Скачать 235.72 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса составлена на основе Программыобщеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» начальная школа, основная школа, средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни под общей редакцией А.Т.Смирнова, 1-11 классы. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 110 с. В соответствии с учебным планом на изучение тематики данной программы отведено по одному часу в неделю всего 35 учебных часов Изучение курса направлено на достижение следующей цели: подготовка к успешным действиям по обеспечению безопасности личности,общества и государства,и решениюследующих задач:
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы. Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой, без изменений. Формы организации учебного процесса В рабочей программе учтены различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, с применением презентаций в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, комбинированные, обобщающие уроки. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу обучающихся через информационную, дискуссионную, проектную деятельность, решение познавательных и проблемных заданий. Виды и формы контроля: тестирование, самопроверка, взаимопроверка, фронтальный опрос, задания на выявление операционных жизненных ситуаций, доклад, реферат. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), в том числе на контрольное тестирование – 4 часа. Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта: Основы безопасности жизнедеятельности : учеб.для учащихся 7кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. Ю. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова . - 3-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 189 с. Система оценивания работ разработана для каждой тестовой работы. Система оценивания следующая: От 0 до 50% - «2» От 51 до 70% - «3» От 71 до 95% - «4» От 95 до 100% - «5» Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать: • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие(психологическая уравновешенность, стресс, анатомо-физиологические особенности подростка, взаимоотношения подростка с окружающими); • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; • меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях; • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию; • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации; • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности; • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; • приемы и правила оказания первой медицинской помощи при наружном кровотечении, ушибах и переломах, транспортировки пострадавшего; уметь: • доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья; • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность; • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда); • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания; • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей; • перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации; • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам; • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни; • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм); • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника; • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ (7 КЛАСС) Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера Различные природные явления и причины их возникновения. Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека. Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения. Чрезвычайные ситуации природного характера. Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика. Защита населения от последствий землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защиты от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе и др. Правила безопасного поведения после землетрясения. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы. Предвестники извержения вулканов. Последствия извержения вулканов. Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов. Организация защиты населения от последствий извержения вулканов. Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади. Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней. Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня. Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Общие рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин. 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны — причина возникновения ураганов и бурь. Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду. Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури). Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча. 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения. Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды. Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика, причины возникновения селей. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах. Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому. Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения. Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний. Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия. Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей. Общие понятия и определение стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Особенности психического развития человека в подростковом возрасте. Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, и формирование личности человека. Формирование основных качеств взрослого человека. Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со взрослыми. Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении подростка с родителями, и основные способы их разрешения. Умение слушать собеседника. Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и ее значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола. Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ, 1997 г.). 7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать «скорую помощь». Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Первая медицинская помощь при незначительных ранах. Первая медицинская помощь при сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при артериальном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при венозном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавшего. Календарно - тематическое планирование по ОБЖ в 7 классе.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ: Время тестирования 10-15 минут.
Учебно-методические средства Литература основная - Основы безопасности жизнедеятельности : учеб.для учащихся 7кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. Ю. Хренников под общ. ред. А. Т. Смирнова . - 3-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 189 с. - Основы безопасности жизнедеятельности : 5-9 кл. поуроч разработки / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2008. – 271 с. - Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» начальная школа, основная школа, средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни под общей редакцией А.Т.Смирнова, 1-11 классы. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2008. - Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплект тестовых заданий для учащихся 5-6 классов./Соловьев С.С. – М.: Интелект-Центр, 2001 г., 120 с. - Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности: Кн. Для учителя/Сост. А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. Ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с. - Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни подростка на уроках ОБЖ. 5-9 классы: Методическое пособие для учителя. _ М., : Вента-Граф, 2005. – 112 с. Литература дополнительная - Учебно-материальная база ОБЖ. Методическое пособие / Составители В. М. Петруленко, В. В. Полишко. – М.: Издательский центр №Вентана-Граф», 1998. – 128 с. - Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. 64 с. - Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл. : учеб.-метод. Пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М. : Дрофа, 2004. – 80 с. - Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие. Книга 1. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2007. – 544 с. - Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие. Книга 2. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2007. – 528 с. - Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие. Книга 1. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2007. –768 с. Оборудование и приборы: - Набор плакатов «Действия населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» издательство «Армпресс»; - Комплект плакатов «Уголок гражданской обороны» - Комплект плакатов «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»; - комплект таблиц «Школа против террора» - противогаз ГП 5; - дозиметр ДП 63-А, дозиметр ДП – 5А; - Индивидуальная аптечка АИ; Электронные ресурсы: - http://www.bezopasnost.edu66.ru - Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Все Безопасности Жизнедеятельности; - http://www.hardtime.ru – Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях; - http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности; - http://www.school-obz.org/topics/bzd/html - Информационно-методические издания для преподавателей ОБЖ-МЧС России; http://personal-safety.redut-7.ru – Личная безопасность; - http://www.opasno.net – Энциклопедия безопасности; - http://www.gov.ed.ru – Русский образовательный портал; - http://www.beluno.ru – Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области; - http://www.ipkps.bsu.edu.ru/ - Белгородский институт ПКППС; - http://www.uroki.ru – образовательный портал «Учеба»; - http://www.km.ru – Портал компании «Кирилл и Мефодий»; - http://www.courier.com.ru – Журнал «Курьер образования»; - http://www.vestnik.edu.ru – Журнал «Вестник образования». |
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса разработана на основе программы для общеобразовательных... | Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» Л. П. Анастасовой, П. В. Ижевского, Н. В. Иванова., входящей в умк «Школа России». (Школа... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» Программыобщеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» начальная школа, основная школа, средняя (полная)... | Рабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности Количество часов по программе 34часа Класс 7 Учитель высшей категории... | ||
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,... | Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» ... | ||
Рабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11... «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,... | Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных... | ||
Рабочая программа По учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»,... Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной... | Рабочая программа по предмету «Основам безопасности жизнедеятельности» Обж для основного общего образования, авторской программы по обж а. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности».... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | Рабочая программа по учебному курсу «обж» для 8 класса Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа элективный учебный предмет по Основам безопасности... Программа элективного учебного предмета «Основы подготовки к военной службе» предназначена для учащихся 11-х классов, рассчитана... |