсами. Задачи государственного мониторинга земель. Мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинг мелиорированных земель. Виды мониторинга. Методологические подходы к мониторингу. Оценка состояния плодородия почв, их загрязнение пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами. Оценка состояния земель поселений, промышленных объектов, объектов нефтегазодобычи, очистных сооружений, водохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок транспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов и др. Методы и способы мониторинга земель.

8. Мониторинг вод и воздуха.

Вещества, загрязняющее атмосферный воздух. Наземные и поземные воды. Гигиенический норматив качества воды и воздуха. Источники загрязнения . Автотранспорт. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха. Система контроля загрязнения снежного покрова. Сеть комплексного мониторинга загрязнения природной среды и состояния растительности.



5. Вопросы к зачету.

1. Классификация мониторинга. Мониторинг по объектам исследования.

2. Глобальная систему мониторинга окружающей среды

3. Системы наземного дистанционного наблюдения

4. Системы дистанционного зондирования

5. Контактные виды съемок

6. Аэрокосмические методы экологического мониторинга

7. Методы биологического мониторинга

8. Национальная стратегия по сохранению биоразнообразия

9. Рационального управления земельными ресурсами

10. Вещества, загрязняющее атмосферный воздух
6. Образовательные технологии.

Мультимедийные средства обучения (презентации), проблемные и исследовательские методы, встречи с представителями института Общей экологии, Криосферы Земли и т.д.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

7.1. Основная литература:

1. Экологический мониторинг: учеб.-метод. пособие/ ред. Т. Я. Ашихмина. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2006. - 416 с. Гриф МО

2. Калинин, В. М. Экологический мониторинг: практикум/ В. М. Калинин. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 40 с.

7.2. Дополнительная литература:

1. Цветкова, Т. В. Экологический мониторинг и прогноз катастроф/ Т. В. Цветкова, И. О. Невинский, В. Т. Панюшкин; Кубан. гос. ун-т. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 2005. - 347 с.

2. Колесников, С. И. Экологические основы природопользования: учеб. для студентов образ. учреждений сред. проф. образ. / С. И. Колесников. - 3-е изд. - Москва: Дашков и К: Академцентр, 2011. - 304 с. Гриф МО

3. Экологический мониторинг: лаб. практикум/ науч. ред. М. А. Пашкевич. - Санкт-Петербург: СПбГИ, 2009. - 118 с.

4. Арустамов, Э. А. Экологические основы природопользования: учеб. для студ. учр. сред. проф. образования/ Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К°, 2008. – 320 с.
7.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. www.pereplet.ru/obrazovanie

2. ru.wikipedia.org

3. russiandams.ru/reviews/ges-i-ryba/obzor-7.php

  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. На факультете имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории, есть специализированные лаборатории: центр микроскопии (№ 408), оснащенный электронным микроскопом LSM 510-мета, фазово-контрастным микроскопом Axioimager А1; лаборатория молекулярной генетики (№ 309), оснащенная хроматографом ВСЖХ, ПЦР; лаборатория популяционной генетики (№ 111), оснащенная приборами для проведения электрофореза и цитогенетических исследований.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Тупицына Л. С. Токсикологическая генетика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 013500 Биоэкология,...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Механизмы биологической адаптации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803....
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Шаповалов С. И. «Общая экология»: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803 –Биоэкология,...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Пак И. В. Иммунология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 – Биоэкология, очной...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Жигилева О. Н. Эколого-паразитологический мониторинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Казанцева М. Н. Охрана и рациональное использование природных ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 биология, заочной формы обучения
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconРабочая программа для студентов специальности 020201. 65 «Биология»
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тюменский государственный университет»
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу «тюменский государственный...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (06 октября 2011 протокол №3) Соответствует требованиям...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов Сибай си бгу2014
Министерство образования и науки РФ сибайский институт (филиал) фгбоу впо «Башкирский государственный университет»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск