Скачать 131.18 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе __________________ Л.М.Волосникова «_____» _____________ 2011 г. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БИОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020201.65 - «Биология», заочной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _________________/Белкин А.В./ «___26__»__августа_2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных протокол № 1 от 29 августа 2011 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем __10___стр. Зав. кафедрой ___________________/Соловьев В.С./ «_29__»_августа_ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий департамента биологии «24» сентября 2011 г. № протокола 1 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК________________________/ Фролова О.В./ «__24____»__сентября__2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ ________________________ /Федорова С.А./ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФГБОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра анатомии и физиологии человека и животныхБелкин А.В. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БИОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020201.65 направления «Биология», форма обучения – заочная Тюменский государственный университет 2011 Белкин А.В. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БИОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020201.65 «Биология», форма обучения – заочная. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011, 10 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Практика закрепляет знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки, и способствует комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающегося. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Современные методы биофизических исследований [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев Владимир Сергеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных© Тюменский государственный университет, 2011 . © Белкин А.В. 2011 . Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
Цель дисциплины: Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов представлений о современных высокочувствительных методах исследования молекулярных механизмов биологических процессов, лежащих в основе функционирования биологических мембран. Задачи курса включают необходимость интеграции определённых направлений физики, математики, информатики, химии и биологии для осуществления комплексного подхода в изучении ряда явлений на уровне живого организма и их систем.
Содержание дисциплины: Основная задача биофизики. Современные методы биофизики. Оптические методы исследования биологических мембран. Радиоспектроскопические методы исследования биологических мембран. Микроэлектродные методы исследования биологических мембран. Калориметрические методы исследования биологических мембран. Модельные методы исследования биологических мембран. Математические модели. Содержание данной дисциплины необходимо для освоения дисциплин – физиологии; генетики; биотехнологии, микробиологии. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
принципы, закономерности, методы и современные направления биологии, физики живого, математики. •Уметь: Использовать методологические достижения и перспективные направления биофизики для решения биологических, медицинских, сельскохозяйственных проблем, диагностики состояния и охраны природной среды. Проводить анализ научной литературы. Приобретать новые знания, используя информационные технологии.
широким спектром физических, математических, молекулярно-биологических, генетических методов, используемых в биофизике. Навыками научной дискуссии.
Семестр 10. Форма итоговой аттестации – зачет Общая трудоемкость дисциплины составляет 47 часов.
Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
Лекция №1 Роль экспериментальных методов в биофизике. Значение теоретических методов исследования, основанных на современных достижениях физики, математики, физической химии в развитии биофизики. Оптические. Принципиальная схема микроскопа. Понятие разрешающей способности микроскопа. Электронный микроскоп. Проблемы подготовки образца для исследований при помощи электронного микроскопа. Метод замораживания-травления, замораживания-скалывания. Рентгено-структурный анализ. Теоретические основы метода. Использование метода для исследования пространственного строения вещества. Радиоспектроскопические. ЭПР-спектроскопия. Понятия спиновых меток, спиновых зондов. Принципиальная схема установки для ЭПР спектроскопии. Теоретические основы ЭПР-спектроскопии. Использование метода для изучения подвижности жирнокислотных цепей фосфолипидов и самих липидных молекул в биологических мембранах, а также для изучения строения мембран и фазовых переходов в них. Основные недостатки метода. ЯМР-спектроскопия. Особенности метода и его преимущества перед ЭПР-спектроскопией. Принципиальная схема установки для ЯМР-спектроскопии. Использование метода для изучения подвижности жирно-кислотных цепей фосфолипидов и самих липидных молекул в биологических мембранах, а также для изучения строения мембран и фазовых переходов в них. Сравнительный анализ других методов (ЯГР-спектроскопия, метод флуоресцентных зондов и др.) Лекция №2 Микроэлектродные. Использование микроэлектродной техники для изучения ионной проницаемости мембран. Требования предъявляемые к микроэлектродам и техника их изготовления. Принципиальная схема установки. Теоретические основы предмета исследования. Калориметрические. Дифференциальная сканирующая микрокалориметрия. Использование метода для изучения фазовых переходов в биологических мембранах. Теоретические основы предмета исследования. Модельные. Модельные мембранные системы. Использование модельных систем для изучения ионной проницаемости мембран, строения мембран, принципов их формирования, основ их взаимодействия, а также транспортных процессов и биоэлектрических явлений. Монослой на границе вода-воздух, вода-масло. Плоские бислойные фосфолипидные мембраны (БЛМ). Липосомы. Протеолипосомы. Использование липосом для транспорта лекарственных веществ. Математические модели. Особенности и этапы математического моделирования. Использование модельных подходов при описании ряда процессов, протекающих на биологических мембранах. ЭВМ в биологии и в медицине.
10.Тормозное рентгеновское излучение. Устройство и принцип работы рентгеновской трубки. Использование рентгеновских лучей для изучения структуры веществ и в медицине. 11 .Рентгено-структурный анализ. Уравнение Вульфа-Бреггов. Использование метода для исследования пространственного строения вещества. 12. Математические модели. Особенности и этапы математического моделирования. Использование модельных подходов при описании ряда процессов, протекающих на биологических мембранах. ЭВМ в биологии и в медицине.
1. Спектральные методы исследования стационарных свойств биологических систем 2. Динамические спектральные методы исследования биологических систем 3. Лазерная спектроскопия 4. Методы изучения ионной проницаемости биологических мембран 5. Калориметрические методы исследования биополимеров и мембранных систем 6. Монослои липидов на границе раздела воздух - вода 7. Методы радиоспектроскопии 8. Математическое моделирование 9. Автоматизация биофизических исследований
8.1 Основная литература:
8.2 Дополнительная:
8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: 1. www.pubmed.com 2. www.medline.ru 3. www.elibrary.ru 4. Пакет для компьютерного тестирования
Учебный процесс по дисциплине «физиология и биофизика анализаторов» проходит в двух аудиториях департамента биологии Тюменского госуниверситета. Аудитория № 209 (лекционная аудитория) оснащена мультимедийным комплексом, позволяющим воспроизводить слайды, видеоролики и др. и в аудитории № 107, оснащенной также мультимедийным оборудованием. |
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201... Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... | ||
Российской федерации Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020201. 65 Биология | Рабочая программа дисциплины направление подготовки 020201 «Биология (специалитет)» Программа дисциплины предназначена для студентов 4 курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 «Биология (специалист)».... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 биология Рассмотрено на заседании умк именит департамент биологии «24» сентября 2011 г., № протокола 1 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2011 г. № протокола 1 | Рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2011 г. № протокола 1 | ||
Методические рекомендации по написанию и защите выпускных квалификационных... ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов, обучающихся... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, протокол №1 от 29. 08. 2011. Соответствует требованиям... | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 биология, заочной формы обучения | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 «Биология... | ||
Рабочая программа (базовая программа общеуниверситетской дисциплины) Наименование дисциплины Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля... | Рабочая программа дисциплины «анатомия» Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины студентам очной формы обучения специальности 020201... | ||
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины специализации студентам очной формы обучения специальности 020201. 65... | Вводная лекция Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля... |