Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова







НазваниеКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
страница1/10
Дата публикации08.10.2014
Размер1.42 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10





А. Т. Смирнов

Б. О. Хренников

Основы безопасности жизнедеятельности


Комплексная программа

5–11 классы

Под общей редакцией А. Т. Смирнова

Москва «Просвещение» 2010
Введение
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5–11 классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации.

Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебные модули

М-1

М-2

М-3

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Обеспечение военной безопасности государств

Разделы

Р-1

Основы комплексной безопасности

Р-4

Основы здорового образа жизни

Р-6

Основы обороны государства

Р-2

Защита населения от чрезвычайных ситуаций

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Р-7

Основы военной службы (в том числе, учебные сборы)

Р-3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации













Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основу содержания данного раздела составляет критика экстремизма и терроризма, формирование у учащихся антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта.

Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 5, 7, 9, 10 классах.

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

• последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;

• повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);

• эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;

• обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на второй и третьей ступенях образования;

• более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам;

• более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5–11 классов состоит из двух частей.

Часть I. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная программа для 5–9 классов.

Часть II. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная программа для 10–11 классов.

Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебная программа для девушек, обучающихся в 10– 11 классах.

Каждая учебная программа включает в себя:

1. Пояснительную записку.

2. Тематический план (общий план содержания курса с распределением по учебным часам).

3. Основное содержание учебной программы.

4. Требования к уровню подготовку учащихся.

5. Тематическое поурочное планирование учебной программы в каждом классе.

Преподавание ведет, как правило, преподаватель-организатор ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены постановлением Министерства труда России от 17 августа 1995 г. № 46.

Часть I

Основы безопасности жизнедеятельности
Учебная программа для 5–9 классов
1. Пояснительная записка
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет основы безопасности жизнедеятельности через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизни в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

Настоящая учебная программа представляет собой первую часть комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5–11 классов.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

• учёт основных закономерностей развития теории безопасности;

• интегративность (проблематика курса основы безопасности жизнедеятельности охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

• направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

• непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана;

• постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;

• обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень – повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учётом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).

Цели изучения данной программы:

• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

• отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• подготовленность учащихся к службе в армии и к обороне Отечества;

• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию;

• осознание учащимися ценности семьи как первоосновы общественного развития.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:

• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и антиобщественному поведению.

Личностными результатами обучения являются:

• неприятие терроризма и экстремизма;

• усвоение правил поведения при угрозе террористического акта;

• развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• потребность соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

• овладение умениями

– формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

– обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

– выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельного определения целей и задач безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• овладение умениями выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение, если оно не носит противоправного характера;

• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

• формирование твёрдой установки на противостояние идеологии экстремизма и терроризма.

Предметными результатами обучения в основной школе являются:

1. В познавательной сфере:

• знания:

– об опасных и чрезвычайных ситуациях;

– о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

– о чрезвычайных ситуациях, об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

– о здоровом образе жизни;

– об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.

• умения применять полученные теоретические знания на практике, в том числе принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

• формировать антитеррористическое поведение.

Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5–9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определённый для этого курса с учётом перспектив его развития. Первый модуль содержит 3 раздела и 12 тем. Второй модуль содержит 2 раздела и 5 тем. При этом количество тем может варьироваться.

Модульная система построения учебной программы позволит преподавателю более рационально распределить учебный материал. Так, например, тематика «Защита населения от последствий землетрясений» из раздела 1 «Основы комплексной безопасности» может изучаться в разделе 2 «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» (см.: поурочный план, 7 класс). Изучение тематики раздела 3 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации» варьируется в зависимости от возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. Так, в 5 классе изучаются темы, связанные с антиобщественным поведением и общими характеристиками экстремизма и терроризма, рассматриваются также причины возникновения экстремизма и терроризма. В 7 и 9 классах больше внимания уделяется ответственности за экстремистские и террористические действия, умению противостоять экстремизму и терроризму.

Модуль 1 (М-1). Основы безопасности личности, общества и государства.

Модуль обеспечивает:

• формирование у обучаемых современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, комплекса правил безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• знакомство учащихся с основами противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, воспитание у них отрицательного отношения к антиобщественному поведению, употреблению наркотиков;

• формирование антитеррористического поведения.

Модуль включает в себя три раздела

Раздел 1 (Р-1). Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 9 класс)

Раздел 2 (Р-2). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 9 класс)

Раздел 3 (Р-3). Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (изучается в 5, 7 и 9 классах)

Модуль 2 (М-2). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел 4 (Р-4). Основы здорового образа жизни

Раздел 5 (Р-5). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т. д.

Для реализации программы на её изучение необходимо предусмотреть по 1 ч учебного времени в неделю с 5 по 9 классы.

Логичным продолжением усвоения программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.

Для формирования оценки по ОБЖ преподаватель может использовать пособие: Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 классе / научн. руководитель Г. С. Ковалёва; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2006–2009.
2. Тематический план

5–9 классы

модуля, раздела, темы

Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

122

Р-1

Основы комплексной безопасности

80

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

24

Тема 2

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

25

Тема 3

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

31

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

22

Тема 4

Организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

Тема 5

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

5

Тема 6

Правовые основы защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

14

Р-3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

20

Тема 7

Общие понятия о терроризме и экстремизме

8

Тема 8

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации

3

Тема 9

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

2

Тема 10

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

4

Тема 11

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической экстремистской деятельности

1

Тема 12

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

2

М-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

53

Р-4

Основы здорового образа жизни

31

Тема 13

Здоровый образ жизни и его составляющие

17

Тема 14

Факторы, разрушающие здоровье

11

Тема 15

Правовые аспекты взаимоотношения полов

3

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

22

Тема 16

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

20

Тема 17

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

1

Всего часов

175


3. Содержание учебной программы для 5–9 классов
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова iconПояснительная записка Классы: 11
Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., Просвещение, 2011
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова iconПояснительная записка Классы: 10
Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., Просвещение, 2011
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова iconТематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 9 класс
Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., Просвещение, 2006
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова iconТематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности Классы
Планирование составлено на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей...
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова iconТематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности Классы
Планирование составлено на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей...
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова iconРабочая программа по учебному предмету «обж» 8 класс
Программыобщеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» начальная школа, основная школа, средняя (полная)...
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова iconРабочая программа (базовый уровень) на 2013-2014 учебный год Предмет:...
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, В. А. Васнев //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности....
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск