Российской федерации





Скачать 157.98 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации28.02.2015
Размер157.98 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»
«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_____________ Л.М. Волосникова

«___» ____________ 2010г.
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020201.65 Биология

(форма обучения – заочная)

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ___________________Мелентьева А.А.

«10» апреля 2010г.

Рассмотрено на заседании кафедры ботаники и биотехнологии растений протокол № 9 от «20» апреля 2010г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 11 стр.

Зав. кафедрой Боме Н.А.

«______» апреля 2010г.

Рассмотрено на заседании УМК биологического факультета «28» апреля 2010г. протокол № 5

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК БФ ______________________________________/Мелентьева А.А./

«28» апреля 2010г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________________________/ Федорова С.А./

«______»_____________2010 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»

Биологический факультет


Кафедра ботаники и биотехнологии растений

Мелентьева Алла Анатольевна

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020201.65 специальности «Биология»

(форма обучения – заочная)

Тюменский государственный университет

2010

Мелентьева А.А. Общая биология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020201.65 специальность «Биология», форма обучения - заочная. Тюмень, 2010, 11 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Общая биология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники и биотехнологии растений.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Боме Н.А.- заведующий кафедрой, д.с-сх.н., профессор



© Тюменский государственный университет, 2010.

© Мелентьева А.А., 2010.

1. Пояснительная записка


Курс «Общая биология» по учебному плану составляет 100 часов, из них аудиторные занятия составляют 10 часов и 90 часов самостоятельная работа студентов, обучающихся по специальности Биология заочной формы обучения.

Целью данного курса является ознакомление студентов с системным подходом, используемым для изучения живой природы. На базе знаний о системной организации живой природы сформировать представление о соподчиненности компонентов различных систем, о внутренней противоречивости биосистем.

Приводятся сведения об экологических и методологических проблемах в биологии и экологии. Рассмотрены общие характеристики основных типов животных и отделов растений.

Дисциплина входит в цикл естественнонаучных дисциплин, федеральный компонент.

Итоговая форма контроля – зачет.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

(Специальность Биология)

Тема лекции


Аудиторные часы

(лекции)

Часы для самостоятельной работы

I. Введение. Предмет, методы, задачи биологии.


-

10

1

Понятие Жизнь. Системная организация живой природы. Иерархия систем. Единство природы и способы ее познания.

II. Клетка как система. Геном клетки.

2

20

2.

Клеточная теория. Структурная организация клетки. Зависимость структуры и функции клетки. Клетка неравновесная система. Обмен веществ и энергии. Молекулярные носители наследственности и изменчивости.







III. Структурная организация высших и низших организмов.

4

10

3.

Растительные и животные организмы. Целостность, дифференцировка и самоорганизация на организменном уровне. Разнообразие животных и растений.







IV. Популяционно-видовой уровень организации живого.

2

20

4.

Целостность и дискретность популяций. Популяция как система, как единица эволюции, как форма существования вида.







V. Структура и функции экосистем.

2

30

5.

Структура и функции экологических систем, типы систем. Механизмы самоорганизации экологических систем. Структура биосферы как гигантской экологической системы.






ИТОГО

10

90


Таблица 2

Планирование самостоятельной работы студентов ОЗО




Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Понятие Жизнь. Системная организация живой природы. Иерархия систем. Единство природы и способы ее познания.

Работа с литературой

Подготовка реферата

10

2

Клеточная теория. Структурная организация клетки. Зависимость структуры и функции клетки. Клетка неравновесная система. Обмен веществ и энергии. Молекулярные носители наследственности и изменчивости.

Работа с литературой,

Заполнение таблиц «Строение клетки», «Химический состав клетки»,

20

3

Растительные и животные организмы. Целостность, дифференцировка и самоорганизация на организменном уровне. Разнообразие животных и растений.

Работа с литературой. Тестирование

Подготовка презентаций по многообразию растительного и животного мира

10

4

Целостность и дискретность популяций. Популяция как система, как единица эволюции, как форма существования вида.

Работа с литературой.

Подготовка реферата

20

5

Структура и функции экологических систем, типы систем. Механизмы самоорганизации экологических систем. Структура биосферы как гигантской экологической системы.

Работа с литературой. Тестирование

Подготовка сообщения по теме

30

Всего:

90

3. Содержание курса по темам



Тема 1. Введение. Предмет, методы, задачи биологии
В процессе становления цивилизации сформировалась особая сфера человеческой деятельности – наука. Предметом изучения биологической науки является живая природа. По отношению к оценке явлений жизни сформировались такие направления как, механицизм, витализм, диалектический подход, современные методы изучения живой природы.

Живая природа представляет собой иерархическую структуру в которой в строгом подчинении находятся компоненты различной сложности. Дается характеристика компонентам, сформулированы основные принципы в организации биосистем. Биологические системы по своей структуре могут быть «жесткие» и «дискретные» (Малиновский А.Н.). Природа сочетает в себе «жесткие» и «дискретные» системы.

В биосистеме любой структурной организации существуют обратные связи. Дана характеристика этим связям и свойствам живого.
Тема 2. Клетка как система. Геном клетки
Прокариоты и эукариоты. Вирусы как неклеточная форма жизни.

При характеристике особенностей строения клетки обращается внимание на мембранные и не мембранные структуры. В качестве основной жизненной функции рассмотрен обмен веществ, способность клетки регулировать процессы жизнедеятельности, а также способность клеток взаимодействовать между собой, воспроизводить себя.

Рассматривается структура молекул ДНК и РНК. Структура гена, основное элементарное явление, связанное с генами – способность их к ковариантной редупликации, способность генов к структурным изменениям (мутациям) и способность передавать хранящуюся в них информацию. Знание молекулярно-генетического уровня является необходимой предпосылкой для понимания жизненных явлений, происходящих на всех остальных уровнях живой материи.
Тема 3.Структурная организация высших и низших организмов
Организмы - комплексная ступень в организации жизни на Земле.

Жизнь представлена в виде дискретных индивидуумов, это относится к микроорганизмам, растениям, грибам, животным, хотя в указанных царствах индивиды имеют различное морфологическое содержание.

Особь – элементарная, неделимая единица жизни на Земле. Элементарными структурами на онтогенетическом уровне служат клетки, а элементарными явлениями являются процессы, связанные с дифференцировкой. Особи в природе не абсолютно изолированы друг от друга, а объединены более высоким рангом биологической организации на популяционно-видовом уровне. Дается общая характеристика таким отделам растений как: водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные. Дается характеристика таким типам животных как: простейшие, черви, членистоногие, хордовые.
Тема 4. Популяционно- видовой уровень организации живого
Объединение особей в популяции, а популяции в виды по степени генетического и экологического единства приводит к появлению новых свойств и особенностей в живой природе, отличных от свойств молекулярно-генетического, клеточного и организменного уровней.

Основная элементарная структура на этом уроне - популяция. Элементарное явление на этом уровне – изменение генотипического состава популяции. Популяционно-видовой уровень непосредственно связан с молекулярно-генетическим и организменным уровнями. Само существование этого уровня определяется, с одной стороны, принципиальной общностью популяции, с другой – возможностью их широкого наследственного разнообразия. Популяционно-видовой уровень характеризуется и новыми качествами: способностью к панмиксии, особыми взаимоотношениями между особями внутри популяции и вида. При этом популяции выступают как элементарные, далее неразложимые эволюционные единицы, представляющие собой генетически открытые системы.
ТЕМА 5. Структура и функции экосистем
Популяции разных видов образуют сложные сообщества – биоценозы (экосистемы). Популяции разных видов в экосистеме воздействуют друг на друга по принципу прямой и обратной связи.

Жизнь экосистемы регулируется силами, действующими внутри самой системы, т.е. можно говорить о саморегуляции экосистемы. Автономность и саморегуляция экосистемы определяют ее положение в биосфере как элементарной единицы на биогеоценотическом уровне. Экосистемы в совокупности образуют биосферу. Экосистемы связаны между собой круговоротом веществ и потоками энергии. В этом круговороте жизнь на Земле выступает как ведущий компонент биосферы (В.И. Вернадский).

Экосистемы, образующие биосферу, представляют собой незамкнутые системы, они имеют энергетические «входы» и «выходы» и, таким образом, связаны между собой. Экосистемы функционируют на основе следующих принципов: получение ресурсов и избавление от отходов происходит в рамках круговоротов элементов и веществ; существование экосистем происходит за счет солнечной энергии, количество которой относительно постоянно и избыточно; биомасса экосистемы определяет занимаемый ею трофический уровень (чем больше биомасса, тем ниже занимаемый трофический уровень).

4. Темы рефератов и презентаций для самостоятельной работы студентов к курсу «Общая биология»
Тема «Введение. Предмет, методы, задачи биологии
1.Этапы развития науки биологии (античный период)

2. Этапы развития науки биологии 17в.

3. Основные открытия в науке биологии 18 в.

4. История становления взглядов на понятие «Жизнь» 19 в.

5. Достижения биологии в 20 веке.

6. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

7. Происхождение эукариотической клетки.

8. Иерархическая система. Уровни организации жизни

Тема «Клетка как система. Геном клетки»


  1. Внутриклеточный поток веществ, информации, энергии

2. Энергия ее формы, применимость законов термодинамики к живым системам.

3. Исторический аспект в изучении молекулярно-генетических исследований наследственности и изменчивости.

4. Генотип как система.

5. Клеточные и молекулярно-генетические механизмы обеспечения свойств наследственности и изменчивости у человека.

6. Вирусы человека и болезни, вызываемые этими вирусами.

7. Концепция оперона и ее значение в понимании механизмов действия генов.

8. Ценность метода клонирования генов в генетике человека.

9. Генные наследственные болезни.

10.Успехи генной инженерии в сохранении окружающей среды.

11. Эволюция эукариотического генома
Тема «Структурная организация высших и низших организмов»
1.Основные структурно-функциональные особенности простейших, их значение в природе и жизни человека.

2. Чередование поколений с бесполым и половым размножением

3. Чередование гаплоидной и диплоидной фаз жизненного цикла.

4. Биологическая роль чередования поколений у растений.

5. Основные концепции в биологии индивидуального развития

6. Старость и старение. Смерть как биологическое явление.

7. Основные структурно – функциональные особенности представителей царства Растения, на примере покрытосеменных растений.

8. Основные структурно – функциональные особенности представителей царства Животные, на примере млекопитающих.

9. Организм как целое в историческом и индивидуальном развитии.

10. Современная система органического мира.
Тема «Популяционно-видовой уровень организации живого»
1. Современные доводы в пользу эволюции

2. Место видов и популяций в эволюционном процессе

3. Соотношение онто – и филогенеза.

4. Место человека в системе животного мира.

5. Характеристика основных этапов антропогенеза. Методы изучения эволюции человека.

6. Влияние элементарных эволюционных факторов на генофонды человеческих популяций.

7. Эволюция систем органов (пищеварительная, кровеносная, нервная).
Тема «Структура и функции экосистем»
1. Биогеоценоз – элементарная единица биогеоценотического уровня организации жизни

2. Структура и функции экологических систем.

3. Основные направления деятельности человека в природе, благоприятные и неблагоприятные последствия этой деятельности.

4. Современные концепции биосферы. Структура и функции биосферы.

5. Антропогенные экологические системы

6. Экологические проблемы генетической инженерии.
5. Контрольные вопросы к зачету по дисциплине «Общая биология»

1. Предмет и задачи науки биологии.

2.Доминантность и рецессивность. Законы Г. Менделя.

3.Понятие жизни. Свойства живого.

4.Биологические системы их классификация.

5.Свойства биологических систем.

6.Молекулярно-генетическая биологические системы. Химическая структура и биологическое значение белков.

7.Вода, ее биологическое значение. Функции углеводов.

8.Химическая структура и биологическое значение липидов.

9.Нуклеиновые кислоты – общая характеристика, развитие молекулярно-генетических представлений.

10.ДНК – строение молекулы, биологическое значение.

11.Ген. Генетический код, его свойства.

12.Генетика пола. Наследственность, сцепленная с полом.

13.РНК – строение молекул, типы РНК, биологическое значение.

14.Биосинтез белка.

15.Клеточная теория, основные положения.

16. Общая характеристика вирусов.

17. Общее представление о строении клетки. Типы клеточной организации.

18.Мембранные органоиды клетки, их функции.

19.Немембранные органоиды, их функции.

20.Понятие тканей. Ткани животных и растений.

21. Отличия между про и эукариотической клетками.

22. Клеточный цикл. Митоз, его биологическое значение.

23.Клеточный цикл. Мейоз, его биологическое значение.

24.Особенности строения и развития гамет.

25.Общая характеристика онтогенеза. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

26. Анаболизм и катаболизм. Использование энергии в клетках.

27. Биологическое значение и формы бесполого размножения.

28.Классификация организмов. Искусственные и естественные системы.

29.Разнообразие растений, их значение в природе и жизни человека.

30.Общая характеристика, значение в природе и жизни человека отдела Голосеменные растения.

31.Общая характеристика, значение в природе и жизни человека представителей отдела Покрытосеменные растения.

32.Разнообразие животных, их классификация.

33.Общая характеристика подцарства Простейшие.

34.Общая характеристика подцарства Многоклеточные животные.

35.Чередование поколений у представителей царства растений, его биологическая роль.

36. Понятия «вид» и «популяция», каковы критерии вида и популяций.

37.Понятие эволюции, движущие силы эволюции по Ч. Дарвину.

38.Естественный отбор, его формы.

39.Главные направления эволюции.

40. Что представляет собой экологическая система.

40.Происхождение человека. Концепция животного происхождения человека.

41.Общая характеристика экологических систем. Их структура, примеры.

42. Классификация и общая характеристика экологических факторов.

43.Типы взаимоотношений организмов.

44.Экологическая пирамида, общая характеристика.

45.Понятие биосферы, ее структура, границы жизни.
6. Рекомендуемая литература

1) основная:

1. Константинов, В.М. и др. Общая биология. М.: «Академия», 2006. – 256 с. Гриф

2. Мамонтов, С. Г. Общая биология. М.: «Академия», 2008. – 576 с. Гриф

3. Общая биология: учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений/ С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров. - 9-е изд., стер.. - Москва: Высшая школа, 2009. - 317 с.: Гриф МОиН РФ

2) дополнительная:

1. Общая биология: учебник для студ. образ. учр. сред. проф. образования/ В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2006. - 256 с.; Гриф МО РФ

2. Биология. В 2 кн. Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.:Высш. шк., 2001 – 432 с.

3. Либберт Э. Основы общей биологии. М.:Мир,1982.

4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 2001.

5. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Изд-во СПб., 2001. 671с.

6. Небел Б. Наука об окружающей среде. М.:Мир, 2003.

7. Исаева В.В. Синергетика для биологов: вводный курс: учебное пособие. М.: Наука, 2005. – 158с.

3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

http://www.fepo.ru

http://www.sbio.info

http://wikipidia.org

http://mirknig.com

  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск