Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю»





Скачать 223.32 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю»
Дата публикации26.01.2015
Размер223.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт биологии

Кафедра экологии и генетики
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

_______________________ 2013 г.

ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 020803.65 – Биоэкология,

очной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы ____________________/Петухова Г.А./

« 26 » августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики

«29» августа 2013 г. № протокола 1

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 11 стр.

Зав. кафедрой ______________________/Пак И.В./

« 29 » августа 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института биологии «31» октября 2013 г.

№ протокола 2

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ______________________/Мелентьева А.А./

«31» октября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав.библиотекой биологической литературы Института биологии

______________ /Киприна Н.И./

«12» ноября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./

«____»____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии

Кафедра экологии и генетики


Петухова Г.А.

ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020803.65 – Биоэкология, очной формы обучения.


Тюменский государственный университет

2013
Петухова Г. А. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803.65 – Биоэкология, очной формы обучения.. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 1 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Глобальная экология. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой экологии и генетики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой экологии и генетики, д.б.н. Пак Ирина Владимировна

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Петухова Г.А., 2013.



  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Глобальная экология » является получение базовых знаний по основным экологическим проблемам, стоящими перед человечеством в 21 веке. В ходе изучения курса решаются следующие задачи: углубляются знания студентов по вопросам строения и функционирования отдельных экосистем и биосферы в целом, излагаются основные принципы и закономерности самосохранения и устойчивости больших систем, рассматриваются вопросы антропогенного воздействия на экосистемы; сравниваются природные экосистемы, находящиеся под антропогенным влиянием и антропогенные экосистемы, анализируется взаимосвязь экологического состояния среды и здоровья населения.

Учебно-методический комплекс «Глобальная экология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


    1. Место дисциплины в структуре ООП специалитета

Дисциплина «Глобальная экология» относится к циклу ЕН.В. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами ЕН и ОПД. Профессионального цикла: экологией, генетикой, биохимией, охраной природы и рациональным природопользованием. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по генетике, физиологии, экологии. умение к биометрической обработке материала, владение компьютерными статистическими программами. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: экологии, генетики, биохимии, охраны природы и рационального природопользования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основы глобальной экологии.

  • Уметь: демонстрировать базовые представления по основных проблемам биосферы, применять полученные знания на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками к научно-исследовательской работе, преподаванию глобальной экологии, ведению дискуссии.

  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 8. Форма промежуточной аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 60 часов.



  1. Тематический план.


Таблица 1.

Тематический план




Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции

Самостоятельная работа







1

2

3

4

6

7







Модуль 1.
















1.

Введение

1

4

2

6

10

2.

Экосистемы: гомеостаз, энергия, продуктивность

2

8

4

12

20




Всего




12

6

18

30




Модуль 2
















1.

Учение и биосфере

4

6

5

11

15

2.

Основные экологические законы и правила

5

6

5

11

15




Всего




12

10

22

30




Модуль 3
















1.

Проблемы народонаселения


6

4

2

6

20

2.

Антропогенное воздействие на компоненты природной среды

7

4

4

8

10

3.

Особые виды воздействия на биосферу




2

4

6

10




Всего

8

10

10

20

40




Итого (часов, баллов):

8

34

26

60

0-100


Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

Модуль 1













1.1

Введение

Изучение отдельных тем (собеседование, написание эссе).

Работа с литературой по теме

1

2

1.2

Экосистемы: гомеостаз, энергия, продуктивность

Изучение отдельных тем

(ответы на семинарах)

Выполнение индивидуальных заданий (компьютерный вариант глоссариев)

Работа с литературой по теме

2

4




Всего по модулю 1:

2 6

Модуль 2













2.1

Учение и биосфере


Изучение отдельных тем (ответы на семинарах)

Выполнение индивидуальных заданий (компьютерные презентации)

Работа с литературой по теме

3

5

2.2

Основные экологические законы и правила.


Изучение отдельных тем (ответы на семинарах Выполнение индивидуальных заданий (эссе,)

Работа с литературой по теме

4

5




Всего по модулю 2:

2 10

Модуль 3













3.1

Проблемы народонаселения


Выполнение индивидуальных заданий (компьютерных презентаций) Изучение отдельных тем

(ответы на семинарах)

Работа с литературой по теме

5

2

3.2

Антропогенное воздействие на компоненты природной среды


Выполнение индивидуальных заданий (эссе).

Выполнение контрольных работ. Изучение отдельных тем

(ответы на семинарах)

Работа с литературой по теме

6

4

3.3

Особые виды воздействия на биосферу


Изучение отдельных тем

(ответы на семинарах)

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов, презентаций)

Подготовка к тестированию

Работа с литературой по теме

7

4




Всего по модулю 3: 3

10




ИТОГО: 9

26


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Введение

Изучение отдельных тем (собеседование).

Работа с литературой по теме

1

2

0-10

1.2

Экосистемы: гомеостаз, энергия, продуктивность

Изучение отдельных тем

(ответы на семинарах)

Выполнение индивидуальных заданий (компьютерный вариант глоссариев)

Подготовка к тестированию

Работа с литературой по теме

2

4

0-20




Всего по модулю 1:







2

6

0-30

Модуль 2

2.1

Учение и биосфере


Изучение отдельных тем

(ответы на семинарах)

Выполнение индивидуальных заданий (эссе, презентации) Выполнение тестовых заданий.


Работа с литературой по теме

3

5

0-15

2.2

Основные экологические законы и правила.


Изучение отдельных тем (ответы на семинарах)

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов, библиографиче-ского списка)

Работа с литературой по теме

4

5

0-15




Всего по модулю 2:

4 10

0-30

Модуль 3
















3.1

Проблемы народонаселения


Изучение отдельных тем

(ответы на семинарах).

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов)

Работа с литературой по теме

5

2

0-20

3.2

Антропогенное воздействие на компоненты природной среды


Выполнение индивидуальных заданий (эссе).


Работа с литературой по теме

6

4

0-10

3.3.

Особые виды воздействия на биосферу







7

4

0-10




Всего по модулю 3: 3

10

0-40




ИТОГО:

26

0-100



  1. Содержание дисциплины.

1.Введение

Предмет глобальной экологии. Приоритеты, задачи и методы науки. Глобальные проблемы экологии. Исследования в области глобальной экологии. Проблемы экологии человека 21 века. Взаимоотношение экологии и экономики, особенности таких взаимодействий в России. Превращение России в свалку отходов, меры противодействия. «Гринпис»

2. Экосистемы: гомеостаз, энергия, продуктивность

Концепция экосистемы. Продуцирование и разложение в природе. Обратные связи как основа гомеостатических реакций в экосистемах. Энергия экосистем. Биологическая продуктивность экосистем. Экологическая сукцессия и климакс. Динамика экосистем. Системный подход и моделирование в экологии.Экологические компоненты экосистем. Антропогенные экосистемы. Энергия. Атмосфера. Гидросфера. Роль мирового океана в стабилизации природных условий на поверхности Земли. Закон Эшби. Растения и почва, потери почвы. Понятие об антропогенной экосистеме. Агроэкосистемы. Индустриально-городские экосистемы

3. Учение и биосфере

Понятие о биосфере и ее структура .Функции живого вещества. Закон сохранения ( бережливости ). Саморегуляция и эволюция биосферы. В.И. Вернадский и его учение о биосфере и переходе ее в ноосферу. Механизмы устойчивости биосферы: синергетика биосферы, динамика популяций. Жизненные стратегии. Реализация экологических ниш. Сукцессии сообществ. Мозаичность биогеоценоза. Принцип экологической эквивалентности. Биологическая стабилизация окружающей среды.Биогеохимические циклы в биосфере. Малый круг биотического обмена и большой круг обмена веществ. Круговорот воды, кислорода, углерода, кальция, азота, серы. Время полного оборота веществ на Земле. Роль хозяйственной деятельности человека в круговороте веществ. Потоки вещества и энергии между компонентами биогеоценоза. Факторы, влияющие на получение первичной продукции. Продуктивность фотосинтеза. Биомасса растений и животных для различных типов экосистем.

4. Основные экологические законы и правила.

Закон максимизации энергии, закон Либиха, закон обеднения разнородного вещества в осровных его сгущениях, закон ограниченности природных ресурсов, правило одного процента. Закон пирамиды энергий, правило десяти процентов. Правило обязательности заполнения экологических ниш. Правило «мягкого» управления природой. Рациональное использование природных ресурсов и сохранение природной среды. Эволюция биосферы. Современные изменения климата, химического состава атмосферы. Влияние изменений климата на биосферу. Отдаленное будущее биосферы. Устойчивость биосферы. Ноосфера и техносфера. Постулаты эволюции биосферы в условиях антропогенного пресса

5. Проблемы народонаселения

Масштабы и аспекты проблемы народонаселения. Рост человеческих популяций. Богатые и бедные нации. Рождаемость и половозрастные пирамиды . Уравнение роста населения. Снижение младенческой и детской смертности. Переход от пререпродуктивной к пострепродуктивной смертности. Демографический потенциал. Причины демографического взрыва, возможное разрешение связанных с ним проблем: улучшение жизни людей, снижение рождаемости. Экология и здоровье человека. Понятие «здоровье» и «среда». Классификация экологического неблагополучия. Критерии оценки изменения среды обитания и состояния здоровья населения. Влияние социально-экологических факторов на здоровье населения: социальная среда, акселерация, аллергизация населения, онкологическая заболеваемость и смертность, избыточный вес, инфекционные болезни, абиологические тенденции. Гигиена и здоровье Критерии оценки изменения природной среды. Влияние антропогенных загрязнителей атмосферного воздуха на здоровье населения. Вода как фактор здоровья. Проблемы перенаселенности Земли. Экологическая безопасность и ее критерии. Экологически приемлемый риск, оценка риска , управление риском.

6. Антропогенное воздействие на компоненты природной среды

Прямое и опосредованное воздействие человека на природную среду. Природные цепные реакции. Первичные и вторичные загрязнения природной среды. Рациональные и нерациональные воздействия человека на природу. Причины порчи среды обитания человека и подрыва восстановительных сил природы. Наносы, биогены и эвтрофизация. Контроль за осадконакоплением. Загрязнение воды канализационными стоками. Опасность неочищенных сточных вод. Сбор и очистка сточных вод. Ядохимикаты и загрязнение грунтовых вод. Обезвреживание ядовитых отходов и контроль за ними. Атмосферное загрязнение и борьба с ним. Основные загрязнители воздуха и их воздействие. Источники загрязнения и стратегии борьбы с ним. Загрязнение воздуха в помещениях. Кислотные осадки, парниковый эффект и нарушение озонового экрана. Риск и экономика загрязнения. Уязвимые звенья экологической системы мирового океана.

7. Особые виды воздействия на биосферу

Загрязнение среды опасными отходами. Шумовое воздействие. Биологическое загрязнение. Воздействие электромагнитных полей и излучений и некоторые другие виды воздействий. Экстремальное воздействие на биосферу. Зоны чрезвычайной экологической ситуации. Воздействие оружия массового уничтожения. Воздействие техногенных экологических катастроф. Стихийные бедствия. Стихийные бедствия эндогенного характера: землетрясения, цунами, вулканические извержения. Стихийные бедствия экзогенного характера: наводнения, штормы, бури, засуха, оползни, обвалы, селевые потоки. Научно-технический прогресс с позиций экологии. Экологизация общественного производства. Новые методы добычи сырья и новые виды энергии. Новые технологии и новые материалы. Концепция безотходного производства. Критерии экологичности технологических процессов. Основные направления безотходной и малоотходной технологии. Переработка и использование отходов. Государственная программа «Отходы». Экологизация общественного сознания. Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания. Экологическое образование, воспитание и культура. Международное сотрудничество в области экологии. Основные принципы международного сотрудничества. Участие России в международном экологическом сотрудничестве.
.

  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

I. Введение.

Темы для собеседования:

1. Проблемы экологии человека 21 века.

2. Взаимоотношение экологии и экономики, особенности таких взаимодействий в России.

Тема эссе:

1.Какая, на ваш взгляд, из глобальных экологических проблем заслуживает наиболее пристального внимания.

II. Экосистемы: гомеостаз, энергия, продуктивность

Темы рефератов:

1. Биологическая продуктивность экосистем.

2. Экологическая сукцессия и климакс.

3. Агроэкосистемы.

4. Индустриально-городские экосистемы

5.Гомеостаз экосистемы Мирового океана.

Подготовка компьютерного варианта глоссария:

Гомеостаз

Продуктивность экосистем

Первичная продукция

Вторичная продукция

Чистая продукция.

Прямые пирамиды

Перевернутые перимиды.

III. Учение и биосфере

Темы компьютерных презентаций:

1. Саморегуляция и эволюция биосферы.

2. В.И. Вернадский и его учение о биосфере и переходе ее в ноосферу.

3. Мозаичность биогеоценоза.

4. Принцип экологической эквивалентности.

5. Продуктивность фотосинтеза

IV. Основные экологические законы и правила

Тема эссе:

Какой, на ваш взгляд, из экологических законов и правил отражает в полной мере динамические процессы в популяции.

V. Проблемы народонаселения

Темы компьютерных презентаций:

1. Демографический потенциал.

2. Демографическая ситуация в развитых странах

3. Демографическая ситуация в странах Африки.

4. Подход к решению демографической проблемы в Китае.

5. Подход к решению демографической проблемы в Индии

VI. Антропогенное воздействие на компоненты природной среды

Тема эссе:

Какой вид загрязнений является наиболее опасным для экосистем нашего региона. Ответ обоснуйте.

Контрольная работа:

Дать развернутые ответы на вопросы:

1. Первичные и вторичные загрязнения природной среды.

2. Причины порчи среды обитания человека и подрыва восстановительных сил природы. 3. Контроль за осадконакоплением.

4. Опасность неочищенных сточных вод.

VII. Особые виды воздействия на биосферу

Темы рефератов:

1. Шумовое воздействие.

2. Биологическое загрязнение.

3. Воздействие электромагнитных полей и излучений

4. Стихийные бедствия.

Темы компьютерных презентаций:

1. Переработка и использование отходов.

2.Новые методы добычи сырья и новые виды энергии.

3. Новые технологии и новые материалы.

4. Концепция безотходного производства.


  1. Контрольные вопросы к экзамену

1. Понятие о глобальной экологической безопасности.Пути решения экологических проблем.

2. Предмет, методы и задачи науки.

3. Экосистема и ее основные характеристики

4. Биосфера: основные понятии и структура.

5. Геологическая вечность биосферы.

6. Живое вещество и его функции

7. Биологическая продукция экосистем.

8. Функциональные группы организмов

9. Типы трофических сетей и их особенности

10. Закон стабильности экосистем

11. Значение биоразнообразия в стабильности экосистем.

12. Сукцессии и их типы

13. Стадии развития экосистем, понятие климакса.

14. Искусственные экосистемы и их особенности

15. Лимитирующие факторы. Закон Ю.Д/Либиха.

16. Закон толерантности Шелфорда

17. Эври- и стенобионты. Экотипы.

18. Закон минимизации энергии

19. Закон обеднения разнородного вещества в островных его включениях.

20. Закон ограничеснности природных ресурсов, правило 1%.

21. Закон пирамиды энергий. Правило 10 %

22. Правило обязательного заполнения экологических ниш.

23. Правило мягкого управления природой.

24. Закон сохранения (бержливости) К.Бэра.

25. В.И.Вернадский и его учение о биосфере и переходе ее в ноосферу.

26. Ноосфера и техносфера: общее и различия.

27. Круговорот веществ и энергии на Земле.

28. Механизмы устойчивости биосферы.

29. Динамика популяций и ее роль в устойчивости экосистем

30. Экологические ниши и их роль в устойчивости экосистем.

31. Жизненные стратегии.

32. Роль генетического разнообразия в стабильности экосистем.

33. Проблемы народонаселения.

34. Демографическая ситуация .

35. Пути решения проблем, связанных с перенаселением.

36. Загрязнение атмосферы.

37. Проблемы озонового экрана.

38. Кислотные дожди.

39. Смог, его типы и влияние на здоровье.

40. Парниковый эффект

41. Изменение климата и его причины.

42. Загрязнение воды.

43. Загрязнение почвы.

44. Пути решения проблем загрязнения биосферы

45. Урбанизация и рост городов.

46. Проблемы, связанные с урбанизацией.

47. Ресурсы и их классификация

48. Проблемы охраны водных ресурсов.

49. Энергетические проблемы, стоящие перед человечеством

50. Нетрадиционные источники энергии

  1. Образовательные технологии.

Мультимедийные средства обучения (презентации), проблемные и исследовательские методы, встречи с представителями института Общей экологии, Криосферы Земли и т.д.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

8.1. Основная литература:

1. Колесников, С. И. Экология: учебное пособие для студентов вузов/ С. И. Колесников. М.: Дашков и К; Ростов-на-Дону: Академцентр, 2012. - 384 с.

2. Голубев, Г. Н. Геоэкология: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 020802 "Природопользование", 020804 "Геоэкология", напр. 020800.62 "Экология и природопользование"/ Г. Н. Голубев. М.: Аспект Пресс, 2006. 288 с. Гриф: Рекомендовано методсоветом по направлению

3. Игнатова, В. А. Естествознание и основы экологии: учеб. пособие/ В. А. Игнатова. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 404 с.
8.2. Дополнительная литература:

1. Современные глобальные изменения природной среды: в 2 т./ Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Рос. академия естеств. наук; отв. ред. Н. С. Касимов, Р. К. Клиге. – М.: Научный мир.Т. 2. - 2006. - 776 с.

2. Современные глобальные изменения природной среды: в 2 т./ Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Рос. академия естеств. наук; отв. ред. Н. С. Касимов, Р. К. Клиге. - Москва: Научный мир. Т. 1. - 2006. - 696 с.

3. Рудский, В. В. Основы природопользования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 020801 "Экология", 020802 "Природопользование", 020804 "Геоэкология" и по напр. 020800 "Экология и природопользование"/ В. В. Рудский, В. И. Стурман. - Москва: Аспект Пресс, 2007. - 271 с. Гриф

4. Белозерский, Г. Н. Введение в глобальную экологию: учебник/ Г. Н. Белозерский. - Санкт-Петербург: Изд-во СПБГУ, 2001. - 464 с.

5. Арустамов, Э. А. Экологические основы природопользования: учебник/ Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова. - Москва: Дашков и К, 2003. - 280 с.

6. Гладун, Е. Ф. Глобальное экологическое управление: практикум/ Е. Ф. Гладун. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 89 с.

7. Будыко, М. И. Глобальная экология/ М. И. Будыко. - Москва: Мысль, 1977. - 327 с.

8. Иеронова, В. В. Глобальная и региональная экология / В. В. Иеронова. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 24 с.

8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. www.globaltrouble.ru/...ekologiya/global_naya_ekologiya.htm

2. bio.igpu.ru/cd.f.01global-eko.pdf

3. www.priroda.su/index.php?catid=5

  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).


Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. На факультете имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории, есть специализированные лаборатории: центр микроскопии (№ 408), оснащенный электронным микроскопом LSM 510-мета, фазово-контрастным микроскопом Axioimager А1; лаборатория молекулярной генетики (№ 309), оснащенная хроматографом ВСЖХ, ПЦР; лаборатория популяционной генетики (№ 111), оснащенная приборами для проведения электрофореза и цитогенетических исследований.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Тупицына Л. С. Токсикологическая генетика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 013500 Биоэкология,...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Основы экологического мониторинга. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803....
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Механизмы биологической адаптации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803....
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Шаповалов С. И. «Общая экология»: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803 –Биоэкология,...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Пак И. В. Иммунология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 – Биоэкология, очной...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Жигилева О. Н. Эколого-паразитологический мониторинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Казанцева М. Н. Охрана и рациональное использование природных ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 биология, заочной формы обучения
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconРабочая программа для студентов специальности 020201. 65 «Биология»
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тюменский государственный университет»
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМинистерство образования и науки фгбоу «тюменский государственный...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (06 октября 2011 протокол №3) Соответствует требованиям...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный университет» Институт биологии Кафедра экологии и генетики «утверждаю» iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов Сибай си бгу2014
Министерство образования и науки РФ сибайский институт (филиал) фгбоу впо «Башкирский государственный университет»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск