Скачать 249.87 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса составлена на основе Программыобщеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» начальная школа, основная школа, средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни под общей редакцией А.Т.Смирнова, 1-11 классы. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 110 с. В соответствии с учебным планом на изучение тематики данной программы отведено по одному часу в неделю всего 35 учебных часов. Изучение курса направлено на достижение следующей цели: подготовка к успешным действиям по обеспечению безопасности личности,общества и государства,и решениюследующих задач:
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы. Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой, без изменений. Формы организации учебного процесса В рабочей программе учтены различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, с применением презентаций в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, комбинированные, обобщающие уроки. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу обучающихся через информационную, дискуссионную, проектную деятельность, решение познавательных и проблемных заданий. Виды и формы контроля: тестирование, самопроверка, взаимопроверка, фронтальный опрос, задания на выявление операционных жизненных ситуаций, доклад, реферат. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), в том числе на контрольное тестирование – 3 часа. Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта: Основы безопасности жизнедеятельности : учеб.для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. Ю. Хренников под общ. ред. А. Т. Смирнова . - 5-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 171 с. Система оценивания работ разработана для каждой тестовой работы. Система оценивания следующая: От 0 до 50% - «2» От 51 до 70% - «3» От 71 до 95% - «4» От 95 до 100% - «5» Требования к уровню подготовки выпускников 5 класса В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать: • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие(условия укрепления здоровья,гигиена питания и профилактика вредных привычек); • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности дома и на улице; • меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях,на воде; • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера; • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации; • общие правила поведения в чрезвычайных ситуациях; • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; • приемы и правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений, при отравлениях; уметь: • доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья; • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность; • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда); • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания; • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей; • перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации; • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам; • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни; • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм); • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника; • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ (5 КЛАСС) Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе. Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике. Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды. Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе (со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком). Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. 2. Опасные ситуации техногенного характера Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. Пешеход — участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом. Транспортное средство и водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедист — водитель транспортного средства (велосипеда). Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге. Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом. 3. Опасные ситуации природного характера Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.
Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут, движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице. Раздел II. Чрезвычайные ситуации 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно опасных объектах, аварии на пожаровзрывоопасных объектах, аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Организация эвакуации населения. Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности. Раздел III. Основы здорового образа жизни 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основные составляющие здорового образа жизни. Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой. Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания. Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для совершенствования духовных и физических качеств. Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения. Алкоголь — наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков. Собеседования на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек». Обсуждаемые вопросы: 1. Влияние курения и употребления спиртных напитков на развитие человека, на его физические и умственные способности. 2. Почему курение и употребление спиртных напитков не совместимо с занятиями физической культурой и спортом? 3. Как подготовить себя к тому, чтобы твердо сказать «нет!», когда предлагают сигарету или спиртное. Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи. Ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила ее вызова. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома. Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении. Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином, угарным газом. Календарно - тематическое планирование по ОБЖ в 5 классе.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ: Время тестирования 10-15 минут.
Учебно-методические средства Литература основная - Основы безопасности жизнедеятельности : учеб.для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. Ю. Хренников под общ. ред. А. Т. Смирнова . - 5-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 171 с. - Основы безопасности жизнедеятельности : 5-9 кл. поуроч разработки / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2008. – 271 с. - Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» начальная школа, основная школа, средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни под общей редакцией А.Т.Смирнова, 1-11 классы. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2008. - Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплект тестовых заданий для учащихся 5-6 классов./Соловьев С.С. – М.: Интелект-Центр, 2001 г., 120 с. - Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности: Кн. Для учителя/ Сост. А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. Ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с. - Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни подростка на уроках ОБЖ. 5-9 классы: Методическое пособие для учителя. _ М., : Вента-Граф, 2005. – 112 с. - Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях: Кн. Для учителя. – М. : Просвещение, 2000. – 96 с. Литература дополнительная - Безопасность дорожного движения : программы для системы доп. образования детей / ( В. А. Лобашкина, Д. Е. Яковлев, Б. О. Хренников, М. В. Маслов) ; под ред. П.В. Ижевского. – М. : Просвещение, 2009. – 47 с. - Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников/ Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 160 с. - Выживание в городе. Выживание на море: Палкевич Я.Е., - М.: Карвет, 1992. – 23 с. - Учебно-материальная база ОБЖ. Методическое пособие / Составители В. М. Петруленко, В. В. Полишко. – М.: Издательский центр №Вентана-Граф», 1998. – 128 с. - Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл. : учеб.-метод. Пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М. : Дрофа, 2004. – 80 с. - Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие. Книга 1. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2007. – 544 с. - Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие. Книга 2. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2007. – 528 с. - Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие. Книга 1. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2007. –768 с. - Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. 64 с. - Титов С. В., Шабаев Г. И. тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 176 с. Оборудование и приборы: - Набор плакатов «Действия населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» издательство «Армпресс»; - Комплект плакатов «Уголок гражданской обороны» - Раздаточный материал по гражданской обороне для 9-10 классов; - Комплект плакатов «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»; - комплект таблиц «Школа против террора» - противогаз ГП 5; - дозиметр ДП 63-А, дозиметр ДП – 5А; - Индивидуальная аптечка АИ; - Компас Электронные ресурсы: - http://www.bezopasnost.edu66.ru - Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Все Безопасности Жизнедеятельности; - http://www.hardtime.ru – Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях; - http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности; - http://www.school-obz.org/topics/bzd/html - Информационно-методические издания для преподавателей ОБЖ-МЧС России; http://personal-safety.redut-7.ru – Личная безопасность; - http://www.opasno.net – Энциклопедия безопасности; - http://www.gov.ed.ru – Русский образовательный портал; - http://www.beluno.ru – Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области; - http://www.ipkps.bsu.edu.ru/ - Белгородский институт ПКППС; - http://www.uroki.ru – образовательный портал «Учеба»; - http://www.km.ru – Портал компании «Кирилл и Мефодий»; - http://www.courier.com.ru – Журнал «Курьер образования»; - http://www.vestnik.edu.ru – Журнал «Вестник образования». |
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса разработана на основе программы для общеобразовательных... | Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» Л. П. Анастасовой, П. В. Ижевского, Н. В. Иванова., входящей в умк «Школа России». (Школа... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» Программыобщеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» начальная школа, основная школа, средняя (полная)... | Рабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности Количество часов по программе 34часа Класс 7 Учитель высшей категории... | ||
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,... | Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» ... | ||
Рабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11... «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,... | Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных... | ||
Рабочая программа По учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»,... Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной... | Рабочая программа по предмету «Основам безопасности жизнедеятельности» Обж для основного общего образования, авторской программы по обж а. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности».... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | Рабочая программа по учебному курсу «обж» для 8 класса Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа элективный учебный предмет по Основам безопасности... Программа элективного учебного предмета «Основы подготовки к военной службе» предназначена для учащихся 11-х классов, рассчитана... |